Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи эмоциональных нарушений (страхов) и взаимоотношений в семье у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущностная характеристика эмоциональных нарушений (страхов)
у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности взаимоотношений в семьях имеющих детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Взаимосвязь эмоциональных нарушений (страхов) и
взаимоотношений в семье у детей старшего дошкольного возраста 19
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных нарушений (страхов) и взаимоотношений в семье у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Организация исследования с детьми старшего дошкольного возраста: методы исследования, описание выборки 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 29
2.3 Рекомендации родителям и воспитателям по преодолению
эмоциональных нарушений вызванных взаимоотношениями в семье... 39
Вывод по главе 2 40
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение 51
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение страхов детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. Старший дошкольный возраст является определяющим в становлении личности детей. Так как основные свойства и личностные качества складываются в старшем дошкольном возрасте и во многом определяют все его последующее развитие.
Психологическое здоровье детей зависит от социально- экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Дети дошкольного возраста как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Наиболее распространенными эмоциональными нарушениями являются страхи.
На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности. Страх, как и другие эмоциональные нарушения не является однозначно «вредным» для детей старшего дошкольного возраста. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у детей содержится большое количество страхов, то возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Детские страхи у детей старшего дошкольного возраста, сохраняющиеся длительное время и тяжело переживаются, говорит о нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к детям, порождающее в них тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности.
Актуальность исследования продиктована изменениями в современной социокультурной среде, связанными с повышением требований к достижениям детей дошкольного возраста со стороны родителей, опосредованые Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования. Эти факторы неблагоприятно сказываются на психическом развитии и эмоциональном благополучии современных с детьми старшего дошкольного возраста. Влияние семейного окружения на особенности развития детей дошкольного возраста представляет большой интерес в связи со значительными изменениями в социально -культурной среде, затрагивающий современную семью, становится все более актуальной проблема изучения эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста, в частности, возникновения детских страхов.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоциональных нарушений и взаимоотношения в семье у детей старшего дошкольного возраста (на примере страхов).
Цель исследования: исследовать взаимосвязь эмоциональных нарушений и взаимоотношения в семье у детей старшего дошкольного возраста (на примере страхов).
Для достижения цели исследования были поставлены основные задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты взаимосвязи эмоциональных нарушений и взаимоотношения в семье у детей старшего дошкольного возраста (на примере страхов);
2. Разработать методику исследования взаимосвязи
эмоциональных нарушений и взаимоотношения в семье у детей старшего дошкольного возраста (на примере страхов);
3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию взаимосвязь эмоциональных нарушений и взаимоотношения в семье у детей старшего дошкольного возраста (на примере страхов).
4. Разработать рекомендации преодолению эмоциональных нарушений (на примере страхов) в семье у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: возникновение эмоциональных нарушений (страхов) зависит от взаимоотношений в семье.
Методологической основой исследования послужили: теоретические представления о развитии личности детей старшего дошкольного возраста и их эмоциональных нарушений, разработанные в отечественной общей и возрастной психологии Л.С. Выготским [8], психологические представления о специфике, видах и основных проявлениях страха (А.И. Захаров [10-12], И. И. Мамайчук [24], Е.М Савина [37], А. Панфилова [31, 32, 33] и др.).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 102 «Созвездие» г. Набережные Челны.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по данной проблеме;
2. Эмпирические методы: тестирование, эксперимент;
3. Методы математической обработки данных.
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы психологами, методистами и воспитателями в работе эмоциональными нарушениями (страхами) детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Таким образом, страх состояние означающее наличие мнимой или реальной угрозы существованию данного человека. Появляться страхи могут у детей практически любого возраста в зависимости от накопленного опыта, уровня самостоятельности, воображения, чувствительности и тревожности. Часто страхи мучают застенчивых и неуверенных в себе детей.
Можно выделить четыре основных типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.
Наилучшие взаимоотношения детей дошкольного возраста в семье складываются обычно тогда, когда родители придерживаются сотрудничества. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение детей старшего дошкольного возраста направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Семья оказывает решающее влияние на формирование эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Тип взаимоотношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер детей и особенности их поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско -родительских взаимоотношений проявляется при воспитании детей старшего дошкольного возраста. Одна из самых распространенных причин детских страхов - чрезмерно высокие и жесткие требования родителей, не учитывающих способностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их притязаний, направленности интересов. В семьях со строгими, холодными отношениями, где мало уделяется внимания личностному общению, где между детьми старшего дошкольного возраста и родителями возникает тесный двусторонний контакт, дети проявляют тревожные или неопределенные ожидания.
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственные дети находятся, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимают их беспокойство.
Родители, боятся не успеть многого сделать для развития детей, стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, несоответствия детей высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными и запуганными.
Таким образом, эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных нарушений (страхов) и взаимоотношений в семье у детей старшего дошкольного возраста, проводимое в МАДОУ № 102 «Созвездие» г. Набережные Челны показало:
1. Родители из полных семей проявляют меньшую тревожность за жизнь и здоровье своих детей. Родители из неполных семей проявляют большую близость в эмоциональном плане, менее строги. Дети из неполных семей более тревожны, менее общительны, они чаще проявляют враждебность в семейной ситуации, чаще переживают чувство неполноценности, чем дети из полных семей. Дети из неполных семей переживают большую привязанность к своим матерям, бабушкам и дедушкам.
2. Родители неполной семьи значимо чаще предъявляют к детям требования, не всегда соответствующие их возможностям. В неполной семье значимо более высокие показатели по шкале «расширение сферы родительских чувств». Родители из полной семьи имеют достоверно более высокие значения по шкале «воспитательная неуверенность родителя». Родительские чувства как основной источник эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, их психологического здоровья никак не зависят от состава семьи. Родители как в полных, так и в неполных семьях переживают гордость за своих детей, за их достижения, победы и всегда воспринимают их такими, какими они есть.
3. Дети боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Дети из полных семей, где часто происходят конфликты между родителями также переживают страхи и тревожность наравне с детьми из неполных семей. У детей старшего дошкольного возраста из семей, где родители конфликтуют отмечен высокий уровень таких страхов: боязнь животных, страх перед погодными катаклизмами, болезнью, смертью, а также страшных снов и родителей. Страх животных больше мере характерен для девочек. Страх наказания родителями присущ больше мальчикам. Мы отметили, дети из неполных семей, особенно девочки переживают самое большое количество страхов. Также мы отметили если дети являлись единственными в семье, то это тоже отрицательно, этот фактор тоже способствует появлению страхов. Мамы в большой степени способствуют появлению страхов у детей.
Таким образом, семья оказывает решающее влияние на формирование личности детей старшего дошкольного возраста. Дети из неполных семей (являющиеся единственными детьми) в большей степени переживают тревожность и страхи, чем дети из полных семей. В неполных семьях наиболее часто встречается стиль семейного воспитания, как гиперпротекция. Полным семьям (с двумя, тремя детьми) характерны такие стили воспитания как неустойчивость стиля воспитания, гармоничные отношения и в редких случаях гипопротекция.
Гипотеза исследования: возникновение эмоциональных нарушений (страхов) зависит от взаимоотношений в семье - подтвердилась.
1. Алексеева Л.С. Подросток в системе взаимоотношений педагога с конфликтной семьей. / Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Сб.науч.тр. - Воронеж, 2012. - С. 55 - 61.
2. Аракелов, Н.Е. и др. Психофизиологический метод оценки страхов. // Психологический журнал - 2014. - № 2. - С. 34-38.
3. Аль Маграши Абдо Ахмед. Семейная психокоррекция нарушений поведения у дошкольников (на материале изучения семей России и Йемена): Дис. канд. психол. наук. - СПб.: Питер, 2015. - 186 с.
4. Астапов, В. М. Страхи у детей. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 224 с.
5. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии / пер. с англ. Ю. Брянцевой. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 640 с.
6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.канд. психол.наук. - М.: Вагриус, 2014. - 206 с.
7. Васягина Н.Н. Диагностика детско-родительских отношений: пособие по практической психологии. - Шадринск: Изд-во шадринского пединститута, 2013. - 49 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 2015.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 2012.- 160 с.
10. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2015. - 316 с.
11. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Эксмо-Пресс, 2015. - 448 с.
12. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Медицина, 2012. - 216 с.
13. Игумнов, С. А. Основы психотерапии детей и подростков. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. - 176 с.
14. Имедадзе, Н. В. Страхи как фактор учения в дошкольном возрасте. // Психологические исследования. - Тбилиси, 2014. - С. 49-57.
15. Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Вопросы психологии. - 2015.-№ 1.-С. 107-123.
16. Киселёва, Н. А. и др. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2015. - 137 с.
17. Климова, Ю. Нарисуй страх. // Семья и школа: журнал для родителей. -
2013. - № 9. - С. 25-28.
18. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 2014. -159 с.
19. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. - Ставрополь, 2014. - 158 с.
20. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. канд. психол. наук. - М.: Гардарики, 2013.- 165 с.
21. Коломинский, Я. Л. и др. Психическое развитие детей в норме и патологии. - СПб.: Питер, 2014. - 408 с.
22. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,2014.- 208 с.
23. Макшанцева Л.В. Страхи и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Журнал «Психологическая наука и образование», 2013. № 2. - С. 35-38.
24. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: РЕЧЬ, 2014. - 400 с.
25. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. // Журнал Практического Психолога. - 2015. - № 3.
26. Методика Рене Жиля // Альманах психологических тестов. - М.:КСП,2012. - 315 с.
27. Михеева Ю.В. Страх как психологическое состояние. // Научное мнение : научный журнал. - 2015. - № 4. - 216 с.
28. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» //Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. - Спб.: Питер, 2013. -С. 21-26.
29. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2015. - 456 с.
30. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Эксмо, 2015. - 98 с.
31. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.
- М.: ГНОМ и Д, 2015. - 160 с.
32. Панфилова М. А. Страхи и её коррекция у детей. // Школа здоровья. - 2014. - № 1. - С. 17-28.
33. Панфилова, М. А. Психолого-педагогические условия коррекции
аффективно-поведенческих расстройств у с детьми старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития. //
Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: материалы науч. -практич. конференции, посвящ. 10-летию МГПУ (октябрь 2015 г.). - М., 2015. - С. 124-131.
34. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.:
Гардарики, 2014. -96 с.
35. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление страхов. //Журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - №2. - С. 18-22.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 2012. - 268 с.
37. Савина Е. и др. Тревожные дети. // Журнал «Дошкольное воспитание». - 2014. №4. - С. 29-31.
38. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. - М.: Владос, 2015. - 96 с.
39. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции общения в семье. //Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 81-92.
40. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. //Вопросы психологии. 2016. - № 3. -С. 3-14.
41. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. //Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 105-115.
42. Дерманова И.Б. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). // Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб.: Питер, 2012. - С. 19-28.
43. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 2015. - 312с.
44. Федонина И.А. Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка.//Журн. прикп. психологии. - 2016. № 2. - С. 55-65.
45. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2012. -154 с.
46. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2012.-512 с.
47. Щербатых, Ю.В. и др. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревожности и фобий. - Воронеж: Истоки, 2013. - 238 с.
48. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапия. - СПБ.: Фолиум, 2013. - 274 с.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Эксмо, 2014. - 327 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс].
URL:http://base.gara№t.ru/70512244/#block 1000#ixzz3RjKmwtMk
(дата обращения: 11.10. 2017)