Введение 3
Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексико - грамматического строя речи у детей с
общим недоразвитием речи III уровня на индивидуальных занятиях 6
1.1 Онтогенетическое развитие лексико - грамматической стороны
речи 6
1.2 Специфика лексико-грамматической стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.3 Использование игровой деятельности на индивидуальных занятиях в развитии лексико-грамматической стороны речи у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 15
Выводы по главе I 19
Глава II. Экспериментальное исследование состояния лексико -
грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 21
2.1 Цель, задачи, методы и организация констатирующего
эксперимента 21
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 36
Выводы по главе II 46
Глава III. Логопедическая работа по преодолению нарушений лексико -
грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III
уровня средствами игровых приёмов на индивидуальных занятиях 48
3.1 Структура и содержание формирующего эксперимента 48
Вывод по главе III 59
Заключение 61
Список использованной литературы 62
Приложение 67
Актуальность исследования. Категория детей старшего дошкольного возраста разнородна и полиморфна по уровню сформированности речевой функции. К моменту поступления на школьную ступень обучения примерно у трети всех детей проявляются нарушения речи разной этиологии, характера и степени проявления. Многими учёными, которые занимались проблемами речевой деятельности, в последние годы отмечается стойкий прирост числа дошкольников с общим недоразвитием речи, которые имеют нормальный слух и сохранность интеллектуального развития. У данной категории детей наблюдается недоразвитие или отставание от нормы всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики [5].
Нарушения лексико-грамматического строя речи выступают ведущим дефектом в составе картины ОНР у детей старшего дошкольного возраста [2]. Овладение лексико - грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи является условием для социально активной жизни в обществе и поэтому имеет особую социальную значимость.
Повышение качества образования требует постоянного внимания к более полному использованию потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей с речевым недоразвитием с целью повышения действенности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни [20].
Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников с речевым недоразвитием рационально проводить в игровой форме, содержащей в себе развивающие и дидактические игры (сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, творческие игры, игры - инсценировки и др.), беседы, рассказы. Тем не менее в источниках методической литературы неполноценно развёрнут и раскрыт вопрос онтогенетического развития лексико-грамматической стороны речи детей с нарушением речи, однако такого контингента дошкольников не становится меньше. В связи с этим проблема развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной и на сегодняшний день.
Значимость данной проблемы для логопедической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях».
Цель исследования - разработать и оценить эффективность коррекционно - развивающей программы по развитию лексико - грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях.
Объект исследования - лексико - грамматическая сторона речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития лексико - грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на индивидуальных занятиях.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме развития и коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- рассмотреть становление лексико - грамматического строя речи в онтогенезе у детей с речевым недоразвитием III уровня и выявить особенности;
- разработать методическое пособие с играми и альбом по развитию и коррекции лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития;
- применить игровой комплекс и оценить его действенность в развитии лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс использования игровых приёмов на индивидуальных формах занятий будет содействовать развитию лексико - грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной и учебно - методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Практическая значимость определяется тем, что созданный игровой комплекс и альбом по развитию и коррекции лексико - грамматического строя речи может быть полезен и использован логопедами в дошкольных учреждениях на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими речевое недоразвитие.
Апробация: Результаты исследовательской деятельности были
представлены на итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Коррекционно - развивающие технологии в логопедии»; на V Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии, 25 апреля 2018 года, г. Казань
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подробный разбор психолого - педагогической и методической литературы по проблеме нашей экспериментальной работы экспонирует, что дилемма о способах развития лексической системности и грамматического структурирования остаётся недостаточно решённой и до сих пор актуальной в современном мире.
При отслеживании состояния лексической и грамматической системности речи у детей с речевым недоразвитием были выявлены количественные и качественные характеристики выполненности заданий.
По результатам констатирующего этапа нами было решено создать методическое пособие с дидактическими играми по развитию лексико - грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития. В нашей разработке учитывается структура речевого нарушения данной категории детей, исходя из результатов обследования, а также уровень сформированности лексической системности и
грамматических навыков.
По итогу формирующей ступени эксперимента нами был проведён контрольный этап. Задания для определения результативности
предъявлялись те же, что и на констатирующем этапе.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал улучшение в количественных и качественных характеристиках по результатам формирующей ступени.
Исходя из положительных результатов заключительного исследования после испытания нашей методической разработки по развитию лексического и грамматического структурирования, следует подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы и предоставленной возможности в реализации цели нашей экспериментальной деятельности.
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст]: учеб. Пособие для логопедов и воспитателей / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.- с. 235 - 248.
2. Адмони, В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики [Текст]: учеб. для вузов / В.Г. Адмони - М.: Просвещение, 2008. - с. 189 - 214
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия. 2000.- с. 400 - 405
4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст]: метод. пособие / Г.А. Быстрова, Э. А. Сизова - СПб.: Каро, 2004. - с. 15 - 23.
5. Вакуленко, Л.С. Формирование понимания и употребления синонимичных значений слов у детей 5 - 6 лет с ОНР [Текст] / Л.С. Вакуленко, Е.А. Соловьёва // Дошкольная педагогика. - 2011. - №3. - с.23 - 27.
6. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст]: метод. пособие / С.А. Васильева, Н. В. Соколова.- М.: Школа-Пресс,
2001. - 75 с.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст]: учеб. для вузов / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2007. - с.113 - 156.
8. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) [Текст] / Под.ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2009. - 720
9. Володина, В.А. Наречия в словаре детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.А. Володина // Дошкольное воспитание. -2013. - №8. - с.11- 15
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: кн. для дошкольных работников / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 457 - 469 с.
11. Гончарова, В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст]: учеб. для вузов / В.А. Гончарова. -СПб.: Акцидент, 2012. - 123 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002.-144 с.
13. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - №4. -2006. - с.12 - 17
14. Ерёмина, В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие для студентов / В.Н. Ерёмина. - Рязань: Пресса, 2011.- с. 45 - 67
15. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Т.И. Исаева // Школьный логопед. - 2015. - № 4.- с.17 - 30.
16. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учеб. для вузов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Книгомир, 2011. - 567 с.
17. Захарова, Н.В К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста [Текст]: (Овладение категорией падежа имени существительного): Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии) / Н.В. Захарова. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.
18.Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие для вузов/ М. Зееман. - М.: Астрель, 2012. - 270 с.
19. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слове у детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. - М.: Академия, 2012. - 165 с.
20. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи [Текст]: пособие для логопедов и дефектологов / Р.А. Кирьянова. - СПб, 2004.- с.23- 34.
21. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кондратенко. - СПб.: Каро, 2006. - 238с
22. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2004 - № 1. с.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011.- с.17 - 25.
24. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учеб. для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 160 с.
25. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.Е. Левина. - М.: Аркти, 2011. - с.32 - 39.
26. Левчук, Е.А. Грамматика в сказках [Текст]:пособие сотрудников дошк. учрежд. / Е.А. Левчук - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - с. 15
27. Леонтьев, А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Просвещение, 2007. - 346 с.
28. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]:
учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2005. - с. 127 - 136.
29. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011. - с. 21 - 38
30. Макарова, Н.В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Н.В. Макарова. - СПб.: КАРО, 2014. - с. 225 - 245.
31. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Дефектология. - 2011. - №4. - с.22.
32. Никашина, Н.А. Недостатки лексико - грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.А. Никашина // Тезисы докладов IV науч. сессии по вопросам дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. - 145 с.
33. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст]: образовательная программа / Нищева Н.В.- Спб.: Детство-пресс,
2003. - 245 с.
34. Попов, М.В. О слове как единице языка [Текст]: учеб. пособие / М.В. Попов. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2007. - с. 127 - 130
35. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2013 г.- 144 с.
36. Спирова, Л.Ф. Обследование лексического и грамматического строя речи [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования нарушений речи у детей. - М.: Просвещение, 2012. - с.23
37. Тишина, Л.А. Формирование представлений о слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере глагольной
лексики) [Текст] / Л.А. Тишина, Н.В. Сальникова // Логопедия. - 2012.
- №4.- с. 15
38. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном, 2013. - с. 189 - 205.
39. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР [Текст] / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2011.
- №4. - с. 9
40. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольников: мет. пособие с
иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева.- Екатеринбург: Изд- во «АРГО», 1996. - 80 с.
41. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Цейтлин. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 245 с.
42.Черёмухина, Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования [Текст] / Г.А. Черёмухина, А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы общения и обучения язвку. - М.: Просвещение, 2014. - с. 93 - 99
43. Шахранович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза реи [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.М. Шахранович, Н.М. Юрьева. - М.: Наука, 2010. - 168 с.
44. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии [Текст] / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой.- М.: Экономика, 2007. - с.80
45. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2014.- 256