Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников с нарушениями слуха 8
1.1. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха 8
1.2. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха 11
1.3. Диагностика и коррекция эмоционального неблагополучия и атипичного
поведения 18
Выводы по главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
слуха ОА
2.1. Организация и методы изучения эмоционального неблагополучия и выявление атипичного поведения у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями слуха 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального неблагополучия и выявления атипичного поведения у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 28
Выводы по главе II 35
Г лава III. Коррекция эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников с нарушениями слуха 37
3.1. Содержание коррекционной программы по формированию
эмоционального благополучия у старших дошкольников с нарушениями слуха 37
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы 46
Выводы по главе III 54
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 65
Актуальность исследования. Развитие эмоциональной сферы играет важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. При наличии благоприятного эмоционального фона дети легче и эффективнее усваивают знания, вырабатывают новые умения и навыки. Расстройства эмоциональной сферы детей не только снижают работоспособность, но и приводят к нарушению поведения, а также вызывают явления социальной дезадаптации [14, 15, 28, 29, 42].
Большое значение для коррекционной педагогики и специальной психологии имеет проблема исследования эмоциональной сферы у детей, имеющих нарушения слуха, поскольку любое нарушение сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Проблема эмоционального развития данной категории детей до сих пор была освещена недостаточно, так как исследования психического развития детей с нарушением слуха в основном посвящены формированию речи, развитию остаточного слуха и изучению их познавательной деятельности.
По данным исследований В. Петшака [25], Б.Д. Корсунской [32, 33], Н.Г. Морозовой [34] и других авторов, у детей с нарушениями слуха наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое влияет на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной, эмоциональноволевой сферы и поведения.
Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение дошкольников с нарушениями слуха является одной из актуальных проблем дефектологии. Перед специалистами возникает острая необходимость изучения эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития ребенка, а также вносят вклад в формирование личности.
Проблема заключается в том, что эмоциональное неблагополучие таких детей вызывает отклонения в поведении ребенка и тем самым мешает дальнейшей социализации и адаптации. Депрессия, тревожность, беспокойность, агрессивность, нарушение контакта со сверстниками и взрослыми, гиперактивность, дезадаптивное поведение детей влияет на качество их жизни. Раннее выявление особенностей нарушений развития эмоциональной сферы ребенка и своевременная коррекция поможет избежать многих психологических проблем и серьезных психических расстройств [47].
Цель исследования: диагностика эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, и изучение возможностей коррекционно-развивающей работы с эмоционально неблагополучными детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: особенности эмоциональных нарушений и атипичного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональное
неблагополучие и атипичное поведение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха будут отличаться недифференцированностью эмоциональных реакций, повышенной тревожностью, склонностью к депрессии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников с нарушениями слуха.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Разработать и провести коррекционно-развивающую работу по формированию эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Методологическая база исследования: основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Л.С. Выготский [14], А.В. Запорожец [39], Д.Б. Эльконин [53], С.Л. Рубинштейн [42], А.Н. Леонтьев [28], Л.И. Божович [5,6]:
- теория эмоций, психологические исследования эмоциональных
явлений (П.К. Анохин [1], Г.М. Бреслав [10], В.К. Вилюнас [13], A.B.
Запорожец) [22];
- работы, посвящённые вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников (JI.C. Выготский [16], А.В. Запорожец [22], Г.Я. Трошин [46]);
- исследования особенностей коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский [16], Д.Б. Эльконин [53]);
- исследование эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха (В. Петшак [33,35 Б.Д. Корсунская [25], Н.Г. Морозов [32], Е.Г. Речицкая [41,44], Ж.И. Шиф и других [38]).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы по проблеме эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у дошкольников с нарушениями слуха), эмпирические (наблюдение, эксперимент); психодиагностические (опросник, беседы); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Методики: 1) Опросник «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» А.М. Kазьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой,
Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой [52], 2) «Опросник поведения дошкольников»
О.А. Казанцевой, О.А. Сычева, Т.А. Тютеревой [24].
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование эмоционального благополучия и коррекцию поведения, что способствует повышению работоспособности, познавательной активности детей, благоприятно влияет на развитие всех психических функций, и соматическое состояние детей, а также помогает устранить проблемы с социализацией. Данная программа может использоваться учителями- дефектологами и другими педагогами специальных образовательных учреждений с целью формирования эмоционального благополучия и коррекции поведения у детей с нарушениями слуха.
Апробация: Результаты исследования были обсуждены на
конференциях: XI Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (25 апреля 2017г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности» (26 октября 2017г.), XII Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (24 апреля 2018г.); отражены в статьях: «Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями слуха», «Диагностика эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников с нарушениями слуха», «Коррекция эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха» [2, 45].
Организация исследования: в исследовании принимали участие 40 детей дошкольного возраста: 20 детей с нарушениями слуха, посещающих дошкольное отделение ОГКОУ «Школы-интерната для обучающихся с ОВЗ №92» г. Ульяновска. 20 детей с нормативным развитием, посещающие Центр развития ребенка-детский сад №215 г. Ульяновска.
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Большое значение для коррекционной педагогики и специальной психологии имеет проблема исследования эмоциональной сферы у детей, имеющих нарушения слуха, поскольку любое нарушение сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Проблема эмоционального развития данной категории детей до сих пор была освещена недостаточно.
Эмоциональная сфера детей с нарушениями слуха развивается также, как и у слышащих, однако имеет некоторые особенности. Эти особенности характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью [35]. Ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях, неспособность понимать эмоции других людей недифференцированность эмоциональных реакций, бедность эмоциональных проявлений, слабость оценки и самооценки, замедленное формирование эмпатии, затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций [12].
Основными факторами, обуславливающими особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха, являются затруднение усвоения социального опыта, недоступность или ограниченность восприятия выразительной стороны устной речи, музыки и других эмоционально окрашенных звуков; недостаточное осознание собственных и чужих эмоциональных состояний, их упрощение; активное использование мимики, жестов в общении.
Бедность эмоциональных проявлений и выявление эмоционального неблагополучия у детей с нарушениями слуха напрямую зависит от характера общения неслышащих детей с родителями и частично от потери слуха [33].
Проблема диагностики детей с нарушениями слуха детей дошкольного возраста является актуальной. Так как нет оригинальных методик диагностики эмоционального неблагополучия. Специалисты, работающие с данной категорией детей, адаптируют методики в связи с особенностями воспитанников. Наибольшие затруднения вызывают вербальные методы исследования эмоциональной сферы.
Для выявления эмоционального неблагополучия и атипичного поведения нами был проведен констатирующий эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной групп. Данный эксперимент проводился по адаптированным методикам: опросник «Шкала эмоционального
неблагополучия и атипичного поведения» А.М. Kазьмина, Н.А. Коновко,
О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой [52] и «Опросник поведения дошкольников» О.А. Казанцевой, О.А. Сычева, Т.А. Тютеревой [24]. Данные заносились в протоколы.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей с нарушениями слуха проявления эмоционального неблагополучия и атипичного поведения встречаются гораздо чаще. Дошкольники с нарушениями слуха более беспокойны, тревожны, агрессивны. Отмечается недифференцированность эмоциональных реакций. На наш взгляд, это связано с характером общения с родителями. Дети не чувствуют себя любимыми, нужными, на фоне этого возникают страхи, тревожность. Немаловажную роль играет и то, что дошкольники с нарушениями слуха обучаются в интернате, большинство из них остаются в образовательном учреждении на одну-две недели без родителей, не имея тесного эмоционального контакта. В связи с дефицитом материнской ласки, тепла, заботы и общения с родителями у детей этой категории чаще отмечаются проявления эмоционального неблагополучия (тревожность, беспокойство, эмоциональная нестабильность и т.д.), по сравнению с детьми с типичным развитием, обучающимися в массовом детском саду.
После обработки данных первичной диагностики, нами были определены задачи, содержание, методы и организационные формы коррекционного воздействия. На основе этого была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на устранение дефектов развития в эмоциональной сфере детей с нарушениями слуха. При составлении программы, мы опирались на основные принципы психологопедагогического воздействия.
Программа составлена с опорой на рекомендации и разработки Л.С. Выготского [14], В. Петшака [33,35], Б.Д. Корсунской [25], Н.Г. Морозовой
[32] , Е.Г. Речицкой [41,44], которые занимались проблемами эмоционального неблагополучия у детей с нарушенным слухом.
Работа с дошкольниками с нарушениями слуха требует специальной организации. Наиболее важным и обязательным требованием при проведении как фронтальных, так и индивидуальных занятий, является использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарной или индивидуальной, в зависимости от особенностей слуховой функции), а также использование вспомогательных средств, таких как жестовая речь, дактилология, опорные таблицы, пиктограммы.
Для реализации программы были задействованы все педагоги образовательной организации, в которой проводился эксперимент.
Результаты статистической обработки количественных данных эксперимента подтвердили положительное влияние коррекционной работы.
Коррекционная работа оказала положительное влияние на эмоционально неблагополучных детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Нами было отмечено, что дети стали, более спокойными, усидчивыми, менее тревожными и плаксивыми, появился больший интерес к учебному процессу, чаще проявляют положительные эмоции. Заметно снизилось количество агрессивных проявлений у дошкольников с нарушениями слуха с выраженными отклонениями.
В ходе исследования подтвердилась наша гипотеза. Она заключалась в том, что эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха будут отличаться недифференцированностью эмоциональных реакций, повышенной тревожностью, склонностью к депрессии.
1. Анохин П.К. Избранные труды [Текст]: философские аспекты теории функциональной системы/ П.К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400с.
2. Артемьева Т.В. Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Т.В. Артемьева, А.А. Тазиева // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: сборник научных трудов Международной научно-образовательной конференции. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 27-33.
3. Басилова Т.А. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, В. Лотта// Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2011. - 193 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завдений / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: избранные психологические труды/ Л.И. Божович // под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2001. - 349с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Питер, 2008. - 399с.
7. Боскис, Р.М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха [Текст] / Р.М. Боскис // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С.43.
8. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1988. - 128с.
9. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Академия, 2004. - 230 с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
11. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки [Текст] / М.Э. Вайнер //Коррекционноразвивающее образование. - 2008. - № 4. - C. 64.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом [Текст] / А. Валлон. - М.: Прогресс, 2008. - 427 с.
13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Просвещение, 1976. - 143 с.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136с.
16. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский// Психология личности: тексты/ под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Московского университета,1982. - 287c.
17. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст]: Воспитание и
обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- 304с
18. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития [Текст] / Л.А. Головчиц.
- М.: Г ном и Д, 2006. - 127с.
19. Грабенко Т.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников [Текст]: диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие/ Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. - СПб.: Речь, 2008. - 256 с.
20. Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка [Текст] / Т.В. Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 29с.
21.Заболтина В.В. Изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / В.В. Заболтина // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 48-53.
22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х томах / А.В. Запорожец. - М., 1986. - 299 с.
23. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 336с.
24. Казанцева О.А. Русскоязычня версия методики «Опросник поведения дошкольников» [Текст] / О. А. Казанцева, О.А. Сычев, Т.А. Тютерева // Клиническая и специальная психология. - 2016. - Том 5. - №4. - С.128-142.
25. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. - М.: Педагогика, 1970. - 168с.
26. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников [Текст] / Б.Д. Корсунская. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 168с.
27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
28. Леонтьев А.Н.. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
29. Лубовский В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
30. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1988. - №2. -
С.15.
31. Минаева М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры [Текст] / М. Минаева. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
32. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Морозова // Дефектология. - 1985. - №3. - С. 14.
33. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников [Текст] /В. Петшак // Дефектология. - 1989. - №4. - С. 61-65.
34. Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей / В. Петшак // Дефектология. - 1981. - № 4. - С.37-42.
35. Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей [Текст]: автореф. дис... д- ра пед. наук/ В. Петшак. - М., 1991. - 36с.
36. Подпругина В.В. Представлния об эмоциях у детей с нарушением слуха [Текст] / В.В. Подпругина // Вестник МГЛУ. - 2014. - Вып. 16. - С. 138-149.
37. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха [Текст] / И. А. Михаленкова [и др]. - СПб.: КАРО, 2006. - 207 с.
38. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И Т. Соловьева [и др]. - М,
2001. - 198 с.
39. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
40. Регуш Л.А. Педагогическая психология [Текст] / Л.А. Регуш, А.В. Орлова. - СПб.: Питер, 2011. - 416с.
41. Речицкая Е.Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом [Текст] /Е.Г. Речицкая, Т.Ю. Кулигина // Методическое пособие. - М.: Книголюб, 2006. - 207с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712с.
43. Сотникова. Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Г. Сошникова. - М., 2008. - 53 с.
44. Сурдопедагогика [Текст] / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655с.
45. Тазиева А.А. Исследование эмоционального неблагополучия и атипичного
поведения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / А.А. Тазиева, И.Н. Майорова// Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности: сборник материалов научно