Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанровые характеристики дискурса цифровой дипломатии (на материале современного немецкого языка)

Работа №44343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава 1. Цифровая дипломатия в когнитивно -дискурсивной парадигме 8
1.1 Понятие дискурса в современной лингвистике 8
1.2 Политический дискурс и его характеристики 16
1.3 E-diplomacy как часть современной политической культуры 26
Глава 2.Жанровое наполнение сайтов электронной дипломатии 39
2.1. Жанровое и тематическое наполнение сайта МИД 39
2.2. Продвижение электронной дипломатии в Instagram 50
2.3. Сравнительная характеристика жанровых признаков сайта
Bundesprasident и сайта Президента России 56
Заключение 70
Список литературы 73

Актуальность темы. Сегодня международные отношения переживают новый виток своего развития. В условиях глобализации страны все чаще взаимозависимы друг от друга, а в ситуации взаимодействия усиливается роль международных акторов.
Говоря о современной структуре мировой политики, Джозеф Най говорит о ней как о трехмерной проекции гигантской шахматной доски, которая раскрывается в проекциях. Правила игры описываются в традиционных военных рамках, где гегемония принадлежит США. В центре идет перераспределение сил и в этой скрытой борьбе США не является мировым гегемоном, а система многополярна.
Снизу же игра проходит по правилам транснациональных вызовов, таких как терроризм, международная организованная преступность, изменение климата, распространение инфекционных заболеваний. Власть в этом направлении реализована как хаос, где сила играет решающую роль. Организация в нижнем векторе власти практически отсутствует.
Эти условия постепенно привели к тому, что использование силовых методов становится слишком затратным , а в некоторых сферах вообще не позволяет достичь желаемого результата. Потому в тех странах, которые могут называться переходными, для стабильности других государств расширяется круг вопросов, которые попадают под определение «мягкой силы». Суть которой реализуется через внешнюю привлекательность идей .
Современная внешняя политика ФРГ представляет результат применения мягкой силы. Имея очень ограниченные возможности в плане силы, ФРГ проводит политику, которая направлена на формирование положительного образа страны.
Как следствие, дискурс цифровой дипломатии получает свое широкое распространение в глобальной сети как средство продвижения определенных политических установок. Между тем, внимание исследователей цифровой дипломатии уделяется в основном изучению данного вида дискурса с позиции политологии, а речевые жанры остаются, как правило, за пределами исследования.
Таким образом, актуальность работы, в контексте изучения жанровых характеристик дискурса цифровой дипломатии, тесно связана с применением понятия «мягкая сила» в международной политике. В совокупности они дополняют и частично замещают средства внешней политики. В связи с этим возникает необходимость изучения того, каким образом представлен анализируемый материал в глобальном пространстве.
В рамках информационного общества подавляющее число государств реализует себя с позиции диалога, как с другими странами, так и с отдельно взятыми гражданами. Это касается и опыта ФРГ. Вместе с тем, отсутствие систематического анализа жанровой составляющей цифровой дипломатии ФРГ обусловливает актуальность и научную новизну проведенного исследования.
Научная новизна данной работы определяется комплексным подходом к рассмотрению современных способов реализации дискурса цифровой дипломатии ФРГ.
Объектом настоящей работы является цифровая дипломатия как средство мягкой силы. Предмет работы - жанровые характеристики цифровой дипломатии ФРГ.
Цель данной работы - рассмотреть особенности жанров цифровой дипломатии ФРГ.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть специфику понятия дискурс;
- проанализировать особенности реализации цифровой дипломатии как способа дискурсивного взаимодействия;
- выявить жанровые характеристики дискурса цифровой дипломатии ФРГ.
Используемые методы исследования можно охарактеризовать следующим образом:
- при изучении отношений общих характеристик дискурса цифровой
дипломатии использовался структурно-функциональный метод,
позволивший выделить и рассмотреть основные черты и специфику ее осуществления;
- классификационный метод был использован для выявления основных жанров осуществления публичной дипломатии в сети Интернет.
- для определения значения публичной дипломатии для геополитических и геоэкономических отношений ФРГ были изучены и проанализированы различные монографии, статьи и интернет-ресурсы, обобщение которых сформировали целостную панораму рассматриваемой темы. В каждой главе был использован аналитический метод для подведения промежуточных итогов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2010 года по 2018 г. Точкой отсчета был выбран именно 2010 г., так как в этом году начинается интенсивное использование мягкой силы в политике, когда на просторы Интернета выходят политики ФРГ, а также начинается активное внедрение средств информационной войны.
Именно с этого времени происходит концептуальное понимание необходимости работы специалистов в сети Интернет, всесторонней открытости политических процессов, а также умелом использовании информационных форм воздействия на мировую общественность.
Источниковая база исследования и степень научной разработанности проблематики.
Теме цифровой дипломатии посвящено значительное количество работ. В целом их можно разделить на две условные категории. К первой категории относятся попытки теоретического переосмысления концепции Дж. Ная и дополнения к ней. Вторая категория работ представляет собой анализ внешней политики различных стран в рамках концепции «мягкой силы», большая часть из них посвящена опыту США, Китая, РФ, Великобритании.
Изучению конкретного кейса цифровой дипломатии в рамках дискурса посвящено незначительное количество работ (Т.А. Ланьшина - «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука.- 2014; А.С. Макарычев, А.А. Сергунин «Мягкая сила» в действии: Германия и Калининград.- 2013; William R. Patterson.- Smart power in reunified Germany.-2008; Jens-Ulrich Poppen.- Soft Power Politics. The role of political foundations in Germany’s foreign policy towards regime change in Spain, Portugal and South Africa 1974-1994.- 2006)
Кроме того, в процессе анализа использовались материалы, посвященные реализации собственно цифровой дипломатии, и которые можно условно разделить на следующие группы:
1) разделы свода законов ФРГ и законодательные акты конгрессов;
2) опубликованные материалы ведомств;
3) документы исполнительной власти;
4) межгосударственные соглашения и документы внешней политики;
5) мемуары;
6) публикации в социальных сетях.
И, тем не менее, несмотря на казалось бы, объемный материал по данной теме, в большинстве своем исследования обращены к публичной дипломатии в целом, оставляя собственно дискурсивные жанры за пределами исследования, так как подразумевается, что явление это раскрывается через те же показатели. Иными словами, приходится говорить о том, что явление это практически не изучено в современной лингвистической науке, а теоретическое обоснование его только начинает путь своего становления в современной действительности.
Германия представляет случай страны со значительными политическими амбициями. ФРГ неизменно занимает верхние места в рейтингах, оценивающих эффективность применения «мягкой силы» (The New Persuaders by Institute for Government; Soft Power surveys by Monocle; Soft Power 30 by Portland; Rapid-growth markets soft power index by Ernst & Young). Таким образом, можно констатировать, что ФРГ вынуждена активно искать альтернативы коммуникативным воздействиям, как источнику влияния. И она не только находит эти альтернативы, но и способна эффективно их использовать. Таким образом, опыт ФРГ представляется релевантным для изучения роли жанрового наполнения дискурса цифровой дипломатии в современных международных отношениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы можно использовать при чтении курсов по лингвистике, теории дискурса, для самостоятельного рассмотрения жанров цифровой дипломатии.
Работа апробирована на Ежегодной научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета по кафедре европейских языков и культур и кафедре теории и практики перевода.
Структура работы определяется ее целями и задачами и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Федеральное правительство Германии осознанно проводит политику воздействия на другие страны, которую объясняет в формате «цифровой дипломатии», для достижения определённых политических задач. Несмотря на то, что явно понятие «мягкой силы» не звучит, как это встречается, в частности в документах США, функции, которые выполняет МИД и связанные с ним организации в области культуры и образования напрямую относятся к мягкой силе.
Эта политика направлена на формирование определенного образа через коммуникацию в глобальной сети ФРГ и реализует поставленные страной цели для выполнения задач. Таким образом, можно констатировать, что имеет место интеграция политики, направленной на проецирование «мягкой силы» с центральными направлениями внешней политики ФРГ.
Почти во всех уставах немецких фондов, программ иностранного культурного и образовательного обмена, гуманитарных фондов подчеркивается важность построения диалога с гражданским обществом, в то же время инструменты для ведения этого диалога — прежде всего сетевые сообщества — недостаточно развиваются. Предполагается, что подобная «просадка» коммуникации в Сети связана с недостаточной компетенцией в структурах немецкой публичной дипломатии, а также бюджетными ограничениями. У немецких организаций нет единого понимания целей и задач публичной дипломатии.
Таким образом, можно сказать, что практика публичной дипломатии в Германии является сравнительно новым явлением. Налицо, с одной стороны, смешение публичной дипломатии с понятием «культурная дипломатия». С другой стороны, имеются серьезные ограничения в коммуникационных практиках немецких структур публичной дипломатии. Недостаточная компетенция и недооценка ресурсов Сети ведут к тому, что поддержание диалога и политики «взаимопонимания» становятся во многом, декларативными целями.
В данном исследовании анализируется специфика «мягкой силы» Германии. Поставленные задачи нами были реализованы, цель достигнута.
В целом, как нам представляется, политическая форма дипломатического дискурса, прежде всего, отражает многообразные связи дипломатической коммуникации и социума. Ее анализ позволяет понять, каким образом цели, задачи внешней политики государства, вытекающие из социальных норм и культурных ценностей народа, транслируются через данный вид общения и формируют, совместно с политическим языком, «образ глобального мира» в общественном сознании.
Сравнение сайтов Президентов Германии и Росии выявили важный фактор, обусловливающий сходство видов речевых практик, дефиницией которых является определенная идентичность целей дипломатического и политического дискурсов, хотя эта их близость неочевидна и может быть выявлена только в ходе сравнительного анализа.
Успешность функционирования данной формы дипломатического дискурса определяется способностью участников коммуникации к использованию тех коммуникативных (вербальных и невербальных) средств, которые считаются наиболее эффективными и соответствующими нормам социального взаимодействия в данном виде общения. Другими словами, особую роль в функционировании данного аспекта дипломатического дискурса играет уровень развития коммуникативной компетенции языковой личности, включающий в себя в качестве основных показателей:
1) меру владения ею различными речевыми жанрами;
2) доминирующую коммуникативную установку, основанную на соответствии речевых и этических норм;
3) принадлежность к определенному типу речевой культуры.
Однако политическая форма дипломатического дискурса составляет лишь видимую, причем меньшую, часть этого вида институционального общения. Большая часть дипломатической коммуникации не предназначена для широкого публичного обсуждения и носит закрытый конфиденциальный характер. Специфика этой формы дипломатического дискурса вытекает из понимания дипломатии как науки ведения переговоров. Это позволяет, на наш взгляд, помимо публичного аспекта, выделять в общем поле дипломатической коммуникации дипломатический дискурс как форму научного общения.
Таким образом, в работе даны ответы на поставленные исследовательские вопросы. Поставленная цель, заключавшаяся в проведении анализа элементов «дискурса цифровой дипломатии» и его жанровой характеристики во внешней политике ФРГ представляется достигнутой. Настоящее исследование вносит вклад как в изучение феномена «цифровой дипломатии» в целом, так и в осмысление роли «мягкой силы» во внешней политике Германии.
Тем не менее, можно говорить о том, что данное исследование имеет продолжение. Прежде всего, это связано с тем, что работа имеет описательный характер - вариантом работы становится возможность отследить эффективность проводимой коммуникативной политики.
В первую очередь значимость работы заключается в том, чтобы отследить специфику применения «мягкой силы » в достижении поставленных внешнеполитических целей. Кроме того, чтобы лучше понять, как именно функционирует «мягкая сила» в международных отношениях, имеет смысл провести сравнительное исследование и сопоставить опыт ФРГ с опытом других стран.



1. Auer C., Srugies A. Public Diplomacy in Germany. Los Angeles: Figueroa Press. 57 p. (CPD Perspectives on Public Diplomacy. 2013. Paper 5). - стр. 31
2. Бохас А. Парадокс антиамериканизма: Размышления о Концепции неглубоко мягкой силы //Глобальное общество. - 2006. - №4. - стр. 395-414.
3. Браун Дж., Юл Дж.. Анализ речи. Кембридж: Изд-во Кембриджского университета, 1983. - стр. 304
4. Мауль Х.В. Германия как гражданская держава // Справочник по внешней политике Германии. - Висбаден: изд-во для общественных наук, 2007. - с. 959
5. Вомак B. Китай среди неравных. Асимметричные внешние отношения в Азии. - Сингапур. Мировое научное изд-во, 2010. - стр. 540
6. Документы по конвенциям СПД и партийным конвенциям. Чрезвычайный
участник конференции в Берлине, 20 октября 2002 г. // SPD URL (обращения Дата: 29/11/2017)
https ://www3. spd.de/linkableblob/1834/data/koalitionsvertrag_bundesparteitag_b erlin_2002.pdf.
7. Документы по конвенциям сторон СПД и партийным конвенциям.
Обыкновенное партийной конференции в Карлсруэ, 14 по 16 ноября 2005 г. URL // СПД:
https ://www3. spd.de/linkableblob/1860/data/koalitionsvertrag_bundesparteitag_k arlsruhe_2005a.pdf (дата обращения: 04/30/2017).
8. Документы по конвенциям сторон СПД и партийным конвенциям. Чрезвычайный Федеральный съезд СДПГ в Бонне, 25 октября 1998 г. URL // СПД: https://www3.spd.de/partei/Beschluesse/1896/parteitags_beschluesse.html(дата обращения: 04/29/2017).
9. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - стр. 688
10. Бильгин П. ,Бериван Е Жесткая сила, мягкая сила: на пути к более реалистичному анализу мощности // Проницательность Турции. - 2008. - №10 (2). - стр. 5-20.
11. Будаев Э. В. Методология политической лингвистики // Политическая лингвистика. - 2010. № 1.
12. Внешняя культурная политика - Концепция 2000 // IFA Институт
международных культурных связей URL:
www.ifa.de/fileadmin/pdf/aa/akbp_konzeption2000.pdf(дата обращения: 04/30/2016).
13. Галларотти Г. М. Мягкая сила: Что это такое, почему это важно, и условия, при которых она может быть эффективно использована // Журнал политической власти. - 2011. - №1. - стр. 25-47.
14. Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. - М.: Прогресс, 1988. - стр. 153- 211
15. Джозеф С. Най, мл. Мягкая сила: средства к успеху в мировой политике. - Нью-Йорк:Общественные дела, 2004. - стр.191.
16. История, структура и работа политических фондов в Федеративной Республике Германии // Научные службы Бундестага Германии. - 2006.
17. Карасик В.И., Структура институционального дискурса [Текст] / В.И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. - стр. 238
18. Картен Б.И. Общественная имиджевая работа: публичная дипломатия МИДа // Американское правительство против мировой общественности? Теоретический и эмпирический анализ общественной дипломатии в войне в Ираке. - Висбаден: изд-во для общественных наук, 2008. - стр. 273
19. Кляйн А. Культурная политика. Введение. - Висбаден: изд-во для общественных наук, 2005. - стр. 260
20. Коалиционное соглашение между ХДС, ХСС и СвДП. // CSU URL: http://www.csu.de/common/_migrated/csucontent/091026_koalitionsvertrag_02.p df (дата обращения: 04/30/2017).
21. Коалиционные контракты. Законодательная власть URL 1994-1998 // Фонд
Конрада Аденауэра:
http://www.kas.de/upload/ACDP/CDU/Koalitionsvertraege/Koalitionsvertrag199
4. pdf (дата обращения: 09/29/2017).
22. Коалицонные договоры между ХДС, ХСС и СДПГ // URL:
https://www.cdu.de/sites/default/files/media/dokumente/koalitionsvertrag.pdf(дата обращения: 04/30/2018).
23. Кроэниг М., Макадам М., Вебер С. Смягчение сильной власти // Сравнительная стратегия. - №29 (5). - 2010. - стр. 412-431.
24. Лайн. С. Невыносимая лёгкость мягкой силы // Пармар И. М. Кокс, Мягкая сила и внешняя политика США: теоретические, исторические и современные перспективы. - Abingdon, NY: Routledge, 2010. - стр. 256
25. Ланьшина Т.А. «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций. - 2014. - №9 (2) .- стр. 28-58.
26. Леонард М., Стед К., Смевинг К.. Общественная дипломатия. - Лондон: Центр внешней политики, 2002. стр. 183
27. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: ИТДГК Гнозис, 2003. - 280 с.
28. Мауль Г. В. Гражданская держава // Стерн С. Трехсторонний комикс. Документы Рабочей группы 1991-92. - Нью-Йорк
29. Мэттерн Дж. Б. Почему «мягкая сила» не такая уж и мягкая:
Социолингвистическое построение привлекательности в мировой политике // золотой век - журнал международных исследований. - 2005. - №33. - стр. 583-612.
30. План федерального бюджета 2016 // Министерство финансов URL:
http://www.bundeshaushalt-
info. de/fileadmin/ de.bundeshaushalt/content_de/dokumente/2016/soll/epl05.pdf# page=28 (дата обращения: 07.14.17).
31. Поппен Дж. И Политика мягкой энергетики. Роль политических фондов во внешней политике Германии в отношении изменения режима в Испании, Португалии и Южной Африке 1974-1994 годы. - Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук по международным отношениям. - Лондонская школа экономики и политических наук. - 2006.
32. Сале Л. Мягкая сила, НПО, и борьба США с терроризмом: Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. - Милуоки. - 2012.
33. Сейичи К. Власть мягкой силы Ключевые этапы передачи и приема // Мощные сверхспособности. Культурные и национальные активы Японии и Соединенных Штатов. - Нью-Йорк: М.Е.Шарпе, 2008. - стр. 296
34. Сноу Н., Тейлор М.П. Раутледжское руководство общественной
дипломатии. - Нью-Йорк: Раутледж, 2009. - стр. 404
35. Схема организации. Структура и организация МИД// Форин оффис:
http://www.auswaertiges-
amt.de/cae/servlet/contentblob/373560/publicationF ile/215910/Organisationsplan .pdf (дата обращения: 09/03/2017).
36. Филинский А. А. Критический анализ политического дискурса
предвыборных компаний 1999-2000гг. Диссертация на соискание уч. степени канд. филолог. наук. Тверь - 2002 г.
37. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. - стр.448
38. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса Диссертация на соискание
ученой степени доктора филологических наук. Специальности 10.02.01 - Русский язык, 10.02.19 - Общее языкознание, социолингвистика,
психолингвистика. Научный консультант д.ф.н., проф. В.И. Шаховский. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2002. — стр. 440
39. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000. -стр. 368
40. Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности//Язык и наука конца ХХ века : сб. ст. М.,1995
41. Водак Р. Язык.Дискурс.Политика . Волгоград: Перемена 2012.
42.Чудинов А. П. Политическая коммуникация. - Москва : Флинта : Наука, 2006.
43.Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием/ С. Г. Кара-Мурза. - М., 2007. - 180 с.Арнольд П. Луцкер. Авторское право в цифровых технологиях и РЕСУРСЫ / П. Арнольд. - М., 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ