Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности формирования межличностных отношений у детей
среднего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте 13
1.3 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных
отношений детей среднего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление уровня сформированности межличностных отношений
детей среднего дошкольного возраста 29
2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в процессе 42
формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста 42
2.3 Сравнительный анализ проведённого исследования 53
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 66

На сегодняшний день современное общество, как никогда, нуждается в изучении межличностных отношений и в определении наиболее эффективных методов влияния на уровень их развития. Поскольку значительная часть человеческой деятельности так или иначе связана со взаимодействием человека с обществом, умение взаимодействовать с окружающими людьми - стало одним из неотъемлемых качеств современного человека и залогом его успешной деятельности. Всем известно, что межличностное общение является одним из необходимых условий сосуществования людей, без которого невозможно полноценное формирование психических функции или психических процессов человека, его личностных качеств и личности в целом.
Поскольку человек знакомится с сущностью человеческих отношений уже в дошкольном возрасте, открывая для себя всё разнообразие связей и получая непосредственный опыт первых взаимоотношений, что, в свою очередь, становится основой для дальнейшего личностного развития ребёнка и определяет особенности самосознания человека и отношение его к миру в целом, вопрос развития межличностных отношений дошкольников остаётся одним из актуальных на сегодняшний день, и становится одной из приоритетных направлений в системе образования. Принято считать, что средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей, потому как именно в этом возрасте у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре.
Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является так же одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. Особенности мышления и воображения ребёнка, его активность и потребность в общении ярко проявляются именно в игре [5, с. 31]. В свою очередь, именно сюжетно-ролевая игра, как вид игровой деятельности, позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения [28, с. 112]. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
По Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования игра считается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение таких задач, как развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) направлено и содержание образовательной области «Социализация» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Несмотря на это область, направленная на развитие межличностных отношений детей, относится к мало разработанной в дошкольном образовании. Современных публикаций по исследованию влияния игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношений с другими детьми в дошкольном возрасте в настоящее время не так много, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически доказать эффективное влияние использования сюжетно-ролевой игры на уровень межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование уровня межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести анализ динамики изменения уровня межличностных отношений у детей.
4. Сформулировать выводы исследования.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра.
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на процесс формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой, педагогической и методической литературы.
2. Беседа с детьми.
3. Анкетирование родителей.
4. Изучение и анализ документаций.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что материалы, предоставленные в данной работе (анкета для родителей, конспекты сюжетно-ролевых игр, план работы с детьми среднего дошкольного возраста) могут быть использованы педагогами дошкольных организаций в процессе формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследовательской работы и подтверждения гипотезы опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Международной школы «Alabuga International School» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день современное общество, как никогда, нуждается в изучении межличностных отношений и в определении наиболее эффективных методов влияния на уровень их развития.
Поскольку именно в период среднего дошкольного возраста у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре, данная возрастная категория является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей. Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является также одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. В свою очередь, именно сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
Межличностные отношения в детском возрасте представляют собой субъективно переживаемые связи между детьми, которые определяются межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности.
В среднем дошкольном возрасте естественная потребность ребёнка к общению со сверстниками сталкивается в процессе совместной игровой деятельности с неумением согласовывать свои действия с действиями других детей, что говорит о не сформированности таких навыков взаимодействия, как умение самостоятельно организовать игру, умение делиться игрушками, умение не обижать и не обижаться, также чувство справедливости по отношению к другим участникам игровой деятельности.
Но несмотря на это именно сюжетно-ролевая игра способствует формированию у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений, что, в свою очередь, влияет на становление межличностных отношений детей в коллективе. Поэтому принимая участие в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, воспитателю необходимо вносить изменения в привычный ход игрового сюжета, с целью показать детям различные вариации сюжетных линий и игровых ролей.
Проведённые нами исследования на базе Международной школы «Alabuga International School» в экспериментальной и контрольной группах детей среднего дошкольного возраста показали, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и воспитания детей эффективно влияет на уровень сформированности межличностных отношений детей данной возрастной категории.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования были достигнуты.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ, 2000. - 416 с.
2. Бабаева Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
3. Баряева Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, Методические рекомендации / Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. П. - Псков: ПОИПКРО, 1999. - 406 с.
4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. -М.:
Просвещение, 1989. - 127 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 418 с.
6. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
7. Гребенкина Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Н.В. Гребенкина, А.А. Капнина, Л.М. Пашкевич // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 166-168.
8. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
9. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника / А.В. Запорожец - М.: Просвещение, 2005. - 184с.
10. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Академия, 2007. - 94 с.
11. Ильинова К.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К.В. Ильинова, О.Ю. Логвинова, С.В. Мещерякова, И.Ю. Кулько // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 487-489.
12. Кенсаринова М.В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты / М.В. Кенсаринова // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1. — С. 301-304.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2001. - 213 с.
14. Косарева Д.А. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Д.А. Косарева // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 172-173.
15. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 251с.
16. Кульчицкая Е.И. Формирование гуманных чувств у детей / Е.И. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 17-20.
17. Лебедева Н.Б. Авторская программа «Вместе весело шагать ...» - Северск, 2007.
18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: Изд-во Моск.ун-та, 2003. - С. 162-171.
19. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика / Е.А. Лобанова. - М., 2005. - 168 с.
20. Мещерякова С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / С.В. Мещерекова, И.Ю. Кулько // Молодой ученый. —2014.— № 17. — С. 487-489.
21. Миронова P.M. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. - Минск.: Народная асвета, 2000. - 147 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
23. Неверова А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста /А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии. - 2015. - С. 102-106.
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2012. - 247 с.
25. Панова О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / О.В. Панова // Молодой ученый. — 2017. — № 38. — С. 116-118.
26. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.
27. Репина М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста /М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. —2015.— №9. — С. 1267-1269.
28. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 272 с.
29. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
30. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому
консультированию / М.В. Хозиева. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
31. Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / О.Н. Чумовская // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1317-1318.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ