Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ

Работа №44492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретическое изучение проблемы формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
1.1. Формирование образной речи у детей с нормальным речевым
развитием 7
1.2. Развитие образной речи у дошкольников с ОНР 19
1.3. Становление образной речи у дошкольников, воспитывающихся в
двуязычных семьях 26
Выводы по главе 1 37
Глава II. Исследование образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 38
2.2. Методика констатирующего эксперимента 40
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по главе II 53
Глава III. Логопедическая работа по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье 55
3.2. Результаты контрольного эксперимента 61
Выводы по главе III
Заключение 67
Список литературы

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, необходимостью формирования образной речи, являющейся составной частью связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье - одной из главных задач дошкольного обучения. Умения и навыки образной речи помогают в дальнейшем будущим школьникам успешно осваивать школьную программу. Во-вторых, формирование образной речи предполагает выработку у дошкольников навыков, связанных с произносительной культурой речи, что является основой для компенсации последствий коммуникативного характера, вызванных общим недоразвитием речи, а также ведет к более качественной социализации и полноценному развитию их личности. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Методологической основой исследования являются концепции о развитии языка, речи, концепция единства развития речи в норме и патологии (Л.С. Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский, В.Г. Петрова), концептуальные положения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворяющего их особые образовательные потребности и обеспечивающего им необходимую специальную психолого-педагогическую помощь (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова), исследования, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев), положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств и положение об общем недоразвитии речи детей Р.Е. Левиной, теория коррекционно-развивающей деятельности,
единства диагностики и коррекциии (Л.С.Волкова, Р.Е. Левина, Е.Н.Мастюкова, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская ).
Цель исследования - изучить особенности формирования образной речи у детей с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье и разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи.
Объект исследования - процесс формирования образной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
Гипотеза исследования- формированию образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, воспитывающихся в двуязычной семье будет способствовать использование в их обучении произведений художественной литературы и фольклора.
Задачи исследования:
1. Изучение современного состояния проблемы формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
2. Выявление уровня сформированности навыков образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
3. Разработка методов и приемов, средств рациональной организации педагогического процесса и его предполагаемого преобразования.
4. Проверка эффективности применения методов и приемов, а также средств рациональной организации педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: данная работа может представлять интерес для логопедов, педагогов общеобразовательных учреждений и других специалистов, а также для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.
Структура и объем работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из главных задач дошкольного обучения является необходимость освоения детьми образной речи, являющейся составной частью связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье. Умения и навыки образной речи формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но также помогают в дальнейшем будущим школьникам успешно осваивать школьную программу.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что для овладения образной речью помимо речевых предпосылок необходима еще и когнитивная составляющая. Особое значение приобретает развитие наглядно-образного мышления. Только при его помощи ребенок оказывается способен мыслить абстрактными и обобщенными понятиями.
К старшему дошкольному возрасту речевая и когнитивная системы здорового ребенка полностью готовы к усвоению первоначальных навыков образной речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи процесс овладения навыком образной речи протекает с особенностями, обусловленными первичным дефектом, заключающимся в нарушении развития речи в системе (фонетика, лексика, грамматика, интонация).
Общее недоразвитие речи у детей является причиной формирования вторичного дефекта, выражающегося в недоразвитии всей познавательной деятельности, что также осложняет формирование образной речи у таких детей. Особенно важным является отставание в развитии наглядно-образного мышления, являющимся основой понимания и употребления образных речевых средств ребенком. Дошкольники с ОНР имеют трудности понимания и употребления средств образной выразительности.
Особое место в логопедии занимает развитие образной выразительности речи у детей-билингвов. У детей-билингвов с общим недоразвитием речи формирование образной стороны речи нарушается вследствие патологического протекания речевого и когнитивного онтогенезов. Речь детей насыщена многочисленными ошибками, обусловленными не только последствиями общего недоразвития речи, но и взаимодействием в сознании билингва двух языковых систем. Особенности родного языка оказывают ощутимое влияние на русскую речь билингвов. Это явление в итоге приводит к межъязыковой интерференции на всех речевых уровнях, в конечном счете негативно влияя на способность к узнаванию и использованию средств образной выразительности в речи.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 398 комбинированного вида" Советского района г. Казани и на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №2 402 комбинированного вида" Советского района г. с 2.10.2017 по 16.10.2017. В исследовании участвовало 50 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье. 25 детей, посещающих «Детский сад №398 комбинированного вида» составили экспериментальную группу, а 25 детей, посещающих "Детский сад № 402 комбинированного вида", составили контрольную группу.
При обследовании сформированности образной стороны речи из обследованных 50 старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи оказалось, что ни один ребенок не имеет высокого уровня сформированности образной речи.
У 28% детей контрольной и 30% детей экспериментальной групп оказался допустимый уровень сформированности образной речи. В речи используют образные средства выразительности только в случае просьбы взрослого. Дети допускают ошибки в интерпретации фразеологизмов, допускают ошибки в подборе антонимов и синонимов к предложенным словам, с трудом ориентируются в многозначных словах, плохо понимают смысл пословиц и значения новообразованных слов.
У 22% детей контрольной и 20% детей экспериментальной групп отмечается низкий уровень использования образных средств. В речи отсутствуют средства образной выразительности. Дети не понимают значений фразеологизмов и переносный смысл пословиц, не подбирают антонимов и синонимов к словам и не могут объяснить значения новообразованных слов.
Полученные нами данные результатов обследования были проанализированы с последующим составлением коррекционной программы, которая была применена в период с 20.10 2017г. по 23.03.2018г.
В ходе проведенного контрольного этапа эксперимента на базе «Детского сада №398 комбинированного вида» и "Детского сада № 402 комбинированного вида" по изучению динамики формирования образновыразительных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, воспитывающихся в двуязычной семье, выявилась положительная тенденция увеличения среднего баллового показателя (Приложение) по результатам выполнения серии заданий у экспериментальной группы детей. Это говорит об эффективности предложенной системы коррекционно-логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитывающихся в двуязычной семье.
Так как показатели контрольной группы оказались намного ниже, чем показатели экспериментальной, то можно сделать вывод об эффективности предложенной нами программы, направленной на развитие образной речи посредством художественной литературы и фольклора у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.



1. Аверина М.Н. Особенности развития образности речи старших дошкольников / М.Н. Аверина // Вектор науки ТГУ. - 2016. - № 1. - С.
12- 15.
2. Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества / О.В. Акулова // Воспитание дошкольников. - 2000. - № 7. - С. 56-63.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: «Академия», 2000. - 400 с.
4. Алиева С.А. Ососбенности изучения русского языка в условиях двуязычия / С.А. Алиева // Успехи современной науки. - 2016. - №2 4. - С. 75-77.
5. Алиева С.А. Особенности обучения детей-билингвов / С.А. Алиева // Успехи современной науки. - 2016. - № 9. - С. 77-78.
6. Алтухова Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. -
2012. - № 1. - С. 32-43.
7. Андреева С.В. Билингвизм и его аспекты / С.В. Андреева // Ученые записки БГУ. - 2009. - № 3. - С. 34-38.
8. Андросова Ю. В. Психологические условия формирования двуязычия у детей дошкольного возраста / Ю.В. Андросова // Вестник СевероВосточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова. - 2013. - №2
10. - С. 109-114.
9. Анохина О.М. Актуальность логопедической работы с детьми-
билингвами на разных уровнях образования (ДО и НОО) / О.М. АНОХИНА, Р.Р. МУРТАЗИНА // Инклюзивное образование, преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник
материалов IV Международной научно-практической конференции г. Москвы. - Москва: МГППУ, 2017. - С. - 422-425.
10. Ахматьянова З.С. Специфика освоения русского языка детьми- билингвами: семантический и словообразовательный аспекты / З.С. Ахматьянова, В.В. Сальникова // Science Time. -2016. - № 6. - С. 35-37.
11. Бабина С.П. Детский билингвизм как педагогическая проблема / С.П. Бабина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Выпуск 4. - 2007 . - С. 114-117.
12. Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у
дошкольников с общим недоразвитием: автореф.дис. ...канд пед.наук /Е.В. Белобородова. - М., 2007. - 26 с.
13. Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у
дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук. / Е.В. Белобородова. - Москва, 2007. - 138 с.
14. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н.Н. Волоскова . - М.: Владос, 2009. - 287 с.
15. Белянин В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. - М.: Флинта; МПСИ,
2009. - 416 с.
16. Бовина Т.М. Формирование лексико-грамматических категорий как средство развития образной речи у старших дошкольников с ОНР / Т.М. Бовина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. - № 8. - С. 124-130.
17. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.- М.: Просвещение, 1981. - 243 с.
18. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю Борякова. - М.: "АСТ, Астрель", 2008 г. - 222 с.
19. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие / У. Вайнрах // Новое в лингвистике. - Выпуск 6. - М.: Прогресс, 1999. - C. 25-60.
20. Валиуллина Г.В. Компетентностный подход к преодолению нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы в условиях многонационального региона / Г.В. Валиуллина //Образование и саморазвитие. - 2015. - №3. - С.264-269.
21. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика
двуязычия (билингвизма)/ Е.М. Верещагин. - М.: Издательство
Московского Университета, 1969. - 96 с.
22. Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, Е.Г. Костомаров. - Москва : Русский язык, 1990. - 246 с.
23. Волкова Л.С. Логопедия / Л. С. Волкова. - М.: Владос, 2004. - 704 с.
24. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
25. Г воздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - М., 1949. - 285 с.
26. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гришпун. - М.: Просвещение, 1975. - С. 71-80.
27. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова. - М.: Обруч, 2010 - 210 с.
28. Жирнова Г.А. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе ознакомления с волшебной сказкой / Г.А. Жирнова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Международной научно-практической конференции г. Чебоксары. - Выпуск 1 - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 142-145.
29. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2000. - 320 с.
30. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников / И.Н. Зайдман // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 5-14.
31. Захарова Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с ОНР: дис. ... канд.пед.наук. / Т.В. Захарова. - М., 2010. - 146 с.
32. Захарова Т.В. Традиции и инновации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как ресурс развития инклюзивного пространства / Т.В. Захарова. - Череповец, 2016. - 224 с.
33. Зимняя И. Я. Психология обучения неродному языку /И. Я. Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. - 219 с.
34. Истомина И.И. К вопросу об учете особенностей речевого развития детей-билингвов при организации образовательного процесса / И.И. Истомина // Вестник СКФУ. -2017. -№ 3.- С. 189-194.
35. Константинова А.А Коррекционное обучение грамоте детей-билингвов / А. А. Константинова, Л. И. Печурина // Школьный логопед. - 2009. - №2
3. - С. 51-65. Корнилова О.С. Билингвы и иностранные языки / О.С. Корнилова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3. - С. 35
37.
36. Корнилова О.С Билингвы и иностранные языки / О.С. Корнилова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3. - С. 35-37.
37. Клименко А.Р. Воспитание ребенка в условиях билингвизма / А.Р. Клименко, Е.В. Вычужанина // Язык и культура: сборник статей XXVII Международной научной конференции г. Томск. - Томск, 2017. - С. 241244.
38. Кривовязова Н. Д. Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н. Д. КРИВОВЯЗОВА. - Минск.: Зорны верасень, 2007. - 215 с.
39. Кулиш Т. А. Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству / Т.А. Кулиш // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 7. - С.13 - 15.
40. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: «СОЮЗ»,
2003. -180 с.
41. Лурия А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия. - М.: Издательство Московского университета, 1979. - 83 с.
42. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина, М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Академия», 2006. - 96 с.
43. Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие/ В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.
44. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников: учебно-методическое пособие/ В.Н. Макарова. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
45. Молчан С.А. Логопедическое сопровождение обучающихся-билингвов с недостаточной речевой компетентностью / С.А. Молчан // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. - Камчатка: КГУ имени Витуса Беринга, 2016. - С. 36-38.
46. Москаленко Н.А. Методические рекомендации по проведению тренинга «Специфика литературно-поэтической образности» / Н.А. Москаленко. - Симферополь, 2009. - 68 с.
47. Пескишева Т.А. Особенности восприятия и понимания произведений малых фольклорных жанров детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / Т.А. Пескишева //Логопедия XXI века: материалы симпозиума с международным участием г. Санкт Петербург.- СПб., 2006. - С. 116.
48. Полякова Т.Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению / Т. Н. Полякова // Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 21-25.
49. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2007. - 256 с.
50. Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Е. И. Радина. - М.: Просвещение, - 2008. - 315 с.
51. Рогалева Е.И. Фразеологизмы в веселых рассказах: о новом словарном проекте для детей-билингвов / Е.И. Рогалева // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 2. - C. 43.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
53. Руденко Т.В. Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе произведений художественной литературы в условиях внедрения ФГОС ДО / Т.В. Руденко // Педагогическое мастерство. - 2017. - №3. - С. 80-82.
54. Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства / Е.В. Савушкина. - М., 1994. - 154с.
55. Сафонова О.Ю. Ососбенности речи современных билингвов / О.Ю. Сафонова, Ю.А. Дидык // Контентус. - 2015. - № 3. - С. 60-64.
56. Строкина Ю.Ю. Билингвизм: особенности формирования устной речи татарских детей дошкольного возраста / Строкина Ю.Ю. // Детский сад от А до Я. - 2010. -№ 5. - С. 110-113.
57. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с.
58. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С. Ушакова. - М.: Издательство института психотерапии, 2001. - 240 с.
59. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.
60. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов / Тимофеев Л.И., Тураев С.В. - М.: Просвещение, 1985. - 312 с.
61. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс,
2005. - 224 с.
62. Харисова Ч.М. Теория и практика обучения татарскому произношению в русской школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ч.М. Харисова. - М.: РГБ, 2008. - 43 с.
63. Хаскельберг М.Г. Билингвизм / М.Г. Хаскельберг. - М., 2006. - 218 с.
64. Хафизова Л.А. Формирование языковой компетенции у обучающихся - билингвов / Л.А. Хафизова // Ученые записки Казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". -2016. - №2 5. - С. 459-463.
65. Цейтлин С.Н. Грамматические ошибки в освоении русского языка как первого и как второго / С.Н. Цейтлин // Вопросы психолингвистики. -
2009. - № 9. - С. 43-52.
66. Чиенева Н. Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста / Н.Е. Чиенева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международной научной конференции г. Краснодар. - Краснодар: Новация, 2015. - С. 54-57.
67. Шадрина Л. Г. Особенности развития связной образной речи детей дошкольного возраста и пути ее формирования / Л. Г. Шадрина, Е. Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. - № 3. - 2011. - С. 220228.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ