ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические исследования развития творческих
способностей детей дошкольного возраста 6
1.2 Конструирование, как вид деятельности детей в современном ДОО 16
1.3 Использование лего-конструирования в творческом развитии детей
дошкольного возраста 22
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Исходная диагностика развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Реализация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования 38
2.3 Результаты исследования 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого - педагогические исследования развития творческих
способностей детей дошкольного возраста 6
1.2 Конструирование, как вид деятельности детей в современном ДОО 16
1.3 Использование лего-конструирования в творческом развитии детей
дошкольного возраста 22
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Исходная диагностика развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Реализация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования 38
2.3 Результаты исследования 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность. Актуальность работы обусловлена тем, что к сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования [6].
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные и российские педагоги и психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста [2].
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.
Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено на развитие психических и личностных качеств ребёнка: любознательность, целеустремленность, самостоятельность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, совершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОО [12].
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO и робототехника должны быть в каждом детском саду [10].
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность использования лего - конструирования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования лего - конструирования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- провести диагностику уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- реализовать работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования и выявить ее эффективность.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего - конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Лего - конструирование является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- практические, объединенные в рамках аналитического исследования (анкетирование родителей, тестирование детей).
1) методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании» (Котова Е.В.);
2) методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Методологической основой являлись исследования Н. А. Акулиной [1], Е.В. Алфеевой [2], А.Н. Бельковой [6], Т. Ендовицкой [16] и др. в которых раскрываются различные аспекты процесса развития творческих способностей старших дошкольников.
Практическая значимость: полученные нами в ходе исследования материалы могут быть использованы педагогами ДОО в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Международная школа «Alabuga International School» Елабужского муниципального района.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные и российские педагоги и психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста [2].
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.
Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено на развитие психических и личностных качеств ребёнка: любознательность, целеустремленность, самостоятельность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, совершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОО [12].
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO и робототехника должны быть в каждом детском саду [10].
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность использования лего - конструирования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования лего - конструирования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- провести диагностику уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- реализовать работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования и выявить ее эффективность.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего - конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Лего - конструирование является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- практические, объединенные в рамках аналитического исследования (анкетирование родителей, тестирование детей).
1) методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании» (Котова Е.В.);
2) методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Методологической основой являлись исследования Н. А. Акулиной [1], Е.В. Алфеевой [2], А.Н. Бельковой [6], Т. Ендовицкой [16] и др. в которых раскрываются различные аспекты процесса развития творческих способностей старших дошкольников.
Практическая значимость: полученные нами в ходе исследования материалы могут быть использованы педагогами ДОО в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Международная школа «Alabuga International School» Елабужского муниципального района.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Решение первой задачи показало, что каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный процесс.
Конструкторы Lego - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструирование из Lego-конструктора отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов: конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить; конструирование по инструкции - конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели; конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования; конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Для диагностики нами были проведены две методики диагностики творческих способностей старших дошкольников (Приложение 1):
1) Методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании» (Котова Е.В.).
2) Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Констатирующая диагностика показала, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень творческих способностей.
Меньше всего детей обладают высоким уровнем, остальные находятся на среднем уровне творческих способностей. Преобладающий уровень творческих способностей у дошкольников в контрольной группе также низкий.
На формирующем этапе нами было проведено 12 ООД по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования. В процессе занятий шла работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяли развитию логического и пространственного мышления. Ребята учились работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, по ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средний уровень развития творческих способностей, а в контрольной группе низкий уровень развития творческих способностей.
Данные выводы говорят о подтверждении гипотезы исследования.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный процесс.
Конструкторы Lego - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструирование из Lego-конструктора отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов: конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить; конструирование по инструкции - конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели; конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования; конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Для диагностики нами были проведены две методики диагностики творческих способностей старших дошкольников (Приложение 1):
1) Методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании» (Котова Е.В.).
2) Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Констатирующая диагностика показала, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень творческих способностей.
Меньше всего детей обладают высоким уровнем, остальные находятся на среднем уровне творческих способностей. Преобладающий уровень творческих способностей у дошкольников в контрольной группе также низкий.
На формирующем этапе нами было проведено 12 ООД по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего - конструирования. В процессе занятий шла работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяли развитию логического и пространственного мышления. Ребята учились работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
После реализации программы мы провели контрольную диагностику, по ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средний уровень развития творческих способностей, а в контрольной группе низкий уровень развития творческих способностей.
Данные выводы говорят о подтверждении гипотезы исследования.
Подобные работы
- Конструктор «LEGO» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Методика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях
дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Использование робототехники в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Робототехника как средство развития предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ФАНТАЗИЯ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



