Формирование системы оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин (на примере ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие качества образования в профессиональной образовательной
организации 6
1.2. Проблема оценки качества образования 10
1.3. Особенности государственного контроля качества образования 13
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» 20
2.1. Общая характеристика колледжа 20
2.2. Качество подготовки обучающихся по экономическим дисциплинам
ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука 37
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ 54
3.1. Предложения по совершенствованию внутренней системы оценки качества
образования 54
3.2. Оценка мероприятий по повышению качества подготовки студентов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Приложения
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие качества образования в профессиональной образовательной
организации 6
1.2. Проблема оценки качества образования 10
1.3. Особенности государственного контроля качества образования 13
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» 20
2.1. Общая характеристика колледжа 20
2.2. Качество подготовки обучающихся по экономическим дисциплинам
ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука 37
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ 54
3.1. Предложения по совершенствованию внутренней системы оценки качества
образования 54
3.2. Оценка мероприятий по повышению качества подготовки студентов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Приложения
Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов учебных заведений и образовательных программ. Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления образовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, разнообразии сети образовательных учреждений, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений.
Проблема качества образования волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Многие развитые Саны обеспокоены современным состоянием образования и предпринимают попытки повысить его качество. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями современности. Для того, чтобы не утратить достижения российской системы образования при всех изменениях в образовании, создать условия для самореализации и развития личности, необходимо обеспечить управление качеством образования на всех уровнях.
Субъектами образовательного процесса являются руководители образовательных организаций, педагоги, обучающиеся, родители. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом. Управление основано на системном знании субъектом, как протекает управляемый процесс.
Таким образом, проблема исследования порождена социально значимыми противоречиями между неудовлетворенностью качеством современного образования, потребностью в постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями системы образования разрешить эти противоречия.
На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности системы управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, мониторинг образовательного процесса, контроль внутри образовательного учреждения и др.
Цель данной работы: провести анализ системы оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин на примере ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука и предложить пути повышения качества обучения.
Объект исследования: качество образования студентов ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука при изучении экономических дисциплин.
Предмет исследования: система оценки качества обучения студентов.
Задачи исследования:
• изучить научно-педагогическую литературу по проблеме качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин;
• провести мониторинг качества образования студентов;
• разработать рекомендации по повышению качества образования студентов ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука при изучении экономических дисциплин.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, теории управления и др., научные работы и справочно-аналитические материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.
Гипотеза исследования. Разработка новых подходов к формированию системы оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин на примере профессиональной образовательной организации и рекомендаций по совершенствованию данной системы позволит повысить эффективность качества подготовки студентов.
Выпускная квалификационная работа изложена на 91 страницах, содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы системы оценивания качества образования в профессиональной образовательной организации, особенности государственного контроля качества образования.
Во второй главе анализируется образовательная и воспитательная деятельность ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука и проведено исследование качества подготовки обучающихся по экономическим дисциплинам.
В третьей главе работы решается задача разработки рекомендаций по совершенствованию системы оценки качества обучения ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Работа имеет практическую значимость, которая может быть использована в практической деятельности ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Проблема качества образования волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Многие развитые Саны обеспокоены современным состоянием образования и предпринимают попытки повысить его качество. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями современности. Для того, чтобы не утратить достижения российской системы образования при всех изменениях в образовании, создать условия для самореализации и развития личности, необходимо обеспечить управление качеством образования на всех уровнях.
Субъектами образовательного процесса являются руководители образовательных организаций, педагоги, обучающиеся, родители. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом. Управление основано на системном знании субъектом, как протекает управляемый процесс.
Таким образом, проблема исследования порождена социально значимыми противоречиями между неудовлетворенностью качеством современного образования, потребностью в постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями системы образования разрешить эти противоречия.
На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности системы управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, мониторинг образовательного процесса, контроль внутри образовательного учреждения и др.
Цель данной работы: провести анализ системы оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин на примере ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука и предложить пути повышения качества обучения.
Объект исследования: качество образования студентов ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука при изучении экономических дисциплин.
Предмет исследования: система оценки качества обучения студентов.
Задачи исследования:
• изучить научно-педагогическую литературу по проблеме качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин;
• провести мониторинг качества образования студентов;
• разработать рекомендации по повышению качества образования студентов ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука при изучении экономических дисциплин.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, теории управления и др., научные работы и справочно-аналитические материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.
Гипотеза исследования. Разработка новых подходов к формированию системы оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин на примере профессиональной образовательной организации и рекомендаций по совершенствованию данной системы позволит повысить эффективность качества подготовки студентов.
Выпускная квалификационная работа изложена на 91 страницах, содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы системы оценивания качества образования в профессиональной образовательной организации, особенности государственного контроля качества образования.
Во второй главе анализируется образовательная и воспитательная деятельность ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука и проведено исследование качества подготовки обучающихся по экономическим дисциплинам.
В третьей главе работы решается задача разработки рекомендаций по совершенствованию системы оценки качества обучения ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Работа имеет практическую значимость, которая может быть использована в практической деятельности ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Целью данной работы был анализ системы оценки качества обучения студентов в колледже и разработка рекомендаций по повышению качества обучения.
В теоретической части работы был проведен анализ литературы по теме исследования, в результате которого был сделан ряд выводов и обобщений.
Практическое использование системы оценки качества строится в соответствии с требованиями ФГОС СПО, законодательными актами Российской Федерации, локальными актами колледжа, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Система оценки качества образования - это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку общеобразовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности школы с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
Основные пользователи результатов системы оценки качества образования: обучающиеся и их родители; администрация колледжа, учредитель; общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
Можно заключить, что разработанные рекомендации по организации внутреннего контроля качества образования в образовательном учреждении будут способствовать качественной оценке образования.
Проведенный анализ деятельности ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука на основании документации выявил, что:
- по качеству предоставляемой услуги учреждение не отстает от своих конкурентов;
- учреждение нуждается в привлечении дополнительных источников финансирования, которые будут способствовать укреплению материальной базы учреждения и социальной защищенности учреждения;
- высокие итоговые результаты воспитанников, их конкурентоспособность на рынке труда свидетельствуют о высоком профессионализме педагогов, их творческом подходе к педагогической деятельности, умением раскрыть творческий потенциал студента и направить его в правильном направлении;
- в колледже не используются такие инновационные средства, как модульная и рейтинговая системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио; наблюдаются ошибки преподавателей при выставлении оценок;
- результат оценки свидетельствует о том, что ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука имеет значительные резервы для совершенствования системы оценки качества обучения.
На основе проведенного анализа были выявлены потенциальные возможности ПОО, которые могут быть использованы в качестве стратегии развития учреждения.
В проектной части ВКР разработаны предложения по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Решение проблем требует формирования на уровне профессиональной образовательной организации целостной системы оценки результатов освоения образовательной программы с указанием конкретных этапов и механизмов оценки общих и профессиональных компетенций. Для этого не обойтись без анализа структуры образовательной программы и требований нормативных документов к результатам реализации соответствующих образовательных программ.
Для выявления потенциала КамСК был проведен SWOT-анализ, выявлены сильные и слабые стороны колледжа по следующим направлениям деятельности:
1. Участие в движении WS.
2. Подготовка по ТОП-50.
3. Методическое обеспечение деятельности в процессе модернизации СПО.
Исходя из проведённого SWOT-анализа сформулированы предложения:
- необходимо сохранение и развитие особенностей и ключевых компетенций колледжа в долгосрочной перспективе;
- существует потребность в обновлении и укреплении материально-технической базы для обеспечения потребности рынка труда и обеспечения инновационного уровня образовательного процесса по всем образовательным программам колледжа;
- необходимо повышение качества образовательных услуг;
- необходимо продолжение интеграционных процессов с образовательными учреждениями, общественными организациями, властью и бизнесом по развитию доступности, адресности и совершенствованию непрерывного образования;
- необходимо развитие инновационного подхода к управлению образовательным процессом, внедрение внутренней системы менеджмента качества.
Определены стратегические задачи развития КамСК - Ресурсного центра Строительной отрасли и ЖКХ, составлена дорожная карта мероприятий по реализации направлений модернизации деятельности КамСК - Ресурсного центра.
Сформулированы показатели/индикаторы эффективности выполнения мероприятий по направлениям деятельности ПОО-ресурсного центра.
Внутренний и внешний мониторинг и оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренние и внешние эксперты)
- социологические опросы потребителей образовательных услуг колледжа (обучающиеся, родители, работодатели и т.д.).
Произведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
По рассчитанным показателям проект предложений экономически эффективен, что является основанием для его принятия и реализации.
Цели и задачи, поставленные выпускной работой были выполнены и реализованы в полной мере.
Таким образом, в ходе реализации предложенных мероприятий ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука значительно улучшит систему оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин.
В теоретической части работы был проведен анализ литературы по теме исследования, в результате которого был сделан ряд выводов и обобщений.
Практическое использование системы оценки качества строится в соответствии с требованиями ФГОС СПО, законодательными актами Российской Федерации, локальными актами колледжа, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Система оценки качества образования - это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку общеобразовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности школы с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
Основные пользователи результатов системы оценки качества образования: обучающиеся и их родители; администрация колледжа, учредитель; общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
Можно заключить, что разработанные рекомендации по организации внутреннего контроля качества образования в образовательном учреждении будут способствовать качественной оценке образования.
Проведенный анализ деятельности ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука на основании документации выявил, что:
- по качеству предоставляемой услуги учреждение не отстает от своих конкурентов;
- учреждение нуждается в привлечении дополнительных источников финансирования, которые будут способствовать укреплению материальной базы учреждения и социальной защищенности учреждения;
- высокие итоговые результаты воспитанников, их конкурентоспособность на рынке труда свидетельствуют о высоком профессионализме педагогов, их творческом подходе к педагогической деятельности, умением раскрыть творческий потенциал студента и направить его в правильном направлении;
- в колледже не используются такие инновационные средства, как модульная и рейтинговая системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио; наблюдаются ошибки преподавателей при выставлении оценок;
- результат оценки свидетельствует о том, что ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука имеет значительные резервы для совершенствования системы оценки качества обучения.
На основе проведенного анализа были выявлены потенциальные возможности ПОО, которые могут быть использованы в качестве стратегии развития учреждения.
В проектной части ВКР разработаны предложения по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Решение проблем требует формирования на уровне профессиональной образовательной организации целостной системы оценки результатов освоения образовательной программы с указанием конкретных этапов и механизмов оценки общих и профессиональных компетенций. Для этого не обойтись без анализа структуры образовательной программы и требований нормативных документов к результатам реализации соответствующих образовательных программ.
Для выявления потенциала КамСК был проведен SWOT-анализ, выявлены сильные и слабые стороны колледжа по следующим направлениям деятельности:
1. Участие в движении WS.
2. Подготовка по ТОП-50.
3. Методическое обеспечение деятельности в процессе модернизации СПО.
Исходя из проведённого SWOT-анализа сформулированы предложения:
- необходимо сохранение и развитие особенностей и ключевых компетенций колледжа в долгосрочной перспективе;
- существует потребность в обновлении и укреплении материально-технической базы для обеспечения потребности рынка труда и обеспечения инновационного уровня образовательного процесса по всем образовательным программам колледжа;
- необходимо повышение качества образовательных услуг;
- необходимо продолжение интеграционных процессов с образовательными учреждениями, общественными организациями, властью и бизнесом по развитию доступности, адресности и совершенствованию непрерывного образования;
- необходимо развитие инновационного подхода к управлению образовательным процессом, внедрение внутренней системы менеджмента качества.
Определены стратегические задачи развития КамСК - Ресурсного центра Строительной отрасли и ЖКХ, составлена дорожная карта мероприятий по реализации направлений модернизации деятельности КамСК - Ресурсного центра.
Сформулированы показатели/индикаторы эффективности выполнения мероприятий по направлениям деятельности ПОО-ресурсного центра.
Внутренний и внешний мониторинг и оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренние и внешние эксперты)
- социологические опросы потребителей образовательных услуг колледжа (обучающиеся, родители, работодатели и т.д.).
Произведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
По рассчитанным показателям проект предложений экономически эффективен, что является основанием для его принятия и реализации.
Цели и задачи, поставленные выпускной работой были выполнены и реализованы в полной мере.
Таким образом, в ходе реализации предложенных мероприятий ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука значительно улучшит систему оценки качества обучения студентов при изучении экономических дисциплин.
Подобные работы
- Деловое общение как фактор формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



