Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ

Работа №44451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты проблемы программирования,
регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 7
1. 1 Процесс программирования, регуляции и контроля в онтогенезе 7
1.2 Психофизиологический компонент письма 9
1.3 Проявления функциональной недостаточности программирования,
регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 12
1.4 Основные подходы в изучении дисграфии, классификации и
характеристики 14
Выводы по Главе 1 21
Глава II. Исследование программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 23
2.1 Организация и методы исследования программирования, регуляции и
контроля письма учащихся с дисграфией 23
2.2 Анализ результатов исследования программирования, регуляции и
контроля письма учащихся с дисграфией 24
Выводы по Главе II 32
Глава III. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 34
3.1 Организация логопедических занятий по развитию программирования,
регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 34
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы по развитию
программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией 40
Выводы по Главе III 53
Заключение
Список литературы

Актуальность исследования. Дисграфия является наиболее распространенным речевым нарушением учащихся младших классов. По данным разных авторов, на сегодняшний день дисграфия у младших школьников составляет около 50% [23]. Данное нарушение характеризуется стойкостью проявления ошибок на письме и их специфичностью.
Нейропсихологическое направление исследования дисграфии у детей основано на фундаментальных теоретических положениях JI.C. Выготского и
А.Р. Лурия о ВПФ как о сложных функциональных системах, состоящих из многих структурных компонентов [27]. Отличительной особенностью нейропсихологического подхода от других является возможность исследования структурных компонентов различных ВПФ [34].
Все чаще направленность в изучении причин нарушений письма младших школьников определяется недостаточной сформированностью определённых психических функций, которые обеспечивают процесс письма (Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Ф.Н. Юдович и др.) [2].
По данным многих авторов, нарушения письма часто взаимодействуют с различными расстройствами у детей, которые определяют недоразвитие функций регуляции, контроля и программирования произвольной психической деятельности (Т.В. Ахутина, О.А. Величенкова, Е.В. Крупская,
А.В. Курганский, Р.И. Мачинская) [4,14].
В настоящее время в логопедии освещены вопросы, по проблемам, касающихся симптоматики, механизмов дисграфии, структуры речевого дефекта при данном нарушении, а также разработаны методы коррекции различных видов дисграфии [7]. Однако проблема коррекции нарушений письма у младших школьников все еще остается актуальной для дальнейшего обучения. Это связано и с недостаточной эффективностью коррекционных методик по развитию программирования, регуляции и контроля письма, и с
увеличением количества учащихся с нарушением письма [3]. В связи с этим возникает необходимость разработки программы, направленной на развитие данных функций.
Целью исследования является разработка и оценка эффективности программы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся младшего школьного возраста с дисграфией.
Объектом исследования являются функции программирования, регуляции и контроля письма учащихся
Предметом исследования является развитие функций
программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией в процессе логопедической работы.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля на логопедических занятиях будет эффективней, если использовать коррекционно - образовательный проект.
Методологической базой исследования являются научнотеоретические положения о психофизиологической структуре письма, программирования, регуляции и контроля психической деятельности (Т. В. Ахутина, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова) [1, 28] , положения о системной организации высших психических функций (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова) [10], теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Г альперина.
Задачи:
1. Изучение научной литературы по проблеме программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией.
2. Организация и проведение экспериментального исследования по изучению процесса программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией.
3. Разработка программы по развитию программирования регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией.
4. Оценка эффективности программы по развитию программирования, регуляции и контроля
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы
2. Наблюдение
3. Констатирующий и контрольный эксперимент
4. Количественный и качественный анализ полученных результатов (t- критерий Стьюдента)
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования при проведении коррекционной работы по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией. Возможно использование разработанной программы в процессе коррекционно - развивающей работы логопедами, дефектологами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день одной из причин школьной неуспеваемости является проявление дисграфии. Изучение патогенеза возникновения нарушений письма рассматривается с разных точек зрения. В современных исследованиях отмечается, что дисграфия обусловлена нарушением или недоразвитием высших психических функций.
В рамках проведенного нейропсихологического исследования нами был изучен процесс программирования, регуляции и контроля письма. У учащихся младших школьников отмечались следующие особенности нарушения программирования, регуляции и контроля деятельности: трудности усвоения двигательной программы, упрощение программы действий, ошибки следования инструкции, замедленный темп выполнения задания, отсутствие связного рассказа, тенденции к макро- и микрографии. Дети в ходе выполнения заданий нуждались в помощи педагога, в наводящих вопросах и уточнении предъявляемой инструкции.
На основании полученных данных в ходе нейропсихологического обследования на констатирующем этапе эксперимента нами был разработан «Коррекционно-образовательный проект по развитию программирования, регуляции и контроля письма учащихся с дисграфией». Данный проект учитывал требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическая работа велась по двум основным разделам: 1) развитие и коррекция серийной организации движений; 2) развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля. Коррекционно - развивающие занятия по двум разделам проводились параллельно.
При оценке эффективности коррекционно-образовательного проекта были выявлены следующие результаты: улучшение двигательной программы, улучшение усвоения двигательной программы, ритмичности движений.
Полученные результаты нейропсихологического исследования на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют об эффективности логопедической работы, а также подтверждают гипотезу: коррекционноразвивающая работа по развитию программирования, регуляции и контроля на логопедических занятиях в условиях единой коррекционнообразовательной среды способствует улучшению управляющих (регуляторных) функций письма учащихся с дисграфией.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты поставленные цели и задачи.


1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Ахутина М.: МПСИ, 2001.— C. 13-26.
2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. — М., 2008. — 124 с.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика и обследование письма и чтения младших школьников [Текст]: учеб. пособие./ Т.В. Ахутина, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаева, М.Ю. Максименко.- М., 2007. - С. 4-64.
4. Ахутина, Т.В. «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии» [Текст] / Т. В. Ахутина // Вопросы психологии. -
1996. - № 5.- С. 84-95.
5. Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе [Текст] / Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: сб. докл. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - С. 201 - 208.
6. Ахутина,Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейроп
сихологический подход [Текст]: пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
7. Бастун, Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной
неуспеваемости [Текст]: / Н.А. Бастун // I Международная
конференция памяти А.Р. Лурия: сб. тезисов. - М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. - С. 8
8. Безруких, М.М. Особенности развития познавательных функций у учащихся 9-10 лет, имеющих трудности письма [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимов, С.К. Хромова // Школа здоровья. - 2001. - №
4. - С. 39 - 44.
9. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка [Текст] / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. - 2003 - №1 (4). - С. 138-142.
10. Белоусова, М. В. Программа развития управляющих функций мозга [Текст]: монография/ М. В. Белоусова, Гаврикова И. Ю., Меркулова
В. А. - Казань : Центр инновационных технологий, 2013. - 304 с
11. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. для вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
12. Величенкова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников [Текст] / О.А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие.—М.: МПСИ, 2001. - С. 45-51.
13. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: пособие / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. — М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
14. Величенкова, О.А. Нейропсихологический анализ специфических нарушений письма у детей [Текст] / О.А. Величенкова // А.Р.Лурия и психология XX века: сб. докладов. - М.: Издательство «СМЫСЛ»,
2003. - С. 227 - 233.
15. Глозман, Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст]: уч. книга. - СПб.: Питер,
2008. - 112 с.
16. Грушевская, М.С. Дисграфия у младших школьников [Текст] / автореф. дис.... канд. пед. наук / М.С. Грушевская. - М.: АПН СССР: НИИ дефектологии, 1982. - 23 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст]: пособие / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.: Просвещение, 1992. - 264 с.
18. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция
[Текст]: учебное пособие / О.Б. Иншакова. М.: Московский
психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2001. 240 с.
19. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ [Текст] / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. -
2003. - №1-2 (4-5) - С. 37-41.
20. Киселева, Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии [Текст] / Н.Ю. Киселева // Логопед. - 2008. - №7. - С. 42
47.
21. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учеб.- метод. пособие. - СПб.: МиМ, 1997.
22. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети : нейропсихол. диагностика трудностей в обучении мл. школьников [Текст]: учеб. пособие / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Рос. пед. агентство,
1997. - 123 с.
23. Кузь, Н.А. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5-х классов с задержкой психического развития [Текст]: автореф. дис...канд.пед, наук / Н.А. Кузь. - Школьный логопед. - 2010. - № 1. - С. 14-22.
24. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: учеб.- метод, пособие / Р.И.Лалаева, Л.В.Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
25. Логинова, Е.А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 47 с.
26. Логопедия [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
27. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст]: учеб. для вузов/ А.Р. Лурия. - 3-е изд. - Либроком, 2009. - 256 с.
28. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений /
A. Р. Лурия - М.: «Академия», 2002. - 128 с.
29. Манелис, Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального
развития [Текст]: / Н.Г. Манелис // Школа здоровья.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: сб. науч. Работ - Школа здоровья.1997. №3. - С.25-37. 23.
30. Поварова, И.А., Дисграфия. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Логопедия» по курсу «Логопедия (нарушения письменной речи) [Текст]: мет. пособие / И.А. Поварова,
B. А. Гончарова - СПб.: ИСПиП им.Р.Валленберга, 2005. - 46 с.
31. Полонская, Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:"Академия", 2007. - 192 с.
32. Пылаева, Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет [Текст]: метод. пособие / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина.- М.: Теревинф, 2004. - 47 с.
33. Пылаева, Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов
коррекционно-развивающего обучения/ Н.М. Пылаева // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия [Текст] / А.Р.Лурия// - М.: Издательство РПО, 1998. С. 238 - 244.
34. Романова, А.А. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб) [Текст] / А.А Романова. // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 1. - C. 79-95.
35. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с
нарушениями чтения и письма [Текст]: учеб. пособие / И.Н.
Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
36. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников [Текст]: учеб. -метод, пособие/ И.Н.
Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 286 с.
37. Семенова, О. А. Физиология человека/ О. А. Семенова// Журнал РАН [Текст]: - Том 33, N 3. - М, 2007. - С. 115-127.
38. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.В. Семенович. М.: Изд.центр «Академия, 2002г., 232 с.
39. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст]: учеб. пособие / А.В. Семенович,— М.: Генезис, 2007. — 474 с.
40. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая // Сбор. соч.:-М.: 1985. - 190 с.
41. Симерницкая, Э.Г. О роли лобных долей мозга в организации слухоречевой памяти у детей и взрослых [Текст]: учеб. для вузов / Э.Г. Симерницкая, В.И.Ростоцкая, А.Х. Алле. - М.: Наука. - 1982. - С. 103113.
42. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст]: учеб. пособие / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
43. Фотекова, Т.А. Динамика функций программирования, контроля и серийной организации движений у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием [Текст] / Т.А. Фотекова, // Школа здоровья, 2002. С. 31—39.
44. Фотекова, Т.А., Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]: пособие для логопедов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Аркти, 2002. — 136 с:
45. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст]: учеб пособие / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
46. Храковская, М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Храковская. - СПб.: С.- Петерб. Ун-та, 2001. - С. 230-239.
47. Яблокова, Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.В. Яблокова. — М., 1998. - 126 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ