Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
794
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические исследования развития творческих
способностей детей дошкольного возраста 6
1.2 Конструирование, как вид деятельности детей в современном ДОО 16
1.3 Использование лего-конструирования в творческом развитии детей
дошкольного возраста 22
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Исходная диагностика развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Реализация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования 38
2.3 Результаты исследования 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Актуальность. Актуальность работы обусловлена тем, что к сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования [6].
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные и российские педагоги и психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста [2].
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.
Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено на развитие психических и личностных качеств ребёнка: любознательность, целеустремленность, самостоятельность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, совершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОО [12].
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO и робототехника должны быть в каждом детском саду [10].
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность использования лего - конструирования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования лего - конструирования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- провести диагностику уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- реализовать работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования и выявить ее эффективность.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего - конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Лего - конструирование является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- практические, объединенные в рамках аналитического исследования (анкетирование родителей, тестирование детей).
1) методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании» (Котова Е.В.);
2) методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Методологической основой являлись исследования Н. А. Акулиной [1], Е.В. Алфеевой [2], А.Н. Бельковой [6], Т. Ендовицкой [16] и др. в которых раскрываются различные аспекты процесса развития творческих способностей старших дошкольников.
Практическая значимость: полученные нами в ходе исследования материалы могут быть использованы педагогами ДОО в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Международная школа «Alabuga International School» Елабужского муниципального района.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение первой задачи показало, что каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный процесс.
Конструкторы Lego - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструирование из Lego-конструктора отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов: конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить; конструирование по инструкции - конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели; конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования; конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Для диагностики нами были проведены две методики диагностики творческих способностей старших дошкольников (Приложение 1):
1) Методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании» (Котова Е.В.).
2) Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Констатирующая диагностика показала, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень творческих способностей.
Меньше всего детей обладают высоким уровнем, остальные находятся на среднем уровне творческих способностей. Преобладающий уровень творческих способностей у дошкольников в контрольной группе также низкий.
На формирующем этапе нами было проведено 12 ООД по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования. В процессе занятий шла работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяли развитию логического и пространственного мышления. Ребята учились работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, по ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средний уровень развития творческих способностей, а в контрольной группе низкий уровень развития творческих способностей.
Данные выводы говорят о подтверждении гипотезы исследования.



1. Акулина Н. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н. А. Акулина // Изобразительное искусство в школе. - 2014. - № 5. - С. 62-77.
2. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста : (4-7 лет) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Е.В. Алфеева; Психол. ин-т Рос. Акад. Образования. - М., 2010. - 22 с.
3. Афонькина Ю. А. «Творческая академия»: программа
развития способности к творческой деятельности у старших дошкольников/ Ю. А. Афонькина // Методист. - 2012. - № 4. - С.64-67.
4. Байгазакова Р. Конструируем с LEGO / Р. Байгазакова и др. // Дошкольный мир. - 2017. - № 5. - С. 28-29.
5. Белова Д. Н. Использование ЛЕГО-конструирования в
дошкольном возрасте // Концепт. - 2017. - Т. 2. - С. 271-273 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://e-koncept.ru/2017/570056.htm(10.05.2018)..
6. Белькова А.Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Белькова- СПб., 2013. - 234 с.
7. Березина В.Г. Детство творческой личности /В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Издательство Буковского, 2014. - 60 c.
8. Борисова Е.В. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е.В. Борисова // Дошкол. воспитание. - 2012. - № 2.
9. Брыкина Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами : дис. ... канд. пед. наук / Е.К. Брыкина - М., 2014. - 158 с.
10. Бурматова О. Ю. Новый взгляд на любимый конструктор Лего / Ольга Бурматова // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 1 (67). - С. 60-75.
11. Глушкова Г. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы: методическое сопровождение реализации ФГОС ДО / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 82-85 : фото. - Продолж. Начало: № 6-11.
12. Глушкова Г. Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы: методическое сопровождение / Г. Глушкова, М. Малтызова, Т. Чижова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 65-73.
13. Грек А. Детский сад навсегда / Александр Грек // Популярная механика. - 2014. - № 5. - С. 80-82.
14. Дедюкина М. И. Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / М. И. Дедюкина // Развитие современного образования: от теории к практике : сб. мат. IV Межд.науч.- практ. конф.. Чебоксары, 2018. - Чебоксары : ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. - С. 83-86.
15. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая //Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - C.73-75.
16. Еримеева А.Г. Лего - технология в дошкольном образовательном учреждении // Соврем. образование: традиции и инновации. - 016. - № 4. - С. 93-98.
17. Житнякова Н. Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться / Н. Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - №1. - С. 106-114.
18. Житнякова Н. Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться / Н. Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2016. — № 1. — С. 106-114.
19. Кадачникова С. Ю. Использование конструкторов LEGO в работе с детьми дошкольного возраста / С. Ю. Кадачникова // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по мат. XXII межд. науч.-практ. конф. - Москва : ИП «Туголуков А. В.», 2017. - С. 41-43.
20. Казанова Т.А. Развитие детского творчества / Т.А. Казанова // Беспризорник. - 2011. - № 4. - С. 8-14.
21. Кедровских О. С. Детский технопарк "территория Лего" как инновационная модель развития технического творчества воспитанников ДОО / О. С. Кедровских // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 196-199.
22. Климова С. А. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 95-99.
23. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности» /Н.В. Кондратьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 106-110. - URL: http://e- koncept.ru/2015/15320.htm.
24. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
25. Краснова Т. Е. Конструктор лего - бесконечные возможности / Т. Е. Краснова // Детский сад от А до Я. - 2017. - №1(85). - С. 42-46.
26. Крюкова Н. В. Использование лего-конструирования в детском саду / Н.В. Крюкова // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: сб. мат. II Межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары : ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. - С. 185-188.
27. Кудрявцев В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей/ В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. -2005. - № 9. - C. 52-59.
28. Кудрявцев В. Т. Воображение, творчество и личностный рост ребенка / Владимир Кудрявцев. - Москва : Чистые пруды, 2010. - 29 с.
29. Лагунова А. А. Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / А. А. Лагунова // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. - С. 274-278.
30. Левшина Н.И. Развитие коммуникативно-речевых умений дошкольников посредством лего-конструирования // Мир детства и образование. - 2013. - С. 348-353.
31. Лисицына М. В. Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в ДОО / М. В. Лисицына // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2017. - № 2. - С. 112-116.
32. Ломаева М. В. Возможности конструктора Lego в развитии дошкольников / М. В. Ломаева // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 8(80). - С. 50-59.
33. Лукьянова О. Г. Как развить ребенка с помощью легоконструирования / О. Г. Лукьянова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - №1(2). - С. 318-319.
34. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов- дефектологов / Т.В. Лусс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 103 с. : ил.
35. Макагонова Г.В. Познавательное развитие дошкольников посредством использования лего-конструктора // Проблемы и перспективы соврем. науки. - 2015. - № 5. - С. 61-64.
36. Назаренко Т. А. Формируем у детей творческое отношение к жизни / Т. А. Назаренко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 1. - С. 96-98.
37. Немерещенко О. Д. Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Томск, 2014. - 138 с.
38. Новикова Н. А. Творческое воображение как перспектива развития личности / Н.А. Новикова // Педагогика искусства. - 2007. - № 1. - С. 10-17.
39. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2015. - 192 с.
40. Рыспаева В.Б. Использование лего-конструирования в развитии творческих способностей старших дошкольников // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. ст. - Уфа : АЭТЕРНА, 2017. - С. 168-170 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //aeterna-ufa.ru/sbornik/PP-60.pdf#page=168 (10.05.2018).
41. Смолова Л.В. Методы работы с воображением: основы психосинтеза: учебное пособие / Л.В. Смолова; Рус. христиан. гуманит. акад., [Изд-во С.-Петерб. ун-та]. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2008. - 84 c.
42. Спирина Л. В. Развитие творческой активности детей / Спирина Л. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 7. - С. 19¬23.
43. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Акад. развития, 2016. - 235 с.
44. Топчиенко А.Д. Подготовка будущих учителей технологии к формированию творческого мышления дошкольников на материале лего- конструирования // Пропедевтика формирования инженерной культуры учащих- ся в условиях модернизации российского образования : сб. ст. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - С. 280-282 ; [Электронный ресурс]. - URL: (открыть ссылку) (10.05.2018).
45. Тренкина Е.А. Подготовка воспитателей к развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 10. - С. 266-272 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: ftp://ftp.cspu.ru/upload/archiv-vestnik/2013/2013_10.pdf(19.10.2017).
46. Экспресс-методики В. Кудрявцева и В. Синельникова [Электронный ресурс]. - http://studopedia.ru/13_154272_ekspress-metodiki-v- kudryavtseva-i-v-sinelnikova.html(20.07.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ