Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование творческого саморазвития студентов средне- специального учебного заведения

Работа №44398

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы173
Год сдачи2018
Стоимость5850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты формирования творческого саморазвития у студентов
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: саморазвитие,
творчество, творческое саморазвитие 8
1.2. Особенности формирования творческого саморазвития у студентов
ССУЗа 19
Выводы по I главе 25
Глава II. Педагогическое обеспечение апробации педагогических условий по формированию творческого саморазвития
2.1. Научно - практическое обоснование педагогических условий
формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа 27
2.2. Организация, методика и результаты экспериментальной работы по
формированию творческого саморазвития у студентов ССУЗа 38
Выводы по II главе 84
Заключение 88
Библиографический список литературы 95
Приложения 100



Счастье - главная цель каждого из нас. Неважно где ты сейчас, сколько тебе лет и о чем ты думаешь все к чему ты идешь- идешь ради ощущения счастья. Каждый день мы прилагаем усилия, чтобы чувствовать себя в благополучии. Мы работаем, учимся, находимся в постоянном движении лишь для того что бы удовлетворить свои потребности, которые дают ощущения счастья. Даже покупая какую-то вещь из рекламы, мы неосознанно думаем, что это придаст нам больше радости. Но почему люди чаще несчастны? И почему дети выглядят счастливее взрослых? Можно предположить, что дети еще не научены несчастью и его понятиям, они свободны от стереотипов, для них нет понятия завтра или вчера, для них важно сейчас. А люди несчастны, потому что не научены быть счастливыми. Парадокс. Можно подумать, что мы сами творцы своего счастья.
Цель саморазвития - это счастливая жизнь. Жизнь, в которой есть смысл, цели, стремления, идеи, мечты и другие важные вещи для которых рожден человек.
Неважно, на каком уровне находится саморазвитие, душевном, физическом, интеллектуальном, важен его вклад в жизнь человека. И если она дает возможность двигаться вперед, это возможно лучшее что может быть. Желание меняться, становится лучше, чем ты был вчера, прилагать усилия, если нужно бороться с собой, с другими, если нужно уступать (ведь для кого-то это важнее в тот момент), но не терять внутреннею силу и веру в лучшее, учиться принимать и быть осознанным, вот что значит саморазвитие.
Почему творческое саморазвитие? Потому что именно творчество дает возможность создать новое, неповторимое, уникальное. Именно в творчестве человек способен в полной мере ощутить радость и спокойствие, которое так важно для человека в современном мире. Но что самое важное - это любовь, ведь именно любовь к себе, миру, Богу и жизни позволяет творчеству сотворить необыкновенное Чудо. Вот почему тема творческого саморазвития будет являться актуальной если не вечность, то достаточно долгое время.
Такие области науки как психология и педагогика являются хорошей основой для создания модели творческого саморазвития, не только ребенка, подростка, но и взрослого человека. Из психологии мы можем выделить все необходимые знания о природе деятельности человеческого сознания и подсознания, из педагогики в свою очередь мы можем подчерпнуть весь необходимый опыт и потенциал в формировании определенных навыков способствующих более эффективной жизнедеятельности человека.
Таким образом, наше исследование - это попытка раскрыть, что-то новое для лучшего понимания сути многих вещей в развитии человека.
Исходя из этих позиций, решение данной проблемы требует обращения к анализу процесса формирования творческой личности. По мнению многих учёных, как за рубежом (Маслоу А. [32], Бернс р. [8], Торранс Е.[4], К.Юнг[52] и др.), так и у нас в стране В.И Андреев [2], В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [35] Л.Н. Куликова [18], Маралов В.Г. [28] Шумилин, А.Т. [49]и др.) отмечено, что особое значение для формирования личности имеет творческая деятельность. В настоящее время в отечественных психологопедагогических исследованиях, посвященных творческому саморазвитию, рассматриваются различные подходы к этой проблеме: саморазвитие посредством проявления интеллектуальной инициативы (Бондаревская Е.В.[11]); через особую структуру деятельности (Куликова Л.Н.[21]), активного отношения к проблеме (Маралов В. Г.[28]) и др. Различные аспекты процесса творческого саморазвития личности в познавательной учебной деятельности изучали Б.Г.Ананьев Б.Г.[1], Чеснокова И.И. [47], Шаршов И.А.[48], Яковлева, Е.Л[51] и др. отмечают, что к приоритетным направлениям, обеспечивающим развитие личности обучающихся, относится реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.
Вместе с тем анализ показывает, что при всём многообразии и широте проводимых психолого-педагогических исследований до настоящего
времени остается малоизученной проблема выявления творческого саморазвития обучающихся образовательных учреждений различного типа, в частности профессионального колледжа. Вышеизложенное
свидетельствует об актуальности предпринятого исследования и позволяет выделить главное противоречие: между потребностью общества в изменениях, способствующих к устойчивому саморазвитию и продуктивной творческой самореализации в любых видах деятельности и не разработанностью педагогических условий и механизмов реализации этого процесса в ССуЗах.
Данное противоречие позволило выявить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа.
Цель исследования: разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить педагогические условия формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа.
Объектом исследования является процесс формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
творческого саморазвития у студентов ССУЗа.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа будет эффективна, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «творческое саморазвитие»;
- выявить особенности формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа;
- реализовать совокупность следующих педагогических условий формирования творческого саморазвития у студентов СУЗа:
- ориентация на возрастные и психологические особенности старшего школьного возраста;
- ориентация на тип профессионального образовательного учреждения в практике формирования творческого саоморазвития;
- применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Творческое саморазвитие студентов».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучить сущностную характеристику понятий «саморазвитие», «творчество», «творческое саморазвитие».
2. Выявить особенности формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа.
3. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования творческого саморазвития студентов ССУЗа.
4. Проверить эффективность педагогических условий формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа в экспериментальной работе.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация;
-эмпирические методы: тестирование, психолого-педагогический
эксперимент.
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Теоретическо-методологическую основу исследования составили:
- теория систем (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.),
- теория педагогических систем (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, С.А. Репин, Г.Н. Сериков, В.Д. Шадриков и др.),
- теория педагогической деятельности (В.И. Андреев, А.М. Баскаков,
Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.В. Усова и др.).
Опытно - экспериментальной базой стал ГБПОУ «Казанский колледж технологии и дизайна» Вахитовского района г. Казани; в эксперименте приняли участие 25 респондентов в контрольной группе и 15 человек в экспериментальной группе(15-18лет).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) был осуществлён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа;
На третьем (обобщающем) этапе осуществлялось завершение опытноэкспериментальной работы, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и проверены педагогические условия, позволяющие осуществить формированию готовности к творческому саморазвитию учащихся старшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий, в разработке и апробированию программы «Творческое саморазвитие личности», которые мы применили в процессе формирования творческого саморазвития у студентов ССУЗа. Апробированные педагогические условия могут стать основой для создания методических разработок, которые могут быть использованы в работе педагогов-организаторов, классных руководителей школ по формирования творческого саморазвития у студентов.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме
нашего исследования мы изучили сущностную характеристику понятий
«саморазвитие», «творчество», «творческое саморазвитие».
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам определить
ключевые понятия относительного нашей темы исследования.
Таким образом, саморазвитие – это процесс самостоятельной,
целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по
непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и
духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и
актуальным социальным ожиданиям (Л.Н. Куликова)
Творчество мы понимаем как процесс деятельности, создающий
качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания
объективно нового.
Творческое саморазвитие - это длительный, многоплановый и
целенаправленный процесс, охватывающий становление личности на
различных этапах ее жизнедеятельности, позволяющий человеку реализовать
свой творческий потенциал на основе преобразования действительности,
культуры и себя в условиях понимания цели, умения концентрировать волю,
чувства, мысли на решении поставленных задач (В.И. Андреев).
Традиционно в этом процессе выделяют компоненты, наполненные
соответствующими характеристиками и качественными показателями:
мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный или
операционный, эмоционально-волевой, креативный или творческий,
рефлексивный, адаптационный и др.
Далее мы определили, что специфической особенностью
формирования творческого саморазвития у студентов являются их
возрастные изменения, касающиеся становления самооценки,
профессионального самоопределения, потребности в познании, а также
поиска жизненного смысла. Следовательно в процессе работы со студентами93
большую часть времени необходимо отводить саморазвивающей работе,
включающей:
психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
составление жизненных планов и программ самосовершенствования по
разделам и периодам развития;
осмысливание, рефлексию деятельности и поведения;
тренинговые занятия по самопознанию, самовоспитанию, самообразованию,
самоутверждению, самовыражению, самоопределению и саморегуляции.
Теоретический анализ исследований, проведённый нами, а также наш
опыт позволяет выделить и обосновать следующую совокупность
педагогических условий для формирования творческого саморазвития
студентов:
- ориентация на возрастные и психологические особенности старшего
школьного возраста;
- ориентация на тип профессионального образовательного учреждения
в практике формирования творческого саморазвития;
- применение различных форм и методов работы, включенных в
программу «Творческое саморазвитие студентов».
С помощью методик А.М. Прихожан, В.И. Андреева А. Лэнгле и К.
Орглер. у студентов были определены уровни готовности к саморазвитию,
уровень творческого потенциала и экзистенциальная исполненность.
Результат констатирующего эксперимента показал, что по всем трем
методикам в КГ и ЭГ преобладающим является показатель среднего уровня.
Далее мы выяснили, что между контрольной и экспериментальной группой
нет достоверных различий.
Так как результаты оказались не высокими, нами была разработана
программа «Творческое саморазвитие личности», направленная на
формирование навыков творческого саморазвития студентов СУЗа.
После проведенного формирующего этапа исследования, нами была
проведена повторная диагностика, которая показала различия по94
диагностируемым показателям в экспериментальной группе и контрольной
группе.
По методике «Оценка уровня творческого потенциала личности»
были получены следующие результаты:
Количество старшеклассников ЭГ группы, находящихся на низком
уровне, уменьшилось на 13,4% по сравнению с КГ в которой низкий уровень
увеличился на 4%. Отмечено уменьшение количества старшеклассников,
достигших среднего уровня творческого потенциала в обеих группах, ЭГ на
6,6% и в КГ на 4%. Изменения по высокому уровню в КГ не произошли, в ЭГ
эти показатели увеличились на 20%. Следовательно, по двум показателям мы
выявили признаки значительного повышения уровня творческого потенциала
у ЭГ, и напротив снижение показателей в КГ. Это говорит нам о том, что
формирующий эксперимент оказал некоторое благотворное влияния на ЭГ,
так как некоторые значения стали, в какой-то степени, лучше, чем в КГ.
По методике «Диагностика готовности к саморазвитию», было
выявлено, что значения низкого уровня в ЭГ приблизились к нулю, что
является хорошим показателем. В КГ низкий уровень понизился на 4%, по
среднему уровню отметили повышение на 8%. В ЭГ средний уровень
понизился на 6,8%. По высокому уровню заметили, что в КГ уменьшилось на
4%, а в ЭК повысилось на 20,1%
Из выше изложенного следует, что в каждой были заметны улучшения, но в
ЭГ это произошло более интенсивно, учитывая также приближение низкого
уровня к нулевому показателю. В КГ же улучшения произошли только по
одному показателю.
По методике «Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер»
результаты вышли в следующем порядке:
По шкале «Самодистанцирование»SD показатель низкого уровня в ЭГ
уменьшился на 26,7%, в КГ напротив заметен незначительный рост на 4%.
По среднему уровню в ЭГ изменений не наблюдалось, между тем в КГ
присутствовало уменьшение на 4%. Высокий уровень отличился в ЭГ95
приростом на 27,6%, а в КГ изменения не были выявлены. Следовательно,
заметные изменения мы видим в ЭГ, значительно увеличился высокий
уровень, что говорит о хорошем результате по данной шкале.
По шкале «Самотрансценденция» (ST) показатель низкого уровня в ЭГ
уменьшился аж на 53,4%, хотя в КГ эти показатель уменьшился только на
4%. На среднем уровне особенно отличились результаты ЭГ, здесь мы видим
прирост на 46,7%, в КГ напротив данный показатель уменьшился на 4%.
Незначительно увеличился в ЭГ высокий уровень, на 6,4%, в КГ рост сотавил
8%. По данной шкале можно заключить что, основные изменения произошли
по среднему уровню в ЭГ.
По шкале «Свобода» (F) показатель низкого уровня в ЭГ уменьшился
на 26,7%, в КГ данный показатель остался неизменным. Средний уровень в
ЭГ увеличился на 26,7%, между тем в КГ он уменьшился на 12%. По
высокому уровню в ЭГ нет изменений, но наблюдается увеличение в КГ на
12%. Можем отметить повышение по показателям среднего в ЭГ и высокого
уровня в КГ. Однако значения в ЭГ преобладают над значениями в КГ.
По шкале «Ответственность» (V) показатель низкого уровня
уменьшился на 13,4% в ЭГ, в КГ увеличился на 4%. Средний уровень
увеличился на 6,7% в ЭГ, в КГ уменьшился на 8%. Высокий уровень
увеличился в ЭГ на 6,7%, в КГ на 4%. Здесь можно отметить изменения на
низком уровне, и незначительный рост в показателях среднего и высокого в
ЭГ, в КГ изменений практически не наблюдается.
Затем мы провели математическую обработку данных и выявили, что в
измеряемых показателях произошли изменения. Для проверки достоверности
различий до и после формирующего эксперимента мы использовали Ткритерий Стьюдента.
Таким образом, результатом нашей развивающей работы стала динамика
в результатах по двум показателям в ЭГ у старшеклассников принимавших
участие в формирующем эксперименте. В КГ также произошли изменения в
показателях, но по сравнению с ЭГ данные показатели находятся в96
меньшинстве. Далее в КГ были заметны тенденции к понижению некоторых
показателей, в то время как в ЭГ таковых значений не было обнаружено.
Следовательно, формирующий эксперимент в может считаться
эффективным, мы можем также предположить, что за более
продолжительный срок проведения данного исследования можно добиться
более высоких результатов.
В процессе экспериментальной работы по творческому саморазвитию
студентов в образовательном процессе произошло осознание обучающимися
ответственности за свои поступки, за свой образ «Я»; развитие их
способности действовать адекватно условиям, творческому подходу к
процессу само изменения; развитию способностей, навыков и умений
личности действовать в различных сферах социальной действительности;
интериоризация всеобщих способов социальной деятельности и общения,
перевод их в творческость и индивидуальные свойства и качества личности;
реализация творческих способностей через преобразование и освоение своего
образа «Я»; изменение жизненной позиции личности, развитие собственной
индивидуальности. В контрольной группе значимых изменений не
произошло. Таким образом, результаты исследования подтвердили
выдвинутую гипотезу о том, что творческое саморазвитие обучающихся
профессионального лицея будет протекать успешно, если реализуемая
система педагогических условий будет включать в себя: создание
образовательной среды профессионального колледжа как условия
обеспечения едино направленности и взаимодействия участников
образовательного процесса; целевую установку деятельности
образовательной среды, направленной на творческое саморазвитие
обучающихся с учетом совокупности источников и механизмов творческого
саморазвития в условиях образовательной среды профессионального лицея;
реализацию совокупности дидактических принципов, позволяющих
обеспечить отбора декватных форм, методов и средств обучения,
направленных на творческое саморазвитие обучающихся профессионального97
лицея; содержания обучения и развития мотивации, потребности в
самосовершенствовании; развитие субъектной позиции и личностного
смысла; повышения уровня самосознания и ответственности обучающихся;
обеспечение педагогической помощи обучающимся в преодолении себя и в
овладении механизмами развития творческой деятельности в процессе
самореализации.


Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: учеб. пособие / Б. Г.
Ананьев.  СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие /
В.И. Андреев.  Казань, 1996.  568 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий,
2000.  608 с.
4. Артемьева Т.И. Проблемы способностей, личностный аспект: учеб.
пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:
Академический проект, Гаудеамус, 2005. – 256 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: монография / К.А.
Абульханова- Славская. – М.: Издательство «Мысль», 1991. – 128 с.
6. Аввакумова М.Н. Современные гуманитарные педагогические
технологии как средство творческого саморазвития учащихся.
Методические рекомендации для читателя / М.Н.Аввакумова,
О.Н.Крылова – СПб.: Лема, 2011.
7. Алексеев Н.Г. Оргдеятельностная игра: возможности в области её
применения/ Н.Г.Алексеев, Ю.В.Громыко, Б.А.Злотник. // Вестник
высшей школы.–1987.–No7.–С. 30-35.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / Р.Бернс,
М.: Прогресс, 2001. 426 с.
9. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии,
психологические проблемы самореализации личности. учеб. пособие
С.Л. Братченко, М.Р. Миронова.  СПб.:Питер,1997 – С. 38-46.
10.Богдан Н.Н., Балганова Е.В., Бушуева И.П. «Управление
саморазвитием»: учеб. пособие / Н.Н. Богдан, Е.В. Балганова, И.П.
Бушуева. Новосибирск, 2009. – 57 с.99
11.Бондаревская Е.В. Педагогика: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская. –
Ростов-на-Дону, 2000.  256 с.
12.Бырдина О.Г. Педагогические средства формирования
профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза / О.
Г. Бырдина // Молодой ученный: 2013.  № 10. – С. 501–503.
13.Вдовина С.А. Проблемные ситуации как средство развития
креативности школьников // Электронный научно-практический журнал
Культура и образование. [Электронный ресурс]/ Вдовина С.А.  М.:
«КМ», 2014.  Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2660
14.Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учащихся на
творческую самореализацию: монография / Л. В. Ведерникова. — М.:
Прометей, 2001.  144 с.
15. Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития
человека / К.Я.Вазина.–М.: Изд-во моск.ун-та, 2002.–145 с.
16.Гумерова М. М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития
учащихся в условиях учебно-творческой деятельности: учеб. пособие.
М.М. Гумерова. Набережные Челны, 2001.  209 c.
17.Дегтерев В. А. Творческое саморазвитие студента вуза: монография /
В.А. Дегтерев. М.: Просвещение, 2000. – 243 с.
18.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки
российской психологии: монография/ В.П. Зинченко. – М.: Тривола,
1994. – 304 с.
19. Кон И. С. Психология ранней юности: монография / И.С. Кон. – М.:
Политиздат, 2001. – 304 с.
20. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных
психологов. учеб. пособие / Л.В. Куликова. Изд-во: Питер. 2009. – 464
с.
21. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности: монография/ Л.Н.
Куликова.  Хабаровск. Из-во ХГПУ  2004. – 301 с.100
22.Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский.–М.:
ИЦ Академия, 2005.–256 с.
23. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников/
В.А. Крутецкий.–М.: Просвещение, 1976.–321 с.
24. Кубашичева, Л.Н. Психолого-педагогические основы творческого
саморазвития / Л.Н. Кубашичева. – Майкоп, 2004.–341 с.
25.Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития
ребенка / А.Н. Леонтьев. Ярославль: Наука 2001.  18 с.
26.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии:
учеб. пособие / Б.Ф.Ломов.  М.: МОДЭК, 2005. – 384 с.
27.Маловичко Д. А. Познавательная активность как компонент
творческого саморазвития школьника // Журнал Вестник Адыгейского
Государственного Университета. Серия 3: Педагогика и Психология/
2010. С 45-49.
28.Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб, заведений / В. Г. Маралов.  2-е изд., стер. М.:
Издательский центр «Академия», 2004.  256 с.
29.Макаренко, А.С. Педагогические сочинения /А.С. Макаренко.–М.:
Педагогика, 1984.–Т. 4.–400 с.
30.Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе /В.Г.
Максимов. – М.: Просвещение, 2003.–272 с.
31.Максимова, В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы
качества образования / В.Н.Максимова// Педагогика.–2002.–No 2.–С.8
32.Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тесты /А.
Маслоу.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.–С. 108-118.
33. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое
пособие/ Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 256 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ