Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевой коммуникации у младших школьников
1.1. Теоретические основы изучения речевой коммуникации у младших
школьников 7
1.2. Трудности речевой коммуникации детей с ограниченными
возможностями здоровья 12
1.3. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья 19
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое изучение речевой коммуникации младших школьников с нарушением функции опорно-двигательного аппарата.
2.1. Содержание и организация экспериментального исследования по изучению речевой коммуникации младших школьников с нарушением
функции опорно-двигательного аппарата 27
2.2. Анализ результатов изучения речевой коммуникации младших
школьников с нарушением функции опорно-двигательного аппарата 35
Выводы по 2 главе 44
Глава 3. Проектирование работы по формированию рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
3.1. Формирование речевой коммуникации младших школьников с
нарушением функций опорно-двигательного аппарата 46
3.2. Содержание проекта «Формирование рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением
функций опорно-двигательного аппарата» 49
Выводы по 3 главе 61
Заключение.
Список литературы
Актуальность работы. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в России направлено на полноценное обучение детей, компенсацию их первичных нарушений и развитие речи, однако почти не уделяется времени на успешную социализацию с сфере межличностных отношений. В последствие, у детей данной группы возникают коммуникативные трудности, для преодоления которых родители не могут оказать адекватную помощь, так как не обладают необходимыми знаниями и компетенциями.
В итоге проблему речевой коммуникации дети пытаются решить самостоятельно, однако возможности преодоления данной проблемы у них ограничены. Данные ситуации коммуникативных трудностей предшествуют появлению психологических комплексов, чувства одиночества, актуализации деструктивных форм межличностного поведения.
По этой причине проблема своевременного выявления действующих проблем речевой коммуникации стоит не только перед коррекционным образованием и образованием в целом, но и перед обществом.
Проблема трудности речевой коммуникации рассматривается в трудах Акатова Л.И., Самохваловой А. Г., Лабунской В.А., Менджерицкой Ю.А., Бреус Е.Д., Айшервуд М.М. [1, 2, 18, 30].
Цель исследования: разработать стратегию формирования рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением функции опорно-двигательного аппарата с учетом выявленных трудностей.
Объект исследования: речевая коммуникация детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: особенности речевой коммуникации у детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выявленные
специфические рече-коммуникативные особенности прогностической
способности младших школьников с нарушением функции опорно-двигательного аппарата в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию формирования рече-коммуникативной функции прогностической компетентности в процессе логопедической работы.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи исследования:
1. осуществить теоретический обзор научной и методической литературы;
2. выявить уровень речевой коммуникации;
3. разработать проект по формированию рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования: теоретический анализ, эксперимент,
математическая обработка данных, качественный анализ результатов, проектирование работы.
Методологической основой исследования выступили положения об общих закономерностях развития ребенка в норме и при системных нарушениях (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Р.Е.Левина и др.), также работы по изучению прогностической компетентности (В.Д.Менделевич, Н.П.Ничипоренко, М.М.Солобутина, А.И.Ахметзянова). При анализе коммуникативных характеристик прогностической компетентности особой значимостью обладает концепция Р.М.Фрумкиной, в которой объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением при изучении речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств предстает информация о двухуровневости прогнозирования, раскрытых в работах И.А.Зимней. Помимо прочего труды А.Ф.Присяжной о структуре прогностической компетентности, Д.В.Менделевича о тождественности
понятий «антиципация» и «прогностическая компетентность», Г.М.Андреевой о развитии коммуникации в процессе социализации, о влиянии коммуникации на успешность протекания социализации легли в методологическую основу исследования.
В настоящее время стоит острый вопрос о трудностях речевой коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные трудности не решаются в процессе образовательного и коррекционного обучения, так как на первом месте процесса обучения стоит полноценное обучение детей, компенсацию их первичных нарушений и развитие речи. Однако в последние годы система образования разработала ФГОС, главной задачей которого является социализация детей. Вместе с тем процесс социализации напрямую зависит от уровня речевой коммуникации, следовательно, можно утверждать, что задача ФГОС - преодоления трудностей речевой коммуникации для успешной социализации детей данной группы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами было поставлено ряд задач, которые мы успешно решили, а именно:
- изучили специальную научную литературу;
- определили специальную методику, которая позволила выявить уровень речевой коммуникации. Данной методикой стала «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»;
- провели исследование;
- проанализировали результаты исследования, выявили уровень речевой коммуникации;
- разработали проект по формированию рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Поставленная нами цель - разработать стратегию формирования речекоммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением функции опорно-двигательного аппарата с учетом выявленных трудностей - успешно достигнута.
В ходе проведенного исследования было установлено, что у детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата:
- низкий уровень речевой коммуникации в критериях Максимальной / минимальной вербализации прогноза, Полноты / бедности речеязыковых средств, Наличия / отсутствия в прогнозе прямой речи
- низкий уровень речевой коммуникации в социально-значимых сферах, а именно сферы отношение к учебе, отношение со сверстниками, отношение со взрослыми, виртуальное общение, отношение к болезни, отношение в семье;
- низкий уровень в ситуациях учебной и внеучебной деятельности.
После изучения результатов констатирующего эксперимента нами
были выявлены недостаточно сформированные сферы речекоммуникативной функции детей младшего школьного возраста с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. С целью преодоления выявленных нарушений мы разработали коррекционно-образовательный проект по формированию рече-коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников, представляющий из себя перечень упражнений, которые способствуют формированию речевой коммуникации в социально-значимых сферах учебной и внеучебной деятельности с использованием прогностических задач.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Л.И. Актова. - М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2003. — 368 с.
2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: учебно-методическое пособие. / М.М. Айшервуд. - М.: Инфра-М, 2010. - 88 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов: учеб. упр. по грамматике англ. Яз / О.С. Ахманова. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. 607 с.
4. Ахметзянова А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушением в развитии: науч. статья / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. -
2017. - Т. 21 - № 3. - С. 489-504.
5. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та. - 2017. - 46 с.
6. Власова Г.И. Социализация младших школьников в современной институциональной среде: автреф. дис. канд. пед. наук / Г.И. Власова. - Спб.: НУ «Центр стратегических исследований». - 2016. - 137 с.
7. 10. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.3. -
С. 2-198.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии: учеб. для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Издательский центр «Лань», 2003. - 656с
9. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концеации и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: дис. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 / Гончарова Ольга Львовна; Каз. гос. ун-т. - Казань, 2003. - 173 с.
10. Денисова О.Л. Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья: науч. статья / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета - 2012. - № 4. - Т.3. - С.97- 101.
11. Денисова О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте: науч. статья / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. // Вестник Череповецкого государственного университета - 2012. - № 1 (36). - Т.1. - С.98-102.
12. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ: науч. статья / Ю.Н. Елисеева // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 959-964.
13. Заврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности: науч. статья / Г.Ф. Заврилычева // Начальная школа. 2008. - № 1. - С. 190
14. Зиатдинова Г.Р. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности науч. статья / Г.Р. Зиатдинова // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011.- №1. - С 107.
15. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для вузов / Е.В. Клюев. - М.: Рипол Классик, 2002. 320 с.
16. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация: учеб.-метод. пособие / И.А. Коробейников - Москва: ПЕРСЭ. - 2002. - 192 с
17. Куличенко Р.М., Романина Л.А. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество: науч. статья / Р.М. Куличенко, Л.А. Романина // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - №12 - С 643.
18. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении. / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
19. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. / Левченко И.Ю., Приходько О. Г. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
20. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении: учеб. для вузов / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 259 с.
21. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение: Учеб. пособие для студ. высш. заведений / Б. Ф. Ломов. - М.,1975. - 367 с.
22. Маллер А.Р. Проблема интеграции детей с выраженными
нарушениями развития: науч. статья/ А.Р. Маллер // Специальное
образование.- 2015. - № 11. - С.192
23. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учеб. / Л.В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт , 2011. - 264 с.
24. Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников: науч. статья / Н.А. Маслова // Начальная школа. 2008. - № 1. - С. 143
25. Можан Н.И. К проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: науч. статья / Н.И. Можан // Омский научный вестник. - 2007. - №6. - С. 137-139.
26. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня : учеб.-метод. пособие / А.В. Мудрик. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 205 с.
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 340 с.
28. Регуш Л.А. Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи: науч. статья / Л.А. Регуш, Е.Е. Ермилова // Образование и наука. 2017 - С. 75-89.
29. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: учеб. пособие для вузов / Л.А. Регуш. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 247 с.
30. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учебно-методическое пособие. / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. -432 с.
31. Самохвалова А.Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья: науч. Статья / А.Г. Самохвалова // Клиническая и специальная психология: электронный журнал. - 2015. Том 4. № 2. С. 39-53
32. Семенова К.А. Детские церебральные параличи: Учеб. пособие для студ. высш. заведений / К.А. Семенова. - М.: Медицина, 1968. - 389 с.
33. Скворцова В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. заведений / В.О. Скворцова. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 149 с.
34. Фетисова А.В. Взаимодействие молодых людей с ограниченными возможностями с обществом в условиях социальной идентификации: науч. статья / А.В. Фетисова // Science Time. - 2015. - №1. - С. 465.
35. Шипицина, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М. Гуманит. изд. Центр «Владос», 2004. - 368 с
36. Шхапацева М.Х. Сложное синтаксическое целое как единица языка
и речи: науч. статья / М.Х. Шхапацева// Вестник Адыгейского
государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 2 (77). С. 176-183.
37. Berger P.L. The Social Construction of Reality/ A Treatise On sociology of Knowledge / P.L. Berger, T.Luckmann. - 1966/ - 323 p.
38. Jillian Pizzi. Challenges of children with physical disabilities // Rivier academic journal. - 2008. - №1. - Pages 9.
39. Kellie S. Bennett & David A. Hay. The Role of Family in the Development of Social Skills in Children with Physical Disabilities // International Journal of Disability, Development and Education. - 2007. - Pages 381-397.
40. McLeod, S., Daniel, G., Barr J. “When he’s around his brothers ... he’s not so quiet’»: The private and public worlds of school-aged children with speech sound disorder // Journal of Communication Disorders. 2013. 46. Р. 70-8