Образование и становление Казанской гимназии в XVIII веке
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Идеи образования и просвещения в Российской империи и Казанской губернии 15
1.1. Опыт гимназического образования в Российской империи
накануне его становления в Казанской губернии 15
1.2. Основание Казанской гимназии
как одного из центров национальной системы образования 28
ГЛАВА 2. Организация учебной и воспитательной работы в Казанской гимназии 38
2.1. Структура, педагогические кадры и студенческий состав
Казанской гимназии 38
2.2. Проекты и программы деятельности,
профессиональная направленность Казанской гимназии 57
2.3. Упадок гимназического образования в Казани, восстановление
Казанской гимназии и создание на её базе Казанского университета 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ГЛАВА 1. Идеи образования и просвещения в Российской империи и Казанской губернии 15
1.1. Опыт гимназического образования в Российской империи
накануне его становления в Казанской губернии 15
1.2. Основание Казанской гимназии
как одного из центров национальной системы образования 28
ГЛАВА 2. Организация учебной и воспитательной работы в Казанской гимназии 38
2.1. Структура, педагогические кадры и студенческий состав
Казанской гимназии 38
2.2. Проекты и программы деятельности,
профессиональная направленность Казанской гимназии 57
2.3. Упадок гимназического образования в Казани, восстановление
Казанской гимназии и создание на её базе Казанского университета 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
Актуальность темы. В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблемой поиск исторического опыта в области российского образования. Все чаще исследователи обращаются к историческому наследию деятельности образовательных учреждений дореволюционного периода с целью понять тенденции развития современных институтов подготовки национальных кадров.
История российского образования как непременного атрибута гражданского общества сегодня подвергается все более глубокому изучению, намечается тенденция к проведению региональных исследований по данной теме.
Казанский университет, недавно отметивший своё 210-летие, не может пройти мимо славной даты - в 2018 году отмечается 260-летие Казанской гимназии, первой гимназии в Казанской провинции, единственной удостоенной титула Императорской.
Гимназия была открыта 21 июля 1758 года «для размножения наук» по указу Сената, в Казани она явилась первой и единственной после Москвы и Петербурга. Инициатива её создания принадлежала первому куратору Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову, двоюродному брату Петра Ивановича - фактического руководителя правительства при императрице Елизаветы Петровны.
Выпускниками Первой Казанской гимназии были Г.Р. Державин, С.Т. Аксаков, А.М. Бутлеров, Н.И. Лобачевский и другие видные деятели российской науки и культуры.
Столица Казанской губернии стала образовательным и культурным центром Поволжья. Выбор Казани в качестве города, где планировалось учреждение третьей гимназии в России, объясняется рядом причин. Во- первых, в силу особенностей геополитического положения и исторического прошлого, Казань являлась одним из самых крупных центров, где соединялись западная и восточная части империи. Во-вторых, это был центр Поволжско-Уральского региона, населённого преимущественно нерусским населением, вследствие чего была необходимость подготовки чиновников, знающих специфику региона и владеющих языками местных народов. В-третьих, наличие в Казани учебных заведений, таких как батальонная и новокрещенская школы, духовная семинария с обширной библиотекой, создавали базу для открытия здесь среднего общеобразовательного учебного заведения, выпускники которого должны были стать источником пополнения студенческого контингента Московского университета.
В целом Казанская гимназия, по мнению исследователей, стала уникальным явлением в истории отечественного образования и культуры. Единственная из российских гимназий, она прошла эволюционный путь длинною в 150 лет, сочетая черты среднего общеобразовательного и высшего профессионального заведения, учитывавшего этнокультурные особенности региона. Её высококвалифицированный педагогический коллектив, активные ученики и знаменитые выпускники формировали образовательную и культурную среду губернского города Казани и всего Поволжско-Уральского региона России.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема изучения национального образования нуждается в исследовании, с точки зрения современности тема приобретает теоретическую и практическую значимость.
Процесс становления системы гимназического образования в Российской империи явился для нас объектом исследования, история Казанской гимназии - предметом исследования.
В ходе исследования нами поставлена цель осмысления исторической роли и значения Казанской гимназии в становлении системы национального образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать анализ традициям гимназического образования в Российской империи накануне становления национальной системы образования в Казанской губернии.
2) Дать историческую справку предпосылок и обстоятельств создания Казанской гимназии как центра национального образования.
3) Дать характеристику особенностям эволюции Казанской гимназии и вкладу ведущих преподавателей и выпускников в образовательную и просветительскую деятельность Казани.
4) Дать оценку исторической роли и значения Казанской гимназии в становлении системы национального образования Волго-Уральского региона России.
Хронологические рамки исследования охватывают временные границы деятельности Казанской гимназии: начальной датой является 1758 год - год открытия Её Императорского Величества Императрицы Всероссийской Елизаветы Петровны в Казани 1-ой гимназии, конечной датой является её закрытие в 1789 году. Хотя целесообразным считается ограничить хронологические рамки до основания Казанского университета и его окончательного разделения с гимназией в 1814 году.
Территориальные рамки охватывают Казанскую губернию - одну из самых обширных административных единиц Среднего Поволжья, площадь которой к середине XVIII веке составляла почти 55 тыс. кв. версты, численность населения достигала более 2 млн. человек. Она обладала огромным потенциалом естественных ресурсов, входила в тройку самых развитых в социально-экономическом и культурном плане периферийных губерний России (Астраханская, Казанская, Симбирская). На территории губернии проживали представители более 30 национальностей, среди них русские, марийцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, евреи, поляки и другие.
Казанская губерния была одним из центров развития образования. В 1758 году здесь была открыта первая Казанская мужская гимназия, к 1918 году их было 27. 24 января 1803 года был образован Казанский учебный округ.
В числе основных методов исследования использовались: логикотеоретический, проблемно-хронологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-типологический, историкогенетический методы.
Обзор источников и литературы. Исторические источники
классифицируются следующим образом.
1) Архивный материал. В работе используются документы, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Татарстан (главным образом, Фонд № 87). В Фонде № 87, Опись № 1 находятся материалы Казанской гимназии. Опись составлена по хронологическому принципу, внутри каждого года дела расположены по значимости. Стоит сказать, что данные материалы несут в себе ценную информацию и позволяют составить представление о 1-ой Казанской гимназии. Из всего перечня документов, сосредоточенных в фонде, мы заострили внимание лишь на тех из них, которые так или иначе связаны с открытием и последующим функционированием гимназии. К таким материалам можно отнести «Описание об открытии Казанской I-ой мужской гимназии в 1758 году и столетнем юбилее её в 1868 году», «Штат с планом о учреждении Казанских гимназий», «Прошения учеников на высочайшее имя» и другие. Эти документы наиболее полно характеризуют ее внутреннюю жизнь (порядок приёма и исключения гимназистов, их поведение, распорядок дня и т.п.).
2) Опубликованные источники. Выявленные нами источники можно условно разделить на несколько групп: а) актовый материал и документы делопроизводства; в) библиографические и справочные издания; г) документы личного происхождения. Остановимся на каждой из них более подробно.
Законодательные акты, а также близко к ним примыкающие источники нормативного характера в своём большинстве опубликованы. В данной работе мы использовали документы, которые вошли в состав Полного собрания законов Российской империи. А именно материалы, связанные с организацией и деятельностью учебных заведений того времени: «Об
учреждении гимназии в Казани» (1758) , «Устав народным училищам в Российской империи» (1786) . Благодаря этим материалам, мы можем сделать определенные выводы, связанные с организацией и деятельностью учебных заведений того времени. Отметим, что актовый материал характеризует правительственную политику в области образования во второй половине XVIII века, а также отражает её колебания в последующие годы. Вместе с тем, он не освещает в должной степени, каково же было её практическое осуществление.
Особое место среди источников принадлежит материалам для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках, составленным С.В. Рождественским , и, конечно, историческим запискам о Мужской Казанской гимназии, составленным Д.В. Васильевым и В.В. Владимировым , в которых поднимаются серьезные проблемы: приём и отсев учащихся, недостаток учителей, скудная материальная база и т.п. Они содержат ценную информацию, поскольку создавались на основе хранившихся данных в текущих архивах гимназии. Вместе с тем, они требуют критического осмысления, так как их составители опираются на своё видение событий. По построению, форме изложения материала они были во многом схожи, из этого можно сделать предположение, что их содержание и структура задавалась сверху. В них с большими или меньшими подробностями отражены время и обстоятельства учреждения гимназий, сведения об учителях и учениках, учебных планах, состоянии библиотек и коллекций. Что касается концепции авторов, то большинство из них подчеркивало, что гимназия жила и развивалась благодаря заботам верховной власти. Они,
конечно, не могли не признать, что в процессе становления Казанская гимназия сталкивалась с рядом трудностей, однако негативные стороны давались ими бегло, а иногда и вовсе замалчивались. Но, как раз, именно В.В. Владимирову принадлежит первый опыт создания полной истории Казанской гимназии. В 1867-1868 годах выходят две части исследования, которые охватили 50-летний, доуниверситетский, путь развития гимназии. Это и фактологический материал, и историографическое исследование, и источниковая кладовая истории Казанской гимназии.
Работая с очерками, мы ставили перед собой задачу сопоставления фактов. Это стало возможным при использовании архивных данных, о чём речь шла выше. Очерки содержат ценные, подчас уникальные сведения. Особенно это касается участия гимназии в общественно-культурной жизни (чтение сочинений, организация собраний учителей, проводимые в гимназии мероприятия). Правда, эти аспекты освещаются не всегда полно, и в ряде случаев нуждаются в дальнейшем углублённом изучении.
В качестве дополнительных, но важных источников, использовались справочные издания - словари, указатели, каталоги. Например, большая краеведческая работа была в своё время осуществлена Н.П. Загоскиным .
Следующая группа - это источники личного происхождения. К ним, как известно, принято относить частную переписку, дневники, мемуары. Частные письма, написанные непосредственно в изучаемый период, в которых бы отражались различные аспекты функционирования Казанской гимназии, до нас не дошли. Не известны нам и какие-либо дневниковые записи. В то же время, мы располагаем рядом воспоминаний, тех, кто в
7 8
Казанской гимназии учился. Это мемуары Г.Р. Державина , С.Т. Аксакова , К.К. Фойгта .
Заметим, что для данной работы воспоминания позволяют установить ценные бытовые подробности, более точно представить атмосферу в гимназии, выяснить отношение к отдельным преподавателям, досуг гимназистов, рассмотреть их участие в жизни гимназии.
Говоря в целом о комплексе немногочисленных источников, имеющихся в нашем распоряжении, отметим, что он позволяет раскрыть такой важный вопрос как осуществление правительственной программы в области просвещения и, прежде всего в сфере гимназического образования. Представить сильные и слабые стороны функционирования 1-ой Казанской гимназии, а также определить её значение в просвещении, показать участие в общественно-культурной жизни страны в целом.
Использованная нами литература может быть классифицирована следующим образом.
1) Учебная и справочная литература. Например, Педагогическая библиография, где содержатся материалы по Казанской гимназии , Татарская народная педагогика (Казань, 1998-1999), Татарский энциклопедический словарь (Казань, 1999), и др.
2) Труды общего характера. Например, Концептуальные основы национального просвещения Республики Татарстан; Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан,
подготовленная Центром истории и теории национального образования
12
Института истории АН РТ, и др.
3) Интернет-ресурсы. Например, сведения по Казанскому педагогическому университету (материалы Национальной библиотеки Республики Татарстан); Антология татарской педагогической мысли (материалы Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ); Проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме на примере Республики Татарстан (материалы того же Центра), и др. .
4) Специалъные исследования. Заметим, в литературе рассматривались различные аспекты становления и развития гимназического образования как в России в целом, так и на территории Казанской губернии. Этот важный вопрос нельзя изучать вне правительственной политики в области просвещения, которая со второй половины XVIII века являлась неотъемлемой частью политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины
II. Этим можно объяснить обращение ещё дореволюционных авторов к комплексу задуманных и осуществленных преобразований, к примеру, это касается авторов Д.И. Нагуевского и С.В. Рождественского . Историк Н.Н. Булич писал, что до них ни один их казанских учёных кроме как Артемьев А.И. в работе «Казанские гимназии в XVIII столетии» не сделал так много для истории края. Рассматривая историю Казанской гимназии во второй половине XVIII века, он вплотную подошёл к проблеме изучения внутреннего устройства гимназии и её особенностей, автор стремился показать значимость этого учебного заведения для развития Казанской губернии .
Эти вопросы в той или иной степени поднимаются в ряде специальных работ, написанных как историками, так и педагогами. Здесь можно выделить работы советских историков А.В. Западова , Г.П. Макогоненко , М.В. Сычева-Михайлова .
Чёткую связь между предполагавшимися преобразованиями и необходимостью просвещения народа выразили современные авторы А.Б. Каменский «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой» , О.А. Омельченко «Законная монархия Екатерины Второй: Просвещенный
абсолютизм в России» . Преимуществом названных работ является то, что реформа народного просвещения в них рассматривается на фоне изменения общественного развития, связанного с влиянием Западной Европы. При этом обосновывается закономерность этих преобразований, начало которым было положено в начале XVIII века.
Казанский историк Гузель Вазыховна Ибнеева считает, что в этом прослеживается преемственность в реформировании народного образования Елизаветы Петровны, которая была продолжена императрицей Екатериной
II, царствование которой было одним из самых благополучных в истории
22
России, в том числе в области образования и просвещения.
Высокую оценку деятельности императрицы Екатерины II дают немецкие авторы Брикнер А. , Доннерт Э. . Эти историки подчеркивают, что в царствование Екатерины II создавались новые учебные заведения. Однако, не рассмотрены должным образом механизмы разработки и реализации реформы народного просвещения (программы и проекты), а о гимназиях и вовсе говорится лишь вскользь.
За постсоветские десятилетия проблемы становления и развития национального образования в Казанской губернии получили широкое отражение в историко-педагогической литературе. Отметим, что нами использовались исследования, прежде всего, преподавателей Казанского университета, видных представителей науки Татарстана - Астафьева В.В., Вишленковой Е.А., Малышевой С.Ю., Сальниковой А.А., Телишева В.Ф.,
Л с
профессоров Валеева Рамзи Каримовича, Тагирова Индуса Ризаковича. Но самым знаковым и итоговым изданием стал труд авторов И.П. Ермолаева и А.И. Ермолаева «Предшественница Казанского университета (к 250-летию Первой Казанской гимназии)» с подробным исследованием педагогической деятельности первых директоров, формированием учительского коллектива, организации учебного процесса .
Таким образом, об истории образования в России сказано и написано немало. В настоящее время образование становится объектом пристального внимания исследователей, в современной России востребован опыт
дореволюционных образовательных учреждений таких как: гимназии, лицеи, частные школы. Этот опыт по-прежнему остается одним из главных источников информации по развитию отечественного образования и воспитания, многие работы посвящены изучению истории среднего образования второй половины XVIII-XIX веков. Этот период характеризуется изменениями в Российском обществе, когда все сферы жизни были пронизаны идеей политики просвещенного абсолютизма. С этого времени образование становится составляющей реформ государственного устройства. Речь идёт о государственной политике распространения просветительских идей в среде дворянского сословия. Создание новых школ, гимназий, кадетских корпусов и институтов благородных девиц прямое тому подтверждение.
Во второй половине XVIII века гимназическое образование получило своё развитие в одном из крупнейших региональных центров страны - Казанской губернии. Казанская гимназия - четвертая в Российской империи, обязана своим учреждением оживлению научно-педагогической жизни, наступившей после инициатив И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова. Можно выделить различные аспекты, связанные с анализом развития российского образования обозначенной эпохи.
Так сложилось, что современные исследователи отдают предпочтение периоду когда, гимназия уже существовала. При этом упускается из виду, что гимназия возникла раньше и представляет собой не только интерес образовательный, но и академический. Гимназия интересна не только своими программами и уставами, она представляет собой ступень развития образования общеимперского масштаба.
В настоящее время происходит не только накопление, но и осмысление исторического материала по истории отечественной педагогики и проблем
национального образования. В последние десятилетия эти проблемы
28
рассматриваются в контексте современного этапа образования.
Практическая значимость исследования. Материалы работы можно использовать при разработке школьных элективных курсов, чтении специальных курсов по истории становлении национальной системы образования.
Структура работы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, её научный аппарат. Основная часть состоит из двух глав, выделенных по проблемно-хронологическому принципу. В заключении обобщаются итоги исследования, классифицирована библиография.
История российского образования как непременного атрибута гражданского общества сегодня подвергается все более глубокому изучению, намечается тенденция к проведению региональных исследований по данной теме.
Казанский университет, недавно отметивший своё 210-летие, не может пройти мимо славной даты - в 2018 году отмечается 260-летие Казанской гимназии, первой гимназии в Казанской провинции, единственной удостоенной титула Императорской.
Гимназия была открыта 21 июля 1758 года «для размножения наук» по указу Сената, в Казани она явилась первой и единственной после Москвы и Петербурга. Инициатива её создания принадлежала первому куратору Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову, двоюродному брату Петра Ивановича - фактического руководителя правительства при императрице Елизаветы Петровны.
Выпускниками Первой Казанской гимназии были Г.Р. Державин, С.Т. Аксаков, А.М. Бутлеров, Н.И. Лобачевский и другие видные деятели российской науки и культуры.
Столица Казанской губернии стала образовательным и культурным центром Поволжья. Выбор Казани в качестве города, где планировалось учреждение третьей гимназии в России, объясняется рядом причин. Во- первых, в силу особенностей геополитического положения и исторического прошлого, Казань являлась одним из самых крупных центров, где соединялись западная и восточная части империи. Во-вторых, это был центр Поволжско-Уральского региона, населённого преимущественно нерусским населением, вследствие чего была необходимость подготовки чиновников, знающих специфику региона и владеющих языками местных народов. В-третьих, наличие в Казани учебных заведений, таких как батальонная и новокрещенская школы, духовная семинария с обширной библиотекой, создавали базу для открытия здесь среднего общеобразовательного учебного заведения, выпускники которого должны были стать источником пополнения студенческого контингента Московского университета.
В целом Казанская гимназия, по мнению исследователей, стала уникальным явлением в истории отечественного образования и культуры. Единственная из российских гимназий, она прошла эволюционный путь длинною в 150 лет, сочетая черты среднего общеобразовательного и высшего профессионального заведения, учитывавшего этнокультурные особенности региона. Её высококвалифицированный педагогический коллектив, активные ученики и знаменитые выпускники формировали образовательную и культурную среду губернского города Казани и всего Поволжско-Уральского региона России.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема изучения национального образования нуждается в исследовании, с точки зрения современности тема приобретает теоретическую и практическую значимость.
Процесс становления системы гимназического образования в Российской империи явился для нас объектом исследования, история Казанской гимназии - предметом исследования.
В ходе исследования нами поставлена цель осмысления исторической роли и значения Казанской гимназии в становлении системы национального образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать анализ традициям гимназического образования в Российской империи накануне становления национальной системы образования в Казанской губернии.
2) Дать историческую справку предпосылок и обстоятельств создания Казанской гимназии как центра национального образования.
3) Дать характеристику особенностям эволюции Казанской гимназии и вкладу ведущих преподавателей и выпускников в образовательную и просветительскую деятельность Казани.
4) Дать оценку исторической роли и значения Казанской гимназии в становлении системы национального образования Волго-Уральского региона России.
Хронологические рамки исследования охватывают временные границы деятельности Казанской гимназии: начальной датой является 1758 год - год открытия Её Императорского Величества Императрицы Всероссийской Елизаветы Петровны в Казани 1-ой гимназии, конечной датой является её закрытие в 1789 году. Хотя целесообразным считается ограничить хронологические рамки до основания Казанского университета и его окончательного разделения с гимназией в 1814 году.
Территориальные рамки охватывают Казанскую губернию - одну из самых обширных административных единиц Среднего Поволжья, площадь которой к середине XVIII веке составляла почти 55 тыс. кв. версты, численность населения достигала более 2 млн. человек. Она обладала огромным потенциалом естественных ресурсов, входила в тройку самых развитых в социально-экономическом и культурном плане периферийных губерний России (Астраханская, Казанская, Симбирская). На территории губернии проживали представители более 30 национальностей, среди них русские, марийцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, евреи, поляки и другие.
Казанская губерния была одним из центров развития образования. В 1758 году здесь была открыта первая Казанская мужская гимназия, к 1918 году их было 27. 24 января 1803 года был образован Казанский учебный округ.
В числе основных методов исследования использовались: логикотеоретический, проблемно-хронологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-типологический, историкогенетический методы.
Обзор источников и литературы. Исторические источники
классифицируются следующим образом.
1) Архивный материал. В работе используются документы, хранящиеся в Национальном Архиве Республики Татарстан (главным образом, Фонд № 87). В Фонде № 87, Опись № 1 находятся материалы Казанской гимназии. Опись составлена по хронологическому принципу, внутри каждого года дела расположены по значимости. Стоит сказать, что данные материалы несут в себе ценную информацию и позволяют составить представление о 1-ой Казанской гимназии. Из всего перечня документов, сосредоточенных в фонде, мы заострили внимание лишь на тех из них, которые так или иначе связаны с открытием и последующим функционированием гимназии. К таким материалам можно отнести «Описание об открытии Казанской I-ой мужской гимназии в 1758 году и столетнем юбилее её в 1868 году», «Штат с планом о учреждении Казанских гимназий», «Прошения учеников на высочайшее имя» и другие. Эти документы наиболее полно характеризуют ее внутреннюю жизнь (порядок приёма и исключения гимназистов, их поведение, распорядок дня и т.п.).
2) Опубликованные источники. Выявленные нами источники можно условно разделить на несколько групп: а) актовый материал и документы делопроизводства; в) библиографические и справочные издания; г) документы личного происхождения. Остановимся на каждой из них более подробно.
Законодательные акты, а также близко к ним примыкающие источники нормативного характера в своём большинстве опубликованы. В данной работе мы использовали документы, которые вошли в состав Полного собрания законов Российской империи. А именно материалы, связанные с организацией и деятельностью учебных заведений того времени: «Об
учреждении гимназии в Казани» (1758) , «Устав народным училищам в Российской империи» (1786) . Благодаря этим материалам, мы можем сделать определенные выводы, связанные с организацией и деятельностью учебных заведений того времени. Отметим, что актовый материал характеризует правительственную политику в области образования во второй половине XVIII века, а также отражает её колебания в последующие годы. Вместе с тем, он не освещает в должной степени, каково же было её практическое осуществление.
Особое место среди источников принадлежит материалам для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках, составленным С.В. Рождественским , и, конечно, историческим запискам о Мужской Казанской гимназии, составленным Д.В. Васильевым и В.В. Владимировым , в которых поднимаются серьезные проблемы: приём и отсев учащихся, недостаток учителей, скудная материальная база и т.п. Они содержат ценную информацию, поскольку создавались на основе хранившихся данных в текущих архивах гимназии. Вместе с тем, они требуют критического осмысления, так как их составители опираются на своё видение событий. По построению, форме изложения материала они были во многом схожи, из этого можно сделать предположение, что их содержание и структура задавалась сверху. В них с большими или меньшими подробностями отражены время и обстоятельства учреждения гимназий, сведения об учителях и учениках, учебных планах, состоянии библиотек и коллекций. Что касается концепции авторов, то большинство из них подчеркивало, что гимназия жила и развивалась благодаря заботам верховной власти. Они,
конечно, не могли не признать, что в процессе становления Казанская гимназия сталкивалась с рядом трудностей, однако негативные стороны давались ими бегло, а иногда и вовсе замалчивались. Но, как раз, именно В.В. Владимирову принадлежит первый опыт создания полной истории Казанской гимназии. В 1867-1868 годах выходят две части исследования, которые охватили 50-летний, доуниверситетский, путь развития гимназии. Это и фактологический материал, и историографическое исследование, и источниковая кладовая истории Казанской гимназии.
Работая с очерками, мы ставили перед собой задачу сопоставления фактов. Это стало возможным при использовании архивных данных, о чём речь шла выше. Очерки содержат ценные, подчас уникальные сведения. Особенно это касается участия гимназии в общественно-культурной жизни (чтение сочинений, организация собраний учителей, проводимые в гимназии мероприятия). Правда, эти аспекты освещаются не всегда полно, и в ряде случаев нуждаются в дальнейшем углублённом изучении.
В качестве дополнительных, но важных источников, использовались справочные издания - словари, указатели, каталоги. Например, большая краеведческая работа была в своё время осуществлена Н.П. Загоскиным .
Следующая группа - это источники личного происхождения. К ним, как известно, принято относить частную переписку, дневники, мемуары. Частные письма, написанные непосредственно в изучаемый период, в которых бы отражались различные аспекты функционирования Казанской гимназии, до нас не дошли. Не известны нам и какие-либо дневниковые записи. В то же время, мы располагаем рядом воспоминаний, тех, кто в
7 8
Казанской гимназии учился. Это мемуары Г.Р. Державина , С.Т. Аксакова , К.К. Фойгта .
Заметим, что для данной работы воспоминания позволяют установить ценные бытовые подробности, более точно представить атмосферу в гимназии, выяснить отношение к отдельным преподавателям, досуг гимназистов, рассмотреть их участие в жизни гимназии.
Говоря в целом о комплексе немногочисленных источников, имеющихся в нашем распоряжении, отметим, что он позволяет раскрыть такой важный вопрос как осуществление правительственной программы в области просвещения и, прежде всего в сфере гимназического образования. Представить сильные и слабые стороны функционирования 1-ой Казанской гимназии, а также определить её значение в просвещении, показать участие в общественно-культурной жизни страны в целом.
Использованная нами литература может быть классифицирована следующим образом.
1) Учебная и справочная литература. Например, Педагогическая библиография, где содержатся материалы по Казанской гимназии , Татарская народная педагогика (Казань, 1998-1999), Татарский энциклопедический словарь (Казань, 1999), и др.
2) Труды общего характера. Например, Концептуальные основы национального просвещения Республики Татарстан; Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан,
подготовленная Центром истории и теории национального образования
12
Института истории АН РТ, и др.
3) Интернет-ресурсы. Например, сведения по Казанскому педагогическому университету (материалы Национальной библиотеки Республики Татарстан); Антология татарской педагогической мысли (материалы Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ); Проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме на примере Республики Татарстан (материалы того же Центра), и др. .
4) Специалъные исследования. Заметим, в литературе рассматривались различные аспекты становления и развития гимназического образования как в России в целом, так и на территории Казанской губернии. Этот важный вопрос нельзя изучать вне правительственной политики в области просвещения, которая со второй половины XVIII века являлась неотъемлемой частью политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины
II. Этим можно объяснить обращение ещё дореволюционных авторов к комплексу задуманных и осуществленных преобразований, к примеру, это касается авторов Д.И. Нагуевского и С.В. Рождественского . Историк Н.Н. Булич писал, что до них ни один их казанских учёных кроме как Артемьев А.И. в работе «Казанские гимназии в XVIII столетии» не сделал так много для истории края. Рассматривая историю Казанской гимназии во второй половине XVIII века, он вплотную подошёл к проблеме изучения внутреннего устройства гимназии и её особенностей, автор стремился показать значимость этого учебного заведения для развития Казанской губернии .
Эти вопросы в той или иной степени поднимаются в ряде специальных работ, написанных как историками, так и педагогами. Здесь можно выделить работы советских историков А.В. Западова , Г.П. Макогоненко , М.В. Сычева-Михайлова .
Чёткую связь между предполагавшимися преобразованиями и необходимостью просвещения народа выразили современные авторы А.Б. Каменский «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой» , О.А. Омельченко «Законная монархия Екатерины Второй: Просвещенный
абсолютизм в России» . Преимуществом названных работ является то, что реформа народного просвещения в них рассматривается на фоне изменения общественного развития, связанного с влиянием Западной Европы. При этом обосновывается закономерность этих преобразований, начало которым было положено в начале XVIII века.
Казанский историк Гузель Вазыховна Ибнеева считает, что в этом прослеживается преемственность в реформировании народного образования Елизаветы Петровны, которая была продолжена императрицей Екатериной
II, царствование которой было одним из самых благополучных в истории
22
России, в том числе в области образования и просвещения.
Высокую оценку деятельности императрицы Екатерины II дают немецкие авторы Брикнер А. , Доннерт Э. . Эти историки подчеркивают, что в царствование Екатерины II создавались новые учебные заведения. Однако, не рассмотрены должным образом механизмы разработки и реализации реформы народного просвещения (программы и проекты), а о гимназиях и вовсе говорится лишь вскользь.
За постсоветские десятилетия проблемы становления и развития национального образования в Казанской губернии получили широкое отражение в историко-педагогической литературе. Отметим, что нами использовались исследования, прежде всего, преподавателей Казанского университета, видных представителей науки Татарстана - Астафьева В.В., Вишленковой Е.А., Малышевой С.Ю., Сальниковой А.А., Телишева В.Ф.,
Л с
профессоров Валеева Рамзи Каримовича, Тагирова Индуса Ризаковича. Но самым знаковым и итоговым изданием стал труд авторов И.П. Ермолаева и А.И. Ермолаева «Предшественница Казанского университета (к 250-летию Первой Казанской гимназии)» с подробным исследованием педагогической деятельности первых директоров, формированием учительского коллектива, организации учебного процесса .
Таким образом, об истории образования в России сказано и написано немало. В настоящее время образование становится объектом пристального внимания исследователей, в современной России востребован опыт
дореволюционных образовательных учреждений таких как: гимназии, лицеи, частные школы. Этот опыт по-прежнему остается одним из главных источников информации по развитию отечественного образования и воспитания, многие работы посвящены изучению истории среднего образования второй половины XVIII-XIX веков. Этот период характеризуется изменениями в Российском обществе, когда все сферы жизни были пронизаны идеей политики просвещенного абсолютизма. С этого времени образование становится составляющей реформ государственного устройства. Речь идёт о государственной политике распространения просветительских идей в среде дворянского сословия. Создание новых школ, гимназий, кадетских корпусов и институтов благородных девиц прямое тому подтверждение.
Во второй половине XVIII века гимназическое образование получило своё развитие в одном из крупнейших региональных центров страны - Казанской губернии. Казанская гимназия - четвертая в Российской империи, обязана своим учреждением оживлению научно-педагогической жизни, наступившей после инициатив И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова. Можно выделить различные аспекты, связанные с анализом развития российского образования обозначенной эпохи.
Так сложилось, что современные исследователи отдают предпочтение периоду когда, гимназия уже существовала. При этом упускается из виду, что гимназия возникла раньше и представляет собой не только интерес образовательный, но и академический. Гимназия интересна не только своими программами и уставами, она представляет собой ступень развития образования общеимперского масштаба.
В настоящее время происходит не только накопление, но и осмысление исторического материала по истории отечественной педагогики и проблем
национального образования. В последние десятилетия эти проблемы
28
рассматриваются в контексте современного этапа образования.
Практическая значимость исследования. Материалы работы можно использовать при разработке школьных элективных курсов, чтении специальных курсов по истории становлении национальной системы образования.
Структура работы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, её научный аппарат. Основная часть состоит из двух глав, выделенных по проблемно-хронологическому принципу. В заключении обобщаются итоги исследования, классифицирована библиография.
Возвращаясь к цели и постановке задач, отметим некоторые итоги нашего исследования.
Споры, затрагивающие взаимоотношения власти, общества и школы в России во второй половине XVIII века, и круг источников, позволяющих подойти к их решению, определяют основные пути дальнейшего исследования поставленной темы. Становится все более очевидным, что реформа школы, осуществленная в России в период правления Екатерины II, была нацелена не только на удовлетворение потребностей дня, но и на стратегическую перспективу постепенной модернизации традиционного строя русской жизни. В этом отношении реформирование сыграло важную роль в интеллектуальной и идейной подготовке будущих Великих реформ.
Имеющийся в нашем распоряжении комплекс источников и известная литература позволяют раскрыть такие важные вопросы как: осуществление правительственной программы в области просвещения в Казанской губернии на примере 1-ой Казанской гимназии, представить сильные и слабые стороны её функционирования, показать её участие в общественно-культурной жизни страны в целом.
Можно говорить о том, что становление системы гимназического образования в России происходило уже во второй половине XVIII века. Его следует рассматривать как важное явление, которое в первой четверти XIX века стало неотъемлемой частью общего образовательного курса. Примером этому и служит история 1 -ой мужской Казанской гимназии. Рассмотрев, ряд вопросов, мы пришли к следующим выводам:
1. Изучение ее истории на начальном этапе показывает суть и характер правительственной политики в области образования и роль гимназий как среднего звена в системе учебных заведений.
2. Реформа в области народного просвещения в период царствования императрицы Екатерины II соответствовала идеям «Просвещенного абсолютизма» и была связана со вступлением России в новый этап своего развития. Создание средних учебных заведений - гимназий, стало основой для дальнейшего реформирования системы высшего образования в XIX столетии.
3. Реализация идей и проектов, создаваемых в этот период, и их воплощение на примере 1-ой Казанской гимназии позволяет утверждать, что правительственная политика в области образования получила широкое распространение, осуществлялся контроль над нравственным воспитанием: создавались новые учебные планы и программы, в курс обучения входили дополнительные предметы, развивающие личностные качества, умения и навыки. Вместе с тем, правительство не спешило поддержать предложения по усовершенствованию образовательного процесса, особенно когда дело касалось воплощения их в жизнь (скудное ассигнование, отсутствие подготовленных учителей, недостаток учебных пособий и т.д.).
4. Важным достижением можно считать включение в курс Казанской гимназии восточных языков, прежде всего, татарского. Это говорит о том, что учебный план строился с учётом местных особенностей. Необходимость изучения этих языков диктовалась практическими нуждами государства. Выпускники гимназии в определенной степени способствовали сближению российского Запада и Востока.
5. Главной задачей 1-ой Казанской гимназии оставалось развитие гимназического образования и воспитания. За сравнительно небольшой период своей истории она подготовила немало выпускников, проявивших себя на педагогическом, научном, военном, административном поприщах, внесших немалый вклад в развитие страны. Благодаря своей деятельности, в последующие годы она стала основой для открытия в Казани университета.
Перечень выделенных проблем, а также обозначенный нами исследовательский материал, обзор части архивных документов и опубликованных источников показывают непреходящую научную значимость продолжения изучения истории образования и воспитания в восточном регионе Российской империи.
СПИСОК
Споры, затрагивающие взаимоотношения власти, общества и школы в России во второй половине XVIII века, и круг источников, позволяющих подойти к их решению, определяют основные пути дальнейшего исследования поставленной темы. Становится все более очевидным, что реформа школы, осуществленная в России в период правления Екатерины II, была нацелена не только на удовлетворение потребностей дня, но и на стратегическую перспективу постепенной модернизации традиционного строя русской жизни. В этом отношении реформирование сыграло важную роль в интеллектуальной и идейной подготовке будущих Великих реформ.
Имеющийся в нашем распоряжении комплекс источников и известная литература позволяют раскрыть такие важные вопросы как: осуществление правительственной программы в области просвещения в Казанской губернии на примере 1-ой Казанской гимназии, представить сильные и слабые стороны её функционирования, показать её участие в общественно-культурной жизни страны в целом.
Можно говорить о том, что становление системы гимназического образования в России происходило уже во второй половине XVIII века. Его следует рассматривать как важное явление, которое в первой четверти XIX века стало неотъемлемой частью общего образовательного курса. Примером этому и служит история 1 -ой мужской Казанской гимназии. Рассмотрев, ряд вопросов, мы пришли к следующим выводам:
1. Изучение ее истории на начальном этапе показывает суть и характер правительственной политики в области образования и роль гимназий как среднего звена в системе учебных заведений.
2. Реформа в области народного просвещения в период царствования императрицы Екатерины II соответствовала идеям «Просвещенного абсолютизма» и была связана со вступлением России в новый этап своего развития. Создание средних учебных заведений - гимназий, стало основой для дальнейшего реформирования системы высшего образования в XIX столетии.
3. Реализация идей и проектов, создаваемых в этот период, и их воплощение на примере 1-ой Казанской гимназии позволяет утверждать, что правительственная политика в области образования получила широкое распространение, осуществлялся контроль над нравственным воспитанием: создавались новые учебные планы и программы, в курс обучения входили дополнительные предметы, развивающие личностные качества, умения и навыки. Вместе с тем, правительство не спешило поддержать предложения по усовершенствованию образовательного процесса, особенно когда дело касалось воплощения их в жизнь (скудное ассигнование, отсутствие подготовленных учителей, недостаток учебных пособий и т.д.).
4. Важным достижением можно считать включение в курс Казанской гимназии восточных языков, прежде всего, татарского. Это говорит о том, что учебный план строился с учётом местных особенностей. Необходимость изучения этих языков диктовалась практическими нуждами государства. Выпускники гимназии в определенной степени способствовали сближению российского Запада и Востока.
5. Главной задачей 1-ой Казанской гимназии оставалось развитие гимназического образования и воспитания. За сравнительно небольшой период своей истории она подготовила немало выпускников, проявивших себя на педагогическом, научном, военном, административном поприщах, внесших немалый вклад в развитие страны. Благодаря своей деятельности, в последующие годы она стала основой для открытия в Казани университета.
Перечень выделенных проблем, а также обозначенный нами исследовательский материал, обзор части архивных документов и опубликованных источников показывают непреходящую научную значимость продолжения изучения истории образования и воспитания в восточном регионе Российской империи.
СПИСОК
Подобные работы
- Школьная реформа Екатерины II
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ИНДОЛОГИИ
В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
(НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Орфография трактата «Китайского графа Сюэ Вынь Цинь Гуна собственные рассуждения о себе самом» 40-х гг. XVIII в.
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Казанское университетское китаеведение XIX века в источниках (на примере рукописного «Лексикона»)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СЪЕЗДЫ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЕВ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАРОДЫ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА И ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ В УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



