Введение 4
Глава I. Концептуальные вопросы речевой активности дошкольников с
комплексными нарушениями 8
1.1. Понятие о речевой активности 8
1.2. Альтернативная коммуникация и её средства 15
1.3. Использование средств альтернативной коммуникации в работе с
дошкольниками с комплексными нарушениями 23
Выводы по главе 1 30
Глава II. Организация и анализ результатов исследования речевой активности дошкольников с комплексными нарушениями 31
2.1. Описание выборки и методов исследования 31
2.2. Классификация мобильных приложений альтернативной коммуникации и их
сравнительный анализ 32
2.3. Результаты анализа уровней сформированности речевой активности
дошкольников с комплексными нарушениями 38
Выводы по главе II 46
Глава III. Организация и оценка актуализации речевой активности у дошкольников с комплексными нарушениями с помощью мобильных
приложений альтернативной коммуникации 48
3.1. Создание алгоритма использования мобильных приложений альтернативной
коммуникации в работе над актуализацией речевой активности у дошкольников с комплексными нарушениями 48
3.2. Оценка использования мобильных приложений альтернативной
коммуникации в актуализации речевой активности у дошкольников с
комплексными нарушениями 54
Выводы по главе III 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения
Актуальность исследования. Речевая активность - это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком. Но множественные нарушения ограничивают эту возможность, поэтому дети редко инициируют общение, т. к. не овладевают общепринятыми формами коммуникации. Как следствие - аффективные реакции, неадекватное поведение, повышенная тревога. Являясь основой социального взаимодействия, способность к коммуникации, речевая активность выступают важнейшими предпосылками развития ребенка, поэтому активизация речевой активности у детей с комплексными нарушениями в различных жизненных ситуациях для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя особо значима. Формирование таких навыков должно строится с того уровня, на котором в данный момент находится ребенок с учетом доступного средства коммуникации.
В этой ситуации на помощь приходят системы аугментативной и альтернативной коммуникации, которые могут стать необходимой основой для развития навыка и мотивации использования коммуникации, - сначала для удовлетворения первичных потребностей, а позднее для выражения чувств, эмоций и желаний, - в итоге обеспечивающие инициативное речевое поведение.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь индивидам, если последние не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о недостаточной степени разработанности специальных условий для развития речевой активности с использованием мобильных приложений альтернативной коммуникации (далее - МПАК).
Таким образом, актуальность исследования обуславливается, с одной стороны, необходимостью целенаправленной актуализации речевой активности у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития и, с другой стороны, малой изученностью использования средств альтернативной коммуникации, в особенности специальных мобильных приложений (несмотря на предполагаемо высокий потенциал получения положительных результатов при их практическом применении в процессе коррекционного воздействия, - во многом ввиду малой изученности данного вопроса и отсутствия методических указаний).
Цель: актуализация речевой активности у детей с комплексными нарушениями средствами мобильных приложений альтернативной коммуникации.
Объект исследования: речевая активность детей с комплексными нарушениями.
Предмет исследования: процесс актуализации речевой активности посредством мобильных приложений альтернативной коммуникации с опорой на ведущую сенсорную модальность.
Гипотеза: использование средств альтернативной коммуникации, в том числе специальных мобильных приложений, как положительного ресурса в процессе актуализации речевой активности у дошкольников с комплексными нарушениями.
Задачи:
• Провести теоретический анализ подходов, концепций, зарубежных и отечественных исследований по проблемам речевой активности, использования средств альтернативной коммуникации у дошкольников с комплексными нарушениями.
• Провести анализ преимуществ использования мобильных приложений альтернативной коммуникации в работе с дошкольниками с комплексными нарушениями и создать градацию этих приложений на основе разработанных нами критериев.
• Оценить уровень сформированности речевой активности у дошкольников с комплексными нарушениями.
• Разработать алгоритм использования мобильных приложений альтернативной коммуникации в аспекте актуализации речевой активности у детей с комплексными нарушениями (в том числе слепоглухих).
• Оценить эффективность применения мобильных приложений альтернативной коммуникации в работе с дошкольниками с комплексными нарушениями с целью актуализации речевой активности.
Методы исследования: компаративный анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод экспертных оценок, экспериментальный метод, методы статистической обработки данных.
Практическая значимость: обуславливается возможностью
использования созданного и апробированного алгоритма работы логопеда с диадой «Родитель-ребенок с комплексными нарушениями» с использованием мобильных приложений альтернативной коммуникации в работе по актуализации речевой активности дошкольников с комплексными нарушениями, а также возможностью использования созданной сравнительной классификации мобильных приложений альтернативной коммуникации для выбора по критериям необходимого для достижения конкретных цели и задач.
Апробация работы: результаты исследования обсуждались на выездных сессиях в рамках проекта «Наставники и Ученики» благотворительного фонда «Соединение» и ресурсного центра «Ясенева Поляна» в городах Москва (дважды) и Пермь.
Доклады:
• «Мобильные приложения в альтернативной коммуникации детей с комплексными нарушениями» - Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Открытый мир: объединяем усилия». - Пермь, 2017.
• «Мобильные приложения в коммуникации при комплексных
нарушениях: возможности и ограничения» - Международная
научно-практическая конференция «Эволюция слепоглухоты и что из этого следует». - Москва, 2018.
Публикации:
• Ефремов А.А. Мобильные приложения в альтернативной коммуникации детей с комплексными нарушениями / А.А.Ефремов // Открытый мир: объединяем усилия: сборник всероссийской с междунар. участием науч.-практической конф. - Пермь, 2017. - с 195200.
• Твардовская А.А., Ефремов А.А. Мобильные приложения в коммуникации при комплексных нарушениях: возможности и ограничения / А.А.Твардовская, А.А.Ефремов // Эволюция слепоглухоты и что из этого следует: сборник междунар.науч.- практической конф. - М., 2018. - с.71.
В рамках исследования был проведен обзор рынка средств альтернативной коммуникации, в том числе мобильных приложений альтернативной коммуникации, создана сравнительная классификация данных приложений и разработаны критерии их оценки. Также было проведено исследование речевой активности 19 дошкольников с комплексными нарушениями, выделены уровни речевой активности и характерные личностные и поведенческие особенности, присущие дошкольникам каждого из уровней.
Был создан и апробирован алгоритм работы логопеда с диадой «Родитель - ребенок с комплексными нарушениями» с использованием мобильного приложения альтернативной коммуникации LetMeT alk.
Исследование с помощью методик на формирующем этапе подтвердило повышение речевой активности исследуемой группы дошкольников.
В результате проведенных встреч увеличились количество самостоятельно инициированных коммуникативных актов и общая вовлеченность детей в коммуникацию, что, наряду с результатами исследования с помощью методик, отражает её повышение у респондентов исследования. 47% дошкольников с комплексными нарушениями стали использовать мобильное приложение альтернативной коммуникации LetMeTalk для общения на постоянной основе в повседневной жизни.
Результатом проведенной работы явилось подтверждение гипотезы исследования - использование средств альтернативной коммуникации, в том числе специальных мобильных приложений, как положительного ресурса в процессе актуализации речевой активности у дошкольников с комплексными нарушениями.
Таким образом, для детей с комплексными нарушениями и с трудностями в коммуникации крайне важно начать процесс освоения навыков коммуникации
через язык, жесты, PECS, МПАК либо другую систему вспомогательной или альтернативной коммуникации, поскольку овладение речью предполагает более благоприятный прогноз для дальнейшей жизни. Важно отметить, что МПАК, а в частности, приложение LetMeTalk, могут быть важной частью развития понимания того, что коммуникация является обоюдным процессом между коммуникативными партнёрами, а также то, что большинство родителей исследуемой группы на данный момент активно используют его в актуализации речевой активности своих детей с комплексными нарушениями.
1. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Либроком, 2017. - 218 с.
2. Бокарева, О.Н. Новые разработки в области технических средств, облегчающих общение детей и взрослых с ОВЗ / О.Н.Бокарева // Альтернативные средства общения в обучении слепоглухих детей с тяжелыми нарушениями двигательного и психоречевого развития. - М., 2017.с - 27-31.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
4. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Московского университета. - 1991. - №4. - С. 5
18.
5. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — Эксмо, 2005. — 1136 с.
6. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 301 с.
7. Гесляйн, К. Сайт SENSUS60PLUS.CH / К. Гесляйн, Т. Эшбах // DBI REVIEW. - 2015. - 67 с.
8. Дайлидене, И.П. О речи детей / И.П. Дайлидене // Дошкольное воспитание. — 1975. — №1. — С. 32—35.
9. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: учеб.пособие / М.В. Жигорева. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2001. - 432 с.
11. Ладыженская, Т.А. Педагогическое речеведение: словарь - справочник / Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская. - М.: Флинта, 1998. — 312 с.
12. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. - 536 с.
13. Леонтьев, A. A. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
14. Леонтьев, A. A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2014. - 312 с.
15. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина / Л.М. Семенюк // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие - М. : Институт практической психологии,
1996. - 304 с.
16. Лозовая, В. И. Целостный подход к формированию активности школьников:автореф. дис. докт. пед. наук. / В. И. Лозовая. Тбилиси, 1990. — 42с.
17. Мортенсен, О.Е. Информационно-коммуникационные технологии для слепоглухих / О.Е. Мортенсен // DBI REVIEW. - 2015. - 53 с.
18. Орлянская, Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития / Р.Р. Орлянская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. -
19. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи: [Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17].
20. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь,
2011. - 432 с.
21. Соколянский, И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. - 1989. -№2.
22. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
23. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. — М.: Теревинф. - 2011. - 416 с.
24. Фульга, Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. — Воронеж, 1982. С. 14-19.
25. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
26. Шипицына, Л.М. Специальное образование в России // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб. 1997. С. 147-162.
27. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова. — Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ»,
2012. — 31 с.
28. Штягинова, Е.А., Необычные люди. Необычная жизнь:
журнал / Е.А. Штягинова, О.В. Тонких, А.Г. Дорофеева и др. — Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов
«Общество «ДАУН СИНДРОМ», 2012. — 42 с.
29. Bondy A. The unusual suspects: myths and misconceptions associated with pecs / A. Bondy // The Psychological Record. - 2012. - №62. - C.789 - 816.
30. Ganz, J. Impact of the picture exchange communication system: effects on communication and collateral effects on maladaptive behaviors / J Ganz, R. Parker, J. Benson // Augmentative and alternative communication. - 2009. - №4. - С. 250-261.