Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения развития эмоционально - личностной сферы дошкольников средствами арт-терапии 5
1.1 Теоретические основы, цели и задачи методики арт-терапии. 5
1.2 Особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников 9
2 Практические подходы к организации программы арт-терапевтических занятий с дошкольниками. 13
2.1 Организация терапии изобразительным творчеством 13
2.2 Программы занятий с дошкольниками с элементами арт-терапии с использованием техники изо-деятельности 15
Заключение 21
Список использованных источников 23
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является основополагающим и ответственным периодом в жизни каждого человека. Этот этап - период рождения личности. Непосредственно в это время ускоренно формируются все психические процессы и свойства личности. Ребенок непрерывно изучает обширный спектр разнообразных видов деятельности. Происходит развитие личностного самосознания и формирование самооценки, выстраивается иерархия мотивов и их соподчинение.
В настоящее время сформировалась тенденция повышения требований к детям дошкольного возраста со стороны родителей и педагогов. Процессы подготовки к поступлению в школу, растущие требования, ожидание встреч с новыми людьми - все это вызывает у дошкольников определенный уровень тревоги и беспокойства. Все чаще грядущее провоцирует возникновение страхов, психологических срывов, агрессии и негативизма. Между тем, ухудшение общего эмоционального состояния способно негативно влиять на интеллектуальную деятельность. Кроме того, эмоциональный дисбаланс возникает на фоне значительных затруднений адаптации к новым условиям школы. Затрудняется установление полноценного контакта с взрослыми и сверстниками. Провоцируются негативные эмоциональные переживания, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости школьников. Все эти факторы определяют актуальность исследования эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Особенности психологического развития детей дошкольного возраста максимально точно представлены в трудах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также их последователей (Л.И. Айдаров, А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.). Эмоциональная сфера дошкольников изучалась Л.С. Выготским, А.В. Запорожецем, А.Н. Леонтьевым, Я.З. Неверович. Эмоциональные расстройства детей рассмотрены в работах Л.С. Славиной, А.И. Захарова, Я. Стреляу, Л.А. Петровской, А.С. Спиваковской, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и др.
Проблема исследования. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников - одно из условий готовности к обучению в школе, однако технология ее формирования посредством арт-терапии все еще разработана слабо.
Объект исследования. Особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Предмет исследования. Особенности использования методов арт-терапии, которые способствуют развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Цель исследования. Выявить теоретические и практические особенности развития эмоционально - личностной сферы дошкольников за счет использованияинструментов арт-терапии (используя технику изо-деятельности).
Задачи исследования:
1. Провести изучение и теоретический анализ литературы по проблеме эмоциональных нарушений у детей и их коррекции.
2. Раскрыть задачи арт-терапии в работе с дошкольниками.
3. Теоретически разработать программу арт-терапевтических занятий с дошкольниками.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Целью данного исследования являлось изучение арт-терапии как средства коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной сферы в сторону произвольности психических процессов, выстраивается иерархия мотивов, развивается произвольность поведения. В эмоциональной сфере дошкольника, благодаря возникновению представлений, возникают переживания, не связанные с непосредственной ситуацией, у ребенка впервые появляется способность сочувствовать и сопереживать другому.
При усложнении познавательного развития и расширения взаимодействия с другими в дошкольном детстве легко возникают эмоциональные отклонения, которые могут влиять на внутренний мир ребенка и на тип его взаимоотношений с окружающими. К эмоциональным отклонения детей относят расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики. Психологическая коррекция – это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели. Психологическая коррекция обладает большим арсеналом средств и методов в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, применение которых должно быть согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером эмоциональных нарушений. Использование арт-терапии при работе с дошкольниками позволяет отреагировать негативные эмоции, на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя различные роли, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Занятия, предлагаемые в программе, нацелены на актуализацию психологических ресурсов личности ребенка при отреагировании своих негативных эмоций, оказывают поддержку в овладении своими эмоциями.
Таким образом, психологическая коррекция эмоциональных нарушений дошкольников с помощью арт-терапии способствует нормализации эмоционального состояния детей.
Анализ теоретической базы в ходе выполнения работы позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования процесса воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредством использования игр мало изучена.