Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №44329

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности
развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 7
1.2.Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Современные методы и технологии развития лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией в игровой
деятельности 16
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование лексико- грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе II 33
Глава III. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности на
индивидуальных занятиях 34
3.1. Организация и принципы формирующего эксперимента 34
3.2. Содержание программы коррекционно-логопедических занятий по развитию лексико- грамматической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
3.3. Оценка эффективности программы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в
процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях 42
Выводы по главе III 44
Заключение 47
Список использованной литературы: 50


Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что развитие речи детей, включающее умение чётко владеть грамматическим строем языка, правильно и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольной образовательной организацией. Нарушения лексико-грамматического строя речи создают серьёзные препятствия для успешного обучения ребенка в школе и требуют своевременной работы по их устранению. Наличие у будущего первоклассника даже незначительных отклонений в речевой деятельности ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных как в педагогической, так и в психологической теории и практике.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопросы о методике их развития и коррекции становятся актуальными. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, методы, средства и формы педагогического воздействия.
Овладение лексико-грамматическим строем речи рассматривались в работах многих авторов, таких как Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. [17,18], Чиркина Г.В., Филичева Т.В. [40], Лалаева Н.И. [23] и других. Все авторы указывают на то, что знакомство ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками обогащает его словарь. Достаточно рано ребенок знакомиться со словообразовательной и словоизменительной системами языка. Сложные
правила конструирования не сразу становятся понятными ребенку, а усваиваются постепенно.
Устранение речевых нарушений должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Выготский Л. С. [11] и Селиверстов В. И. [33] подчеркивают большое значение использования игр в развитии дошкольников. Выготский Л. С. писал, что игра является главным условием развития ребенка, при котором он может проявить способности, раскрывающие его зону ближайшего развития. Игра значима для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исследования Волковой Г. А., Шаховской С. Н. [10], Селиверстова В. И. [33] доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.
Проблема в том, что, несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель исследования: развитие лексико- грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития и формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: система работы по формированию лексикограмматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие лекико- грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности будет эффективно при выполнении следующих условий:
1. Построение коррекционно-логопедической работы должно проводиться с учетом ведущей деятельности;
2. Соблюдение принципов индивидуального подхода, систематичности и последовательности при построении занятий;
3. Использование современных технологий в коррекционно-логопедической работе с целью мотивации и создания благоприятных условий для взаимодействия педагога и ребенка;
Поставленная цель и гипотеза позволили сформировать следующие задачи:
-изучить специальную литературу по проблеме исследования;
-провести изучение лексико- грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
-проанализировать результаты и выявить особенности нарушений лексико-грамматическоой стороны речи;
- апробировать современные игровые технологии при развитии и формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников.
Методологическую базу исследования составили:
-теоретические положения учения об общем недоразвитии речи Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.;
- исследования и положения о важности игровой деятельности в развитии дошкольников Выготского Л.С., Селиверстова В. И., Эльконина ДБ.;
- методы исследования, рекомендованные Акименко В.М, Архиповой
Е.Ф, Чиркиной Г.В., Грибовой О.Е, Волковой Г.А.;
- разработки и рекомендации Ткаченко Т.А., Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И., Новиковской О.А., Леоновой О.А. и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме
- изучение и анализ психолого-медико-педагогической документации;
- наблюдение за детьми в процессе исследования;
- эмпирические методы: методика Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: рекомендуемые игры и игровые задания
могут быть использованы практикующими логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Разработанные рекомендации могут существенно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий.
Апробация работы: участие в V Международной научно -
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 года г.Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учитывая результаты теоретического анализа специальной литературы по проблеме исследования и исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, мы сделали следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушены все компоненты речевой деятельности, в частности и лексико- грамматический строй речи.
2. Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности. В процессе игровой деятельности естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, осуществляется развитие многих психических функций как неречевых, так и речевых.
3. Включение современных игровых технологий в образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
4. Констатирующий эксперимент по исследованию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня выявило следующее: у детей оказались недостаточно развиты навыки словообразования и словоизменения, что проявилось в трудностях при решении заданий на образование существительных родительного падежа во множественном числе, согласование числительного с существительным, образование названий детенышей, образование относительных прилагательных от
существительных, образование притяжательных прилагательных. Более доступным для них оказалось задание на образование существительных в косвенных падежах, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие грамматического строя речи.
5. Формирующий эксперимент показал: после проведения цикла коррекционно - логопедических занятий по развитию лексикограмматической стороны речи у большинства детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в развитии навыков словообразования и словоизменения. Дети стали допускать значительно меньше ошибок при образовании существительных родительного падежа множественного числа, при согласовании числительного с существительным. Дошкольники правильно называют детенышей животных и образуют притяжательные прилагательные. Стоит отметить, что после проведения коррекционно-логопедической работы, не все дети освоили навыки образования относительных прилагательных, но есть тенденция к улучшению показателей. Можем смело предположить, что при пролонгации цикла занятий положительная динамика в освоении навыков образования относительных прилагательных будет очевидной.
Таким образом, цель работы достигнута, так как экспериментально доказана эффективность разработанной программы по развитию лексикограмматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
По итогам работы определено, что развитие лексико- грамматических категорий речи должно занимать одно из ведущих направлений в преодолении нарушений речевого развития у дошкольников.
Своевременное устранение нарушений лексико-грамматического
строя речи позволит создать прочную базу для развития всех сторон речевой деятельности ребенка с общим недоразвитием речи.


1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - 3-е изд., стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 77 с.
2. Акубикова, А. К. Теоретические основы проблемы использования игр в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. К. Акубикова, И. А. Филатова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы межрегионал. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Издательство 2009. - С. 99-102.
3. Алябьева, Е. А. Развитие глагольного словаря. Методическое пособие / Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера. - 2011. - 64 с.
4. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособ. / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
5. Арушанова, Л. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей. / Л. Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.
6. Баряева, Л. Б. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с ОНР [Текст] / Л. Б. Баряева, Н. Х. Миккоева // Вестник .
2014. - №6. - С.147.
7. Болгова, А. Б. Мнемотехника как способ коррекции
звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи/ А. Б. Болгова // Наука и социум: материалы всероссийской научно-практической
конференции.- Новосибирск: ЧУДНО СИПППИСР, 2017. - С. 24-28.
8. Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 208 с.
9. Васильева, В. С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / В. С. Васильева, А. А.
Лисина// Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №
4- 11 . - С. 17-23.
10. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов
дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 343 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2004. - 512 с.
12. Галкина, И. А. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста / И. А. Галкина, Е. В. Галеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016.- № 1 (14). - С. 147-150.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Горкуша, Ю. Ф. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю. Ф. Горкуша. - М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
15. Елсакова, А. Н. Использование инновационных технологий в работе учителя- логопеда / А. Н. Елсакова, Н. Н. Лисовская, И. В. Соколова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 33-34.
16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи): кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2014. - 288 с.
18. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Ставрополь: КнигоМир, 2011. - 320 с.
19. Козак, Р. М. Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ulybka18neru.edusite.ru. - (дата обращения: 28.10.2016).
20. Косинова, Е. М. Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками / Е. М. Косинова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.-32с.
21. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня /А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова// Логопед.- 2004. - № 1. - С. 26-34.
22. Курнаева, Е. А. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с онр III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий / Е. А. Курнаева, Л. Н. Морозова, С. Н. Владимирова //Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VIII Международной научно-практич. конф.- Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016.- С. 92-102 .
23. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.- СП.: Союз, 2001.218 с.
24. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - 367с.
25. Левина, Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях / Е. В. Левина // Логопед. - 2011. -№ 3. -С. 17-23.
26. Леонова, О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: практическое пособие /О. А. Леонова.- Спб.: ДЕТСВО- ПРЕСС, 2013.-96 с.
27. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста /Л. В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2005. - 192 с.
28. Лынская, М. И Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / М. И. Лынская, С. Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.
29. Лынская, Е. Ю. Использование инновационных
информационных технологий при коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи /Е. Ю. Лынская// Преподаватель XXI век. -2009. -№2. - С. 80-84.
30. Новиковская, О. А. Логопедическая грамматика для малышей: пособие для занятий с детьми 4-6 лет. / О.А. Новиковская. -СПБ.: Корона- Принт, 2014.- 80 с.
31. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог, фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина.- 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - с. 272
32. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи/ С. Н. Сазонова. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
33. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсадов / В. И. Селиверстов. -М.: Просвещение, 2007. - 144 с.
34. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. -М.: Просвещение, 1980. - 102с.
35. Тарасенко, Т В. Использование «Кругов Луллия» в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Тарасенко, Э. В. Казьмина // Символ науки. -2016. -№ 10-2 (22).- С. 170-174.
36. Ткаченко, Т.А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. -128 с.
37. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей /А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2013. - 206 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова.- М.: Изд-во института психотерапии, 2001.- 240 с.
39. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников спец. учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т Б. Филичева, Г. В Чиркина.- М.: Альфа, 1993. - 103 с.
40. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 2013.- 232 с.
41. Филичева, Т Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- М.: АЙРИС ПРЕСС,- 2005.- 224 с.
42. Шалабанова, И. Ю. Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / И. Ю. Шалабанова // Новая наука: Стратегии и векторы развития.- 2017. - №4. - С. 137-139.
43. Эльконин, Д. Б. Психология игры /Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
44. Юдина, Л.В. Формирование лексико-грамматических категорий
у старших дошкольников с нарушением речи / Л. В. Юдина, Э. Н. Провозина, Т. Н. Субботина, Н. В. Иванова //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: X Международная научно-практическая
конференция.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (10). - С. 136-140.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ