Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности 6
1.1. Общая характеристика понятия социальной компетентности 6
1.2. Структура дефекта и особенности социальной компетентности детей
с общим недоразвитием речи III уровня 12
Вывод по первой главе 19
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
2.1. Методика проведения исследования 21
2.2. Результаты исследования социальной компетентности 25
2.3. Рекомендации по обучению социальной компетентности для
педагогов и родителей 41
Вывод по второй главе 46
Заключение 49
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время мало изучен вопрос о социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи. В данной работе показаны сравнительные данные социальной компетентности дошкольников с ОНР III уровня и нормой развития.
Целью исследования является: изучить сформированность социальной компетентности дошкольников с ОНР III уровня. Сравнить показатели сформированности детей с нормой развития и детей с ОНР III уровня.
Задачи: рассмотреть социальную компетентость как отдельные
факторы, входящие в неё. Сравнить основные показатели, входящие с социальную компетентность, таких как: самооценка, уровень эмпатии, уровень тревожности, адаптация в обществе.
Гипотезой исследования является следующее утверждение: у детей с ОНР III уровня социальная компетентность развита значительно хуже, чем у сверстников, имеющих развитие в пределах нормы.
В настоящее время нет опросника, который предполагал бы обследование социальной компетентности вообще. Даны только отдельные методики, в интерпретации которых можно изрядно запутаться.
Мною был предложен образец бланка - опросника, состоящий из 3 заданий для детей, и одного задания, который выполняется исследуемым.
Объектом исследования является социальная компетентность.
Предмет исследования процесс воспитания социальной компетентности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования и предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами, а также родителями, для организации воспитательного, коррекционного и развивающего процесса.
Методологической базой исследования послужили:
- теоретико-методологические положения о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, JI.B. Коломийченко, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, JI.B. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн);
- социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, A.B. Мудрик);
- теоретические основы социального воспитания (Н.В. Гарашкина, JI.B. Мардахаев);
- положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, A.B. Брушлинский, Н.В. Калинин, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, В.Н. Куницына, JI.B. Трубайчук, В.В. Цветков);
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждение № 149 «Солнышко», № 234 «Светлячок», № 291 «Оленёнок»,
№ 317 «Колокольчик», №2 326 «Светлячок», №2 339 «Росинка», №2 341 «Радуга», № 400 «Непоседа», № 403 «Мишутка» г. Казани.
Всего было задействовано 30 детей старшего дошкольного возраста: 15 детей с нормальным речевым развитием, 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
В результате проведённой работы был исследован вопрос сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Первоочередной задачей данного исследования было изучение понятия социальной компетентности. В ходе работы были сделаны выводы, что:
1. Социальная компетентность - это: система знаний о социальной действительности и себе; система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.
2. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, который включает в себя отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления таких черт как: доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
- когнитивного, связанный с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этических норм образцов поведения;
3. Под социальной компетентностью дошкольника понимаются личностные качества, сформировавшиеся в процессе усвоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений;
4. Развитие социальной компетенции — это важный и необходимый этап в процессе усвоения ребенком, общественных отношений и жизни в обществе. Помощь в развитии социальной компетентности оказывает социальный педагог в условия ДОУ. Он помогает не только ребенку, но и родителям в развитии индивидуальности организации себя; помогает решить возникающие проблемы и разрешить конфликтную ситуацию; а также помогает ребенку, не без помощи родителей, найти свое место в обществе.
Формирование социальной компетентности у дошкольников с ОНР III всегда было проблемой. Как показывают исследования, общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста оказывает небольшое давление на формирование социальной компетентности в полном её объёме.
Следующей задачей дипломной работы было сравнение основных показателей, входящих в социальную компетентность, таких как: самооценка, уровень эмпатии, уровень тревожности, адаптация в обществе.
Несмотря на то, что в группе детей с развитием в пределах нормы и детей с ОНР III уровня имеются почти схожие показатели, выявляется и ряд показателей, сильно отличающихся друг от друга.
В задании на определение уровня самооценки обе группы показали примерно одинаковый результат. У детей с развитием в пределах нормы показатель самооценки соответствует показателю, говорящей о Адекватной самооценки. Но этот показатель стремится к отметке Завышенная самооценка.
У детей с ОНР III уровня также отметился показатель Адекватной самооценки. Этот показатель находится в стабильном положении.
Благодаря результатам этого задания можно сказать, что самооценка у детей с нормальным развитием, и детей с ОНР III уровня-Адекватная. Но дети с нормой в развитии больше склонны к завышенной самооценки.
Тест В.В.Бойко, на определение уровня эмпатии показал, что:
Дети с развитием в пределах нормы показали стабильный средний уровень эмпатии. Этот уровень характеризуется
У детей с ОНР III уровня отмечается заниженный уровень эмпатии. Характеристика
Благодаря этим показателям, можно говорить о более развитом уровне эмпатии детей нормы развития, нежели детей с заключением ОНР III уровня.
Тест тревожности. Методика «Выбери нужное лицо».
Больший показатель является большим уровнем тревожности.
У детей с развитием в пределах нормы, выявлен средний уровень тревожности, что является нормой для детей. Такие дети чрезмерно не переживают без повода, чувствуют себя защищенным находясь рядом с близкими людьми, у них отмечается хорошее настроение.
Дети с ОНР III уровня показали другой результат. У них отмечается немного завышенный уровень тревожности. Такие дети часто волнуются, у них отмечается неопределенный страх перед каким-либо событием.
Лист адаптации.
Адаптация у детей обеих групп проходит на среднем уровне, об это говорят показатели. Но дети с развитием в пределах нормы в новой среде адаптируются лучше, чем дети с ОНР III уровня. Дети с нормой развития быстро могут найти общий язык и сдружиться с новым ребенком в группе, у них налаживается аппетит, и появляется крепкий сон.
Медленное развитие социальной компетентности на данном уровне, у детей с ОНР III уровня, является пагубным критерии в социализации ребенка. Конечно, это может «затормозить» его адаптацию в обществе, ведь доказано, что дети с нормой развития быстро адаптируются, находят общий язык со сверстниками, привыкают к новому человеку.
В результате проведенного исследования было доказано, что у детей с ОНР III уровня социальная компетентность развита меньше, чем у сверстников, имеющих развитие в пределах нормы.
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.
2. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
4. Аранобская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии № 2, 2001
5. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1. - С. 70 - 75.
6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.
7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
8. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск: ГЦРО, 2000.
9. Белобрыкина О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О.А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. - 1999. - 3 - 4. - С. 3- 12.
10. Блощицина Т.С., Питерская Ю.А. Работа детского сада в рамках эксперимента. Дошкольное учреждение - открытая социально-педагогическая система / Е.С. Бабунова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : сб. ст. - Магнитогорск, 2005
11. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991
12. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. - № 10. - 2003.
13. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. - М., 1998.
14. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
15. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
16. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Просвещение, 1982.
17. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
18. Годовикова Д.Б. Осознание детьми 5 - 7 лет качеств сверстников и их общение / Д.Б. Годовикова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Красноярск, 1978.
19. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004.
20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: КомплексЦентр, 1993.
21. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М., 1988.
22. Дуброва В. П. Педагогическая практика в детском саду / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевих. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 147 с.
23. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.- Самара,1997
24. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 1992.- 2. С. 18-24.
25. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995
26. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5.
28.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: трудности, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
29. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. - 2001. - №4. - С.34.
30. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2001.
31. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. - 1998. - № 9. 79-82.
32. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004.
33. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С.98-101.
34. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.,2000
35. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
36. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал "Детский сад от А до Я" - 2004. - № 5.
37. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
38. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
39. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность / А.И. Леонтьев. - М: Наука, 1975.
40. Липкина А. И. Самооценка дошкольника / А.И. Липкина. - М.: Просвещение, 1976.
41. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Сов. энциклопедия, 1968. - 900с.
43. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2003.
44. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
45. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В.Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
46. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина - М., 1978.
47. Телегин М.В. «Психологические условия развития мировоззрения детей» /Тезисы конференции «Роль образования в обеспечении прав детей/ Ханты-Мансийск 2000 г.
48. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников. - Магнитогорск, 2007.
49. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.- М.,1984
50. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: .: Издательский центр "Академия", 1998.
51. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2000.
52. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: ДетствоПресс, 2004.
53. Щеглова С. Социализация и дошкольники / С. Щеглова Н. Витяева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10.
54. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.