Жанровые характеристики дискурса цифровой дипломатии (на материале современного немецкого языка)
|
Содержание
Введение 3
Глава 1. Цифровая дипломатия в когнитивно -дискурсивной парадигме 8
1.1 Понятие дискурса в современной лингвистике 8
1.2 Политический дискурс и его характеристики 16
1.3 E-diplomacy как часть современной политической культуры 26
Глава 2.Жанровое наполнение сайтов электронной дипломатии 39
2.1. Жанровое и тематическое наполнение сайта МИД 39
2.2. Продвижение электронной дипломатии в Instagram 50
2.3. Сравнительная характеристика жанровых признаков сайта
Bundesprasident и сайта Президента России 56
Заключение 70
Список литературы 73
Введение 3
Глава 1. Цифровая дипломатия в когнитивно -дискурсивной парадигме 8
1.1 Понятие дискурса в современной лингвистике 8
1.2 Политический дискурс и его характеристики 16
1.3 E-diplomacy как часть современной политической культуры 26
Глава 2.Жанровое наполнение сайтов электронной дипломатии 39
2.1. Жанровое и тематическое наполнение сайта МИД 39
2.2. Продвижение электронной дипломатии в Instagram 50
2.3. Сравнительная характеристика жанровых признаков сайта
Bundesprasident и сайта Президента России 56
Заключение 70
Список литературы 73
Актуальность темы. Сегодня международные отношения переживают новый виток своего развития. В условиях глобализации страны все чаще взаимозависимы друг от друга, а в ситуации взаимодействия усиливается роль международных акторов.
Говоря о современной структуре мировой политики, Джозеф Най говорит о ней как о трехмерной проекции гигантской шахматной доски, которая раскрывается в проекциях. Правила игры описываются в традиционных военных рамках, где гегемония принадлежит США. В центре идет перераспределение сил и в этой скрытой борьбе США не является мировым гегемоном, а система многополярна.
Снизу же игра проходит по правилам транснациональных вызовов, таких как терроризм, международная организованная преступность, изменение климата, распространение инфекционных заболеваний. Власть в этом направлении реализована как хаос, где сила играет решающую роль. Организация в нижнем векторе власти практически отсутствует.
Эти условия постепенно привели к тому, что использование силовых методов становится слишком затратным , а в некоторых сферах вообще не позволяет достичь желаемого результата. Потому в тех странах, которые могут называться переходными, для стабильности других государств расширяется круг вопросов, которые попадают под определение «мягкой силы». Суть которой реализуется через внешнюю привлекательность идей .
Современная внешняя политика ФРГ представляет результат применения мягкой силы. Имея очень ограниченные возможности в плане силы, ФРГ проводит политику, которая направлена на формирование положительного образа страны.
Как следствие, дискурс цифровой дипломатии получает свое широкое распространение в глобальной сети как средство продвижения определенных политических установок. Между тем, внимание исследователей цифровой дипломатии уделяется в основном изучению данного вида дискурса с позиции политологии, а речевые жанры остаются, как правило, за пределами исследования.
Таким образом, актуальность работы, в контексте изучения жанровых характеристик дискурса цифровой дипломатии, тесно связана с применением понятия «мягкая сила» в международной политике. В совокупности они дополняют и частично замещают средства внешней политики. В связи с этим возникает необходимость изучения того, каким образом представлен анализируемый материал в глобальном пространстве.
В рамках информационного общества подавляющее число государств реализует себя с позиции диалога, как с другими странами, так и с отдельно взятыми гражданами. Это касается и опыта ФРГ. Вместе с тем, отсутствие систематического анализа жанровой составляющей цифровой дипломатии ФРГ обусловливает актуальность и научную новизну проведенного исследования.
Научная новизна данной работы определяется комплексным подходом к рассмотрению современных способов реализации дискурса цифровой дипломатии ФРГ.
Объектом настоящей работы является цифровая дипломатия как средство мягкой силы. Предмет работы - жанровые характеристики цифровой дипломатии ФРГ.
Цель данной работы - рассмотреть особенности жанров цифровой дипломатии ФРГ.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть специфику понятия дискурс;
- проанализировать особенности реализации цифровой дипломатии как способа дискурсивного взаимодействия;
- выявить жанровые характеристики дискурса цифровой дипломатии ФРГ.
Используемые методы исследования можно охарактеризовать следующим образом:
- при изучении отношений общих характеристик дискурса цифровой
дипломатии использовался структурно-функциональный метод,
позволивший выделить и рассмотреть основные черты и специфику ее осуществления;
- классификационный метод был использован для выявления основных жанров осуществления публичной дипломатии в сети Интернет.
- для определения значения публичной дипломатии для геополитических и геоэкономических отношений ФРГ были изучены и проанализированы различные монографии, статьи и интернет-ресурсы, обобщение которых сформировали целостную панораму рассматриваемой темы. В каждой главе был использован аналитический метод для подведения промежуточных итогов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2010 года по 2018 г. Точкой отсчета был выбран именно 2010 г., так как в этом году начинается интенсивное использование мягкой силы в политике, когда на просторы Интернета выходят политики ФРГ, а также начинается активное внедрение средств информационной войны.
Именно с этого времени происходит концептуальное понимание необходимости работы специалистов в сети Интернет, всесторонней открытости политических процессов, а также умелом использовании информационных форм воздействия на мировую общественность.
Источниковая база исследования и степень научной разработанности проблематики.
Теме цифровой дипломатии посвящено значительное количество работ. В целом их можно разделить на две условные категории. К первой категории относятся попытки теоретического переосмысления концепции Дж. Ная и дополнения к ней. Вторая категория работ представляет собой анализ внешней политики различных стран в рамках концепции «мягкой силы», большая часть из них посвящена опыту США, Китая, РФ, Великобритании.
Изучению конкретного кейса цифровой дипломатии в рамках дискурса посвящено незначительное количество работ (Т.А. Ланьшина - «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука.- 2014; А.С. Макарычев, А.А. Сергунин «Мягкая сила» в действии: Германия и Калининград.- 2013; William R. Patterson.- Smart power in reunified Germany.-2008; Jens-Ulrich Poppen.- Soft Power Politics. The role of political foundations in Germany’s foreign policy towards regime change in Spain, Portugal and South Africa 1974-1994.- 2006)
Кроме того, в процессе анализа использовались материалы, посвященные реализации собственно цифровой дипломатии, и которые можно условно разделить на следующие группы:
1) разделы свода законов ФРГ и законодательные акты конгрессов;
2) опубликованные материалы ведомств;
3) документы исполнительной власти;
4) межгосударственные соглашения и документы внешней политики;
5) мемуары;
6) публикации в социальных сетях.
И, тем не менее, несмотря на казалось бы, объемный материал по данной теме, в большинстве своем исследования обращены к публичной дипломатии в целом, оставляя собственно дискурсивные жанры за пределами исследования, так как подразумевается, что явление это раскрывается через те же показатели. Иными словами, приходится говорить о том, что явление это практически не изучено в современной лингвистической науке, а теоретическое обоснование его только начинает путь своего становления в современной действительности.
Германия представляет случай страны со значительными политическими амбициями. ФРГ неизменно занимает верхние места в рейтингах, оценивающих эффективность применения «мягкой силы» (The New Persuaders by Institute for Government; Soft Power surveys by Monocle; Soft Power 30 by Portland; Rapid-growth markets soft power index by Ernst & Young). Таким образом, можно констатировать, что ФРГ вынуждена активно искать альтернативы коммуникативным воздействиям, как источнику влияния. И она не только находит эти альтернативы, но и способна эффективно их использовать. Таким образом, опыт ФРГ представляется релевантным для изучения роли жанрового наполнения дискурса цифровой дипломатии в современных международных отношениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы можно использовать при чтении курсов по лингвистике, теории дискурса, для самостоятельного рассмотрения жанров цифровой дипломатии.
Работа апробирована на Ежегодной научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета по кафедре европейских языков и культур и кафедре теории и практики перевода.
Структура работы определяется ее целями и задачами и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников и литературы.
Говоря о современной структуре мировой политики, Джозеф Най говорит о ней как о трехмерной проекции гигантской шахматной доски, которая раскрывается в проекциях. Правила игры описываются в традиционных военных рамках, где гегемония принадлежит США. В центре идет перераспределение сил и в этой скрытой борьбе США не является мировым гегемоном, а система многополярна.
Снизу же игра проходит по правилам транснациональных вызовов, таких как терроризм, международная организованная преступность, изменение климата, распространение инфекционных заболеваний. Власть в этом направлении реализована как хаос, где сила играет решающую роль. Организация в нижнем векторе власти практически отсутствует.
Эти условия постепенно привели к тому, что использование силовых методов становится слишком затратным , а в некоторых сферах вообще не позволяет достичь желаемого результата. Потому в тех странах, которые могут называться переходными, для стабильности других государств расширяется круг вопросов, которые попадают под определение «мягкой силы». Суть которой реализуется через внешнюю привлекательность идей .
Современная внешняя политика ФРГ представляет результат применения мягкой силы. Имея очень ограниченные возможности в плане силы, ФРГ проводит политику, которая направлена на формирование положительного образа страны.
Как следствие, дискурс цифровой дипломатии получает свое широкое распространение в глобальной сети как средство продвижения определенных политических установок. Между тем, внимание исследователей цифровой дипломатии уделяется в основном изучению данного вида дискурса с позиции политологии, а речевые жанры остаются, как правило, за пределами исследования.
Таким образом, актуальность работы, в контексте изучения жанровых характеристик дискурса цифровой дипломатии, тесно связана с применением понятия «мягкая сила» в международной политике. В совокупности они дополняют и частично замещают средства внешней политики. В связи с этим возникает необходимость изучения того, каким образом представлен анализируемый материал в глобальном пространстве.
В рамках информационного общества подавляющее число государств реализует себя с позиции диалога, как с другими странами, так и с отдельно взятыми гражданами. Это касается и опыта ФРГ. Вместе с тем, отсутствие систематического анализа жанровой составляющей цифровой дипломатии ФРГ обусловливает актуальность и научную новизну проведенного исследования.
Научная новизна данной работы определяется комплексным подходом к рассмотрению современных способов реализации дискурса цифровой дипломатии ФРГ.
Объектом настоящей работы является цифровая дипломатия как средство мягкой силы. Предмет работы - жанровые характеристики цифровой дипломатии ФРГ.
Цель данной работы - рассмотреть особенности жанров цифровой дипломатии ФРГ.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть специфику понятия дискурс;
- проанализировать особенности реализации цифровой дипломатии как способа дискурсивного взаимодействия;
- выявить жанровые характеристики дискурса цифровой дипломатии ФРГ.
Используемые методы исследования можно охарактеризовать следующим образом:
- при изучении отношений общих характеристик дискурса цифровой
дипломатии использовался структурно-функциональный метод,
позволивший выделить и рассмотреть основные черты и специфику ее осуществления;
- классификационный метод был использован для выявления основных жанров осуществления публичной дипломатии в сети Интернет.
- для определения значения публичной дипломатии для геополитических и геоэкономических отношений ФРГ были изучены и проанализированы различные монографии, статьи и интернет-ресурсы, обобщение которых сформировали целостную панораму рассматриваемой темы. В каждой главе был использован аналитический метод для подведения промежуточных итогов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2010 года по 2018 г. Точкой отсчета был выбран именно 2010 г., так как в этом году начинается интенсивное использование мягкой силы в политике, когда на просторы Интернета выходят политики ФРГ, а также начинается активное внедрение средств информационной войны.
Именно с этого времени происходит концептуальное понимание необходимости работы специалистов в сети Интернет, всесторонней открытости политических процессов, а также умелом использовании информационных форм воздействия на мировую общественность.
Источниковая база исследования и степень научной разработанности проблематики.
Теме цифровой дипломатии посвящено значительное количество работ. В целом их можно разделить на две условные категории. К первой категории относятся попытки теоретического переосмысления концепции Дж. Ная и дополнения к ней. Вторая категория работ представляет собой анализ внешней политики различных стран в рамках концепции «мягкой силы», большая часть из них посвящена опыту США, Китая, РФ, Великобритании.
Изучению конкретного кейса цифровой дипломатии в рамках дискурса посвящено незначительное количество работ (Т.А. Ланьшина - «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука.- 2014; А.С. Макарычев, А.А. Сергунин «Мягкая сила» в действии: Германия и Калининград.- 2013; William R. Patterson.- Smart power in reunified Germany.-2008; Jens-Ulrich Poppen.- Soft Power Politics. The role of political foundations in Germany’s foreign policy towards regime change in Spain, Portugal and South Africa 1974-1994.- 2006)
Кроме того, в процессе анализа использовались материалы, посвященные реализации собственно цифровой дипломатии, и которые можно условно разделить на следующие группы:
1) разделы свода законов ФРГ и законодательные акты конгрессов;
2) опубликованные материалы ведомств;
3) документы исполнительной власти;
4) межгосударственные соглашения и документы внешней политики;
5) мемуары;
6) публикации в социальных сетях.
И, тем не менее, несмотря на казалось бы, объемный материал по данной теме, в большинстве своем исследования обращены к публичной дипломатии в целом, оставляя собственно дискурсивные жанры за пределами исследования, так как подразумевается, что явление это раскрывается через те же показатели. Иными словами, приходится говорить о том, что явление это практически не изучено в современной лингвистической науке, а теоретическое обоснование его только начинает путь своего становления в современной действительности.
Германия представляет случай страны со значительными политическими амбициями. ФРГ неизменно занимает верхние места в рейтингах, оценивающих эффективность применения «мягкой силы» (The New Persuaders by Institute for Government; Soft Power surveys by Monocle; Soft Power 30 by Portland; Rapid-growth markets soft power index by Ernst & Young). Таким образом, можно констатировать, что ФРГ вынуждена активно искать альтернативы коммуникативным воздействиям, как источнику влияния. И она не только находит эти альтернативы, но и способна эффективно их использовать. Таким образом, опыт ФРГ представляется релевантным для изучения роли жанрового наполнения дискурса цифровой дипломатии в современных международных отношениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы можно использовать при чтении курсов по лингвистике, теории дискурса, для самостоятельного рассмотрения жанров цифровой дипломатии.
Работа апробирована на Ежегодной научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета по кафедре европейских языков и культур и кафедре теории и практики перевода.
Структура работы определяется ее целями и задачами и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников и литературы.
Федеральное правительство Германии осознанно проводит политику воздействия на другие страны, которую объясняет в формате «цифровой дипломатии», для достижения определённых политических задач. Несмотря на то, что явно понятие «мягкой силы» не звучит, как это встречается, в частности в документах США, функции, которые выполняет МИД и связанные с ним организации в области культуры и образования напрямую относятся к мягкой силе.
Эта политика направлена на формирование определенного образа через коммуникацию в глобальной сети ФРГ и реализует поставленные страной цели для выполнения задач. Таким образом, можно констатировать, что имеет место интеграция политики, направленной на проецирование «мягкой силы» с центральными направлениями внешней политики ФРГ.
Почти во всех уставах немецких фондов, программ иностранного культурного и образовательного обмена, гуманитарных фондов подчеркивается важность построения диалога с гражданским обществом, в то же время инструменты для ведения этого диалога — прежде всего сетевые сообщества — недостаточно развиваются. Предполагается, что подобная «просадка» коммуникации в Сети связана с недостаточной компетенцией в структурах немецкой публичной дипломатии, а также бюджетными ограничениями. У немецких организаций нет единого понимания целей и задач публичной дипломатии.
Таким образом, можно сказать, что практика публичной дипломатии в Германии является сравнительно новым явлением. Налицо, с одной стороны, смешение публичной дипломатии с понятием «культурная дипломатия». С другой стороны, имеются серьезные ограничения в коммуникационных практиках немецких структур публичной дипломатии. Недостаточная компетенция и недооценка ресурсов Сети ведут к тому, что поддержание диалога и политики «взаимопонимания» становятся во многом, декларативными целями.
В данном исследовании анализируется специфика «мягкой силы» Германии. Поставленные задачи нами были реализованы, цель достигнута.
В целом, как нам представляется, политическая форма дипломатического дискурса, прежде всего, отражает многообразные связи дипломатической коммуникации и социума. Ее анализ позволяет понять, каким образом цели, задачи внешней политики государства, вытекающие из социальных норм и культурных ценностей народа, транслируются через данный вид общения и формируют, совместно с политическим языком, «образ глобального мира» в общественном сознании.
Сравнение сайтов Президентов Германии и Росии выявили важный фактор, обусловливающий сходство видов речевых практик, дефиницией которых является определенная идентичность целей дипломатического и политического дискурсов, хотя эта их близость неочевидна и может быть выявлена только в ходе сравнительного анализа.
Успешность функционирования данной формы дипломатического дискурса определяется способностью участников коммуникации к использованию тех коммуникативных (вербальных и невербальных) средств, которые считаются наиболее эффективными и соответствующими нормам социального взаимодействия в данном виде общения. Другими словами, особую роль в функционировании данного аспекта дипломатического дискурса играет уровень развития коммуникативной компетенции языковой личности, включающий в себя в качестве основных показателей:
1) меру владения ею различными речевыми жанрами;
2) доминирующую коммуникативную установку, основанную на соответствии речевых и этических норм;
3) принадлежность к определенному типу речевой культуры.
Однако политическая форма дипломатического дискурса составляет лишь видимую, причем меньшую, часть этого вида институционального общения. Большая часть дипломатической коммуникации не предназначена для широкого публичного обсуждения и носит закрытый конфиденциальный характер. Специфика этой формы дипломатического дискурса вытекает из понимания дипломатии как науки ведения переговоров. Это позволяет, на наш взгляд, помимо публичного аспекта, выделять в общем поле дипломатической коммуникации дипломатический дискурс как форму научного общения.
Таким образом, в работе даны ответы на поставленные исследовательские вопросы. Поставленная цель, заключавшаяся в проведении анализа элементов «дискурса цифровой дипломатии» и его жанровой характеристики во внешней политике ФРГ представляется достигнутой. Настоящее исследование вносит вклад как в изучение феномена «цифровой дипломатии» в целом, так и в осмысление роли «мягкой силы» во внешней политике Германии.
Тем не менее, можно говорить о том, что данное исследование имеет продолжение. Прежде всего, это связано с тем, что работа имеет описательный характер - вариантом работы становится возможность отследить эффективность проводимой коммуникативной политики.
В первую очередь значимость работы заключается в том, чтобы отследить специфику применения «мягкой силы » в достижении поставленных внешнеполитических целей. Кроме того, чтобы лучше понять, как именно функционирует «мягкая сила» в международных отношениях, имеет смысл провести сравнительное исследование и сопоставить опыт ФРГ с опытом других стран.
Эта политика направлена на формирование определенного образа через коммуникацию в глобальной сети ФРГ и реализует поставленные страной цели для выполнения задач. Таким образом, можно констатировать, что имеет место интеграция политики, направленной на проецирование «мягкой силы» с центральными направлениями внешней политики ФРГ.
Почти во всех уставах немецких фондов, программ иностранного культурного и образовательного обмена, гуманитарных фондов подчеркивается важность построения диалога с гражданским обществом, в то же время инструменты для ведения этого диалога — прежде всего сетевые сообщества — недостаточно развиваются. Предполагается, что подобная «просадка» коммуникации в Сети связана с недостаточной компетенцией в структурах немецкой публичной дипломатии, а также бюджетными ограничениями. У немецких организаций нет единого понимания целей и задач публичной дипломатии.
Таким образом, можно сказать, что практика публичной дипломатии в Германии является сравнительно новым явлением. Налицо, с одной стороны, смешение публичной дипломатии с понятием «культурная дипломатия». С другой стороны, имеются серьезные ограничения в коммуникационных практиках немецких структур публичной дипломатии. Недостаточная компетенция и недооценка ресурсов Сети ведут к тому, что поддержание диалога и политики «взаимопонимания» становятся во многом, декларативными целями.
В данном исследовании анализируется специфика «мягкой силы» Германии. Поставленные задачи нами были реализованы, цель достигнута.
В целом, как нам представляется, политическая форма дипломатического дискурса, прежде всего, отражает многообразные связи дипломатической коммуникации и социума. Ее анализ позволяет понять, каким образом цели, задачи внешней политики государства, вытекающие из социальных норм и культурных ценностей народа, транслируются через данный вид общения и формируют, совместно с политическим языком, «образ глобального мира» в общественном сознании.
Сравнение сайтов Президентов Германии и Росии выявили важный фактор, обусловливающий сходство видов речевых практик, дефиницией которых является определенная идентичность целей дипломатического и политического дискурсов, хотя эта их близость неочевидна и может быть выявлена только в ходе сравнительного анализа.
Успешность функционирования данной формы дипломатического дискурса определяется способностью участников коммуникации к использованию тех коммуникативных (вербальных и невербальных) средств, которые считаются наиболее эффективными и соответствующими нормам социального взаимодействия в данном виде общения. Другими словами, особую роль в функционировании данного аспекта дипломатического дискурса играет уровень развития коммуникативной компетенции языковой личности, включающий в себя в качестве основных показателей:
1) меру владения ею различными речевыми жанрами;
2) доминирующую коммуникативную установку, основанную на соответствии речевых и этических норм;
3) принадлежность к определенному типу речевой культуры.
Однако политическая форма дипломатического дискурса составляет лишь видимую, причем меньшую, часть этого вида институционального общения. Большая часть дипломатической коммуникации не предназначена для широкого публичного обсуждения и носит закрытый конфиденциальный характер. Специфика этой формы дипломатического дискурса вытекает из понимания дипломатии как науки ведения переговоров. Это позволяет, на наш взгляд, помимо публичного аспекта, выделять в общем поле дипломатической коммуникации дипломатический дискурс как форму научного общения.
Таким образом, в работе даны ответы на поставленные исследовательские вопросы. Поставленная цель, заключавшаяся в проведении анализа элементов «дискурса цифровой дипломатии» и его жанровой характеристики во внешней политике ФРГ представляется достигнутой. Настоящее исследование вносит вклад как в изучение феномена «цифровой дипломатии» в целом, так и в осмысление роли «мягкой силы» во внешней политике Германии.
Тем не менее, можно говорить о том, что данное исследование имеет продолжение. Прежде всего, это связано с тем, что работа имеет описательный характер - вариантом работы становится возможность отследить эффективность проводимой коммуникативной политики.
В первую очередь значимость работы заключается в том, чтобы отследить специфику применения «мягкой силы » в достижении поставленных внешнеполитических целей. Кроме того, чтобы лучше понять, как именно функционирует «мягкая сила» в международных отношениях, имеет смысл провести сравнительное исследование и сопоставить опыт ФРГ с опытом других стран.
Подобные работы
- Образ России в зарубежных СМИ с 1991 по 2008 (на материалах американского журнала The New Yorker)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Образ России в зарубежных СМИ с 1991 по 2008 (на материалах американского журнала The New Yorker)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



