РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности формирования межличностных отношений у детей
среднего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте 13
1.3 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных
отношений детей среднего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений
детей среднего дошкольного возраста 29
2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в процессе 42
формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста 42
2.3 Сравнительный анализ проведённого исследования 53
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности формирования межличностных отношений у детей
среднего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте 13
1.3 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных
отношений детей среднего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений
детей среднего дошкольного возраста 29
2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в процессе 42
формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста 42
2.3 Сравнительный анализ проведённого исследования 53
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 66
На сегодняшний день современное общество, как никогда, нуждается в изучении межличностных отношений и в определении наиболее эффективных методов влияния на уровень их развития. Поскольку значительная часть человеческой деятельности так или иначе связана со взаимодействием человека с обществом, умение взаимодействовать с окружающими людьми - стало одним из неотъемлемых качеств современного человека и залогом его успешной деятельности. Всем известно, что межличностное общение является одним из необходимых условий сосуществования людей, без которого невозможно полноценное формирование психических функции или психических процессов человека, его личностных качеств и личности в целом.
Поскольку человек знакомится с сущностью человеческих отношений уже в дошкольном возрасте, открывая для себя всё разнообразие связей и получая непосредственный опыт первых взаимоотношений, что, в свою очередь, становится основой для дальнейшего личностного развития ребёнка и определяет особенности самосознания человека и отношение его к миру в целом, вопрос развития межличностных отношений дошкольников остаётся одним из актуальных на сегодняшний день, и становится одной из приоритетных направлений в системе образования. Принято считать, что средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей, потому как именно в этом возрасте у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре.
Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является так же одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. Особенности мышления и воображения ребёнка, его активность и потребность в общении ярко проявляются именно в игре [5, с. 31]. В свою очередь, именно сюжетно-ролевая игра, как вид игровой деятельности, позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения [28, с. 112]. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
По Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования игра считается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение таких задач, как развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) направлено и содержание образовательной области «Социализация» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Несмотря на это область, направленная на развитие межличностных отношений детей, относится к мало разработанной в дошкольном образовании. Современных публикаций по исследованию влияния игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношений с другими детьми в дошкольном возрасте в настоящее время не так много, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически доказать эффективное влияние использования сюжетно-ролевой игры на уровень межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование уровня межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести анализ динамики изменения уровня межличностных отношений у детей.
4. Сформулировать выводы исследования.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра.
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой, педагогической и методической литературы.
2. Беседа с детьми.
3. Анкетирование родителей.
4. Изучение и анализ документаций.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что материалы, предоставленные в данной работе (анкета для родителей, конспекты сюжетно-ролевых игр, план работы с детьми среднего дошкольного возраста) могут быть использованы педагогами дошкольных организаций в процессе формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследовательской работы и подтверждения гипотезы опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Международной школы «Alabuga International School» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы, список использованной литературы, приложение.
Поскольку человек знакомится с сущностью человеческих отношений уже в дошкольном возрасте, открывая для себя всё разнообразие связей и получая непосредственный опыт первых взаимоотношений, что, в свою очередь, становится основой для дальнейшего личностного развития ребёнка и определяет особенности самосознания человека и отношение его к миру в целом, вопрос развития межличностных отношений дошкольников остаётся одним из актуальных на сегодняшний день, и становится одной из приоритетных направлений в системе образования. Принято считать, что средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей, потому как именно в этом возрасте у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре.
Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является так же одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. Особенности мышления и воображения ребёнка, его активность и потребность в общении ярко проявляются именно в игре [5, с. 31]. В свою очередь, именно сюжетно-ролевая игра, как вид игровой деятельности, позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения [28, с. 112]. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
По Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования игра считается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение таких задач, как развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) направлено и содержание образовательной области «Социализация» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Несмотря на это область, направленная на развитие межличностных отношений детей, относится к мало разработанной в дошкольном образовании. Современных публикаций по исследованию влияния игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношений с другими детьми в дошкольном возрасте в настоящее время не так много, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически доказать эффективное влияние использования сюжетно-ролевой игры на уровень межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование уровня межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести анализ динамики изменения уровня межличностных отношений у детей.
4. Сформулировать выводы исследования.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра.
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой, педагогической и методической литературы.
2. Беседа с детьми.
3. Анкетирование родителей.
4. Изучение и анализ документаций.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что материалы, предоставленные в данной работе (анкета для родителей, конспекты сюжетно-ролевых игр, план работы с детьми среднего дошкольного возраста) могут быть использованы педагогами дошкольных организаций в процессе формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследовательской работы и подтверждения гипотезы опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Международной школы «Alabuga International School» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы, список использованной литературы, приложение.
На сегодняшний день современное общество, как никогда, нуждается в изучении межличностных отношений и в определении наиболее эффективных методов влияния на уровень их развития.
Поскольку именно в период среднего дошкольного возраста у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре, данная возрастная категория является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей. Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является также одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. В свою очередь, именно сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
Межличностные отношения в детском возрасте представляют собой субъективно переживаемые связи между детьми, которые определяются межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности.
В среднем дошкольном возрасте естественная потребность ребёнка к общению со сверстниками сталкивается в процессе совместной игровой деятельности с неумением согласовывать свои действия с действиями других детей, что говорит о не сформированности таких навыков взаимодействия, как умение самостоятельно организовать игру, умение делиться игрушками, умение не обижать и не обижаться, также чувство справедливости по отношению к другим участникам игровой деятельности.
Но несмотря на это именно сюжетно-ролевая игра способствует формированию у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений, что, в свою очередь, влияет на становление межличностных отношений детей в коллективе. Поэтому принимая участие в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, воспитателю необходимо вносить изменения в привычный ход игрового сюжета, с целью показать детям различные вариации сюжетных линий и игровых ролей.
Проведённые нами исследования на базе Международной школы «Alabuga International School» в экспериментальной и контрольной группах детей среднего дошкольного возраста показали, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и воспитания детей эффективно влияет на уровень сформированности межличностных отношений детей данной возрастной категории.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования были достигнуты.
Поскольку именно в период среднего дошкольного возраста у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре, данная возрастная категория является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей. Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является также одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. В свою очередь, именно сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
Межличностные отношения в детском возрасте представляют собой субъективно переживаемые связи между детьми, которые определяются межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности.
В среднем дошкольном возрасте естественная потребность ребёнка к общению со сверстниками сталкивается в процессе совместной игровой деятельности с неумением согласовывать свои действия с действиями других детей, что говорит о не сформированности таких навыков взаимодействия, как умение самостоятельно организовать игру, умение делиться игрушками, умение не обижать и не обижаться, также чувство справедливости по отношению к другим участникам игровой деятельности.
Но несмотря на это именно сюжетно-ролевая игра способствует формированию у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений, что, в свою очередь, влияет на становление межличностных отношений детей в коллективе. Поэтому принимая участие в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, воспитателю необходимо вносить изменения в привычный ход игрового сюжета, с целью показать детям различные вариации сюжетных линий и игровых ролей.
Проведённые нами исследования на базе Международной школы «Alabuga International School» в экспериментальной и контрольной группах детей среднего дошкольного возраста показали, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и воспитания детей эффективно влияет на уровень сформированности межличностных отношений детей данной возрастной категории.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования были достигнуты.



