Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы исследования антиципации на речемыслительном и коммуникативном уровнях 9
1.1. Понятие антиципации и ее значение в психических процессах 9
1.2. Антиципация как речевой механизм 22
1.3. Антиципационные способности в подростковом возрасте 31
Глава 2 Методы и организация исследования 35
2.1 Описание выборки исследования антиципационных способностей в подростковом
возрасте 35
2.2 Методы исследования антиципационных способностей в подростковом возрасте 36
2.3 Процедура исследования антиципационных способностей в подростковом
возрасте 42
2.4 Математико - статистические методы обработки данных 45
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 48
3.2. Рассмотрение антиципационных способностей в подростковом возрасте на коммуникативном уровне 48
3.2.1. Анализ данных антиципационной состоятельности в подростковом возрасте
(личностно - ситуативная, пространственная, временная компетентность)
48
3.2.2. Исследование уровня развития коммуникативных антиципационных
способностей в подростковом возрасте 50
3.2.3. Анализ данных временных децентраций и хронометрических особенностей в
подростковом возрасте 52
3.3. Изучение атиципационных способностей в подростковом возрасте на
речемыслительном уровне 54
3.3.1. Оценка степени развития речемыслительных процессов в подростковом возрасте 54
3.3.2 Рассмотрение особенностей вероятностной организации идиолексикона в
подростковом возрасте 59
3.3.3. Анализ прогнозирования при смысловом восприятии речи 61
3.3.4. Исследование субъективного прогноза подростков посредством рассмотрения
речевого поведения 64
Заключение 67
Библиографический список используемой литературы 71
Приложения 74
Актуальность темы исследования. Значимость прогноза взаимодействий велика на данный момент времени, и как никогда актуальна. В настоящем мире, где ситуация совсем нестабильна, для подростка появляется необходимость в определении не только своего жизненного пути, но так же ясности в конкретных ситуациях его жизнедеятельности. Здесь встает вопрос, насколько возможно определить психологически объяснимую глубину способности к прогнозу взаимодействия.
На сегодня в науке подробно исследованы: нейрофизиологические,
психофизиологические основы антиципации, роль антиципации в обеспечении познавательных процессов, особенности вероятностного прогнозирования в норме и патологии, развитие антиципации в раннем онтогенезе, антиципация в отдельных видах деятельности.
Однако, проблема развития прогностических способностей в различных условиях деятельности и социальных институтах не получила пока должного научного освещения. Остаются нераскрытыми особенности антиципации на коммуникативном уровне. Антиципация в субъект-субъектном взаимодействии, в общении, мало исследовалась теоретически и экспериментально, хотя значимость проблемы осознана отчетливо. Причем, и исследователи антиципационных способностей (И.Г.Батраченко, Г.Е.Журавлев; Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков, В.Д.Менделевич, JLА.Регуш, И.М.Фейгенберг, Е.А. Сергиенко), и ученые, предметом изучения - которых выступали составляющие социальной компетентности (А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, И.В.Макаровская, Е.В.Сидоренко, АЛЮжанинова и другие), признают значительную роль, которую играют процессы антиципации в ситуации взаимодействия субъекта с партнером.
Антиципационные способности начинают основываться уже с рождения под влиянием природных задатков и воспитания. Однако можно с уверенностью принимать, что высшие уровни прогностических способностей развиваются только к ранней юности. В юношеском возрасте при установлении причинно - следственной связи проявляются основные новообразования на речемыслительном и коммуникативном уровнях - качественное совершенствование мышления как опосредованного и обобщенного отражения действительности, перспективность, учет вероятностной природы будущего, доказательность прогноза, выдвижение на первое место мотивов, связанных с жизненными планами и намерениями на будущее, развитие правильных оценочных суждений в отношении других, а также развитие адекватных ожиданий оценки себя со стороны окружающих (Л.А.Регуш).
Важным условием развития антиципационных способностей являются профессиональное обучение, учебная и профессиональная деятельность. Процессы антиципации предоставляют возможность целеполагания, целеобразования, формирования временной перспективы субъекта деятельности, что позволяет утверждать - антиципационные процессы играют важную роль в педагогических системах. Если вопросу антиципационной деятельности педагога посвящены некоторые исследования (И.Г.Батраченко, Л.А.Регуш), то вопрос антиципации учащихся в отечественной и зарубежной психологии остается мало освященным. Исследователи подчеркивают, что развитие способности прогнозирования в условиях целенаправленного обучения идет значительно интенсивнее, чем стихийно. Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована научная проблема, а именно как повысить уровень антиципационных способностей в подростковом возрасте на речемыслительном и коммуникативном уровнях с помощью развивающей тренинговой программы.
Объектом исследования являются антиципационные способности на речемыслительном и коммуникативном уровнях в подростковом возрасте.
Предмет исследования - развитие антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях в подростковом возрасте.
Цель исследования: разработать и апробировать программу развития
антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях в подростковом возрасте
Гипотеза исследования: Уровень развития речемыслительных и
коммуникативных антиципационных способностей в подростковом возрасте, участвующих в программе развития вероятностного прогнозирования, достоверно выше, чем у подростков контрольной группы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психологической литературы сформулировать содержание проблем выявления специфики антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях
2. Разработать и апробировать программу развития вероятностного прогнозирования в группе подростков;
3. Изучить антиципационные способности подростков на коммуникативном уровне (личностно-ситуативная антиципационная состоятельность) до и после развивающей программы;
4. Определить особенность временных децентраций и хронометрической специфики подростков до и после развивающей программы;
5. Оценить уровень развития речемыслительных процессов подростков (гибкость и критичность мышления, продуктивность и динамичность ассоциативных процессов) до и после развивающей программы;
6. Выявить подлинные отличия в уровне развития речемыслительных и коммуникативных антиципационных способностей подростков, участвующих в программе развития вероятностного прогнозирования, и подростков контрольной группы.
Методологическая основа исследования. Принципиальными положениями при изучении антиципации явились общепсихологические закономерности данных механизмов, выявленные такими отечественными психологами, как А.В.Брушлинский (1979), Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков (1980), Е.А.Сергиенко (1997), И.М.Фейгенберг (1977) и др. При рассмотрении антиципации в речевой деятельности особое значение имеет концепция Р.М.Фрумкиной (1971), согласно которой в речевых механизмах существует определенная иерархическая организация элементов речи, соответствующая частоте их встречаемости в речевой деятельности индивида. Принимались во внимание также основные положения учения о влиянии знания общего смысла высказывания на речевой прогноз (В.П.Критская, Т.К.Мелешко, Ю.Ф.Поляков, 1991). Важным положением в рамках изучения особенностей речевых антиципаций в смысловом восприятии языковых средств является представление о двухуровневом прогнозировании (уровни смысловых и вербальных гипотез), подробно изложенное в работах И.А.Зимней (2001).
Методы исследования. В качестве инструментария исследования были использованы: методика по получению субъективных частотных оценок слов, методика восстановления зашумленных слов (Р.М.Фрумкина), методика заполнения фразового пробела, прямой ассоциативный тест. Для диагностики прогностических способностей использовался Тест антиципационной состоятельности (В.Д.Менделевич). Для исследования перспективности и гибкости мышления использовалась методика «Открытый конверт» (Л.А.Регуш). Для изучения временной направленности личности использовалась методика «Временные децентрации» (Л.А.Регуш). Также выявлялся уровень способности к прогнозированию с помощью теста (Л.А.Регуш). В качестве обрабатывающего метода эмпирических данных использовался t- критерий Стьюдента.
Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование пополняет теоретическую базу общей психологии, раскрывая общепсихологические закономерности проявления антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях. Осуществлена систематизация подходов к изучению речевого прогнозирования в рассмотрении и сопоставлении антиципационных способностей при актуализации вероятностной структуры идиолексикона на уровне отдельных лексических единиц и при установлении речевых связей.
Практическая значимость заключается в том, что в практике апробирован и предложен для использования комплекс диагностических методик, а так же тренинговая программа, ориентированная на развитие прогностических способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях в процессе обучения в старших классах в школе.
Контингент испытуемых. В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 10 «А» и 10«Б» класса МАОУ среднеобразовательной школы №76 г. Перми. Однородная выборка из 50 человек была поделена на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошло 25 подростков, в контрольную также - 25.
Структура работы. Основными структурными элементами дипломной работы являются: введение, три главы и заключение, включающее выводы;
библиографический указатель, насчитывающий 35 наименования. Иллюстративный материал - 8 рисунков, 3 таблицы, 17 приложений.
В результате проведенного эмпирического исследования мы можем утверждать, что в психологической науке изучение антиципационных способностей на речемыслительном и коммуникативном уровнях является весьма актуальной проблемой. При исследовании вопроса антиципации мы основывались на трудах Р.М.Фрумкиной, Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич, И.А.Зимней.
Итак, нами было выдвинуто и впоследствии эмпирически доказано положение о том, что антиципационные способности могут развиваться при помощи различных коррекционных и развивающих программ.
В ходе изучения литературных источников, касающиеся таких вопросов, как вероятностная организация лингвистического опыта, речевое прогнозирование, мы обозначили следующие положения:
1. Опережающее отражение является общим как для рецептивных, так и для продуктивных видов речевой деятельности, проявляются в речи в двух формах: как упреждающий синтез в производстве и антиципация в восприятии речи.
2. Лингвистический подход исследования вероятностного прогнозирования связан с утверждением, что в речевом опыте существует определенная иерархия элементов речи в соответствии с частотой их встречаемости в речевой деятельности индивида.
3. В рецептивных видах деятельности вероятностное прогнозирование
осуществляется на двух уровнях: прогнозирование смысловых связей в
воспринимаемом сообщении и предугадывание вербальной реализации этих связей. На обоих уровнях вероятностное прогнозирование обуславливается как лингвистическими (контекст), так и индивидуально - психологическими (пол, возраст, лингвистическая направленность, профессиональная направленность) факторами.
4. Носитель языка способен осуществлять субъективный прогноз в речи: использовать свой прошлый опыт для прогноза предстоящей ситуации и преднастройки соответствующих речевых механизмов к действию - к порождению и восприятию речи. В процессе речевой практики у субъекта складывается речевой опыт, включающий в себя определенные субъективные представления о вероятностной иерархии элементов речи, что позволяет индивиду строить субъективную модель вероятностной структуры предстоящей ситуации, осуществлять на основе этой модели субъективный прогноз и строить свою речевую деятельность в соответствии с этим прогнозом.
5. Способность к прогнозированию, совершенствуется к концу обучения. На младших возрастных ступенях, да и у подростков старшего класса характерно отсутствие связи между показателями одного и того же качества мышления, например, между показателями «перспективность прогноза» и «перспективность причинно-следственных связей», «гибкость гипотез» и «гибкость ассоциаций». Также характерно единство способности и деятельности: за период обучения улучшаются не только результаты деятельности по прогнозированию педагогических явлений, но и качества мыслительных процессов, формировавшиеся в этой деятельности. Развитие способности прогнозирования осуществляется по спирали (составляющие ядро способности прогнозирования, создают возможность для формирования нового уровня данной способности: через овладение специальными знаниями формируется способность к прогнозированию нового круга явлений - педагогических).
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что для подростков характерна личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность. При проведении дополнительных развивающих мероприятий отмечается тенденция к повышению уровня развития антиципационных способностей подростков на коммуникативном уровне. Существуют достоверные различия в уровне развития антиципационных способностей подростков, участвующих в программе развития вероятностного прогнозирования, и испытуемых контрольной группы.
2. Выявлено, что ребята подросткового возраста преимущественно ориентированы на будущее при решении жизненных проблем и организации жизненного пространства. Результаты анализа временных децентраций подростков после развивающих мероприятий показали, что у подростков произошли качественные изменения в переживаниях времени, заключающиеся в переориентации на настоящий период жизни.
3. Обнаружено, что подростки обладают средним уровнем гибкости и критичности мышления. Для большинства испытуемых характерны непродуктивность и скачкообразность речемыслительных процессов, что свидетельствует о некотором инфантилизме мышления. По итогам прохождения программы развития антиципации на речемыслительном и коммуникативном уровнях было констатировано повышение продуктивности речемыслительных процессов подростков.
4. Определено, что актуализация отдельных лексических единиц у подростков находится на достаточном уровне развития, процесс речевого прогноза характеризуются адекватностью, а именно при недостатке информации в речевой ситуации выбираются высокочастотные или средне-частотные слова, порождаемые лучше и быстрее низкочастотных. Касаемо функционирования антиципационных механизмов при смысловом восприятии речи и актуализации речевых связей можно заключить, что у испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп отмечались некоторые затруднения - нарушение процесса смыслообразования, неадекватное использование лексических единиц русского языка, зацикливаемость. После тренинга, можно было проследить тенденцию к повышению эффективности антиципации на уровне смысловых гипотез с увеличением числа адекватных и высоковероятных речевых связей.
Таким образом, полученные эмпирические данные указывают на то, что апробация программы развития антиципационных способностей в подростковом возрасте на речемыслительном и коммуникативном уровнях прошла успешно, экспериментально доказана эффективность предложенных развивающих мероприятий.
1. Агибалов А.К. Вероятностная организация внутреннего лексикона человека: дисс. .канд. психол. наук / А.К. Агибалов. СПб, 1995. - 164 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. / Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 230с.
3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: динамические временные связи / Е.И. Бойко. М.: Педагогика, 1976. - 247с.
4. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. - М., 1979.230с.
5. Вероятностное прогнозирование в речи / Под ред. Р.М.Фрумкиной. М., 1971.-230с.
6. Г еллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного / С.Г.
7. Геллерштейн // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март апрель. -М., 1996.-С. 305-316.
8. Граник Г., Бондаренко С. Грамматическое бюро прогнозов. Наука и жизнь, 1984, №11
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
10. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н.И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998 -366с.
11. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность
человека. // Профессиональное образование. - 2006. - №2. - С.20-21.
12. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Моск.
психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001 - 432с.
13. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 1976. С.5-33.
14. Колупаева И. Ю. Нейропсихологические механизмы антиципации и прогнозирования в подростковом возрасте: автореф. дисс. / И. Ю. Колупаева., 2015.39 с.
15. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М, 1970.
16. Лакосина Н.Д. Неврозы, невротические развития личности: клиника и лечение / Н.Д. Лакосина, М.М. Трунова Медецина, 1994. 192с.
17. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А.А.Леонтьев. - М: Академия: Смысл, 2005. - 288с.
18. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт. М.: Прогресс, 1970.
19. Ломов Б.Ф Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков М.: Наука, 1980. - 278с.
20. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608с.
21. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. 1996. - № 4. - С. 107-115.
22. Мошинская JI.P. Вероятностное прогнозирование в речевой деятельности: возрастная динамика: автореф. дисс. .канд. психол. наук / Л.Р.Мошинская. - М., 1981.-22 с.
23. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1981.- 230с.
24. Прогноз в речевой деятельности / Под ред. Р.М.Фрумкиной. М., 1974. - 235с.
25. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. - 352с.
26. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность ее развития и диагностика / Л.А. Регуш. Киев, 1997. - 88с.
27. Регуш Л. А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию / Л.А. Регуш // Психологический журнал. 1981. - Т.2. - № 5. -С. 106-115.
28. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. М., 1992. - 142с.
29. Сергиенко Е.А. Антиципация как принцип психического развития / Е.А. Сергиенко-М., 1997- 198с.
30. Сурков Е.Н. Процессы антиципации и их организация в деятельности человека: автореф. дисс. .докт. психол. наук / Е.Н. Сурков. Л., 1985. - 60 с.
31. Сухобская Г.С., Божко Н.М. Пожилой человек в современном мире. СПб., 1999.
32. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982.
33. Фейгенберг И.М. Память и вероятностное прогнозирование / И.М. Фейгенберг // Вопросы психологии. -М., 1973. № 3. - С.8-18.
34. Postmun L. УегЬа1 hubris апё visuul recognition of words / L. Postmun // Science, 1954.-Vo1.119.- P. 671-673.
35. Rosenzweig M.R. Intelligibility аs а function of frequency of usаge / Rosenzweig M.R., L. Postmаn // Journ. Exp. Psychol., 1957. Vol. 54, № 6.