ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
|
Введение 4
Глава I. Теоретическое изучение проблемы формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
1.1. Формирование образной речи у детей с нормальным речевым
развитием 7
1.2. Развитие образной речи у дошкольников с ОНР 19
1.3. Становление образной речи у дошкольников, воспитывающихся в
двуязычных семьях 26
Выводы по главе 1 37
Глава II. Исследование образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 38
2.2. Методика констатирующего эксперимента 40
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по главе II 53
Глава III. Логопедическая работа по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье 55
3.2. Результаты контрольного эксперимента 61
Выводы по главе III
Заключение 67
Список литературы
Глава I. Теоретическое изучение проблемы формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
1.1. Формирование образной речи у детей с нормальным речевым
развитием 7
1.2. Развитие образной речи у дошкольников с ОНР 19
1.3. Становление образной речи у дошкольников, воспитывающихся в
двуязычных семьях 26
Выводы по главе 1 37
Глава II. Исследование образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 38
2.2. Методика констатирующего эксперимента 40
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по главе II 53
Глава III. Логопедическая работа по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по формированию образной речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье 55
3.2. Результаты контрольного эксперимента 61
Выводы по главе III
Заключение 67
Список литературы
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, необходимостью формирования образной речи, являющейся составной частью связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье - одной из главных задач дошкольного обучения. Умения и навыки образной речи помогают в дальнейшем будущим школьникам успешно осваивать школьную программу. Во-вторых, формирование образной речи предполагает выработку у дошкольников навыков, связанных с произносительной культурой речи, что является основой для компенсации последствий коммуникативного характера, вызванных общим недоразвитием речи, а также ведет к более качественной социализации и полноценному развитию их личности. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Методологической основой исследования являются концепции о развитии языка, речи, концепция единства развития речи в норме и патологии (Л.С. Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский, В.Г. Петрова), концептуальные положения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворяющего их особые образовательные потребности и обеспечивающего им необходимую специальную психолого-педагогическую помощь (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова), исследования, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев), положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств и положение об общем недоразвитии речи детей Р.Е. Левиной, теория коррекционно-развивающей деятельности,
единства диагностики и коррекциии (Л.С.Волкова, Р.Е. Левина, Е.Н.Мастюкова, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская ).
Цель исследования - изучить особенности формирования образной речи у детей с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье и разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи.
Объект исследования - процесс формирования образной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
Гипотеза исследования- формированию образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, воспитывающихся в двуязычной семье будет способствовать использование в их обучении произведений художественной литературы и фольклора.
Задачи исследования:
1. Изучение современного состояния проблемы формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
2. Выявление уровня сформированности навыков образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
3. Разработка методов и приемов, средств рациональной организации педагогического процесса и его предполагаемого преобразования.
4. Проверка эффективности применения методов и приемов, а также средств рациональной организации педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: данная работа может представлять интерес для логопедов, педагогов общеобразовательных учреждений и других специалистов, а также для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.
Структура и объем работы.
Методологической основой исследования являются концепции о развитии языка, речи, концепция единства развития речи в норме и патологии (Л.С. Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский, В.Г. Петрова), концептуальные положения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворяющего их особые образовательные потребности и обеспечивающего им необходимую специальную психолого-педагогическую помощь (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова), исследования, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев), положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств и положение об общем недоразвитии речи детей Р.Е. Левиной, теория коррекционно-развивающей деятельности,
единства диагностики и коррекциии (Л.С.Волкова, Р.Е. Левина, Е.Н.Мастюкова, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская ).
Цель исследования - изучить особенности формирования образной речи у детей с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье и разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи.
Объект исследования - процесс формирования образной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
Гипотеза исследования- формированию образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, воспитывающихся в двуязычной семье будет способствовать использование в их обучении произведений художественной литературы и фольклора.
Задачи исследования:
1. Изучение современного состояния проблемы формирования образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
2. Выявление уровня сформированности навыков образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
3. Разработка методов и приемов, средств рациональной организации педагогического процесса и его предполагаемого преобразования.
4. Проверка эффективности применения методов и приемов, а также средств рациональной организации педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: данная работа может представлять интерес для логопедов, педагогов общеобразовательных учреждений и других специалистов, а также для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.
Структура и объем работы.
Одной из главных задач дошкольного обучения является необходимость освоения детьми образной речи, являющейся составной частью связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье. Умения и навыки образной речи формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но также помогают в дальнейшем будущим школьникам успешно осваивать школьную программу.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что для овладения образной речью помимо речевых предпосылок необходима еще и когнитивная составляющая. Особое значение приобретает развитие наглядно-образного мышления. Только при его помощи ребенок оказывается способен мыслить абстрактными и обобщенными понятиями.
К старшему дошкольному возрасту речевая и когнитивная системы здорового ребенка полностью готовы к усвоению первоначальных навыков образной речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи процесс овладения навыком образной речи протекает с особенностями, обусловленными первичным дефектом, заключающимся в нарушении развития речи в системе (фонетика, лексика, грамматика, интонация).
Общее недоразвитие речи у детей является причиной формирования вторичного дефекта, выражающегося в недоразвитии всей познавательной деятельности, что также осложняет формирование образной речи у таких детей. Особенно важным является отставание в развитии наглядно-образного мышления, являющимся основой понимания и употребления образных речевых средств ребенком. Дошкольники с ОНР имеют трудности понимания и употребления средств образной выразительности.
Особое место в логопедии занимает развитие образной выразительности речи у детей-билингвов. У детей-билингвов с общим недоразвитием речи формирование образной стороны речи нарушается вследствие патологического протекания речевого и когнитивного онтогенезов. Речь детей насыщена многочисленными ошибками, обусловленными не только последствиями общего недоразвития речи, но и взаимодействием в сознании билингва двух языковых систем. Особенности родного языка оказывают ощутимое влияние на русскую речь билингвов. Это явление в итоге приводит к межъязыковой интерференции на всех речевых уровнях, в конечном счете негативно влияя на способность к узнаванию и использованию средств образной выразительности в речи.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 398 комбинированного вида" Советского района г. Казани и на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №2 402 комбинированного вида" Советского района г. с 2.10.2017 по 16.10.2017. В исследовании участвовало 50 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье. 25 детей, посещающих «Детский сад №398 комбинированного вида» составили экспериментальную группу, а 25 детей, посещающих "Детский сад № 402 комбинированного вида", составили контрольную группу.
При обследовании сформированности образной стороны речи из обследованных 50 старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи оказалось, что ни один ребенок не имеет высокого уровня сформированности образной речи.
У 28% детей контрольной и 30% детей экспериментальной групп оказался допустимый уровень сформированности образной речи. В речи используют образные средства выразительности только в случае просьбы взрослого. Дети допускают ошибки в интерпретации фразеологизмов, допускают ошибки в подборе антонимов и синонимов к предложенным словам, с трудом ориентируются в многозначных словах, плохо понимают смысл пословиц и значения новообразованных слов.
У 22% детей контрольной и 20% детей экспериментальной групп отмечается низкий уровень использования образных средств. В речи отсутствуют средства образной выразительности. Дети не понимают значений фразеологизмов и переносный смысл пословиц, не подбирают антонимов и синонимов к словам и не могут объяснить значения новообразованных слов.
Полученные нами данные результатов обследования были проанализированы с последующим составлением коррекционной программы, которая была применена в период с 20.10 2017г. по 23.03.2018г.
В ходе проведенного контрольного этапа эксперимента на базе «Детского сада №398 комбинированного вида» и "Детского сада № 402 комбинированного вида" по изучению динамики формирования образновыразительных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, воспитывающихся в двуязычной семье, выявилась положительная тенденция увеличения среднего баллового показателя (Приложение) по результатам выполнения серии заданий у экспериментальной группы детей. Это говорит об эффективности предложенной системы коррекционно-логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитывающихся в двуязычной семье.
Так как показатели контрольной группы оказались намного ниже, чем показатели экспериментальной, то можно сделать вывод об эффективности предложенной нами программы, направленной на развитие образной речи посредством художественной литературы и фольклора у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что для овладения образной речью помимо речевых предпосылок необходима еще и когнитивная составляющая. Особое значение приобретает развитие наглядно-образного мышления. Только при его помощи ребенок оказывается способен мыслить абстрактными и обобщенными понятиями.
К старшему дошкольному возрасту речевая и когнитивная системы здорового ребенка полностью готовы к усвоению первоначальных навыков образной речи.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи процесс овладения навыком образной речи протекает с особенностями, обусловленными первичным дефектом, заключающимся в нарушении развития речи в системе (фонетика, лексика, грамматика, интонация).
Общее недоразвитие речи у детей является причиной формирования вторичного дефекта, выражающегося в недоразвитии всей познавательной деятельности, что также осложняет формирование образной речи у таких детей. Особенно важным является отставание в развитии наглядно-образного мышления, являющимся основой понимания и употребления образных речевых средств ребенком. Дошкольники с ОНР имеют трудности понимания и употребления средств образной выразительности.
Особое место в логопедии занимает развитие образной выразительности речи у детей-билингвов. У детей-билингвов с общим недоразвитием речи формирование образной стороны речи нарушается вследствие патологического протекания речевого и когнитивного онтогенезов. Речь детей насыщена многочисленными ошибками, обусловленными не только последствиями общего недоразвития речи, но и взаимодействием в сознании билингва двух языковых систем. Особенности родного языка оказывают ощутимое влияние на русскую речь билингвов. Это явление в итоге приводит к межъязыковой интерференции на всех речевых уровнях, в конечном счете негативно влияя на способность к узнаванию и использованию средств образной выразительности в речи.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 398 комбинированного вида" Советского района г. Казани и на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №2 402 комбинированного вида" Советского района г. с 2.10.2017 по 16.10.2017. В исследовании участвовало 50 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье. 25 детей, посещающих «Детский сад №398 комбинированного вида» составили экспериментальную группу, а 25 детей, посещающих "Детский сад № 402 комбинированного вида", составили контрольную группу.
При обследовании сформированности образной стороны речи из обследованных 50 старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи оказалось, что ни один ребенок не имеет высокого уровня сформированности образной речи.
У 28% детей контрольной и 30% детей экспериментальной групп оказался допустимый уровень сформированности образной речи. В речи используют образные средства выразительности только в случае просьбы взрослого. Дети допускают ошибки в интерпретации фразеологизмов, допускают ошибки в подборе антонимов и синонимов к предложенным словам, с трудом ориентируются в многозначных словах, плохо понимают смысл пословиц и значения новообразованных слов.
У 22% детей контрольной и 20% детей экспериментальной групп отмечается низкий уровень использования образных средств. В речи отсутствуют средства образной выразительности. Дети не понимают значений фразеологизмов и переносный смысл пословиц, не подбирают антонимов и синонимов к словам и не могут объяснить значения новообразованных слов.
Полученные нами данные результатов обследования были проанализированы с последующим составлением коррекционной программы, которая была применена в период с 20.10 2017г. по 23.03.2018г.
В ходе проведенного контрольного этапа эксперимента на базе «Детского сада №398 комбинированного вида» и "Детского сада № 402 комбинированного вида" по изучению динамики формирования образновыразительных средств речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, воспитывающихся в двуязычной семье, выявилась положительная тенденция увеличения среднего баллового показателя (Приложение) по результатам выполнения серии заданий у экспериментальной группы детей. Это говорит об эффективности предложенной системы коррекционно-логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитывающихся в двуязычной семье.
Так как показатели контрольной группы оказались намного ниже, чем показатели экспериментальной, то можно сделать вывод об эффективности предложенной нами программы, направленной на развитие образной речи посредством художественной литературы и фольклора у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в двуязычной семье.



