ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основания исследования проявления прокрастинации в
профессиональной деятельности 7
1.1. Подход к определению понятия 7
1.2. Классификации прокрастинации и методы ее исследования 9
1.3. Изучение феномена прокрастинации в профессиональной деятельности 13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 19
2.1. Цель, объект, предмет исследования 19
2.2. Методы и методики исследования 20
2.3.Организация исследования 27
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи прокрастинации и
психологических параметров качества жизни педагога 28
3.1. Особенности выраженности прокрастинации у учителей 28
3.2. Анализ психологических показателей Качества Жизни учителей 32
3.3. Изучение у учителей особенностей поведения и переживания, связанного с
работой 34
3.4. Особенности взаимосвязи прокрастинации с изучаемыми показателями 35
3.5. Характеристика групп учителей из школ с разным образовательным рейтингом. ..38
3.6. Особенности взаимосвязей прокрастинации в группах учителей из школ с разным
образовательным рейтингом 42
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Литература 51
Приложения 56
Актуальность темы исследования.
Особенности современной жизни и специфика самой педагогической профессии требует, чтобы учитель обладал целым рядом качеств личности, значимых для компетентного выполнения функциональных обязанностей.
Анализ проявлений феномена прокрастинации в педагогической деятельности в зависимости от качества жизни учителей, соответствует социальному запросу общества и является, безусловно, актуальной. Особое внимание в исследованиях прокрастинации уделено взаимосвязи прокрастинации с когнитивными процессами, эмоциональными, мотивационно-поведенческими проявлениями личности [32, 33], с
биологическими факторами, с такими особенностями поведения как задержка поиска надлежащего ухода от проблем со здоровьем, [35, 41]. Ряд исследователей указывают [20], что прокрастинация уменьшает благосостояние, увеличивает проявление симптомов проблем психического здоровья.
Особенности проявления прокрастинации изучались на выборках учителей начальной и средней школы, где освещался вопрос проявления прокрастинации во взаимосвязи с профессиональным стрессом, а также взаимосвязь прокрастинации с удовлетворенностью профессиональной деятельностью, с перфекционизмом. [10, 25, 29, 39].
На наш взгляд важным является акцентирование внимания на сформированных паттернах поведения, проявляющихся в откладывании принятия учителем самостоятельного решения. В нашей работе внимание уделено анализу взаимосвязи прокрастинации с показателями Качества жизни учителя, которые влияют на его способность выполнять профессиональные обязанности.
Объект исследования: прокрастинация.
Предмет исследования: взаимосвязь прокрастинации и
психологических параметров качества жизни.
Цель исследования: изучить особенности проявления прокрастинации у учителей во взаимосвязи с оценкой ими Качества своей жизни в целом, и психологических параметров качества жизни в частности.
Гипотеза исследования: прокрастинация взаимосвязана с теми сферами жизни учителя, которые относятся к выполнению им профессиональных обязанностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные исследования относительно проявления прокрастинации в педагогической деятельности.
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить особенности проявления прокрастинации у учителей во взаимосвязи с Качеством Жизни, индивидуальным стилем принятия решений, типом поведения учителя в ситуациях профессиональных требований.
3. Организовать и провести исследование, позволяющее изучить взаимосвязи прокрастинации с психологическими параметрами жизни учителя в ситуациях профессиональных требований.
4. Изучить особенности взаимосвязи прокрастинации с изучаемыми показателями у учителей из школ с высоким и низким образовательным рейтингом.
Методы и методики исследования:
1. Методика Б.Тукмана «Шкала общей прокрастинации» (General Procrastination Scale, B.Tuckman, TGPS, валидизирована в 2009 году Н.Г.Гаранян).
2. Мельбурнский Опросник Принятия Решений (МОПР) адаптированный Корниловой Т.В. в 2013, направленный на диагностику индивидуального стиля принятия решений.
3. Опросник «ВОЗ КЖ 100», русскоязычная версия валидизирована ВОЗ в 2005 г. Инструмент для оценки меры благополучия обследуемого и его удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности.
4. Опросник AVEM, разработан У.Шааршмидтом и А.Фишером, адаптирован Т.Ронгинской. Многофакторный диагностический инструмент, позволяющий определить типы поведения человека в ситуациях профессиональных требований.
Математические методы обработки данных: вычисление средних арифметических, методы математической статистики коэффициент корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента, критерий Колмогорова- Смирнова.
Выборка: учителя школ городов Республики Татарстан в количестве 125 человек в возрасте от 22 до 70 лет, из них 115 женщин и 10 мужчин. Связи прокрастинации с социальными факторами, уровнем образования и гендерным особенностям выявлено не было [10, 23].
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
В настоящее время понятие прокрастинация изучена достаточно широко, описаны методологические подходы, раскрывающее суть понятия, предложены классификации данного понятия. Однако впервые установлено, насколько прокрастинация взаимосвязана с показателями Качества жизни субъекта профессиональной деятельности в целом и какие ее параметры являются системообразующими в частности.
Практическая значимость исследования.
Полученные результаты могут быть полезны работникам образования, организующим содержательно и структурно профессиональную деятельность учителя. Непосредственное практическое значение имеет сформированный пакет методик, позволяющих объективно и оперативно диагностировать выраженность прокрастинации в условиях мониторинга психологического благополучия учителей и тем самым повышать эффективность его коррекции.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы, включающего 41 источник, и 2 приложений. Первая глава описывает теоретические основания исследования проявления прокрастинации в профессиональной деятельности, вторая глава посвящена описанию организации методической части исследования. В третьей главе представлены результаты проведенного эмпирического исследования и их обсуждение.
Ключевые слова: прокрастинация, избегание, сверхбдительность, профессиональное поведение, качество жизни.
Апробация работы.
Результаты исследования представлены в печати и на международных конференциях.
1) Р.М. Хусаинова, Л.Ф. Баянова Взаимосвязь показателей качества жизни и способности к работе у педагогов / Казанская наука. №10 2017г. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2017. С.200-204.
2) Хусаинова Р.М. О путях повышения эффективности образовательной среды // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 3. С. 12-14.
3) Выступление с докладом «Особенности качества жизни учителя во взаимосвязи с образовательным рейтингом школы» на XIX международной научной конференции по проблемам экономики и общества 10-13 апреля
2018. Работа на секции VB. Экономика, социология, политика образования. Сессия Vb-12. Вовлеченность в образовательный процесс и инновации.
В настоящее время ряд исследований посвящен изучению прокрастинации в различных профессиональных группах. Современное общество предъявляет к работнику множество требований, которые основываются на профессиональной компетентности, самостоятельности, ответственности, обучаемости сотрудника.
В силу значимости социального запроса феномен прокрастинации и его проявление в профессиональной деятельности учителя изучается достаточно широко. Однако анализ публикаций относительно проявления прокрастинации в деятельности учителя позволяет утверждать, что в зарубежных исследованиях данный вопрос изучен более разносторонне, чем в отечественных.
Анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей относительно данного феномена позволил посмотреть на него шире. В результате чего мы решили изучить особенности прокрастинации у педагогов школ во взаимосвязи с оценкой ими Качества своей Жизни в целом, делая акцент на особенности взаимосвязи прокрастинации с психологическими параметрами качества жизни учителя.
С поставленными задачами мы справились. Был подобран комплекс методик, позволяющих выявить особенности проявления прокрастинации у учителей во взаимосвязи с Качеством Жизни, индивидуальным стилем принятия решений, типом поведения учителя в ситуациях профессиональных требований.
В данной работе мы проанализировали и по возможности дали интерпретацию результатов корреляционного анализа прокрастинации с показателями Качества жизни и типом поведения учителя в ситуации предъявления профессиональных требований.
1. Барабанщикова В. В., Марусанова Г. И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. — 2015. —№ 4. — С. 130— 140.
2. Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Влияние организационно - личностных факторов на уровень выраженности прокрастинации у сотрудников современной организации // Экспериментальная
психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 95-111. doi:10.17759/exppsy.2016090108.
3. Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в
деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал. 2013. №2(10). С. 43-51. doi:
10.11621/npj.2013.020713.
4. Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19) С. 91-104.
5. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью / Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (9-10 окт. 2008 г. Омск). Изд-во Ом. гос. ун-та. 2008. С. 17
21.
6. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников: Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Т. 2. - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008. - С. 147149.
7. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-131
8. Джон Перри. Искусство прокрастинации. Как правильно тянуть время, лоботрясничать и откладывать на завтра»: Ад Маргинем Пресс; Москва; 2015. 49 с. ISBN 978-5-91103-221-0
9. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
10. Карловская Н.Н., Шистакова И.Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей / Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг исследования в России: Материалы Всерос. науч. практ. конф. (Омск, 12—13 ноября 2009 г.). Изд-во Ом. гос. ун-та. 2009. С. 127—130.
11. Киселева М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности / Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014, с 68-73
12. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена
прокрастинации // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». - 2013. - №2, С. 2241 www.humjournal.ru, (дата обращения: 27.03.2018).
13. Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 21.11.2016.)
14. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. - Иваново: ООО «Нейрософт», 2008. - 216 с.
15. Марусанова Г.И. Современное состояние проблемы прокрастинации в профессиональной деятельности // Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОНОСОВ-2015. — Секция
Психология. — МАКС Пресс Москва Москва, 2015. https: //istina.msu.ru/publications/article/11926193/
16.Опросник ВОЗ КЖ-100. https://sites.google.com/site/test300m/zog
17. Прохоров А. П. Русская модель управления. - М.: «Журнал Эксперт», 2002. - 376 с.
18. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - №3. - С. 85-95.
19. Тангаров М.Э., Макарова А.П. Гендерные особенности проявления прокрастинации // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13277 (дата обращения: 27.02.2018).
20. Abbasi1 I. S., Alghamdi Nawal G. The Prevalence, Predictors, Causes,
Treatments, and Implications of Procrastination Behaviors in General, Academic, and Work Setting. // International Journal of Psychological Studies. 2015. V. 7. No. 1. Р.59-66. doi:
http://dx.doi.org/10.5539/iips.v7n1p59.
21. Gupta, R., Hershey, D., Gaur, J. Time perspective and procrastination in the workplace: An empirical investigation. // Current Psychology. 2012. V. 31. No 2. Р.195-211.
22. Haycock, L., McCarthy, P., Skay, C. Procrastination in college students: The role of selfefficacy and anxiety // Jou. of Counseling and Development. 1998
23. Karata§ H., Bademcioglu M. The Explanation of The Academic Procrastination Behaviour of Pre-Service Teachers With Five Factor Personality Traits //The International Journal of Research in Teacher Education. 2015. - V. 6. - №. 2. С. 11-25.
24. Lay C. H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 20, 474-495.
25. Marcela Veresova Procrastination, Stress and Coping among Primary School Teachers. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 106. P. 2131-2138.
26. McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a principal component analysis. Personality and Individual Differences, 10, 1989. P. 197-202.
27. Milgram N. A., Batori G., & Mowrer D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology, 31, 487 - 500.
28. Milgram N., &Tenne R. (2000). Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality, 14, 141-156.
29. Mohsin F. Z., Ayub N. The relationship between procrastination, delay of gratification, and job satisfaction among high school teachers // Japanese Psychological Research. 2014. V. 56. №. 3. С. 224-234.
30. Morrison, M., Roese, N. Regrets of the typical American: Findings from a nationally representative sample // Social Psychological and Personality Science. 2011. Vol. 2. № 6. P. 576-583.
31. Parsons C.A., Soucie D. Perceptions of the causes of procrastination by sports administrators // Journal of Sport Management. 1988. V. 2. No 2. P. 129- 139.
32. Pychyl T. A., Flett G. L. Procrastination and self-regulatory failure: An introduction to the special issue // Journal of Rational-Emotive and CognitiveBehavior Therapy. 2012. V. 30 (4). P. 203-212.
33. Rebetez M.M.L., Rochat L., Van der Linden M. Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach // Personality and Individual Differences. 2005. V. 76. P. 1-6.
34.Solomon, L. J., & Rothblum, E. D. (1984). Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates. Journal of Counseling Psychology, 31(4), 503-509. http://dx.doi.org/10.1037/0022-0167.3L4.503 (дата обращения: 20.03.2018).
35. Stead R., Shanahan M.J., Neufeld R.W.J. “I'll go to therapy, eventually”: Procrastination, stress and mental health. // Personality and Individual Differences. 2010. V. 49. Р. 175-180.
36.Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure. Psychological Bulletin, 133,
2007. P. 65-95. http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.133.1.65
37.Steel, P. (2010). Arousal, Avoidant and Decisional Procrastinators: Do They Exist? Personality and Individual Differences, 48, 926-934. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2010.02.025
38. Tuckman, B. W. (1991). The Development and Concurrent Validity of the Procrastination Scale. Educational and Psychological Measurement, 51, 473480. http://dx.doi.org/10.1177/0013164491512022
39. Ugurlu C. T. Effects of Decision-Making Styles of School Administrators on General Procrastination Behaviors // Eurasian Journal of Educational Research. - 2013. - V. 51. P. 253-272.
40. W. van Eerde, (2000). Procrastination: Self-Regulation in Initiating Avserive Goals. Applied Psychology: An International Review, 49, 372-389. http: //dx.doi. org/10.1111/1464-0597.00021
41. W. van Eerde A meta-analytically derived nomological network of procrastination. // Personality and Individual Differences. 2003. V. 35 Р. 1401-1419.