Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ

Работа №44497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
558
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 8
1.1. Теоретический анализ проблемы изучения программирования,
регуляции и контроля письменной речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дисграфией 19
1.3 Нейропсихологический подход к изучению нарушений письма у детей
младшего школьного возраста 21
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию развития программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших
классов с дисграфией 27
2.1. Цель, задачи и этапы исследования 27
2.2. Организация и методы исследования 29
Выводы по главе II 38
Глава III. Направления коррекционной работы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 40
3.1. Теоретические основы и направления логопедического воздействия...40
3.2. Организация и приемы обучающего эксперимента по развитию
программирования, регуляции и контроля письма учащихся младших классов с дисграфией 43
3.3. Анализ результатов коррекционно-развивающего обучения по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся
младших классов с дисграфией 49
Выводы по главе III 53
Заключение 56
Список литературы


Актуальность. Проблема изучения письменной речи детей начальных классов остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как известно, что не сформированные навыки письма мешают получить образование, как средне, так и высшее. Умение человека правильно и грамотно изъявлять свои мысли письменно и устро играет огромную роль и при построении карьеры в будущем.
Чаще всего у школьников встречается такое нарушение, которое называется дисграфия. Многогранность этого нарушения: выявление причин, изучение механизмов представляется ученым и педагогам очень занимательной и поддерживает их интерес их к изучению данного вопроса.
Наиболее полная и развернутая психолингвистическая и психологическая характеристика письменной формы речи отображена в научных работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, Л.С. Цветковой и др. Многообразие причин образования и сложность процессов дисграфии привлекают к себе внимание специалистов разных областей науки. Изучению расстройства письма у детей младшего школьного возраста посвящены работы М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева и др. [15;35]
Проанализировав научные источники, мы выяснили, что, конечно, проблеме уделено много внимания, но есть необходимость выявления более новых и современных методов по предупреждению этого нарушения.
Современные теоретические работы (Т.В.Ахутиной, А.В.Семенович,
А.Л.Сиротюк, Л.С.Цветковой) показывают, причиной дисграфии может быть несовершенная работа базисных функций деятельности - программирования, регуляции и контроля (далее - ПРК). В научном
исследовании Е.А.Логиновой выявлено отрицательное влияние низкого уровня самоконтроля на процесс овладения письмом детьми школьного возраста, а также на степень выраженности дисграфии.
Все мы знаем о значении письма нашей в жизни. Письменная речь способствует психическому развитию, определяет общее образование, влияет на личность в целом. Проблема нарушений письма и чтения - является одной из основополагающих, так как оно регулирует и дальнейшее развитие школьника как личности. Изучение специфики коррекционной работы по устранению дисграфии определило актуальность данной темы.
Объект: программирование, регуляция и контроль (ПРК) письма у учащихся начальных классов.
Предмет: развитие ПРК письма у детей начальных классов в ходе проведения коррекционно-логопедической работы.
Гипотеза нашего исследования: несформированность ПРГ письма у ребят начальных классов с дисграфией характеризуется количественной и качественной неоднородностью, а также взаимосвязана с
недостаточностью данных функций в познавательной и двигательной деятельности, следовательно это отрицательно влияет на качество письма и осложняет симптоматику дисграфии. Специальная, разработанная нами методика по улучшению работы функций ПРК, способна скорректировать письменную речь детей с дисграфией.
Цель исследования — изучение нарушений процессов программирования, регуляции и контроля письма у детей младшего школьного возраста и определение основных направлений коррекционной работы по их устранению.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были выведены такие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, которая касается вопроса исследования.
2. Распознать особенности нарушения процессов ПРК письма детей младшего школьного возраста.
3. Разработать программу коррекционной работы по улучшению функции ПРК письма учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость нашей работы в том, чтобы в обобщить и уточнить теоретический и практический материал в рамках вопроса исследования, а также обосновать применение логопедических игр и упражнений в коррекционной работе по развитию ПРК письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Практическая значимость нашего исследования - разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов, родителей и логопедов по устранению дисграфии и улучшению качества письма в целом у детей начальных классов.
Методологическая основа исследования - научные работы о структуре письма, ПРК Т. В. Ахутиной, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой и др. Исследования, которые рассматривают ПРК в письме, двигательной и познавательной деятельности, отмечены в работах П. Я. Гальперина, А. Н. Корнева, Е. А. Логиновой, В. Я. Ляудиса, И. П. Негурэ, А.
В. Семенович, А. Л. Сиротюк и др.
Практическая значимость исследования в том, что нами реализована в работу коррекционной школы методика по преодолению дисгарфии у детей младшего школьного возраста с недостаточным уровнем сформированности фнкций ПРК. Эта программа способствует не только улучшению качества письма, но и улучшению познавательной и двигательной деятельности учеников, а как следствие способствует хорошей социальной адаптации детей в дальнейшей жизни.
Научная новизна нашего исследования в том,то нами выявлена выявлена взаимосвязь сформированное™ ПРК письма с ПРК двигательной и познавательной деятельности ребенка. Также нами были выявлены основные направления коррекционного вмешательства по развитию ПРК в письме, познавательной и двигательной деятельности, его этапы и задачи. И как следствие выведена методика по улучшению качества письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией, учитывающая особенности формирования ПРК в письменной, двигательной и познавательной деятельности. Эта методика со всех сторон охватывает всю деятельность ребенка младшего школьного возраста, главная из которох - учебная.
Организация эксперимента. Экспериментальное наблюдение младших школьников нами проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа- интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кировского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья», а также МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73» Приволжского района г.Казани. Для проведения эксперимента мы взяли 68 учащихся 2-3 классов специальных школ. Далее мы отобрали 30 детей из коррекционных школ с различными нарушениями, в том числе тех, у кого были нарушения на письме. Средний возраст детей 8-9 лет. Эти дети имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии об имеющихся проблемах в письме - дисграфии, обусловленное различными патологиями речи.
Исследование детей с дисграфией проходило в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на V Международной научно
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» в рамках III Международного форума «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей» (25 апреля 2018 г., г.Казань). Также, представленные в данной работе упражнения, будут внедрены в практику работы учителя-логопеда специальной
(коррекционной) школы № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья г.Казани.
Структура работы. Работа составлена из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос изучения письменной речи детей начальных классов остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как известно, что не сформированные навыки письма мешают получить образование, как средне, так и высшее. Умение человека правильно и грамотно изъявлять свои мысли письменно играет огромную роль и при построении карьеры в будущем.
Чаще всего у школьников встречается такое нарушение, которое называется дисграфия. Многогранность этого нарушения: выявление причин, изучение механизмов представляется ученым и педагогам очень занимательной и поддерживает их интерес их к изучению данного вопроса.
С точки зрения анализа теоретической литературы значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения логопедических игр и упражнений в коррекционной работе по развитию ПРК письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов, родителей и логопедов по устранению дисграфии и улучшению качества письма в целом у детей начальных классов.
Письменная речь, как устная и внутренняя, является одним из видов речи, и включает в себя письмо и чтение.
Наиболее доступно психологическая и лингвистическая характеристика письменной речи представлена в научных работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой и т.д. В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов письма и чтения, которые составляют письменную форму речевой деятельности, изучен в работах Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Г.В. Бабиной.
Для выявления особенностей сформированности ПРК в письме учащихся начальных классов коррекционных школ была использована методика исследования, в которой комплекс диагностических заданий в рамках деятельностного подхода был направлен на изучение степени выраженности и взаимосвязи несформированности ПРК учащихся с общим недоравзитием речи в письме, познавательной и двигательной деятельности.
Методика включала в себя: исследование ПРК в письме (в данном разделе предварительно исследовалось состояние устной речи по общепринятой методике логопедического обследования с целью определения связи низкого качества письма учащихся с общим недоразвитием речи, исследование ПРК в познавательной деятельности при работе с вербальным и невербальным материалом, исследование ПРК в двигательной деятельности.
После проведения всех работ, мы можем сделать вывод о том, что наша работа показала эффективные результаты. Мы выявили сложности у детей с нарушениями речи - у них в большей степени проявлена дисграфия. Но все же лучших результатов достигла первая половина группы - это экспериментальная группа. Они учились и по школьной программе, и по нашей.
Результаты учащихся с речевыми нарушениями значительно изменились в сторону улучшения. Уменьшился объем помощи логопеда. Ученики с низким уровнем сформированности ПРК в письме продемонстрировали менее выраженную динамику. Они все также допускали лексические и грамматические ошибки, но в значительно меньшем объеме по сравнению с началом эксперимента. Наиболее типичными ошибками явились несоблюдение видовременных форм глаголов и предложно-падежного согласования.
В экспериментальных группах с высоким и средним уровнем сформированности ПРК в письме не наблюдалось грубых ошибок программирования деятельности при написании сочинений по сериям сюжетных картинок. В экспериментальной группе детей с низким уровнем сформированности ПРК в письме остались некоторые специфические особенности программирования деятельности при написании сочинений по сериям из нескольких сюжетных картинок.
В итоге наша цель достигнута. Задачи, выставленные во введении работы, также выполнены. Комплекс упражнений и игр помог нам достичь хороших результатов при повышении уровня ПРК детей младших классов.


1. Абрамова Г.С. Практическая психология [Текст]: учебник /Г.С. Абрамова. - 7-е. изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2012. - с. 496.
2. Азова О.И. Развитие орфографических навыков у младших школьников с ОНР (IV уровень) [Текст] /О.И. Азова //Логопедия: методические традиции и новаторство /под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МЛДЭК, 2005. - с. 206-215.
3. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст]: учеб. пособие /М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - с. 160.
4. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2010. - с. 272.
5. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, №3 2015. - с. 305.
6. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология, №2, 2016. - с. 198.
7. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы [Текст] /Т.В. Ахутина //Сборник докладов: I Международная конференция памяти А.Р. Лурия /под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Российское психологическое общество,
2000. - с. 289-298.
8. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст] /Т.В. Ахутина //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. H.H. Трауготт /отв. ред. М.Г. Храковская. - СПб.: СПбГУ, 2011. - с. 195-213.
9. Ахутина Т.В. Нейропсихологическое обследование. Психолого-медикопедагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М.Семаго. М., 2009. - с. 199.
10. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе [Текст] /Т.В. Ахутина //Сборник докладов: I Международная конференция памяти А.Р. Лурия /под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Российское психологическое общество, 2002. - с. 201-208.
11. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина. - М.: МГУ. - 1989. - с. 215.
12. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] /Т.В. Ахутина //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, - 2011. - с. 7-20.
13. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование письма и чтения у младших школьников Учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. — Минск: Ураджай, 2001. - с. 75.
14. Белых, С.Л. Изучение компенсаторных форм саморегуляции на примере исследования динамики коммуникативной компетентности детей с речевыми нарушениями [Текст] /С.Л. Белых, И.А. Гришанова //Психологическая наука и образование. - 2015. - №4. - с. 14-26.
15. Бизюк, А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования [Текст]: метод, пособие /А.П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - с. 400.
16. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005.- с. 293.
17. Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы [Текст] /Е.Д. Божович //Вопросы психологии. - 2007. - №1. - с. 33-44.
18. Бойков, Д.И. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 19. 00. 10.: защищена 21. 02. 95. /Д.И. Бойков. - СПб., 2014. - с. 225.
20. Болотова, А.К. Прикладная психология [Текст]: учебник /А.К. Болотова, И.В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - с. 383.
21. Борякова, Н.Ю Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] /Н.Ю. Борякова. — М.: Речь, 2005. - с. 124.
22. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - Изд. 4 - М.: Школа-Пресс, 2010. - с. 128.
23. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по специальности № 03.08. Дошкольное воспитание. — М.: Просвещение, 2012. — с. 239.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 г, с. 263.
25. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов - М.: АСТ: Астрель, 2005. — с. 351.
26. Грановская Р.М. Элементы практической психологии Л., 2014. - с. 182.
27. Едецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам
с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о
пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. ред. О.В. Защиринская. - СПб.: Издательство «Речь», 2016. - с. 180.
28. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционнопедагогической работы в начальных классах общеобразовтельной школы: Научно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2017. - с. 272.
29. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 2012. - с. 224.
30. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - с. 141.
31. Корнев А.Н. Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии / А.Н. Корнев. — М.: Просвещение, 2007. - с. 153.
32. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 2007. — с. 286.
33. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательство Гном и Д, 2014. - с. 184.
34. Коррекционная программа познавательных процессов учащихся классов выравнивания: учебное пособие для психологов, учителей начальных классов/ Сост. Н.И. Стрижова - Наб.Челны, 2016. - 48 с.
35. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001. - 167 с.
36. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. — СПб.: СОЮЗ, 2011. - 221 с.
37. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2013. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
38. Логопедия: учебник для вузов / под ред.Л.С. Волковой.5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2004. - 312 с.
39. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.,1962 - 203 с.
40. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. — М: Изд- во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
41. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2009. - 127 с.
42. Прокофьева Ф.Ш. Приемы коррекции акустической дисграфии у младших школьников, Март, 2017 Журнал «Психология, социология и педагогика».
43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2016. - 125 с.
44. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/А.Л. Сиротюк. - М.: Сфера, 2003. - 288 с.
45. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 221 с.
46. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 2017. - 656 с.
47. Щукин А.В., Елецкая О.В. Особенности интеллекта у младших школьников с дисграфией, «Современные научные исследования и инновации», № 2 (10) Февраль 2012 | Рубрика: 13.00.00 «Педагогические науки».
48. Шр://1о§ороЛа1.ги/
49. Шр://’^^^1о§ореб^ега.га/
50. Шр://1о§оЬиг§.сот/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ