ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 8
1.1. Теоретический анализ проблемы изучения программирования,
регуляции и контроля письменной речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дисграфией 19
1.3 Нейропсихологический подход к изучению нарушений письма у детей
младшего школьного возраста 21
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию развития программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших
классов с дисграфией 27
2.1. Цель, задачи и этапы исследования 27
2.2. Организация и методы исследования 29
Выводы по главе II 38
Глава III. Направления коррекционной работы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 40
3.1. Теоретические основы и направления логопедического воздействия...40
3.2. Организация и приемы обучающего эксперимента по развитию
программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 43
3.3. Анализ результатов коррекционно-развивающего обучения по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся
младших классов с дисграфией 49
Выводы по главе III 53
Заключение 56
Список литературы
Глава 1.Теоретические основы изучения программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 8
1.1. Теоретический анализ проблемы изучения программирования,
регуляции и контроля письменной речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дисграфией 19
1.3 Нейропсихологический подход к изучению нарушений письма у детей
младшего школьного возраста 21
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию развития программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших
классов с дисграфией 27
2.1. Цель, задачи и этапы исследования 27
2.2. Организация и методы исследования 29
Выводы по главе II 38
Глава III. Направления коррекционной работы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 40
3.1. Теоретические основы и направления логопедического воздействия...40
3.2. Организация и приемы обучающего эксперимента по развитию
программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 43
3.3. Анализ результатов коррекционно-развивающего обучения по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся
младших классов с дисграфией 49
Выводы по главе III 53
Заключение 56
Список литературы
Актуальность. Проблема изучения письменной речи детей начальных классов остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как известно, что не сформированные навыки письма мешают получить образование, как средне, так и высшее. Умение человека правильно и грамотно изъявлять свои мысли письменно и устро играет огромную роль и при построении карьеры в будущем.
Чаще всего у школьников встречается такое нарушение, которое называется дисграфия. Многогранность этого нарушения: выявление причин, изучение механизмов представляется ученым и педагогам очень занимательной и поддерживает их интерес их к изучению данного вопроса.
Наиболее полная и развернутая психолингвистическая и психологическая характеристика письменной формы речи отображена в научных работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, Л.С. Цветковой и др. Многообразие причин образования и сложность процессов дисграфии привлекают к себе внимание специалистов разных областей науки. Изучению расстройства письма у детей младшего школьного возраста посвящены работы М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева и др. [15;35]
Проанализировав научные источники, мы выяснили, что, конечно, проблеме уделено много внимания, но есть необходимость выявления более новых и современных методов по предупреждению этого нарушения.
Современные теоретические работы (Т.В.Ахутиной, А.В.Семенович,
А.Л.Сиротюк, Л.С.Цветковой) показывают, причиной дисграфии может быть несовершенная работа базисных функций деятельности - программирования, регуляции и контроля (далее - ПРК). В научном
исследовании Е.А.Логиновой выявлено отрицательное влияние низкого уровня самоконтроля на процесс овладения письмом детьми школьного возраста, а также на степень выраженности дисграфии.
Все мы знаем о значении письма нашей в жизни. Письменная речь способствует психическому развитию, определяет общее образование, влияет на личность в целом. Проблема нарушений письма и чтения - является одной из основополагающих, так как оно регулирует и дальнейшее развитие школьника как личности. Изучение специфики коррекционной работы по устранению дисграфии определило актуальность данной темы.
Объект: программирование, регуляция и контроль (ПРК) письма у учащихся начальных классов.
Предмет: развитие ПРК письма у детей начальных классов в ходе проведения коррекционно-логопедической работы.
Гипотеза нашего исследования: несформированность ПРГ письма у ребят начальных классов с дисграфией характеризуется количественной и качественной неоднородностью, а также взаимосвязана с
недостаточностью данных функций в познавательной и двигательной деятельности, следовательно это отрицательно влияет на качество письма и осложняет симптоматику дисграфии. Специальная, разработанная нами методика по улучшению работы функций ПРК, способна скорректировать письменную речь детей с дисграфией.
Цель исследования — изучение нарушений процессов программирования, регуляции и контроля письма у детей младшего школьного возраста и определение основных направлений коррекционной работы по их устранению.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были выведены такие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, которая касается вопроса исследования.
2. Распознать особенности нарушения процессов ПРК письма детей младшего школьного возраста.
3. Разработать программу коррекционной работы по улучшению функции ПРК письма учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость нашей работы в том, чтобы в обобщить и уточнить теоретический и практический материал в рамках вопроса исследования, а также обосновать применение логопедических игр и упражнений в коррекционной работе по развитию ПРК письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Практическая значимость нашего исследования - разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов, родителей и логопедов по устранению дисграфии и улучшению качества письма в целом у детей начальных классов.
Методологическая основа исследования - научные работы о структуре письма, ПРК Т. В. Ахутиной, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой и др. Исследования, которые рассматривают ПРК в письме, двигательной и познавательной деятельности, отмечены в работах П. Я. Гальперина, А. Н. Корнева, Е. А. Логиновой, В. Я. Ляудиса, И. П. Негурэ, А.
В. Семенович, А. Л. Сиротюк и др.
Практическая значимость исследования в том, что нами реализована в работу коррекционной школы методика по преодолению дисгарфии у детей младшего школьного возраста с недостаточным уровнем сформированности фнкций ПРК. Эта программа способствует не только улучшению качества письма, но и улучшению познавательной и двигательной деятельности учеников, а как следствие способствует хорошей социальной адаптации детей в дальнейшей жизни.
Научная новизна нашего исследования в том,то нами выявлена выявлена взаимосвязь сформированное™ ПРК письма с ПРК двигательной и познавательной деятельности ребенка. Также нами были выявлены основные направления коррекционного вмешательства по развитию ПРК в письме, познавательной и двигательной деятельности, его этапы и задачи. И как следствие выведена методика по улучшению качества письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией, учитывающая особенности формирования ПРК в письменной, двигательной и познавательной деятельности. Эта методика со всех сторон охватывает всю деятельность ребенка младшего школьного возраста, главная из которох - учебная.
Организация эксперимента. Экспериментальное наблюдение младших школьников нами проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа- интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кировского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья», а также МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73» Приволжского района г.Казани. Для проведения эксперимента мы взяли 68 учащихся 2-3 классов специальных школ. Далее мы отобрали 30 детей из коррекционных школ с различными нарушениями, в том числе тех, у кого были нарушения на письме. Средний возраст детей 8-9 лет. Эти дети имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии об имеющихся проблемах в письме - дисграфии, обусловленное различными патологиями речи.
Исследование детей с дисграфией проходило в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на V Международной научно
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» в рамках III Международного форума «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей» (25 апреля 2018 г., г.Казань). Также, представленные в данной работе упражнения, будут внедрены в практику работы учителя-логопеда специальной
(коррекционной) школы № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья г.Казани.
Структура работы. Работа составлена из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Чаще всего у школьников встречается такое нарушение, которое называется дисграфия. Многогранность этого нарушения: выявление причин, изучение механизмов представляется ученым и педагогам очень занимательной и поддерживает их интерес их к изучению данного вопроса.
Наиболее полная и развернутая психолингвистическая и психологическая характеристика письменной формы речи отображена в научных работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, Л.С. Цветковой и др. Многообразие причин образования и сложность процессов дисграфии привлекают к себе внимание специалистов разных областей науки. Изучению расстройства письма у детей младшего школьного возраста посвящены работы М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева и др. [15;35]
Проанализировав научные источники, мы выяснили, что, конечно, проблеме уделено много внимания, но есть необходимость выявления более новых и современных методов по предупреждению этого нарушения.
Современные теоретические работы (Т.В.Ахутиной, А.В.Семенович,
А.Л.Сиротюк, Л.С.Цветковой) показывают, причиной дисграфии может быть несовершенная работа базисных функций деятельности - программирования, регуляции и контроля (далее - ПРК). В научном
исследовании Е.А.Логиновой выявлено отрицательное влияние низкого уровня самоконтроля на процесс овладения письмом детьми школьного возраста, а также на степень выраженности дисграфии.
Все мы знаем о значении письма нашей в жизни. Письменная речь способствует психическому развитию, определяет общее образование, влияет на личность в целом. Проблема нарушений письма и чтения - является одной из основополагающих, так как оно регулирует и дальнейшее развитие школьника как личности. Изучение специфики коррекционной работы по устранению дисграфии определило актуальность данной темы.
Объект: программирование, регуляция и контроль (ПРК) письма у учащихся начальных классов.
Предмет: развитие ПРК письма у детей начальных классов в ходе проведения коррекционно-логопедической работы.
Гипотеза нашего исследования: несформированность ПРГ письма у ребят начальных классов с дисграфией характеризуется количественной и качественной неоднородностью, а также взаимосвязана с
недостаточностью данных функций в познавательной и двигательной деятельности, следовательно это отрицательно влияет на качество письма и осложняет симптоматику дисграфии. Специальная, разработанная нами методика по улучшению работы функций ПРК, способна скорректировать письменную речь детей с дисграфией.
Цель исследования — изучение нарушений процессов программирования, регуляции и контроля письма у детей младшего школьного возраста и определение основных направлений коррекционной работы по их устранению.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были выведены такие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, которая касается вопроса исследования.
2. Распознать особенности нарушения процессов ПРК письма детей младшего школьного возраста.
3. Разработать программу коррекционной работы по улучшению функции ПРК письма учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость нашей работы в том, чтобы в обобщить и уточнить теоретический и практический материал в рамках вопроса исследования, а также обосновать применение логопедических игр и упражнений в коррекционной работе по развитию ПРК письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Практическая значимость нашего исследования - разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов, родителей и логопедов по устранению дисграфии и улучшению качества письма в целом у детей начальных классов.
Методологическая основа исследования - научные работы о структуре письма, ПРК Т. В. Ахутиной, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой и др. Исследования, которые рассматривают ПРК в письме, двигательной и познавательной деятельности, отмечены в работах П. Я. Гальперина, А. Н. Корнева, Е. А. Логиновой, В. Я. Ляудиса, И. П. Негурэ, А.
В. Семенович, А. Л. Сиротюк и др.
Практическая значимость исследования в том, что нами реализована в работу коррекционной школы методика по преодолению дисгарфии у детей младшего школьного возраста с недостаточным уровнем сформированности фнкций ПРК. Эта программа способствует не только улучшению качества письма, но и улучшению познавательной и двигательной деятельности учеников, а как следствие способствует хорошей социальной адаптации детей в дальнейшей жизни.
Научная новизна нашего исследования в том,то нами выявлена выявлена взаимосвязь сформированное™ ПРК письма с ПРК двигательной и познавательной деятельности ребенка. Также нами были выявлены основные направления коррекционного вмешательства по развитию ПРК в письме, познавательной и двигательной деятельности, его этапы и задачи. И как следствие выведена методика по улучшению качества письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией, учитывающая особенности формирования ПРК в письменной, двигательной и познавательной деятельности. Эта методика со всех сторон охватывает всю деятельность ребенка младшего школьного возраста, главная из которох - учебная.
Организация эксперимента. Экспериментальное наблюдение младших школьников нами проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа- интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кировского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья», а также МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73» Приволжского района г.Казани. Для проведения эксперимента мы взяли 68 учащихся 2-3 классов специальных школ. Далее мы отобрали 30 детей из коррекционных школ с различными нарушениями, в том числе тех, у кого были нарушения на письме. Средний возраст детей 8-9 лет. Эти дети имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии об имеющихся проблемах в письме - дисграфии, обусловленное различными патологиями речи.
Исследование детей с дисграфией проходило в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на V Международной научно
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» в рамках III Международного форума «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей» (25 апреля 2018 г., г.Казань). Также, представленные в данной работе упражнения, будут внедрены в практику работы учителя-логопеда специальной
(коррекционной) школы № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья г.Казани.
Структура работы. Работа составлена из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Вопрос изучения письменной речи детей начальных классов остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как известно, что не сформированные навыки письма мешают получить образование, как средне, так и высшее. Умение человека правильно и грамотно изъявлять свои мысли письменно играет огромную роль и при построении карьеры в будущем.
Чаще всего у школьников встречается такое нарушение, которое называется дисграфия. Многогранность этого нарушения: выявление причин, изучение механизмов представляется ученым и педагогам очень занимательной и поддерживает их интерес их к изучению данного вопроса.
С точки зрения анализа теоретической литературы значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения логопедических игр и упражнений в коррекционной работе по развитию ПРК письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов, родителей и логопедов по устранению дисграфии и улучшению качества письма в целом у детей начальных классов.
Письменная речь, как устная и внутренняя, является одним из видов речи, и включает в себя письмо и чтение.
Наиболее доступно психологическая и лингвистическая характеристика письменной речи представлена в научных работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой и т.д. В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов письма и чтения, которые составляют письменную форму речевой деятельности, изучен в работах Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Г.В. Бабиной.
Для выявления особенностей сформированности ПРК в письме учащихся начальных классов коррекционных школ была использована методика исследования, в которой комплекс диагностических заданий в рамках деятельностного подхода был направлен на изучение степени выраженности и взаимосвязи несформированности ПРК учащихся с общим недоравзитием речи в письме, познавательной и двигательной деятельности.
Методика включала в себя: исследование ПРК в письме (в данном разделе предварительно исследовалось состояние устной речи по общепринятой методике логопедического обследования с целью определения связи низкого качества письма учащихся с общим недоразвитием речи, исследование ПРК в познавательной деятельности при работе с вербальным и невербальным материалом, исследование ПРК в двигательной деятельности.
После проведения всех работ, мы можем сделать вывод о том, что наша работа показала эффективные результаты. Мы выявили сложности у детей с нарушениями речи - у них в большей степени проявлена дисграфия. Но все же лучших результатов достигла первая половина группы - это экспериментальная группа. Они учились и по школьной программе, и по нашей.
Результаты учащихся с речевыми нарушениями значительно изменились в сторону улучшения. Уменьшился объем помощи логопеда. Ученики с низким уровнем сформированности ПРК в письме продемонстрировали менее выраженную динамику. Они все также допускали лексические и грамматические ошибки, но в значительно меньшем объеме по сравнению с началом эксперимента. Наиболее типичными ошибками явились несоблюдение видовременных форм глаголов и предложно-падежного согласования.
В экспериментальных группах с высоким и средним уровнем сформированности ПРК в письме не наблюдалось грубых ошибок программирования деятельности при написании сочинений по сериям сюжетных картинок. В экспериментальной группе детей с низким уровнем сформированности ПРК в письме остались некоторые специфические особенности программирования деятельности при написании сочинений по сериям из нескольких сюжетных картинок.
В итоге наша цель достигнута. Задачи, выставленные во введении работы, также выполнены. Комплекс упражнений и игр помог нам достичь хороших результатов при повышении уровня ПРК детей младших классов.
Чаще всего у школьников встречается такое нарушение, которое называется дисграфия. Многогранность этого нарушения: выявление причин, изучение механизмов представляется ученым и педагогам очень занимательной и поддерживает их интерес их к изучению данного вопроса.
С точки зрения анализа теоретической литературы значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения логопедических игр и упражнений в коррекционной работе по развитию ПРК письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов, родителей и логопедов по устранению дисграфии и улучшению качества письма в целом у детей начальных классов.
Письменная речь, как устная и внутренняя, является одним из видов речи, и включает в себя письмо и чтение.
Наиболее доступно психологическая и лингвистическая характеристика письменной речи представлена в научных работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой и т.д. В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов письма и чтения, которые составляют письменную форму речевой деятельности, изучен в работах Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Г.В. Бабиной.
Для выявления особенностей сформированности ПРК в письме учащихся начальных классов коррекционных школ была использована методика исследования, в которой комплекс диагностических заданий в рамках деятельностного подхода был направлен на изучение степени выраженности и взаимосвязи несформированности ПРК учащихся с общим недоравзитием речи в письме, познавательной и двигательной деятельности.
Методика включала в себя: исследование ПРК в письме (в данном разделе предварительно исследовалось состояние устной речи по общепринятой методике логопедического обследования с целью определения связи низкого качества письма учащихся с общим недоразвитием речи, исследование ПРК в познавательной деятельности при работе с вербальным и невербальным материалом, исследование ПРК в двигательной деятельности.
После проведения всех работ, мы можем сделать вывод о том, что наша работа показала эффективные результаты. Мы выявили сложности у детей с нарушениями речи - у них в большей степени проявлена дисграфия. Но все же лучших результатов достигла первая половина группы - это экспериментальная группа. Они учились и по школьной программе, и по нашей.
Результаты учащихся с речевыми нарушениями значительно изменились в сторону улучшения. Уменьшился объем помощи логопеда. Ученики с низким уровнем сформированности ПРК в письме продемонстрировали менее выраженную динамику. Они все также допускали лексические и грамматические ошибки, но в значительно меньшем объеме по сравнению с началом эксперимента. Наиболее типичными ошибками явились несоблюдение видовременных форм глаголов и предложно-падежного согласования.
В экспериментальных группах с высоким и средним уровнем сформированности ПРК в письме не наблюдалось грубых ошибок программирования деятельности при написании сочинений по сериям сюжетных картинок. В экспериментальной группе детей с низким уровнем сформированности ПРК в письме остались некоторые специфические особенности программирования деятельности при написании сочинений по сериям из нескольких сюжетных картинок.
В итоге наша цель достигнута. Задачи, выставленные во введении работы, также выполнены. Комплекс упражнений и игр помог нам достичь хороших результатов при повышении уровня ПРК детей младших классов.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА
УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Обзор методов и приемов диагностики и коррекции дисграфии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



