Введение 3
1. Расчет основных рыночных показателей
Исходные данные (описание ситуации): в Таблице 1 приведены данные о емкости рынка, объеме продаж предприятия и объемах продаж основных конкурентов.
Необходимо определить долю рынка (в процентах) предприятия и основных конкурентов; рассчитать индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана; сделать выводы о конкурентной среде. Для расчета индексов допускаем, что объемы продаж остальных предприятий одинаковы (рассчитать самостоятельно на основе данных таблицы в приложении А).
Таблица 1 – Исходные данные об объемах продаж
Емкость рынка млн. руб. Объем продаж предприятия, млн. руб. Объем продаж Количество предприятий на рынке
І конкурента, млн. руб. ІI конкурента, млн. руб. IIІ конкурента, млн. руб. ІV конкурента, млн. руб.
160 46 58 8 6 6 23
Заключение 9
Список использованных источников 10
Для оценки концентрации рынка, как правило, применяются лишь два наиболее популярных показателя. Так, Федеральная антимонопольная служба РФ в своих аналитических обзорах и отчетах пользуется индексом концентрации (СR) и индексом Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
Индекс концентрации рынка показывает процентную долю одной или нескольких крупных фирм в общем объеме анализируемого рынка по основным экономическим параметрам. Но данный показатель имеет существенный недостаток. Он «нечувствителен» к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Поэтому в последние годы для оценки концентрации все чаще используется индекс Херфиндаля-Хиршмана, учитывающий как число предприятий, так и неравенство их положения на рынке.
В связи с чем, цель данной работы:
1) закрепить знания о понятиях емкости рынка, доле рынка;
2) научиться определять долю рынка организации, рассчитывать индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана;
3) уметь делать выводы о конкурентной среде;
4) приобрести компетенцию ПК-9 (способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли).
По результатам практической работы по определению типа рыночной конкуренции на основе полученных индексов, достигнуты основные цели работы, а именно:
1) закреплены знания о понятиях емкости рынка, доле рынка;
2) приобретены знания по определению доли рынка организации, рассчету индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана;
3) приобретены умения делать выводы о конкурентной среде;
4) приобретены компетенции ПК-9 (способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли).
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c.
2. Ромер Д. Высшая макроэкономика. - М.: ИД ВШЭ, 2015. - 855 c.
3. Уткин Э.А. Маркетинг. - М.: Эксмо, 2017. - 256 c.
4. Федорова А.Ю. Экономика отраслевых рынков. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
5. Эванс Дж.Р. Маркетинг. - М.: Экономика, 2016. - 352 c.