Введение
Глава 1. Теоретический подход к анализу профилактики задержки речевого развития детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 8
1.1. Современное понимание процесса речевого развития в раннем
возрасте 8
1.2. Периодизация речевого развития ребенка раннего возраста в норме и
патологии 12
1.3. Современные научные подходы к проблеме профилактики
нарушений речи в отечественной и зарубежной литературе 18
1.4. Концептуальные основания создания экспериментальной модели
профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста посредством сенсорной интеграции 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психомоторного и речевого развития детей раннего возраста 33
2.1. Организация и методы исследования психомоторного и речевого
развития детей 33
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов у детей раннего
возраста экспериментальной и контрольной групп 36
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Использование средств сенсорной интеграции в рабочей модели профилактики задержки речевого развития 44
3.1 Организация и особенности проведения профилактики задержек речевого развития у детей раннего возраста с использованием средств сенсорной интеграции 44
3.2. Оценка эффективности рабочей программы по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции 49
Выводы по главе 3 56
Заключение 58
Список литературы
Превентивное логопедическое воздействие является одной из актуальных проблем на современном этапе развития логопедии [37, 47].
Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга показали, что среди детей раннего возраста 83% относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения, среди них дети с речевыми проблемами составили 28%. Архипова Е.Ф. пишет о том, что наиболее частыми расстройствами среди детей раннего возраста являются речевые (50,5%)[3].
Кроме того, в современной науке происходит активное накопление знаний в области профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, это подтверждается трудами таких крупных отечественных учёных: Архиповой Е.Ф. [3], Приходько О.Г. [46], Корнева А.Н. [32], Шереметьевой Е.Ф. [58], Володина Н.Н. [44].
Эта тенденция сохраняется и на законодательном уровне. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» от 1 июня 2012 г. N 761 было утверждено создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. А в акте правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении
Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» категория детей из Домов ребёнка была отнесена к «группе риска», вследствие чего им требуется оказание ранней профилактической помощи [2].
Всё это делает изучение данной проблемы актуальной.
Цель исследования - разработка рабочей программы и определение эффективности средств сенсорной интеграции у детей раннего возраста как
составляющих логопедической работы по профилактике задержки речевого развития.
Объектом изучения является речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста.
Предметом исследовательской работы является процесс превентивного воздействия на речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста с использованием средств сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования: задержка речевого развития в существенной мере обусловлена первичным нарушением сенсорной обработки. Специально организованная профилактическая работа с использованием средств сенсорной интеграции может способствовать своевременному и эффективному предупреждению задержки развития речи у детей раннего возраста.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические представления в отечественной и зарубежной литературе, посвященные направлениям, способам и структуре организации профилактики задержки речевого развития.
2. Изучить особенности речевого, психомоторного развития детей раннего возраста.
3. Разработать рабочую программу по профилактике отставаний речевого развития у детей с использованием средств сенсорной интеграции.
4. Выявить эффективность применения средств сенсорной интеграции в профилактике задержки речевого развития.
Методологическая база исследования: культурно-историческая
теория развития высших психических функций (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец); концепция системной организации речи (Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г.В. Чиркина); теория деятельности (А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн); теория уровневого построения движений (Н.А. Бернштейн); концепция сенсорной интеграции (Дж. Айрес), теория речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев), концепция о генезисе общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина), методические рекомендации к речевому развитию детей раннего возраста (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по данной проблеме;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, логопедическое обследование.
3. Интерпретационный: анализ полученных результатов,
статистический анализ (t-критерий Стьюдента, критериям ф, V Крамера и К Чупрова, U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость исследования: разработанная рабочая программа по профилактике задержки речевого развития посредством сенсорной интеграции может быть использована студентами, обучающимися по направлению специальное дефектологическое образование, логопедами и дефектологами детских домов, реабилитационных центров и другими специалистами, работающими с детьми раннего возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 60 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 8 рисунками.
Апробация результатов была представлена на Итоговой научно-практической конференции студентов К(П)ФУ, Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными
В заключении должны сказать о том, что актуальность нашего исследования подтвердилась. Нами было доказано, что с детьми раннего возраста с перинатальной патологией необходимо проведение психолого- педагогической работы по профилактике задержки психомоторного и речевого развития. Средства сенсорной интеграции значимы для детей раннего возраста, поскольку обладают колоссальными потенциальными возможностями профилактики отставаний в развитии речи. Мы изучили, проанализировали и обобщили исследования по проблеме профилактики задержек психомоторного и речевого развития у детей, находящихся на раннем этапе онтогенеза; выявили особенности и уровни психомоторного и речевого развития у детей, находящихся на раннем этапе онтогенеза; апробировали программу по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции; провели
экспериментальную проверку её эффективности.
Анализ исследовательской и методической литературы по обобщению опыта профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста показал, что профилактика является одним из действенных рычагов психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста, находящихся в «группе риска» по нарушению речи.
Цель работы, заключавшаяся в разработке и определения эффективности средств сенсорной интеграции у детей раннего возраста как составляющих логопедической работы по профилактике задержки речевого развития, достигнута. Занимаясь систематически, у детей раннего возраста среднее число слов в активном использовании увеличилось в три раза, в два раза увеличилась длина высказывания, психомоторное развитие в 91% случаев достигло «высокого уровня» развития относительно нормы. В активном словаре появились новые лексические категории, увеличился глагольный словарь.
В процессе профилактической работы с использованием средств сенсорной интеграции складываются психомоторные и речевые предпосылки для дальнейшего психофизического развития. Это выражается в возросших возможностях психомоторной и речевой деятельности. Дети уже способны принять цель и условия, анализировать и ориентироваться на образец и действовать согласно поставленным задачам. К концу периода обучения мы обратили внимание на то, как любят и ждут дети занятия с использованием средств сенсорной интеграции. А положительная мотивация обеспечивает развитие произвольности психических процессов, что так необходимо для формирования речевой деятельности. Дети стали обращать внимание на свойства окружающих их предметов, сравнивать ощущения от воздействия различными средствами сенсорной интеграции, предугадывать возможные ощущения, научились пользоваться различными орудиями, используемыми на занятиях.
Отмечаются позитивные изменения в психомоторном развитии детей раннего возраста: увеличилась активность дифференцированного зрительного восприятия, совершеннее стала зрительно-моторная координация, пространственная организация движений. Многочисленные упражнения с различными предметами, направленные на тактильные, проприоцептивные ощущения, вестибулярное чувство, привели к развитию моторики рук: движения стали сравнительно более быстрыми, ловкими, целенаправленными. Это подтверждается тем, что результаты измеряемые шкале «глаза и руки» стали достигать пункта «чертит горизонтальные линии», что является наиболее высоким показателем для их возраста.
Контрольный эксперимент по оценке эффективности обучения показал значительные количественно-качественные изменения уровня психомоторного и речевого развития в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем вследствие обучения по специально разработанной программе профилактической работы с использованием средств сенсорной интеграции.
Гипотеза, состоящая в том, что задержка речевого развития в существенной мере обусловлена первичным нарушением сенсорной обработки и специально организованная профилактическая работа с использованием средств сенсорной интеграции может способствовать своевременному и эффективному предупреждению задержки развития речи у детей раннего возраста, подтвердилась.
Итак, по итогам исследования в целом можно сделать ряд выводов:
- Число детей с задержкой психомоторного и речевого развития неуклонно растёт, отмечается большая распространённость данного нарушения у детей с различными нозологиями.
- Проблема профилактики задержки речевого развития с использованием средств сенсорной интеграции находится на этапе поиска оптимальных путей создания целостной системы профилактической помощи.
- Для повышения эффективности профилактики задержки речевого развития необходима последовательная целенаправленная поэтапная работа с использованием средств сенсорной интеграции.
На основе нашего исследования, мы рекомендуем в коррекционноразвивающей работе с детьми раннего возраста, находящихся в «группе риска» по задержке психомоторного и речевого развития, применять средства сенсорной интеграции.
Применение средств сенсорной интеграции эффективно, так как позволяет обогатить сенсорный опыт ребёнка, стимулирует речевую активность и формирует наглядно-пространственные и грамматические отношения. Также позволяет максимально воздействовать именно на практический опыт ребёнка, тем самым развивая предметные действия ребёнка, а значит, и наглядно-действенное мышление ребёнка.
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст]/ Э.Дж. Айрес - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Акт правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (https://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 47348.html/)
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: учебное пособие [Текст]/ Е. Ф. Архипова. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. - 256 с.
4. Аухадеев, Э. И. Идеи Н. А. Бернштейна методологическая основа разработок восстановительного лечения в неврологии [Текст]/ Э. И. Аухадеев, Г. А. Иваничев, Ф. А. Хабиров // Казанский мед.ж.. 2007. №5. (https://cyberleninka.ru/article/n/idei-n-a-bernshteyna-metodologicheskaya- osnova-razrabotok-vosstanovitelnogo-lecheniya-v-nevrologii)
5. Ахметзянова, А.И. Технологии раннего вмешательства в современном образовательном пространстве[Текст]/ А. И. Ахметзянова// Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика: сб. науч. тр. IX Международной научнообразовательной конференции. 23 апреля 2015 г. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - Вып. 9. — С. 8-15.
6. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/Л.О. Бадалян. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 384 с.
7. Балаева, В.И. К вопросу о задержке речевого развития[Текст]/ В.И. Балаева// Краткая уровневая характеристика развития детей с задержкой речи. — Саратов: Наука образования, 2015. — С. 34-37.
8. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии/ Н.А. Бернштейн - М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
9. Боровцова, Л.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста[Текст]/Л.А. Боровцова, Л.Ф. Козодаева // Гаудеамус. 2015. №1
(25) . (https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u- detey-rannego-vozrasta)
10. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст]/ Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 04.06.2018)
11. Бушинская, Е. А. Задержка речевого развития: взгляд изнутри с позиции сенсорной интеграции: книга для педагогов и родителей, а также для тех, кому это интересно[Текст]/Е. А. Бушинская. -Екатеринбург, 2015. — 144 с.
12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.144 с.
13. Визель, Т.Г. Значение функциональных интеграций для формирования и нарушения речевой функции [Текст]/Т.Г. Визель // Проблемы патологии развития и распада речевой функции: Сб. материалов научно- практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт. - СПб.,1999. — С. 106-112 с.
14. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст]/ Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
15. Водейко, Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи: Автореф. ... канд. пед. наук. - Минск, 1968
16. Выготский, Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением [Текст]/ Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391— 410.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Психология развития человека[Текст]/ Л.С. Выготский. — М.: Смысл; Эксмо, 2003. — 664 с.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев - М., 1961 — 472с.
19. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации[Текст] / В.В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 56 с.
20. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов
педвузов [Текст]/ В.П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с. Глущенко, Н. В. Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства [Текст]/Н.В. Глущенко // Специальное образование. 2015. №XI.
(https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-aspekt- logopedicheskoy-raboty-s-detmi-imeyuschimi-rechevye-rasstroystva)
21. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи [Текст]/ О. Е. Громова // Логопед. - 2007. - №3. - С.
27- 32
22. Доброва-Крол, Н. Раннее вмешательство: ключевые аспекты и международный опыт/ Н. Доброва-Крол - Электрон. текстовые дан ( http: //www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RU S.pdf):
23. Елисеева, М. Б. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии[Текст] / М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина. — Иваново: ЛИСТОС, 2016. - 76с.
24. Елисеева, М. Б., Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев 308 [Текст] / М. Б.
Елисеева, Е. А. Вершинина // Специальное образование. - 2017. - № 3. - С. 66-81
25. Елисеева, М.Б Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как
стимул развития морфологии [Текст]// Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2015. №1. (https://cyberlenmka.ru/artide/n/leksicheskiy-vzryv-v-rechi-rebenka-
rannego-vozrasta-kak-stimul-razvitiya-morfologii)
26. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О. Ю. Ермолаев — 2-е издание, исправленное — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003. — 336 с.
27. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод. пособие[Текст]/ Н.С. Жукова — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
28.Заляева, Л.Д. Особенности речевой среды дома ребенка и их влияние на онтогенез речи воспитанников [Текст]/ Л.Д. Заляева, К.А. Меньшенин, А.Л. Никитина//Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения: сб. науч. стат. по мат. Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26-27 марта 2018 года) / ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - С. 304-308
29.Звескина, Е.А. К вопросу о задержке речевого развития[Текст]/ Е.А. Звескина // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. - Саратов: Наука образования, 2015.200с - С. 89-92.
30.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя. - М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - С.32-67
31. Ковшиков, В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных[Текст]/ В. А. Ковшиков — СПб.: КАРО, 2006. — 80 с.
32. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты[Текст]/ А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
33. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст]/ Р.Е. Левина. - М.: АПН РСФСР. Ин-т дефектологии, 1961. - 311 с.
34. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания[Текст] / А.А. Леонтьев. - М., 1969. - 287 с.
35. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]/ М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
36. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ М.И. Лисина. - М.: МПСИ, 2001. - 384
37. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
38. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование [Текст]/ А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 94 с.
39. Лынская, М.И. Преодоление алалии и задержи речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий [Текст]. — М.: ЛОГОМАГ, 2015. - 90 с.
40. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Текст]/ А. К. Маркова// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
41. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов [Текст]/ Ж. Марузо. - М., 1960. - 239 с.
42. Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Т. Д. Марцинковская. — М.: Академия, 2001. — 544с.
43. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип [Текст] /В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
44. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной
патологии: клин. рекомендации/ ред. академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского. М. - 2015
(http://medznate.ru/docs/index-17447.html)
45.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. -352 с.
46. Приходько, О.Г. Как научить малыша говорить[Текст] / О.Г. Приходько, О.В. Югова— М.:2010. —51 с.
47. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах [Текст] / Т.В. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. - 174 с.
48. Разенкова, Ю. А. Начальный этап становления системы ранней помощи в США: исторический экскурс [Текст]/ Ю. А. Разенкова // Дефектология.
— 2012. — № 4. — С. 3—5.
49. Разенкова, Ю.А. Варианты заключения логопеда (2-3 год жизни) / Ю. А. Разенкова [Текст] // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - М., 2003 - № 6. - Вып. 4.
50. Розенгарб - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст]/ Г.И. Розенгарб-Пупко. - М., 1963.
51. Рыскина В.Л. Оптимизация речевого взаимодействия матери и ребенка как один из способов языкового развития ребенка раннего возраста [Текст]/ В.Л. Рыскина // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МИГУ, 2005.
- С. 116-118.
52. Садовская, Ю. Е. Нарушения сенсорной обработки у детей [Текст]/ Ю. Е. Садовская, Б. М. Блохин, Н. Б. Троицкая, Ю. Б. Проничева // Лечебное дело. 2010. №4. (https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sensomoy- obrabotki-u-detey)
53. Толковый словарь иностранных слов[Текст]/ ред. Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998. - 944 с.
54. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г
55. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
56. Чиркина, Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей [Текст]/ Г.В. Чиркина // Альманах ИКП РАО 8 /2004 (http: //www.ise.iip. net/almanah/ 8/pst03 .htm
57. Шереметьева, Е В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте[Текст]/ Е.В. Шереметьева// Дефектология. —2007 -№2 — С 77 - 85
58. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 [Текст]/Е. В. Шереметьева; ИКП РАО 2007. -285 с.
59. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]/ Л.В. Щерба — М: Учпедгиз, 1974. — 198 с.
60. Petrynski, Waclaw. Bernstein's construction of movement model and contemporary motor control and motor learning theories. Human Movement.
8. 2007, Pages 136-146.