Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования речевого развития слабовидящих младших школьников 6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития слабовидящих детей 6
1.2 Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.. 19
1.3. Речевое развитие слабовидящих детей 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Выявление трудностей речевой коммуникации у слабовидящих детей
младшего школьного возраста 30
2.1 Исследование речевой коммуникации у слабовидящих детей 30
2.2 Анализ результатов исследования трудностей речевой коммуникации
слабовидящих детей 32
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие речи у детей младшего школьного возраста происходит со значительным отставанием от нормы. Уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации предметов по общим или отдельным признакам. У них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются.
В последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами.
В 60-70-е годы в логопедии наиболее активно стали вестись работы, связанные с системным изучением речевых расстройств. Значимую роль в развитии такого направления сыграли исследования специалиста в области логопедии Р.К. Левиной. [16].
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения. Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них коммуникативной деятельности.
Исследование роли и функций общения детей с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показало, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на
ранних стадиях развития. В этой связи актуальным является анализ особенностей формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрениями, поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его общения с окружающим миром.
Цель - выявить трудности речевой коммуникации у слабовидящих детей.
Задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию речи у слабовидящих детей.
2. Провести теоретический анализ особенностей речевого развития слабовидящих детей младшего школьного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития слабовидящих детей младшего школьного возраста.
4. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы о трудностях речевой коммуникации у слабовидящих детей.
Объект исследования - речевая коммуникация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом - трудности речевой коммуникации слабовидящих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что недостаточный уровень развития речевого общения слабовидящих детей младшего школьного возраста обусловлен не только ограниченностью речевых средств, но и недостаточностью развития коммуникативных умений и коммуникативных качеств личности.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании участвовали 20 детей в возрасте 9 - 10 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опирались на ряд научных исследователей (Феоктистова
В.А.,[28]. Литвак Г.А.,[18]. Абидова Н.З.,[1]. Коваленко Б. И.,[10].). Основы теории и практики логопедии (Р.Е. Левиной). [16].
В работе исследуются следующие методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психолингвистической,
психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных,
изучение психолого-педагогической документации);использование методики для исследования;
анализ полученных результатов.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами и диаграммами.
Данная работа была ориентирована на изучение трудностей речевой коммуникации у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной целью в первой главе работы рассмотрены теоретические положения исследуемой проблемы, проанализированы особенности развития коммуникативной стороны речи слабовидящих детей. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Большинство психологов и педагогов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.
В рамках нашего исследования речь мы рассматриваем как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации.
Коммуникативная функция речи определяется нами как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. С помощью речевых коммуникаций удовлетворяется потребность ребенка в общении.
Анализ литературных данных позволил нам сделать вывод о том, что вопрос о становлении речи у детей с нарушением зрения раскрыт достаточно полно. Дефекты зрения приводят к сенсорной недостаточности, снижению активизации познавательной деятельности, нарушению двигательных навыков. Нарушение зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке речевого развития.
В младшем школьном возраста речь детей в норме достигает высокого уровня развития. Речь детей в этом возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
Становление речи зрячих и детей с дефектами зрения имеет принципиально общую основу. Однако подтверждается также и то положение, что в процессе становления речи у слабовидящих детей проявляются своеобразия фонетико-фонематического, артикуляционного лексико-граматического порядка. Отмечаются вербализм и формализм словесных обозначений. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков, что ведет к затруднению общения. Нарушения речи у детей с нарушением зрения вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Большая распространенность нарушений коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия.
Учитывая актуальность проблемы нами было осущественно исследование с целью выявления трудностей речевой коммуникации у слабовидящих детей. Исследование проводилось с помощью методики Глухова и Лалаевой.В результате исследования полученных результатов были сформулированы следующее выводы:
1) Выявлены трудности вопросительных высказываний, ответов на вопросы, затруднялись в понимании инструкций. Интонация обладала слабой выраженностью., наблюдались ошибки просодической стороны речи.
2) Выявлены такие трудности как: составление пересказа, нарушение связности слов и предложений, отмечались пропуски . Так как задания были с использованием серии картинок, детям с нарушением зрения было тяжело ориентироваться по картинкам, и отмечался малый словарный запас, что мешал составлению рассказа или пересказа текста.
3) Трудности в речевой коммуникации были выделены при свободном общении , у слабовидящие дети наблюдалось нарушение лексической стороны речи, недопонимание смысла слова.
Таким образом, проведенное исследование выдвинутой нами гипотезы, что недостаточный уровень развития речевого общения слабослышащих детей старшего школьного возраста обусловлен недостаточностью развития коммуникативных умений и коммуникативных качеств личности.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы логопедами и дефектологами в процессе проведения коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.
1. Абидова Н.З. Анализ проблемы развития речи и общения у детей с нарушением зрения.-М., 125 с.
2. Ананьев Б. П., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. - М., 2001. Гл. III, IV, VII.
3. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей -Л., 1982- с. 18
4. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003- Т. 5.-10 с.
5. Витковская А.М. Психоло-педагогические основы социализации у детей с нарушением зрения., 2004. - 159-194 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда).
7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. - М., 2007. Гл. V, с. 193-221; гл. VI, 244-275 с..
8. Егорова Т. В., Розанова Т.В. “Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей” - Дефектология - № 4, 2005.-.245 с.
9. Зотов А. И. “Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей”- М., 2007. - 340 с.
10. Коваленко Б. И., Коваленко Б. П. “Тифлопедагогика”- М., 2002. - 430 с.
11. Костючек Н. С. “Представление, мышление у учащихся 1 -3 кл. школа слепых и слабовидящих”, “Известия АПН РСФСР”, - М., 2007. - 321 с.
12. Крогнус А. А. “Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики”- СПб, 2006. - 317 с.
13. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. - М., 2004. - 210 с.
14. Лисина М. И. “Особенности познавательной деятельности слепых”- Ленинград, 1999. - 250 с.
15. Лалаева Р.И., Н. В. Серебрякова. «Формирование лексики и грамматического строя» - Спб., 2001. - 16 с.
16. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей, 2006.-18 с.
17. Литвак А. Г. “Очерки психологии слепых и слабовидящих” - СПб, 2002. - 280 с.
18. Литвак А. Г. “Тифлопсихология”- М.: “Просвещение”, 2005. - 340 с.
19. Лонина В.А. Особенности мышления слепых и слабовидящих детей - Челябинск, 2009 - 156 с.
20. Назарова Т. П. “Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников”, “Дифектология” №2, 2007.243с.
21. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей . - М., 2005. - 352 с.
22. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 2005. - 342 с.
23. Сеченов И. М. Осязание как чувство, соответствующее зрению - М., 2002. - 232 с.
24. Сеченов И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого // Избранные философские и психологические произведения. - М.. 2007. - 56 с.
25. Сверлов В. С., Тифлотехника, - М., 2002. - 250 с.
26. Усик В. А., Специальные средства коррекции для лиц с пониженным зрением - М., 2001. - 256 с.
27. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 368 с.
28. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей - СПб.:Речь,2005 -128 с.
29. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология // Дубровина И. В., Зацепин В. В., - М., 2001. - 353 с.
30. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 2004. - 405 с.
31. Шевченко С. Т. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. 2006. - №1. - 47-64 с.
32. Шлиипко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями зрения в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 2006. - 410 с.
ЗЗ.Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2003. - 420 с.