Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная миграционная политика Европейского Союза

Работа №44404

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость5570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования
миграционной политики Европейского Союза 8
§1. Определение и сущность понятий миграция населения, миграционная
политика. Виды и типы миграции 8
§2. Основные теоретические подходы к понятию «миграционная политика» 21
§3. Причины и предпосылки миграционной политики Европейского союза 28
Глава 2. Становление и развитие миграционной политики Европейского Союза на современном этапе 35
§1. Формирование единого европейского законодательства и единой европейской политики в области регулирования миграционных процессов 35
§2. Миграционные процессы в Европейском Союзе на современном этапе 50
§3. Перспективы развития миграционной политики Европейского Союза. 60
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения


Актуальность темы представленной работы определяется тем, что всевозрастающий миграционный кризис превращает миграционную политику Европейского Союза в одну из самых острых политических тем. Страны Европейского Союза, как высокоразвитые промышленные, торговые и культурные центры, всегда привлекали мигрантов. Миграция в страны союза является средством повышения социального статуса и уровня жизни. Такие отрасли как сельское хозяйство и строительство практически держится на иностранной рабочей силе. Это объясняется нехваткой рабочей силы, вытекающий из демографической ситуации, поскольку для западноевропейских стран характерны демографические тенденции, такие как старение населения, сокращение его численности и низкий уровень рождаемости. Стоит так же отметить, что помимо регулирования внешней миграцией, в Европейском Союзе интенсивно осуществляется миграционный обмен между государствами-членами Союза.
Политические конфликты и процессы в Центрально-Восточном регионе и Африканском континенте привели к большому потоку мигрантов в государства Европейского Союза. «Арабская весна» начавшаяся в Тунисе и Алжире, массовые протесты и военные действия в Ливии, Ираке, Марокко, Египте, гражданская война в Сирийской Арабской Республике - все вышеперечисленные события заставили миллионы людей искать убежища в странах Западной Европы. Данное явление получило название - «миграционный кризис», поскольку Европейский Союз не был готов к такому масштабу переселения. Таким образом, цветные революции из серии «арабская весна» стали толчком и причиной миграционных процессов.
Миграционный кризис обретает долговременный характер, что в свою очередь сказывается на экономическом, социальном и политическом развитии государств Европейского союза.
Перед государствами, принимающих мигрантов, встает значительное количество задач и проблем, связанных с экономическим обеспечением прибывающих беженцев и мигрантов, их социальной и политической интеграцией, толерантностью и обеспечением национальной безопасности принимающего государства.
Миграционная политика и политика предоставления убежища более не эффективна в рамках только национального государства и требует все возрастающей степени многосторонней кооперации.
В ответ Европейский союз приступил к усовершенствованию миграционной политики союза улучшая принятые ранее механизмы по управлению миграционными процессами и внедряя новые. В Европейском Союзе прогрессивно разрабатывается политика по регуляции миграционными потоками и интеграции беженцев.
Однако разработка единой европейской миграционной политики и не готовность общества к принятию такого количества мигрантов привело к новым трудностям. Во-первых, введение единой миграционной политики натолкнулось на суверенитеты стран-участниц Европейского Союза, во-вторых, обострило внутренние общественно-политические конфликты. Стала повышаться популярность националистических и популистских политических партий.
Таким образом, миграционная политика Европейского Союза привлекает внимание как слаженность решений государств-членов союза, направленных на решение проблем связанных с миграцией. Изучение миграционной политики Европейского Союза является весьма интересным и перспективным.
Степень научной разработанности темы. Миграционная политика является предметом изучения в работах многих исследователей.
Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами теории миграционной политики, следует выделить Н.Н. Зинченко, В.А. Ионцева, Л.Л. Рыбаковского, И.И. Елисеева, Е.В. Шевцову, М.В. Афонина,
Л.Д.Руденко, О.В. Воробъева.Методология и методы изучения миграционных процессов изложены в работах Ж. Зайчанковской, И. Молодиковой и В. Мукмель. Проблемы теории миграционной политики, среди зарубежных исследователей, рассматриваются у М. Чайка, М. Хоболт, Д. Хейзел.
Миграционный кризис предметом исследования выступает у Г.В. Осипова, Н.А. Медушевского, А.П. Кошкина, Н.Н. Большовой
Исследования миграционной политики Европейского Союза
осуществляются в работах А.В. Лялина, Г.М. Михалевой, В.А. Волоха, Е.Ю. Царева, Л.О. Самсоновой.
Объектом исследования является миграционный процесс в рамках Европейского Союза.
Предмет исследования являются политико-правовые особенности регулирования миграционных процессов в странах Европейского Союза.
Целью данного исследования является комплексный анализ
государственной миграционной политики в странах Европейского Союза.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) анализ понятий «миграция», «миграционная политика» с точки зрения отечественных, зарубежных авторов и международных организаций;
2) определить основные теоретические подходы к понятию «миграционная политика»;
3) выявить основные исторические аспекты становления и развития миграционной политики Европейского Союза;
4) рассмотреть формирование единого европейского законодательства и единой европейской политики в области регулирования миграционных процессов;
5) изучить миграционные процессы в Европейского Союза на современном этапе;
6) рассмотреть перспективы развития миграционной политики Европейского Союза.
Методологические основы исследования. Исследование миграционной политики в данной работе опиралось на ряд теоретических подходов:
• логический, позволяющий исследовать закономерности становления общей миграционной политики на базе норм логики;
• сравнительно-исторический. Данный метод дает возможность посредством анализа выявить общие и специфические черты;
• институционализма. Данный метод помогает понять политическую реальность при помощи изучения политических институтов;
• системно-структурного анализа, позволяющего каждый институт рассматривать в качестве составляющего элемента целого;
• правовой метод. Данный метод позволяет сделать анализ содержания нормативно-правовых актов Европейского союза определяющих основы миграционной политики;
• сравнительный метод, позволяющий выделить сходства и различия между изучаемыми объектами.
Методологической основой стали принципы историзма, объективизма и плюрализма.
Источниковую и эмпирическую базу исследования составили:
• нормативно правовые акты стран участниц Европейского Союза и наднациональных институтов Европейского Союза;
• международные нормативно-правовые документы Европейского Союза, ООН, Международной организации по миграции;
• информация с официальных сайтов ООН, Европейской Комиссии ЕС, ESTIA;
• статистические данные на базе Статистического управления ЕС - Евростат, Frontex, MIPEX.
Научно-практическая значимость. Проведенное в данной работе исследование миграционной политики Европейского Союза позволяет теоретически и практически понять условия формирования единого европейского законодательства и единой европейской политики в области регулирования миграционных процессов.
Материалы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении миграционной политики в Европейском Союзе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретико-методологическим основаниям исследования миграционной политики. Глава разделена на три параграфа, в которых рассматриваются определение и сущность миграции и
миграционной политики, основные теоретические подходы к миграционной политике, а так же причины и предпосылки миграционной политики Европейского Союза.
Во второй главе исследования анализируется становление и развитие миграционной политики Европейского Союза на современном этапе. Вторая глава так же состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются формирование единого законодательства и единой европейской политики в области регулирования миграционных процессов, анализируются
миграционные процессы на современном этапе и перспективы развития миграционной политики Европейского Союза.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основе выявленных определений, наиболее важными для определения «миграции» являются три критерия: территориальный, определяющий на какое расстояние и пересечение каких границ необходимо считать миграцией, временный, определяющий на какое время необходим переезд, чтобы считаться миграцией, и изменение постоянного места жительства. Единого юридического определения термина «мигрант» не существует как среди исследователей, так и на международном уровне. На основе устоявшихся критериев, каждая организация и каждый нормативно-правовой акт имеет свое толкование.
Хотя и термины «мигрант» и «беженец» часто используются как взаимозаменяемые, между ними существуют важнейшие различия. Размывание указанных терминов приводит к проблемам при оказании правовой защиты требуемых беженцами. Поэтому введение в оборот единых определений терминов «мигрант» и «беженец» на международном уровне позволило бы избежать проблем при оказании правовой защиты и введения статистики.
Классификация миграции, как и при определении термина миграции, имеет большое количество вариаций и осуществляется по множеству признаков. Большое количество факторов миграции дает возможность выделять выталкивающие и притягивающие факторы. Например, к выталкивающим факторам в миграционном кризисе принято относить политический кризис после «арабской весны», экономические, социальные и экологические проблемы, демографическая перенаселенность.
Миграция является сложным и многогранным явлением и требует сочетания политических действий охватывающих широкий круг вопросов и областей: демография, экономика, социальные ожидания, здравоохранение, рынок труда, возможности предоставления образования, измерение безопасности государства.
Определение миграционной политики у разных исследователей приобретает различную окраску в зависимости от понимания авторами термина политика. Г лавной чертой большинства определений миграционной политики является ее определение через систему мер.Так, миграционная политика в широком смысле представляет собой одно из направлений государственной политики и поэтому определяется характером государственного устройства и целями, которые определены государством. В узком смысле миграционная политика направлена на изменение численности и состава населения, направления движения и расселения мигрантов. В последнее время осуществление некоторых мер миграционной политики стало серьезной экономической и политической проблемой. Так же эффективность миграционной политики зависит от согласованности концептуальных основ, целей, задач и их приоритетов.
Изучение опыта государств Европейского Союза позволяет рассмотреть уникальную модель преодоления различий в национально-государственных подходах касательно вопросов регулирования миграции и последовательного формирования коллективной миграционной политики в рамках политики интеграционного объединения. Анализ соглашений 1950-1980-х годов призванных регулировать миграционные процессы в государствах Европейского Союза, позволяет сделать вывод, что несмотря на понимание о необходимости унификации миграционной политики, государства-члены сообщества не были готовы к отказу от национальных подходов при регулировании миграционных процессов и переходу к единой общеевропейской миграционной политике.
Правовая основа в области миграционной политики была заложена Римским договором о создании Европейского Экономического Сообщества, которая включала положения о свободе перемещения рабочих граждан государств-членов в пределах сообщества. Основными источниками правового регулирования миграционной политики являются Шенгенское соглашение, Дублинская конвенция, Договор о Европейском Союзе с последующими изменениями и дополнениями. Вышеуказанные документы определяют основную структуру институтов и деятельность органов в сфере юстиции и внутренней политики, куда и относится управление миграционными движениями.
В течении последнего десятилетия Европейский Союз и его государства-члены постепенно создали основы общей правовой базы по вопросам миграции и предоставления убежища на основе «Заключений» принятых на саммите в Тампере. Был создан механизм координации миграционной политики на национальных и наднациональных уровнях. Общая европейская миграционная политика основывается на развитии партнерских отношений со странами происхождения и транзита мигрантов, общей европейской системе предоставления убежища при полном соблюдении условий Женевской конвенции и обязательств государств- членов по международным договорам, справедливом обращении с мигрантами и комплексном подходе к управлению миграционными потоками. Миграционная политика Европейского Союза продолжает осуществляется в основном на двух уровнях: на национальном и на уровне институтов Европейского союза. По принципу субсидиарности предметы ведения разделены между институтами национального и наднационального уровня.
Проведенный анализ правовых актов показал, как изменялись приоритеты в миграционной политике и насколько возросла в этой сфере роль институтов Европейского Союза. Однако, следует отметить, что еще рано говорить о завершении процесса формирования общеевропейской миграционной политики. Национальные государства еще не готовы отказаться от своих интересов и прав в пользу институтов Европейского Союза. Например, Бельгия долго отказывалась предоставлять право выбора на муниципальных выборах легально находящимся на территории государства мигрантам.
Тем не менее, за последние 20 лет Европейским Союзом установлены одни из самых высоких стандартов предоставления убежища в мире. За последние три года, после принятия в 2015 году Европейской программы по миграции, выработанной Комиссией Юнкера, европейская миграционная политика намного продвинулась вперед. Постепенно стал вырабатываться единый подход к решению проблем миграции, как внутри страны, так и за ее пределами.
Миграционная политика Европейского Союза в настоящее время осуществляется по таким направлениям как:
- Сотрудничество Турции и Европейского Союза. С октября 2017 года миллион наиболее уязвимых сирийских беженцев проживающих в Турции получают из Фонда Европейского Союза для беженцев ежемесячные электронные переводы и доступ к медико-санитарной помощи.
- Финансовая и техническая помощь для государств Западных Балкан при реализации миграционной политики.
- Сотрудничество по линиям Европейский Союз - Международная организация по миграции и Европейский Союз - ООН - Африканский союз. Сотрудничество направлено на поддержку экономического развития и управление миграцией в странах, сталкивающихся с кризисами различной природы и чрезвычайных ситуаций, посредством Целевого фонда Европейского Союза для Африки. Так же Целевой фонд Европейского Союза поддерживает работу Международной организации по миграции и властей Нигерии при проведении поисково-спасательных миссий в пустыне оставленных контрабандистами мигрантов.
- Содействие добровольному возвращению мигрантов в страну исхода. Важным направлением является сотрудничество с Ливией и с соседними государствами Ливии для оказания помощи мигрантам при возвращении домой из Ливии.
- Перераспределение мигрантов и беженцев между государствами Европейского Союза.
- Продолжение операций Европейского Союза - Тритон и София, поддерживающих действия государств-членов в море при задержании торговцев и контрабандистов.
Миграционный кризис возможно выведет Европейский Союз на новый уровень, доказав что скоординированная политика Европейского Союза способна принять полномочия по обеспечению безопасности и интересов государств и граждан Европейского Союза. Согласно прогнозам ООН, на Европейском континенте ожидается дальнейший рост миграционного давления. Поэтому Европейскому Союзу следует обратить внимание на социально-экономические, политические и миграционные процессы в странах исходах мигрантов и развивать сотрудничество с данными государствами, особенно в сфере реадмиссии нелегальных мигрантов и борьбы с транснациональной преступностью.


1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr,
свободный. - Проверено 21.02.2018.
2. Визовая политика ЕС [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-1745_en.htm, свободный. -
Проверено 06.05.2018.
3. Договор, учреждающий Европейское Сообщество [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/2567330/, свободный. - Проверено 16.02.2018.
4. Договор о Европейском Союзе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/viewZ0/?*, свободный. - Проверено
26.02.2018.
5. Договор о Европейском Союзе (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=43211 #023739415526531604, свободный. - Проверено 26.02.2018.
6. Дублинская конвенция 1990 года, определяющая государство,
ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*, свободный. - Проверено
26.02.2018.
7. Доклад Генерального секретаря ООН от 18.05.2006 «Международная миграция и развитие» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.un.org/esa/population/migration/hld/T ext/Report_of_theSG_Jun e06_Russian.pdf, свободный. - Проверено 26.02.2018.
8. Доклад УВКБ ООН от 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
а свободный. - а 11.02.2018.
9. Директива 2002/90/ЕС от 28 ноября 2002 г. об установлении определения для помощи незаконному въезду, транзиту и пребыванию [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/2568279/, свободный. - Проверено 11.02.2018.
10. Директива 2008/115/ЕС от 16 декабря 2008 года Европейского
парламента и Совета Европейского Союза "Об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах для возврата незаконно пребывающих граждан третьих стран" [Электронный ресурс] - Режим доступа:
а свободный. - а 11.02.2018.
11. Директива 2009/52/ЕС Европейского парламента и Совета от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/2569254/, свободный. - Проверено 11.02.2018.
12. Директива 2013/32/ЕС [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-4484_en.htm, свободный. - Проверено 06.05.2018.
13. Директива 2013/33/ЕС [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http: //europa.eu/rapid/press-release_IP-17-5352_en.htm, свободный. - Проверено 06.05.2018.
14. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
а свободный. - а 21.02.2018.
15. Европейская повестка дня о миграции: консолидация достигнутого
прогресса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP- 17-4484_en.htm, свободный. - Проверено 06.05.2018.
16. Европейская программа по миграции [Электронный ресурс] - Режим доступа:
а , а свободный. а Проверено а
17. Конвенция о статусе беженцев [Электронный ресурс] - Режим доступа: а свободный. - а 11.02.2018.
18. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant, свободный. - Проверено 11.02.2018.
19. Общая миграционная политика Европейского Союза: принципы, направления инструменты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-08-402_en.htm, свободный. - Проверено 11.02.2018.
20. Пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol, свободный. - Проверено 21.02.2018.
21. Пресс-релиз Европейской Комиссии по вопросу об интеграции беженцев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-5352_en.htm, свободный. - Проверено 06.05.2018.
22. Регламент (ЕС) 2016/1624 Европейского парламента и совета от 14.09.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: а , а свободный. а Проверено а
23. Совместный пресс-релиз Организации Объединенных Наций,
Африканского союза и Европейского союза [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT - 17-5029_en.htm, свободный. - Проверено 06.05.2018.
24. Итоги пресс-конференции о продвижении политики ЕС в области миграции [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-17-5166_en.htm, свободный. - Проверено 06.05.2018.
Печатные издания
25. Афонин, М.В., Руденко, Л.Д., Миграционные процессы в современном городе / М.В. Афонин, Л.Д. Руденко - М.: ЯрГУ, 2013 - 108 с.
26. Воробьева О.В., Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика / под общ. ред. Воробьева О.Д. - М.: Минфедерации России, 2001 - 176 с.
27. Елисеева, И.И. Демография и статистика населения / И.И. Елисеева, М.А. Клупт. - М.: Издательство Юрайт, 2016 - 405 с.
28. Зайончковская Ж., Молодикова И., Мукмель В., Методология и методы
изучения миграционных процессов / под ред. Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукмель - М.: Издательское товарищество
«Адаманть», 2007 - 371 с.
29. Зинченко, Н.Н. Международное миграционное право: основы теории и практики / Н.Н. Зинченко. - М.: Научная книга, 2011. - 341 с.
30. Ионцев, В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В.А. Ионцев. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 370 с.
31. Кошкин, А.П. Миграционный кризис в Европе / под ред. А.П. Кошкина. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. - 92 с.
32. Рыбаковский, Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса / Л.Л. Рыбаковский. - М.: Наука, 2001 - 114 с.
33. Шевцова, Е.В. Миграционная политика: учеб. пособие / Е.В. Шевцова. - Новосибирск.:СибАГС, 2015. - 140 с.
34. Юдина, Т.Н. Миграция: словарь основных терминов / Т.Н. Юдина. - М.: Издательство РГСУ, 2007 - 472 с.
35. Осипов, Г.В. Миграционный кризис и формирование мусульманских общин в Европе: тенденции и последствия / Г.В. Осипов, С.В. Рязанцев. - М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2016 - 116 с.
36. Большова, Н.Н. Политика ЕС по борьбе с нелегальной миграцией в условиях миграционного кризиса/Н.Н. Большова//Международная аналитика. - 2017. - №4. С.8-18.
37. Волох, В.А. Формирование миграционной политики на территории
Европейского союза в исторической ретроспективе/В.А.
Волох//Вестник университета. - 2012. - №4. - С.256-261.
38. Голуб, К.Ю. Борьба с нелегальной миграцией в контексте
противодействия современным вызовам и угрозам организации договора о коллективной безопасности/К.Ю. Голуб//Вестник
Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - №3. -
С.37-40.
39. Демени, П. Геополитические аспекты населения в 21 веке/П.
Демени//Международная миграция населения и демографическое развитие. - 2014. - №24. - С. 7-25.
40. Евтушенко, В.И. Классификация экологической миграции/В.И.
Евтушенко//Актуальные проблемы российского права. - 2009. - №6. - С.145-151.
41. Лялина, А.В. Опыт наднациональной политики интеграции мигрантов ЕС/А.В. Лялина//Балтийский регион. - 2014. - №2. - С.128-145.
42. Медушевский, Н.А. Миграционный кризис в Европе через призму статистических данных/Н.А. Медушинский//Власть. - 2017. - №11. - С.169-173.
43. Медушевский, Н.А. Выход Великобритании из ЕС как результат кризиса культуры толерантности/Н.А. Медушинский//Власть. - 2016. - №10. - С.9-14.
44. Михалева, Г.М. Миграционная политика в Европейском союзе/Г.М. Михалева//Вестник РГГУ. - 2017. - №6. - С.129-133.
45. Михайленко, В.И. Проблемы управления миграционными процессами в Европейском союзе/В. И. Михайленко//Известия Уральского федерального университета. - 2016. - №3. - С.123-134.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ