Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции
|
Введение
Глава 1. Теоретический подход к анализу профилактики задержки речевого развития детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 8
1.1. Современное понимание процесса речевого развития в раннем
возрасте 8
1.2. Периодизация речевого развития ребенка раннего возраста в норме и
патологии 12
1.3. Современные научные подходы к проблеме профилактики
нарушений речи в отечественной и зарубежной литературе 18
1.4. Концептуальные основания создания экспериментальной модели
профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста посредством сенсорной интеграции 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психомоторного и речевого развития детей раннего возраста 33
2.1. Организация и методы исследования психомоторного и речевого
развития детей 33
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов у детей раннего
возраста экспериментальной и контрольной групп 36
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Использование средств сенсорной интеграции в рабочей модели профилактики задержки речевого развития 44
3.1 Организация и особенности проведения профилактики задержек речевого развития у детей раннего возраста с использованием средств сенсорной интеграции 44
3.2. Оценка эффективности рабочей программы по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции 49
Выводы по главе 3 56
Заключение 58
Список литературы
Глава 1. Теоретический подход к анализу профилактики задержки речевого развития детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 8
1.1. Современное понимание процесса речевого развития в раннем
возрасте 8
1.2. Периодизация речевого развития ребенка раннего возраста в норме и
патологии 12
1.3. Современные научные подходы к проблеме профилактики
нарушений речи в отечественной и зарубежной литературе 18
1.4. Концептуальные основания создания экспериментальной модели
профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста посредством сенсорной интеграции 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психомоторного и речевого развития детей раннего возраста 33
2.1. Организация и методы исследования психомоторного и речевого
развития детей 33
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов у детей раннего
возраста экспериментальной и контрольной групп 36
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Использование средств сенсорной интеграции в рабочей модели профилактики задержки речевого развития 44
3.1 Организация и особенности проведения профилактики задержек речевого развития у детей раннего возраста с использованием средств сенсорной интеграции 44
3.2. Оценка эффективности рабочей программы по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции 49
Выводы по главе 3 56
Заключение 58
Список литературы
Превентивное логопедическое воздействие является одной из актуальных проблем на современном этапе развития логопедии [37, 47].
Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга показали, что среди детей раннего возраста 83% относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения, среди них дети с речевыми проблемами составили 28%. Архипова Е.Ф. пишет о том, что наиболее частыми расстройствами среди детей раннего возраста являются речевые (50,5%)[3].
Кроме того, в современной науке происходит активное накопление знаний в области профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, это подтверждается трудами таких крупных отечественных учёных: Архиповой Е.Ф. [3], Приходько О.Г. [46], Корнева А.Н. [32], Шереметьевой Е.Ф. [58], Володина Н.Н. [44].
Эта тенденция сохраняется и на законодательном уровне. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» от 1 июня 2012 г. N 761 было утверждено создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. А в акте правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении
Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» категория детей из Домов ребёнка была отнесена к «группе риска», вследствие чего им требуется оказание ранней профилактической помощи [2].
Всё это делает изучение данной проблемы актуальной.
Цель исследования - разработка рабочей программы и определение эффективности средств сенсорной интеграции у детей раннего возраста как
составляющих логопедической работы по профилактике задержки речевого развития.
Объектом изучения является речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста.
Предметом исследовательской работы является процесс превентивного воздействия на речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста с использованием средств сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования: задержка речевого развития в существенной мере обусловлена первичным нарушением сенсорной обработки. Специально организованная профилактическая работа с использованием средств сенсорной интеграции может способствовать своевременному и эффективному предупреждению задержки развития речи у детей раннего возраста.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические представления в отечественной и зарубежной литературе, посвященные направлениям, способам и структуре организации профилактики задержки речевого развития.
2. Изучить особенности речевого, психомоторного развития детей раннего возраста.
3. Разработать рабочую программу по профилактике отставаний речевого развития у детей с использованием средств сенсорной интеграции.
4. Выявить эффективность применения средств сенсорной интеграции в профилактике задержки речевого развития.
Методологическая база исследования: культурно-историческая
теория развития высших психических функций (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец); концепция системной организации речи (Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г.В. Чиркина); теория деятельности (А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн); теория уровневого построения движений (Н.А. Бернштейн); концепция сенсорной интеграции (Дж. Айрес), теория речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев), концепция о генезисе общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина), методические рекомендации к речевому развитию детей раннего возраста (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по данной проблеме;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, логопедическое обследование.
3. Интерпретационный: анализ полученных результатов,
статистический анализ (t-критерий Стьюдента, критериям ф, V Крамера и К Чупрова, U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость исследования: разработанная рабочая программа по профилактике задержки речевого развития посредством сенсорной интеграции может быть использована студентами, обучающимися по направлению специальное дефектологическое образование, логопедами и дефектологами детских домов, реабилитационных центров и другими специалистами, работающими с детьми раннего возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 60 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 8 рисунками.
Апробация результатов была представлена на Итоговой научно-практической конференции студентов К(П)ФУ, Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными
Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга показали, что среди детей раннего возраста 83% относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения, среди них дети с речевыми проблемами составили 28%. Архипова Е.Ф. пишет о том, что наиболее частыми расстройствами среди детей раннего возраста являются речевые (50,5%)[3].
Кроме того, в современной науке происходит активное накопление знаний в области профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, это подтверждается трудами таких крупных отечественных учёных: Архиповой Е.Ф. [3], Приходько О.Г. [46], Корнева А.Н. [32], Шереметьевой Е.Ф. [58], Володина Н.Н. [44].
Эта тенденция сохраняется и на законодательном уровне. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» от 1 июня 2012 г. N 761 было утверждено создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. А в акте правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении
Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» категория детей из Домов ребёнка была отнесена к «группе риска», вследствие чего им требуется оказание ранней профилактической помощи [2].
Всё это делает изучение данной проблемы актуальной.
Цель исследования - разработка рабочей программы и определение эффективности средств сенсорной интеграции у детей раннего возраста как
составляющих логопедической работы по профилактике задержки речевого развития.
Объектом изучения является речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста.
Предметом исследовательской работы является процесс превентивного воздействия на речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста с использованием средств сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования: задержка речевого развития в существенной мере обусловлена первичным нарушением сенсорной обработки. Специально организованная профилактическая работа с использованием средств сенсорной интеграции может способствовать своевременному и эффективному предупреждению задержки развития речи у детей раннего возраста.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические представления в отечественной и зарубежной литературе, посвященные направлениям, способам и структуре организации профилактики задержки речевого развития.
2. Изучить особенности речевого, психомоторного развития детей раннего возраста.
3. Разработать рабочую программу по профилактике отставаний речевого развития у детей с использованием средств сенсорной интеграции.
4. Выявить эффективность применения средств сенсорной интеграции в профилактике задержки речевого развития.
Методологическая база исследования: культурно-историческая
теория развития высших психических функций (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец); концепция системной организации речи (Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г.В. Чиркина); теория деятельности (А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн); теория уровневого построения движений (Н.А. Бернштейн); концепция сенсорной интеграции (Дж. Айрес), теория речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев), концепция о генезисе общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина), методические рекомендации к речевому развитию детей раннего возраста (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по данной проблеме;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, логопедическое обследование.
3. Интерпретационный: анализ полученных результатов,
статистический анализ (t-критерий Стьюдента, критериям ф, V Крамера и К Чупрова, U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость исследования: разработанная рабочая программа по профилактике задержки речевого развития посредством сенсорной интеграции может быть использована студентами, обучающимися по направлению специальное дефектологическое образование, логопедами и дефектологами детских домов, реабилитационных центров и другими специалистами, работающими с детьми раннего возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 60 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 8 рисунками.
Апробация результатов была представлена на Итоговой научно-практической конференции студентов К(П)ФУ, Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными
В заключении должны сказать о том, что актуальность нашего исследования подтвердилась. Нами было доказано, что с детьми раннего возраста с перинатальной патологией необходимо проведение психолого- педагогической работы по профилактике задержки психомоторного и речевого развития. Средства сенсорной интеграции значимы для детей раннего возраста, поскольку обладают колоссальными потенциальными возможностями профилактики отставаний в развитии речи. Мы изучили, проанализировали и обобщили исследования по проблеме профилактики задержек психомоторного и речевого развития у детей, находящихся на раннем этапе онтогенеза; выявили особенности и уровни психомоторного и речевого развития у детей, находящихся на раннем этапе онтогенеза; апробировали программу по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции; провели
экспериментальную проверку её эффективности.
Анализ исследовательской и методической литературы по обобщению опыта профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста показал, что профилактика является одним из действенных рычагов психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста, находящихся в «группе риска» по нарушению речи.
Цель работы, заключавшаяся в разработке и определения эффективности средств сенсорной интеграции у детей раннего возраста как составляющих логопедической работы по профилактике задержки речевого развития, достигнута. Занимаясь систематически, у детей раннего возраста среднее число слов в активном использовании увеличилось в три раза, в два раза увеличилась длина высказывания, психомоторное развитие в 91% случаев достигло «высокого уровня» развития относительно нормы. В активном словаре появились новые лексические категории, увеличился глагольный словарь.
В процессе профилактической работы с использованием средств сенсорной интеграции складываются психомоторные и речевые предпосылки для дальнейшего психофизического развития. Это выражается в возросших возможностях психомоторной и речевой деятельности. Дети уже способны принять цель и условия, анализировать и ориентироваться на образец и действовать согласно поставленным задачам. К концу периода обучения мы обратили внимание на то, как любят и ждут дети занятия с использованием средств сенсорной интеграции. А положительная мотивация обеспечивает развитие произвольности психических процессов, что так необходимо для формирования речевой деятельности. Дети стали обращать внимание на свойства окружающих их предметов, сравнивать ощущения от воздействия различными средствами сенсорной интеграции, предугадывать возможные ощущения, научились пользоваться различными орудиями, используемыми на занятиях.
Отмечаются позитивные изменения в психомоторном развитии детей раннего возраста: увеличилась активность дифференцированного зрительного восприятия, совершеннее стала зрительно-моторная координация, пространственная организация движений. Многочисленные упражнения с различными предметами, направленные на тактильные, проприоцептивные ощущения, вестибулярное чувство, привели к развитию моторики рук: движения стали сравнительно более быстрыми, ловкими, целенаправленными. Это подтверждается тем, что результаты измеряемые шкале «глаза и руки» стали достигать пункта «чертит горизонтальные линии», что является наиболее высоким показателем для их возраста.
Контрольный эксперимент по оценке эффективности обучения показал значительные количественно-качественные изменения уровня психомоторного и речевого развития в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем вследствие обучения по специально разработанной программе профилактической работы с использованием средств сенсорной интеграции.
Гипотеза, состоящая в том, что задержка речевого развития в существенной мере обусловлена первичным нарушением сенсорной обработки и специально организованная профилактическая работа с использованием средств сенсорной интеграции может способствовать своевременному и эффективному предупреждению задержки развития речи у детей раннего возраста, подтвердилась.
Итак, по итогам исследования в целом можно сделать ряд выводов:
- Число детей с задержкой психомоторного и речевого развития неуклонно растёт, отмечается большая распространённость данного нарушения у детей с различными нозологиями.
- Проблема профилактики задержки речевого развития с использованием средств сенсорной интеграции находится на этапе поиска оптимальных путей создания целостной системы профилактической помощи.
- Для повышения эффективности профилактики задержки речевого развития необходима последовательная целенаправленная поэтапная работа с использованием средств сенсорной интеграции.
На основе нашего исследования, мы рекомендуем в коррекционноразвивающей работе с детьми раннего возраста, находящихся в «группе риска» по задержке психомоторного и речевого развития, применять средства сенсорной интеграции.
Применение средств сенсорной интеграции эффективно, так как позволяет обогатить сенсорный опыт ребёнка, стимулирует речевую активность и формирует наглядно-пространственные и грамматические отношения. Также позволяет максимально воздействовать именно на практический опыт ребёнка, тем самым развивая предметные действия ребёнка, а значит, и наглядно-действенное мышление ребёнка.
экспериментальную проверку её эффективности.
Анализ исследовательской и методической литературы по обобщению опыта профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста показал, что профилактика является одним из действенных рычагов психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста, находящихся в «группе риска» по нарушению речи.
Цель работы, заключавшаяся в разработке и определения эффективности средств сенсорной интеграции у детей раннего возраста как составляющих логопедической работы по профилактике задержки речевого развития, достигнута. Занимаясь систематически, у детей раннего возраста среднее число слов в активном использовании увеличилось в три раза, в два раза увеличилась длина высказывания, психомоторное развитие в 91% случаев достигло «высокого уровня» развития относительно нормы. В активном словаре появились новые лексические категории, увеличился глагольный словарь.
В процессе профилактической работы с использованием средств сенсорной интеграции складываются психомоторные и речевые предпосылки для дальнейшего психофизического развития. Это выражается в возросших возможностях психомоторной и речевой деятельности. Дети уже способны принять цель и условия, анализировать и ориентироваться на образец и действовать согласно поставленным задачам. К концу периода обучения мы обратили внимание на то, как любят и ждут дети занятия с использованием средств сенсорной интеграции. А положительная мотивация обеспечивает развитие произвольности психических процессов, что так необходимо для формирования речевой деятельности. Дети стали обращать внимание на свойства окружающих их предметов, сравнивать ощущения от воздействия различными средствами сенсорной интеграции, предугадывать возможные ощущения, научились пользоваться различными орудиями, используемыми на занятиях.
Отмечаются позитивные изменения в психомоторном развитии детей раннего возраста: увеличилась активность дифференцированного зрительного восприятия, совершеннее стала зрительно-моторная координация, пространственная организация движений. Многочисленные упражнения с различными предметами, направленные на тактильные, проприоцептивные ощущения, вестибулярное чувство, привели к развитию моторики рук: движения стали сравнительно более быстрыми, ловкими, целенаправленными. Это подтверждается тем, что результаты измеряемые шкале «глаза и руки» стали достигать пункта «чертит горизонтальные линии», что является наиболее высоким показателем для их возраста.
Контрольный эксперимент по оценке эффективности обучения показал значительные количественно-качественные изменения уровня психомоторного и речевого развития в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем вследствие обучения по специально разработанной программе профилактической работы с использованием средств сенсорной интеграции.
Гипотеза, состоящая в том, что задержка речевого развития в существенной мере обусловлена первичным нарушением сенсорной обработки и специально организованная профилактическая работа с использованием средств сенсорной интеграции может способствовать своевременному и эффективному предупреждению задержки развития речи у детей раннего возраста, подтвердилась.
Итак, по итогам исследования в целом можно сделать ряд выводов:
- Число детей с задержкой психомоторного и речевого развития неуклонно растёт, отмечается большая распространённость данного нарушения у детей с различными нозологиями.
- Проблема профилактики задержки речевого развития с использованием средств сенсорной интеграции находится на этапе поиска оптимальных путей создания целостной системы профилактической помощи.
- Для повышения эффективности профилактики задержки речевого развития необходима последовательная целенаправленная поэтапная работа с использованием средств сенсорной интеграции.
На основе нашего исследования, мы рекомендуем в коррекционноразвивающей работе с детьми раннего возраста, находящихся в «группе риска» по задержке психомоторного и речевого развития, применять средства сенсорной интеграции.
Применение средств сенсорной интеграции эффективно, так как позволяет обогатить сенсорный опыт ребёнка, стимулирует речевую активность и формирует наглядно-пространственные и грамматические отношения. Также позволяет максимально воздействовать именно на практический опыт ребёнка, тем самым развивая предметные действия ребёнка, а значит, и наглядно-действенное мышление ребёнка.
Подобные работы
- Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Создание мотивационной среды для формирования познавательной
активности у детей раннего возраста с органическим синдромом в
процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Создание мотивационной среды для формирования познавательной активности у детей раннего возраста с органическим синдромом в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Влияние подвижных игр на развитие координационных
способностей у детей с ЗПР 5-7 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



