Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника посредством арт-терапии (Изотерапия)

Работа №44486

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы25
Год сдачи2019
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
452
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения развития эмоционально - личностной сферы дошкольников средствами арт-терапии 5
1.1 Теоретические основы, цели и задачи методики арт-терапии. 5
1.2 Особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников 9
2 Практические подходы к организации программы арт-терапевтических занятий с дошкольниками. 13
2.1 Организация терапии изобразительным творчеством 13
2.2 Программы занятий с дошкольниками с элементами арт-терапии с использованием техники изо-деятельности 15
Заключение 21
Список использованных источников 23

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является основополагающим и ответственным периодом в жизни каждого человека. Этот этап - период рождения личности. Непосредственно в это время ускоренно формируются все психические процессы и свойства личности. Ребенок непрерывно изучает обширный спектр разнообразных видов деятельности. Происходит развитие личностного самосознания и формирование самооценки, выстраивается иерархия мотивов и их соподчинение.
В настоящее время сформировалась тенденция повышения требований к детям дошкольного возраста со стороны родителей и педагогов. Процессы подготовки к поступлению в школу, растущие требования, ожидание встреч с новыми людьми - все это вызывает у дошкольников определенный уровень тревоги и беспокойства. Все чаще грядущее провоцирует возникновение страхов, психологических срывов, агрессии и негативизма. Между тем, ухудшение общего эмоционального состояния способно негативно влиять на интеллектуальную деятельность. Кроме того, эмоциональный дисбаланс возникает на фоне значительных затруднений адаптации к новым условиям школы. Затрудняется установление полноценного контакта с взрослыми и сверстниками. Провоцируются негативные эмоциональные переживания, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости школьников. Все эти факторы определяют актуальность исследования эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Особенности психологического развития детей дошкольного возраста максимально точно представлены в трудах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также их последователей (Л.И. Айдаров, А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.). Эмоциональная сфера дошкольников изучалась Л.С. Выготским, А.В. Запорожецем, А.Н. Леонтьевым, Я.З. Неверович. Эмоциональные расстройства детей рассмотрены в работах Л.С. Славиной, А.И. Захарова, Я. Стреляу, Л.А. Петровской, А.С. Спиваковской, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и др.
Проблема исследования. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников - одно из условий готовности к обучению в школе, однако технология ее формирования посредством арт-терапии все еще разработана слабо.
Объект исследования. Особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Предмет исследования. Особенности использования методов арт-терапии, которые способствуют развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Цель исследования. Выявить теоретические и практические особенности развития эмоционально - личностной сферы дошкольников за счет использованияинструментов арт-терапии (используя технику изо-деятельности).
Задачи исследования:
1. Провести изучение и теоретический анализ литературы по проблеме эмоциональных нарушений у детей и их коррекции.
2. Раскрыть задачи арт-терапии в работе с дошкольниками.
3. Теоретически разработать программу арт-терапевтических занятий с дошкольниками.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного исследования являлось изучение арт-терапии как средства коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной сферы в сторону произвольности психических процессов, выстраивается иерархия мотивов, развивается произвольность поведения. В эмоциональной сфере дошкольника, благодаря возникновению представлений, возникают переживания, не связанные с непосредственной ситуацией, у ребенка впервые появляется способность сочувствовать и сопереживать другому.
При усложнении познавательного развития и расширения взаимодействия с другими в дошкольном детстве легко возникают эмоциональные отклонения, которые могут влиять на внутренний мир ребенка и на тип его взаимоотношений с окружающими. К эмоциональным отклонения детей относят расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики. Психологическая коррекция – это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели. Психологическая коррекция обладает большим арсеналом средств и методов в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, применение которых должно быть согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером эмоциональных нарушений. Использование арт-терапии при работе с дошкольниками позволяет отреагировать негативные эмоции, на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя различные роли, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Занятия, предлагаемые в программе, нацелены на актуализацию психологических ресурсов личности ребенка при отреагировании своих негативных эмоций, оказывают поддержку в овладении своими эмоциями.
Таким образом, психологическая коррекция эмоциональных нарушений дошкольников с помощью арт-терапии способствует нормализации эмоционального состояния детей.
Анализ теоретической базы в ходе выполнения работы позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования процесса воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредством использования игр мало изучена.



1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / Сост. Н. Д. Денисова. Волгоград: Учитель, 2013. C. 184-191.
3. Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 685-687.
4. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
5. Изард К. Е. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 46с.
6. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 2009. – 206с.
7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2006. – 176с.
8. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского / Е.Е. Кравцова // Национальный психологический журнал. – 2012(б). – № 1(7) – С. 61-67.
9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб., 2013. – 256 с.
10. Марцинковская Т.Д. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 380 с.
11. Микляева Н.В. Социально-эмоциональное развитие до школьников. – М.: Сфера, 2013. – 160с.
12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2007. –512 с.
13. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008. – 694с.
14. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.
15. Решетников М.М. Психическая травма. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 322 с.
16. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
17. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова (соавт. Поляков А.М., Горудко Т.В., Гаврилко Т.И., Винникова Е.А.). — Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
18. Старова Ю.И., Мамедова Л.В. Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф.-2015 - № 6(33) - С. 362-373.
19. Ткачева, М. С., Хилько, М. Е. Возрастная психология: конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ