ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения предпосылок овладения навыками письма дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием ЛЕГО-технологий 8
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма 8
1.2 Предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня к дисграфии 13
1.3 ЛЕГО-технологии в логопедической работе с детьми старшего
дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава II. Экспериментальная работа по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологий 31
2.1 Методика, организация и анализ результатов исследования предпосылок
к нарушению письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 31
2.2 Формирование предпосылок овладения навыками письма у
дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологии 44
2.3 Оценка эффективности проведенной работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-
технологии 49
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения предпосылок овладения навыками письма дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием ЛЕГО-технологий 8
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма 8
1.2 Предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня к дисграфии 13
1.3 ЛЕГО-технологии в логопедической работе с детьми старшего
дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава II. Экспериментальная работа по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологий 31
2.1 Методика, организация и анализ результатов исследования предпосылок
к нарушению письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 31
2.2 Формирование предпосылок овладения навыками письма у
дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологии 44
2.3 Оценка эффективности проведенной работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием элементов ЛЕГО-
технологии 49
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы
Актуальность темы. В последнее десятилетие отмечается резкое увеличение школьников с нарушением письма. Как правило, школьники с нарушением письма - это дети, имеющие общее недоразвитие речи третьего уровня.
При поступлении в школу у дошкольников должны быть сформированы все предпосылки к овладению письмом. Этими предпосылками являются: достаточный уровень развития словаря,
грамматического строя, звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные представления, уровень развития связной речи, а также сформированность мелкой моторики. А у многих дошкольников с общим недоразвитием речи даже после двух лет обучения в логопедической группе остаются те или иные нарушения, которые в свою очередь могут привести к нарушениям письма, к возникновению дисграфии.
В период предшкольного возраста с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня по формированию предпосылок овладения навыками письма А.Н.Корнев, Г.М.Зегебарт, Л.Г.Парамонова и др. предлагают эффективно использовать функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную и логическую сферы, так и на речевую. Таким универсальным обучающим средством для детей является ЛЕГO-технология.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [ФГОС] является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
ЛЕГО-технология является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. Это является очень важным при работе с детьми имеющими нарушения речи, в частности оказывает коррекционное воздействие на детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Таким образом, использование ЛЕГО-технологии в процессе формирования предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня изучено недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: сформировать у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня предпосылки овладения навыками письма с использованием элементов ЛЕГО-технологии.
Объект исследования: особенности предпосылок овладения навыками письма детьми с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста.
Предмет исследования: процесс развития предпосылок к овладению навыками письма у детей с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста.
Гипотеза исследования: использование LEGO-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма, а именно формированию зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики, звукопроизношения, звукового анализа, языкового анализа, лексико-грамматического строя речи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную и педагогическую литературу по проблеме предпосылок овладения навыками письма у детей дошкольного возраста в норме и при патологии речевого развития в виде тяжелых нарушений речи, а также возможностей ЛЕГО-технологии в образовательном процессе с дошкольниками в качестве средства развития предпосылок овладения навыками письма.
2. Раскрыть предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к дисграфии.
3. Выявить предпосылки нарушения письма у дошкольников с ОНР III уровня.
4. Разработать программу формирования предпосылок овладения навыками письма дошкольниками с ОНР III уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологии и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме
исследования.
Эмпирические методы: изучение данных медицинских и речевых карт детей; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности; разработка и проведение экспериментальной работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня; методики Г.А.Волковой, В.М.Акименко, Т.В. Ахутиной, Д.Б.Эльконина.
Методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: теория Р.Е.Левиной [13] об уровнях речевого недоразвития, положения О.Е.Грибовой [6] по технологии и методике обследования дошкольников, концепция А.Н.Корнева [12] о нарушениях письменной речи, положения Е.А.Логиновой [15] о предупреждении нарушений письма у дошкольников с ОНР III уровня, теория В.С.Мухиной [25] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, теория Я.О.Микфельд [22] о предпосылках к овладению навыками письма, концепции Т.В.Лусс [18] о применении ЛЕГО-технологий на занятиях по развитию речи, концепция О.В.Михеевой [23] об
использовании ЛЕГО-технологий в образовательном процессе с
дошкольниками.
Практическая значимость: подготовлен комплекс занятий по
использованию Лего-технологий в логопедической работе для развития предпосылок к овладению письмом у детей шестилетнего возраста.
Апробация работы:
1.II Международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Институт
инклюзивного образования БГПУ (Минск)), статья на тему «Особенности предпосылок овладения навыками письма дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня ».
2. Итоговая студенческая конференция, Институт психологии и образования, секция «Нарушения чтения и письма», доклад на тему: «Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов ЛЕГО- технологий».
3. V Международная научно - образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», статья на тему«Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологий».
При поступлении в школу у дошкольников должны быть сформированы все предпосылки к овладению письмом. Этими предпосылками являются: достаточный уровень развития словаря,
грамматического строя, звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные представления, уровень развития связной речи, а также сформированность мелкой моторики. А у многих дошкольников с общим недоразвитием речи даже после двух лет обучения в логопедической группе остаются те или иные нарушения, которые в свою очередь могут привести к нарушениям письма, к возникновению дисграфии.
В период предшкольного возраста с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня по формированию предпосылок овладения навыками письма А.Н.Корнев, Г.М.Зегебарт, Л.Г.Парамонова и др. предлагают эффективно использовать функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную и логическую сферы, так и на речевую. Таким универсальным обучающим средством для детей является ЛЕГO-технология.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [ФГОС] является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
ЛЕГО-технология является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. Это является очень важным при работе с детьми имеющими нарушения речи, в частности оказывает коррекционное воздействие на детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Таким образом, использование ЛЕГО-технологии в процессе формирования предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня изучено недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: сформировать у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня предпосылки овладения навыками письма с использованием элементов ЛЕГО-технологии.
Объект исследования: особенности предпосылок овладения навыками письма детьми с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста.
Предмет исследования: процесс развития предпосылок к овладению навыками письма у детей с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста.
Гипотеза исследования: использование LEGO-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма, а именно формированию зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики, звукопроизношения, звукового анализа, языкового анализа, лексико-грамматического строя речи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную и педагогическую литературу по проблеме предпосылок овладения навыками письма у детей дошкольного возраста в норме и при патологии речевого развития в виде тяжелых нарушений речи, а также возможностей ЛЕГО-технологии в образовательном процессе с дошкольниками в качестве средства развития предпосылок овладения навыками письма.
2. Раскрыть предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к дисграфии.
3. Выявить предпосылки нарушения письма у дошкольников с ОНР III уровня.
4. Разработать программу формирования предпосылок овладения навыками письма дошкольниками с ОНР III уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологии и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме
исследования.
Эмпирические методы: изучение данных медицинских и речевых карт детей; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности; разработка и проведение экспериментальной работы по формированию предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с ОНР III уровня; методики Г.А.Волковой, В.М.Акименко, Т.В. Ахутиной, Д.Б.Эльконина.
Методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа: теория Р.Е.Левиной [13] об уровнях речевого недоразвития, положения О.Е.Грибовой [6] по технологии и методике обследования дошкольников, концепция А.Н.Корнева [12] о нарушениях письменной речи, положения Е.А.Логиновой [15] о предупреждении нарушений письма у дошкольников с ОНР III уровня, теория В.С.Мухиной [25] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, теория Я.О.Микфельд [22] о предпосылках к овладению навыками письма, концепции Т.В.Лусс [18] о применении ЛЕГО-технологий на занятиях по развитию речи, концепция О.В.Михеевой [23] об
использовании ЛЕГО-технологий в образовательном процессе с
дошкольниками.
Практическая значимость: подготовлен комплекс занятий по
использованию Лего-технологий в логопедической работе для развития предпосылок к овладению письмом у детей шестилетнего возраста.
Апробация работы:
1.II Международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Институт
инклюзивного образования БГПУ (Минск)), статья на тему «Особенности предпосылок овладения навыками письма дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня ».
2. Итоговая студенческая конференция, Институт психологии и образования, секция «Нарушения чтения и письма», доклад на тему: «Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов ЛЕГО- технологий».
3. V Международная научно - образовательная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», статья на тему«Формирование предпосылок овладения навыками письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием элементов ЛЕГО-технологий».
Дошкольники с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточным развитием связной речи, нарушением лексикограмматического строя языка, а также нарушением звукопроизношения.
Анализ психолого -педагогической литературы показал, что к предпосылкам овладения навыками письма у дошкольников относятся: сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также достаточное развитие фонематических, лексических, грамматических представлений.
В нашей работе мы рассматривали ЛЕГО- технологии как один из методов развития предпосылок к овладению навыками письма.
ЛЕГО - тип детского конструктора, серия развивающих разнообразных предметов. Основой набора является кирпичик ЛЕГО - деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах. В наборы входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колеса и т.д. Из любого набора ЛЕГО можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.
Экспериментальное исследование дошкольников с ОНР III уровня показало, что у них оказываются несформированными такие предпосылки овладения навыками письма, как сформированность звукопроизношения, мелкой моторики, языкового анализа, лексико -грамматического строя и зрительно пространственной ориентировки.
Поэтому возникла необходимость в проведении работы по развитию данных предпосылок. С дошкольниками экспериментальной группы были проведены специальные занятия с использованием ЛЕГО- технологий, которые способствовали развитию звукобуквенного анализа, языкового анализа, улучшению звукопроизношения, формированию точных движений пальцев рук, перцептивной и моторной организации движений, графических навыков, устранению лексико- грамматических ошибок. Данная работа проводилась с октябрь 2017 года по февраль 2018 года 1 раз в неделю.
Работа по формированию предпосылок к овладению навыками письма с применением ЛЕГО- технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятие как игру, которая не вызывала у них негативизма, а приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. После проведенной работы по развитию предпосылок к овладению навыками письма с использованием ЛЕГО- технологий у детей с общим недоразвитием речи исправилось звукопроизношение, дети научились определять количество звуков, слогов в словах, слов в предложении. Дети стали точно, правильно и в полном объёме выполнять движения пальцами рук, научились ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, у них повысились уровни развития лексикограмматического строя.
Таким образом, гипотеза о том, что использование LEGO-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма, подтвердилась.
Анализ психолого -педагогической литературы показал, что к предпосылкам овладения навыками письма у дошкольников относятся: сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также достаточное развитие фонематических, лексических, грамматических представлений.
В нашей работе мы рассматривали ЛЕГО- технологии как один из методов развития предпосылок к овладению навыками письма.
ЛЕГО - тип детского конструктора, серия развивающих разнообразных предметов. Основой набора является кирпичик ЛЕГО - деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах. В наборы входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колеса и т.д. Из любого набора ЛЕГО можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.
Экспериментальное исследование дошкольников с ОНР III уровня показало, что у них оказываются несформированными такие предпосылки овладения навыками письма, как сформированность звукопроизношения, мелкой моторики, языкового анализа, лексико -грамматического строя и зрительно пространственной ориентировки.
Поэтому возникла необходимость в проведении работы по развитию данных предпосылок. С дошкольниками экспериментальной группы были проведены специальные занятия с использованием ЛЕГО- технологий, которые способствовали развитию звукобуквенного анализа, языкового анализа, улучшению звукопроизношения, формированию точных движений пальцев рук, перцептивной и моторной организации движений, графических навыков, устранению лексико- грамматических ошибок. Данная работа проводилась с октябрь 2017 года по февраль 2018 года 1 раз в неделю.
Работа по формированию предпосылок к овладению навыками письма с применением ЛЕГО- технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятие как игру, которая не вызывала у них негативизма, а приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. После проведенной работы по развитию предпосылок к овладению навыками письма с использованием ЛЕГО- технологий у детей с общим недоразвитием речи исправилось звукопроизношение, дети научились определять количество звуков, слогов в словах, слов в предложении. Дети стали точно, правильно и в полном объёме выполнять движения пальцами рук, научились ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, у них повысились уровни развития лексикограмматического строя.
Таким образом, гипотеза о том, что использование LEGO-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать формированию предпосылок овладения навыками письма, подтвердилась.



