РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности
развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 7
1.2.Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Современные методы и технологии развития лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией в игровой
деятельности 16
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование лексико- грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе II 33
Глава III. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности на
индивидуальных занятиях 34
3.1. Организация и принципы формирующего эксперимента 34
3.2. Содержание программы коррекционно-логопедических занятий по развитию лексико- грамматической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
3.3. Оценка эффективности программы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в
процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях 42
Выводы по главе III 44
Заключение 47
Список использованной литературы: 50
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности
развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 7
1.2.Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Современные методы и технологии развития лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией в игровой
деятельности 16
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование лексико- грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе II 33
Глава III. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности на
индивидуальных занятиях 34
3.1. Организация и принципы формирующего эксперимента 34
3.2. Содержание программы коррекционно-логопедических занятий по развитию лексико- грамматической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
3.3. Оценка эффективности программы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в
процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях 42
Выводы по главе III 44
Заключение 47
Список использованной литературы: 50
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что развитие речи детей, включающее умение чётко владеть грамматическим строем языка, правильно и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольной образовательной организацией. Нарушения лексико-грамматического строя речи создают серьёзные препятствия для успешного обучения ребенка в школе и требуют своевременной работы по их устранению. Наличие у будущего первоклассника даже незначительных отклонений в речевой деятельности ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных как в педагогической, так и в психологической теории и практике.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопросы о методике их развития и коррекции становятся актуальными. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, методы, средства и формы педагогического воздействия.
Овладение лексико-грамматическим строем речи рассматривались в работах многих авторов, таких как Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. [17,18], Чиркина Г.В., Филичева Т.В. [40], Лалаева Н.И. [23] и других. Все авторы указывают на то, что знакомство ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками обогащает его словарь. Достаточно рано ребенок знакомиться со словообразовательной и словоизменительной системами языка. Сложные
правила конструирования не сразу становятся понятными ребенку, а усваиваются постепенно.
Устранение речевых нарушений должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Выготский Л. С. [11] и Селиверстов В. И. [33] подчеркивают большое значение использования игр в развитии дошкольников. Выготский Л. С. писал, что игра является главным условием развития ребенка, при котором он может проявить способности, раскрывающие его зону ближайшего развития. Игра значима для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исследования Волковой Г. А., Шаховской С. Н. [10], Селиверстова В. И. [33] доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.
Проблема в том, что, несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель исследования: развитие лексико- грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития и формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: система работы по формированию лексикограмматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие лекико- грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности будет эффективно при выполнении следующих условий:
1. Построение коррекционно-логопедической работы должно проводиться с учетом ведущей деятельности;
2. Соблюдение принципов индивидуального подхода, систематичности и последовательности при построении занятий;
3. Использование современных технологий в коррекционно-логопедической работе с целью мотивации и создания благоприятных условий для взаимодействия педагога и ребенка;
Поставленная цель и гипотеза позволили сформировать следующие задачи:
-изучить специальную литературу по проблеме исследования;
-провести изучение лексико- грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
-проанализировать результаты и выявить особенности нарушений лексико-грамматическоой стороны речи;
- апробировать современные игровые технологии при развитии и формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников.
Методологическую базу исследования составили:
-теоретические положения учения об общем недоразвитии речи Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.;
- исследования и положения о важности игровой деятельности в развитии дошкольников Выготского Л.С., Селиверстова В. И., Эльконина ДБ.;
- методы исследования, рекомендованные Акименко В.М, Архиповой
Е.Ф, Чиркиной Г.В., Грибовой О.Е, Волковой Г.А.;
- разработки и рекомендации Ткаченко Т.А., Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И., Новиковской О.А., Леоновой О.А. и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме
- изучение и анализ психолого-медико-педагогической документации;
- наблюдение за детьми в процессе исследования;
- эмпирические методы: методика Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: рекомендуемые игры и игровые задания
могут быть использованы практикующими логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Разработанные рекомендации могут существенно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий.
Апробация работы: участие в V Международной научно -
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 года г.Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопросы о методике их развития и коррекции становятся актуальными. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, методы, средства и формы педагогического воздействия.
Овладение лексико-грамматическим строем речи рассматривались в работах многих авторов, таких как Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. [17,18], Чиркина Г.В., Филичева Т.В. [40], Лалаева Н.И. [23] и других. Все авторы указывают на то, что знакомство ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками обогащает его словарь. Достаточно рано ребенок знакомиться со словообразовательной и словоизменительной системами языка. Сложные
правила конструирования не сразу становятся понятными ребенку, а усваиваются постепенно.
Устранение речевых нарушений должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Выготский Л. С. [11] и Селиверстов В. И. [33] подчеркивают большое значение использования игр в развитии дошкольников. Выготский Л. С. писал, что игра является главным условием развития ребенка, при котором он может проявить способности, раскрывающие его зону ближайшего развития. Игра значима для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Исследования Волковой Г. А., Шаховской С. Н. [10], Селиверстова В. И. [33] доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.
Проблема в том, что, несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель исследования: развитие лексико- грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития и формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: система работы по формированию лексикограмматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие лекико- грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в игровой деятельности будет эффективно при выполнении следующих условий:
1. Построение коррекционно-логопедической работы должно проводиться с учетом ведущей деятельности;
2. Соблюдение принципов индивидуального подхода, систематичности и последовательности при построении занятий;
3. Использование современных технологий в коррекционно-логопедической работе с целью мотивации и создания благоприятных условий для взаимодействия педагога и ребенка;
Поставленная цель и гипотеза позволили сформировать следующие задачи:
-изучить специальную литературу по проблеме исследования;
-провести изучение лексико- грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
-проанализировать результаты и выявить особенности нарушений лексико-грамматическоой стороны речи;
- апробировать современные игровые технологии при развитии и формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников.
Методологическую базу исследования составили:
-теоретические положения учения об общем недоразвитии речи Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.;
- исследования и положения о важности игровой деятельности в развитии дошкольников Выготского Л.С., Селиверстова В. И., Эльконина ДБ.;
- методы исследования, рекомендованные Акименко В.М, Архиповой
Е.Ф, Чиркиной Г.В., Грибовой О.Е, Волковой Г.А.;
- разработки и рекомендации Ткаченко Т.А., Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И., Новиковской О.А., Леоновой О.А. и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме
- изучение и анализ психолого-медико-педагогической документации;
- наблюдение за детьми в процессе исследования;
- эмпирические методы: методика Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: рекомендуемые игры и игровые задания
могут быть использованы практикующими логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Разработанные рекомендации могут существенно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий.
Апробация работы: участие в V Международной научно -
образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 года г.Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Учитывая результаты теоретического анализа специальной литературы по проблеме исследования и исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, мы сделали следующие выводы:
1. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушены все компоненты речевой деятельности, в частности и лексико- грамматический строй речи.
2. Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности. В процессе игровой деятельности естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, осуществляется развитие многих психических функций как неречевых, так и речевых.
3. Включение современных игровых технологий в образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
4. Констатирующий эксперимент по исследованию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня выявило следующее: у детей оказались недостаточно развиты навыки словообразования и словоизменения, что проявилось в трудностях при решении заданий на образование существительных родительного падежа во множественном числе, согласование числительного с существительным, образование названий детенышей, образование относительных прилагательных от
существительных, образование притяжательных прилагательных. Более доступным для них оказалось задание на образование существительных в косвенных падежах, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие грамматического строя речи.
5. Формирующий эксперимент показал: после проведения цикла коррекционно - логопедических занятий по развитию лексикограмматической стороны речи у большинства детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в развитии навыков словообразования и словоизменения. Дети стали допускать значительно меньше ошибок при образовании существительных родительного падежа множественного числа, при согласовании числительного с существительным. Дошкольники правильно называют детенышей животных и образуют притяжательные прилагательные. Стоит отметить, что после проведения коррекционно-логопедической работы, не все дети освоили навыки образования относительных прилагательных, но есть тенденция к улучшению показателей. Можем смело предположить, что при пролонгации цикла занятий положительная динамика в освоении навыков образования относительных прилагательных будет очевидной.
Таким образом, цель работы достигнута, так как экспериментально доказана эффективность разработанной программы по развитию лексикограмматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
По итогам работы определено, что развитие лексико- грамматических категорий речи должно занимать одно из ведущих направлений в преодолении нарушений речевого развития у дошкольников.
Своевременное устранение нарушений лексико-грамматического
строя речи позволит создать прочную базу для развития всех сторон речевой деятельности ребенка с общим недоразвитием речи.
1. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушены все компоненты речевой деятельности, в частности и лексико- грамматический строй речи.
2. Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности. В процессе игровой деятельности естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, осуществляется развитие многих психических функций как неречевых, так и речевых.
3. Включение современных игровых технологий в образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
4. Констатирующий эксперимент по исследованию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня выявило следующее: у детей оказались недостаточно развиты навыки словообразования и словоизменения, что проявилось в трудностях при решении заданий на образование существительных родительного падежа во множественном числе, согласование числительного с существительным, образование названий детенышей, образование относительных прилагательных от
существительных, образование притяжательных прилагательных. Более доступным для них оказалось задание на образование существительных в косвенных падежах, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и глаголов совершенного вида.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие грамматического строя речи.
5. Формирующий эксперимент показал: после проведения цикла коррекционно - логопедических занятий по развитию лексикограмматической стороны речи у большинства детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в развитии навыков словообразования и словоизменения. Дети стали допускать значительно меньше ошибок при образовании существительных родительного падежа множественного числа, при согласовании числительного с существительным. Дошкольники правильно называют детенышей животных и образуют притяжательные прилагательные. Стоит отметить, что после проведения коррекционно-логопедической работы, не все дети освоили навыки образования относительных прилагательных, но есть тенденция к улучшению показателей. Можем смело предположить, что при пролонгации цикла занятий положительная динамика в освоении навыков образования относительных прилагательных будет очевидной.
Таким образом, цель работы достигнута, так как экспериментально доказана эффективность разработанной программы по развитию лексикограмматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
По итогам работы определено, что развитие лексико- грамматических категорий речи должно занимать одно из ведущих направлений в преодолении нарушений речевого развития у дошкольников.
Своевременное устранение нарушений лексико-грамматического
строя речи позволит создать прочную базу для развития всех сторон речевой деятельности ребенка с общим недоразвитием речи.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию лексико-грамматической стороны
речи у обучающихся с общим недоразвитием речи II-III уровня с
использованием игровых упражнений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя
речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития и псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию активного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня в старший дошкольный период
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019



