Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №44403

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения предпосылок овладения навыками письма дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием ЛЕГО-технологий 8
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма 8
1.2 Предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня к дисграфии 13
1.3 ЛЕГО-технологии в логопедической работе с детьми старшего
дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава II. Экспериментальная работа по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологий 31
2.1 Методика, организация и анализ результатов исследования предпосылок
к нарушению письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 31
2.2 Формирование предпосылок овладения навыками письма у
дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологии 44
2.3 Оценка эффективности проведенной работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-
технологии 49
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы

Актуальность темы. В последнее десятилетие отмечается резкое увеличение школьников с нарушением письма. Как правило, школьники с нарушением письма - это дети, имеющие общее недоразвитие речи третьего уровня.
При поступлении в школу у дошкольников должны быть сформированы все предпосылки к овладению письмом. Этими предпосылками являются: достаточный уровень развития словаря,
грамматического строя, звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные представления, уровень развития связной речи, а также сформированность мелкой моторики. А у многих дошкольников с общим недоразвитием речи даже после двух лет обучения в логопедической группе остаются те или иные нарушения, которые в свою очередь могут привести к нарушениям письма, к возникновению дисграфии.
В период предшкольного возраста с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня по формированию предпосылок овладения навыками письма А.Н.Корнев, Г.М.Зегебарт, Л.Г.Парамонова и др. предлагают эффективно использовать функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную и логическую сферы, так и на речевую. Таким универсальным обучающим средством для детей является ЛЕГO-технология.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [ФГОС] является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
ЛЕГО-технология является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. Это является очень важным при работе с детьми имеющими нарушения речи, в частности оказывает коррекционное воздействие на детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Таким образом, использование ЛЕГО-технологии в процессе формирования предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня изучено недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: сформировать у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня предпосылки овладения навыками письма с использованием элементов ЛЕГО-технологии.
Объект исследования: особенности предпосылок овладения навыками письма детьми с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста.
Предмет исследования: процесс развития предпосылок к овладению навыками письма у детей с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста.
Гипотеза исследования: использование LEGO-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма, а именно формированию зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики, звукопроизношения, звукового анализа, языкового анализа, лексико-грамматического строя речи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную и педагогическую литературу по проблеме предпосылок овладения навыками письма у детей дошкольного возраста в норме и при патологии речевого развития в виде тяжелых нарушений речи, а также возможностей ЛЕГО-технологии в образовательном процессе с дошкольниками в качестве средства развития предпосылок овладения навыками письма.
2. Раскрыть предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к дисграфии.
3. Выявить предпосылки нарушения письма у дошкольников с ОНР III уровня.
4. Разработать программу формирования предпосылок овладения навыками письма дошкольниками с ОНР III уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологии и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме
исследования.
Эмпирические методы: изучение данных медицинских и речевых карт детей; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности; разработка и проведение экспериментальной работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня; методики Г.А.Волковой, В.М.Акименко, Т.В. Ахутиной, Д.Б.Эльконина.
Методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: теория Р.Е.Левиной [13] об уровнях речевого недоразвития, положения О.Е.Грибовой [6] по технологии и методике обследования дошкольников, концепция А.Н.Корнева [12] о нарушениях письменной речи, положения Е.А.Логиновой [15] о предупреждении нарушений письма у дошкольников с ОНР III уровня, теория В.С.Мухиной [25] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, теория Я.О.Микфельд [22] о предпосылках к овладению навыками письма, концепции Т.В.Лусс [18] о применении ЛЕГО-технологий на занятиях по развитию речи, концепция О.В.Михеевой [23] об
использовании ЛЕГО-технологий в образовательном процессе с
дошкольниками.
Практическая значимость: подготовлен комплекс занятий по
использованию Лего-технологий в логопедической работе для развития предпосылок к овладению письмом у детей шестилетнего возраста.
Апробация работы:
1.II Международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Институт
инклюзивного образования БГПУ (Минск)), статья на тему «Особенности предпосылок овладения навыками письма дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня ».
2. Итоговая студенческая конференция, Институт психологии и образования, секция «Нарушения чтения и письма», доклад на тему: «Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов ЛЕГО- технологий».
3. V Международная научно - образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», статья на тему«Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологий».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольники с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточным развитием связной речи, нарушением лексикограмматического строя языка, а также нарушением звукопроизношения.
Анализ психолого -педагогической литературы показал, что к предпосылкам овладения навыками письма у дошкольников относятся: сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также достаточное развитие фонематических, лексических, грамматических представлений.
В нашей работе мы рассматривали ЛЕГО- технологии как один из методов развития предпосылок к овладению навыками письма.
ЛЕГО - тип детского конструктора, серия развивающих разнообразных предметов. Основой набора является кирпичик ЛЕГО - деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах. В наборы входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колеса и т.д. Из любого набора ЛЕГО можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.
Экспериментальное исследование дошкольников с ОНР III уровня показало, что у них оказываются несформированными такие предпосылки овладения навыками письма, как сформированность звукопроизношения, мелкой моторики, языкового анализа, лексико -грамматического строя и зрительно пространственной ориентировки.
Поэтому возникла необходимость в проведении работы по развитию данных предпосылок. С дошкольниками экспериментальной группы были проведены специальные занятия с использованием ЛЕГО- технологий, которые способствовали развитию звукобуквенного анализа, языкового анализа, улучшению звукопроизношения, формированию точных движений пальцев рук, перцептивной и моторной организации движений, графических навыков, устранению лексико- грамматических ошибок. Данная работа проводилась с октябрь 2017 года по февраль 2018 года 1 раз в неделю.
Работа по формированию предпосылок к овладению навыками письма с применением ЛЕГО- технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятие как игру, которая не вызывала у них негативизма, а приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. После проведенной работы по развитию предпосылок к овладению навыками письма с использованием ЛЕГО- технологий у детей с общим недоразвитием речи исправилось звукопроизношение, дети научились определять количество звуков, слогов в словах, слов в предложении. Дети стали точно, правильно и в полном объёме выполнять движения пальцами рук, научились ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, у них повысились уровни развития лексикограмматического строя.
Таким образом, гипотеза о том, что использование LEGO-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма, подтвердилась.



1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст]: учебное пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 45с.
2. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности[Текст]: учебное пособие / под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 2007. - 494с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого -логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебное пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144с.
4. Волкова, Л.С.Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Логопедия [Текст]: учебник для вузов / Л.С. Волкова- М.: Гуманитарный изд.ценр ВЛАДОС, 2008. - С.513 - 524.
5. Волкова, С.И. Конструирование[Текст]: учебное пособие / С.И. Волкова, - М.: «Просвещение», 2009. - 123с.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: учебное пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с.
7. Жукова, Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2014 - 320 с.
8. Зегебарт, Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии [Текст]: учебное пособие / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2014. - 120с.
9. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М.: ВЛАДОС, 1996. - 345с.
10. Комарова, Л.Г. Строим из LEGOf^^^: учебное пособие / Л.Г. Комарова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 145с.
11. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М.: ВЛАДОС, 1996. - 144с.
12. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей[Текст]: учебное пособие /
А.Н. Корнев. - СПб.: Гиппократ, 2015. - 330с.
13. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей[Текст]: учебное пособие / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1951. - 145с.
14. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение
речевого высказывания[Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. -
М.:Просвещение, 1969. - 254с.
15. Логинова, Е.А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Е.А. Логинова. - Логопед в детском саду. -2015. -№4(7). -С.17-26
16. Логопедия[Текст]: учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 680с.
17. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии[Текст]: учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 384с.
18. Лусс, Т. В. Леготерапия[Текст]: учебное пособие /Сост. И.М. Минаев. - М. «Сопричастность». — М. 2012. — С. 316-318.
19. Лусс, Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2012. — С. 425-438.
20. Лусс, Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2011. — С 68-71.
21. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО[Текст]: учебное пособие/ Т.В. Лусс— М.: «Владос», 2013. - 115с.
22. Микфельд, Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптическойдисграфии и дислексии у дошкольников[Текст]: учебное пособие / Я.О. Микфельд // Логопедия. - 2014. - №4. - С.42-51
23. Михеева, О.В. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. - 1996. - 79с.
24. Михеева, О.В. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование.
- 1996. - 87с.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство, отрочество [Текст]: учебное пособие / В. С. Мухина. - М. Издательский центр Академия 2012. 456 с.
26. Оглоблина, И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии младших школьников [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Оглоблина.
- М.: ВЛАДОС, 2015. - 64с.
27. Основы логопедии [Текст]: учебное пособие /А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Казан.ун-т, 2015. - 175 с.
28. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст]: учебное пособие / Л.А. Парамонова. М.: ВЛАДОС,1999. - 167с.
29. Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 2007. - 123с.
30. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Союз, 2011. - 184с.
31. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2005. - 144с.
32. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / С.Н. Сазонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144с.
33. Солнцева, Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст]: учебное пособие /Е.А. Солнцева, Т.В. Белова: СПб.: КАРО, 2010. - 189с.
34. Твардовская, А.А. Технология диагностико-коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами лего-конструирования в условиях Лекотеки [Текст] / А.А. Твардовская, М.А. Тропынина. - Казань: Отечество, 2014. - 30 с.
35. Токарева, О.А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса [Текст]: учебное пособие / под ред. С.С. Ляпидевского вып.2. - М.: Просвещение, 1963. - 186с.
36. ФГОС: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: Сфера, 2015. - 96с.
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста[Текст]: учебное пособие /Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 224с.
38. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов[Текст]: учебное пособие / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Владос, 2007. - 100с.
39. Хватцев, М.Е. К вопросу о методологии и методики воспитания рефлексов графической речи у учащихся[Текст]: учебное пособие / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2012. -31с.
40. Ягелева, С.Л. Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя- логопеда и учителя начальных классов / С.Л. Ягелева // Логопед . - 2010. - №5. - С.72-80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ