Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Работа №44338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Аспекты психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.1. Подходы к определению готовности школьному обучению.
Основные аспекты школьной зрелости 7
1.2. Психологическая готовность к школьному обучению 15
1.3. Проблема психологической готовности к школе детей с речевой
патологией 20
Выводы по Главе I 28
Глава II. Экспериментальное изучение психологической готовности к школьному обучению детей с ОНР III уровня 29
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 29
2.2. Анализ результатов исследования психологической готовности к
школьному обучению детей с речевой патологией 32
2.3. Анализ результатов исследования психологической готовности к
школьному обучению детей без речевой патологии 44
2.4. Сравнительный анализ изучения психологической готовности к школьному обучению детей с речевой патологией и детей без речевой
патологией 57
Выводы по Главе II 74
Заключение 76
Список используемой литературы 77
Приложения

Актуальность исследования. Одной из основных задач воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях является формирование у них готовности к школьному обучению. Готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности». Вопросы психологической готовности к обучению в школе описывают такие исследователи как: М.М. Безруких, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и многие другие.
Психологическая готовность к школьному обучению - это сложное многокомпонентное образование, включающее личностную, психомоторную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность, в основе которой лежит коммуникативная готовность. Изучение трудов отечественных и зарубежных ученых показало, что любой компонент психологической готовности, как и вся структура в целом, важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной и его скорейшей адаптации к новым условиям.
Поступающий в школу ребенок должен быть зрелым во всех отношениях. Однако, дети с третьим уровнем общего недоразвития отстают
по всем психологическим критериям от детей с нормальным речевым
3
развитием. У детей, имеющих данное нарушение, отмечается своеобразие психической деятельности: недостаточное развитие способности к
переключению, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, своеобразие словесно-логического мышления, низкая способность к запоминанию вербального материала, недостаточный уровень развития самоконтроля и т.д.
Эти данные, несомненно, представляют интерес в аспекте изучения психологической готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (далее ОНР III уровня). В центре проблемы психологической готовности к школе стоят именно интеллектуальные возможности детей данной категории, что находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.
Цель исследования - особенности психологической готовности к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - психологическая готовность к школьному обучению дошкольников с речевой патологией.
Предмет исследования - психологическая готовность к школьному обучению дошкольников с речевой патологией.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что отставание в развитии высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня служат препятствием в овладении школьной программы, а значит они не готовы к обучению в школе.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные подходы к определению психологической готовности к школьному обучению.
2. Выявить особенности психологической готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
3. Выявить особенности психологической готовности к школьному обучению детей без речевой патологии.
4. Осуществить сравнительный анализ психологической готовности к школьному обучению детей с речевой патологией и без речевой патологии.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении, исследовательский эксперимент, тестирование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 286 компенсирующего вида» Московского района города Казань, МАДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района города Казани, МБДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» Приволжского района города Казани, группа предшкольная пора при МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 30» Ново - Савиновского района города Казань.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, психологической готовности к школьному обучению, позволяют выявить детей, не готовых к обучению в школе, с целью проведения с ними индивидуально - развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Апробация: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2016).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Целью нашего исследования было выявление особенности психологической готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи III уровня.
На первом этапе была изучена специальная научная литература о готовности к школьному в целом. В дальнейшем было проведено экспериментальное исследование на базе четырех образовательных учреждений. На третьем этапе нами осуществлялась обработка и анализ полученных результатов.
Исходя из полученных результатов, мы видим, что выдвинутая нами гипотеза о том, что отставание в развитии высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня служат препятствием в овладении школьной программы, а значит они не готовы к обучению в школе подтвердилась.
Таким образом, для того чтобы дошкольник с общим недоразвитием речи имел высокий уровень психологической готовности к школе необходимо сделать акцент именно на развитие тех качеств, которые влияют на формирование социально - психологической готовности. можно сделать вывод о том, что полученные результаты позволяют определить наиболее качественные пути коррекционной работы с дошкольниками с речевой патологией, а также помогут педагогам и учителям - логопедам рационально выстроить коррекционно-логопедический процесс, для дальнейшего успеха в школьном обучении.



1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова // Начальна! школа. - 2010. - № 4. - С. 67-72.
2. Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Е. Алексеева. - М., 2007. - 24 с.
3. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе книга для родителей будущего первоклассника / И.А. Архипова. - Екатеринбург: У-Фактория-2006.
- 224 с.
4. Бабаева, Т.И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Т.И. Бабаева. // Педагогика детства: петербургская научная школа / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, З.А. Михайловой.
- СПб.: Акцидент, 2005. - С.36-48.
5. Бай, Г.В. Психолого-педагогическая коррекция готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению / Г.В. Бай // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 206-210.
6. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе: учебное пособие /К.В. Бардин. - М.: Знание, 2013. - 195 с.
7. Безруких, М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 110-115.
8. Белова, Т.В. Г отовимся к школе / Т.В. Белова, В.А. Солнцева. - М.: Просвещение, 2010. - 145 с.
9. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович // Вопросы психологии: Сб. статей / Под ред. А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. - М.: Междунар. образоват. психол. колледж 1995. - С. 132-142.
10. Боровских, Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.А. Боровских. - М., 1999. - 24 с.
11. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. - 2009. - №.9.- С. 19 - 22.
12. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. - М.: Просвещение 2000. - 184 с.
13. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Т.Н. Волковская. - М.: Издат. центр «Альфа», 2003. - 123 с.
14. Воскобоева, Н.А. Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет / Н.А. Воскобоева // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 166-170.
15. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учебное пособие для студентов вузов / Н.Н. Вьюнова К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Академический Проект, 2005 - 256 с.
16. Головнева, Н.Я. Подготовка к школе / Н.Я. Головнева С.Н. Казицина, К. Стока. - СПб. : Дельта, 2011. - 252 с.
17. Грудненко, Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности / Е.А. Грудненко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. №2 3. - Новосибирск: СибАК,
2010. - С.87-98.
18. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Г.С гуменная // Теори и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи: межвузовски сборник научных трудов. - М.: Прометей 1991. - С.41-72.
19. Гуткина Н.И. Психологическа! готовность к школе / Н.И.
Гуткина. - М.: Комплекс-Центр 2013. - 176 с.
77
20. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Л.А. Дмитриевская // Начальная школа. - 2000. - №12. - С. 17-20.
21. Дубровина Т.И. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.И. Дубровина, И.Ю. Левченко // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 5-12.
22. Ефимова, С.П. Как готовить ребенка к школе / С.П. Ефимова. -М.: Просвещение, 2006. - 154 с.
23. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение 2010. - 243 с.
24. Ильина, М.Н. Подготовка к школе / М.Н. Ильина. - СПб.: Дельта, 2009. - 224 с.
25. Кадола, Е.В. Анализ подходов к проблемам психологической готовности к школе и формирования предпосылок общеучебных умений детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Кадола /I Омский научный вестник. - 2009. - № 4. - С. 160-163.
26. Каш, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 2005. - 165 с.
27. Кладова, Е.В. Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе / Е.В Кладова // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск октябрь 2011 г.).Т. II. - Челябинск: Дм комсомольца 2011. - С. 26-29.
28. Кобазева, Ю.А. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования / Ю.А. Кобазева. - М.: Академия, 2014. - 171 с.
29. Карпушкина, Н.В. Особенности коммуникативной готовности к обучению в школе у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева // Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 1. - С.12-19.
30. Копчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Г.И. Копчеля, Н.И. Лисина. - Кишинев: Лумина,
2007. - 176 с.
31. Копытина, М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников: монография / М.Г. Копытина. - Ростов н/Д. : БАРО-Пресс, 2004. - 204 с.
32. Корюкова, Н.Н. К вопросу о проблем готовности детей с общим
недоразвитием речи к обучению в школе / Н.Н. Корюкова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно
практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань, 2013. - С.44-46.
33. Коскина, Е.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: учеб. пособие / Е.Н. Коскина Е.С. Лукьянова Н.А. Скляр. - Великие Луки : ФГБОУ ВПО «Великолук. гос. акад. физ. культуры и спорта» 2014. - 292 с.
34. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 2013. - 126 с.
35. Крулех, М.В. Воспитание готовности к школьному обучению как актуальная проблема дошкольного образования России XXI века / М.В. Крулех // Психологические, психофизиологические и социальные аспекты преемственности дошкольного и начального школьного образования СПб. : Изд-во РГПУ, 2013. - С. 9-11.
36. Кудашева, О.В. Коррекция психологической готовност к обучению в школ дете старшего дошкольного возраст / О.В. Кудашева // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2015. - Т. 10. - С. 191-195.
37. Малютин , С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьном обучению / С.В. Малютина / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. - Пермь Меркурий 2012. - С. 63-65.
38. Меха, О.В. Проблема готовности детей с речевыми нарушениями к школе [Электронный ресурс] / О.В. Меха // Журнал «Педагогка онлайн». Режим доступа: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/problema-gotovnosti- detei-s-rechevymi-narusheniiami-k-shkole.html (дата обращения 9.03.2017).
39. Микадзе, Ю.В. Готовность к школе 6-летних детей с общим недоразвитием речи: сравнительный анализ различных видов диагностики / Ю.В. Микадзе, Н.П. Чурсина // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 2012. - №
4. - С. 67-76.
40. Морозова, Н.С. Понятие готовности к школьному обучению.
Основные аспекты школьной зрелости / Н.С. Морозова // Актуальные проблемы психол. знания: теоретические практические проблемы
психологии. - 2010. - № 2. - С.19-21.
41. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 13 с.
42. Омельченко, Е.М. Современные подходы к изучению проблем готовности к школьном обучени детей старшего дошкольного возраста / Е.М. Омельченко / Научное обеспечение систем повышения квалифицированных кадров. - 2009. - Вып. 2. - С. 69-76.
43. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Автореф. Дис. канд. пед. наук / О.С. Павлова. - М., 1998. - 17с.
44. Пантелеева Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал Логопед. - 2004. - № 4. - С.12-18.
45. Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе / Л.Г. Парамонова. - СПб. : Акцидент, 2009. - 231с.
46. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнег возраст подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
47. Поливанова К.Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе / К.Н. Поливанова. - М. : ЭКСМО, 2009. - 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ