ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретическое исследование проблемы обучения детей с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 7
1.1 Коммуникативные навыки, как основа развития личности
дошкольника 7
1.2.Особенности развития коммуникативного взаимодействия у детей в
норме и при дизартрии 10
1.3. Использование сюжетно - ролевой игры как метод обучения коммуникативному взаимодействию 15
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативного
взаимодействия у детей с дизартрией 21
2.1 Комплексная диагностика коммуникативных навыков старших
дошкольников 21
2.2 Анализ результатов обследования 27
Вывод по 2 главе 32
Глава 3. Коррекционная работа по обучению детей с дизартрией коммуникативному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 34
3.1 Методика обучения детей с дизартрией коммуникативному
взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 34
3.2 Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных
данных 38
Вывод по 3 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 58
Глава 1.Теоретическое исследование проблемы обучения детей с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 7
1.1 Коммуникативные навыки, как основа развития личности
дошкольника 7
1.2.Особенности развития коммуникативного взаимодействия у детей в
норме и при дизартрии 10
1.3. Использование сюжетно - ролевой игры как метод обучения коммуникативному взаимодействию 15
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативного
взаимодействия у детей с дизартрией 21
2.1 Комплексная диагностика коммуникативных навыков старших
дошкольников 21
2.2 Анализ результатов обследования 27
Вывод по 2 главе 32
Глава 3. Коррекционная работа по обучению детей с дизартрией коммуникативному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 34
3.1 Методика обучения детей с дизартрией коммуникативному
взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 34
3.2 Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных
данных 38
Вывод по 3 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 58
Актуальность исследования. Потребность человека в общении и взаимодействии с окружающими возрастает в современном обществе. Общение влияет на формирование личности, межличностное взаимодействие, решение коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию в социокультурном пространстве. Проблемой развития коммуникативных навыков занимались такие ученые как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.Л. Коломинский.
Общение, это основной вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую информацию для его развития. В общении сначала через подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает жизненный опыт. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст является первоначальным этапом становления личности ребенка. На этом этапе формируется общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое влияет на развитие его индивидуальности. Отечественные ученые (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) отмечали, что общение выступает одним из условий формирования личности ребенка, а также, ведущего вида деятельности. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально - психологической адаптации детей в обществе. Недостаточный уровень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.
Необходимо отметить, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья как одну из центральных задач. В образовательный стандарт заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В структуре ФГОС ДО социально - коммуникативное развитие выделено в отдельную образовательную область.
Вышеперечисленное демонстрирует необходимость работы в дошкольном возрасте над коммуникативными навыками, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится сюжетно - ролевая игра. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова. Тема развития сюжетно - ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в игре ребенок развивает навыки коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими.
Цель: обучение коммуникативным навыкам средствами сюжетно ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет: разработать и апробировать программу обучения коммуникативным навыкам на основе моделируемой педагогом игровой деятельности старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: можно предположить, что
использование сюжетно - ролевой игры в коррекционной работе у детей дошкольного возраста с дизартрией будет способствовать повышению уровня коммуникативного взаимодействия, а именно повышение инициативности, активности и отзывчивости в совместной со сверстниками деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией;
3. Провести коррекционную работу по обучению коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами сюжетно - ролевой игры.
4. Оценить эффективности коррекционной работы по обучению коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами сюжетно - ролевой игры.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической,
психолингвистической литературы; изучение медико - психолого - педагогической документации детей: личные дела, протоколы
психолого - медико - педагогической комиссии, речевые карты.
2. Эмпирические методы: метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [42]; методика «Рукавички» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой [45]; методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой [23]; методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой [23].
Методологическая база исследования: деятельностный подход Г.М. Андреева [1] и А.А. Леонтьев [25]; концепция М.И. Лисиной [26] о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; методические рекомендации по психодиагностике Урунтаевой Г.А. [45], Смирновой О.Е. [43], исследования Л.Я. Лозован
[31] , в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция деткой игры Д.Б. Эльконина [50].
Практическая значимость: подготовлена в рамках выпускной квалификационной работы программа по формированию навыков речевого общения средствами сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть полезна логопедам и воспитателям для обучения коммуникативному взаимодействию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Общение, это основной вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую информацию для его развития. В общении сначала через подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает жизненный опыт. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст является первоначальным этапом становления личности ребенка. На этом этапе формируется общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое влияет на развитие его индивидуальности. Отечественные ученые (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) отмечали, что общение выступает одним из условий формирования личности ребенка, а также, ведущего вида деятельности. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально - психологической адаптации детей в обществе. Недостаточный уровень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.
Необходимо отметить, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья как одну из центральных задач. В образовательный стандарт заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В структуре ФГОС ДО социально - коммуникативное развитие выделено в отдельную образовательную область.
Вышеперечисленное демонстрирует необходимость работы в дошкольном возрасте над коммуникативными навыками, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится сюжетно - ролевая игра. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова. Тема развития сюжетно - ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в игре ребенок развивает навыки коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими.
Цель: обучение коммуникативным навыкам средствами сюжетно ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет: разработать и апробировать программу обучения коммуникативным навыкам на основе моделируемой педагогом игровой деятельности старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: можно предположить, что
использование сюжетно - ролевой игры в коррекционной работе у детей дошкольного возраста с дизартрией будет способствовать повышению уровня коммуникативного взаимодействия, а именно повышение инициативности, активности и отзывчивости в совместной со сверстниками деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией;
3. Провести коррекционную работу по обучению коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами сюжетно - ролевой игры.
4. Оценить эффективности коррекционной работы по обучению коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами сюжетно - ролевой игры.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической,
психолингвистической литературы; изучение медико - психолого - педагогической документации детей: личные дела, протоколы
психолого - медико - педагогической комиссии, речевые карты.
2. Эмпирические методы: метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [42]; методика «Рукавички» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой [45]; методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой [23]; методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой [23].
Методологическая база исследования: деятельностный подход Г.М. Андреева [1] и А.А. Леонтьев [25]; концепция М.И. Лисиной [26] о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; методические рекомендации по психодиагностике Урунтаевой Г.А. [45], Смирновой О.Е. [43], исследования Л.Я. Лозован
[31] , в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция деткой игры Д.Б. Эльконина [50].
Практическая значимость: подготовлена в рамках выпускной квалификационной работы программа по формированию навыков речевого общения средствами сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть полезна логопедам и воспитателям для обучения коммуникативному взаимодействию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Коммуникативные навыки - это индивидуально - психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект - субъектных отношений (Л.Я. Лозован). Структурными компонентами коммуникативных навыков являются: информационно - коммуникативный (умение принимать информацию, умение передавать информацию), интерактивный (умение взаимодействовать с партнером, готовность к взаимодействию, адаптированность в коллективе) и перцептивный компоненты (восприятие другого, восприятие межличностных отношений).
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.Я. Лозован, А.А. Бодалев, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, Т.А. Репина.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Данное направление является основным в социально - личностном развитие ребенка.
В старшем дошкольном возрасте коммуникативная активность ребенка направлена как на сверстника, так и на взрослого. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе, а в системе познавательного - взрослый. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно - ролевая игра, в которой дети знакомятся с
поведением и взаимоотношениями взрослых людей, являющимися образцом для их поведения. Также, в процессе игры ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими людьми, происходит развитие речи. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой.
В начале эксперимента по выявлению влияния сюжетно - ролевой игры на процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, результатом которого были данные об уровне развития коммуникативной сферы дошкольников с дизартрией. Исходя из результатов констатирующего эксперимента и опираясь на исследования и разработки О. Хухлаева и О. Хухлаев, Н. Клюева, Н. Кряжева, К. Фопель, Е. Лютова была разработана программа проведения формирующего эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс, направленный на развитие коммуникативной сферы. При подведении итогов был проведен контрольный срез, где вторично было проведено исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией. После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза была определена динамика и эффективность процесса развития коммуникативных навыков посредством влияния сюжетно - ролевой игры.
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.Я. Лозован, А.А. Бодалев, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, Т.А. Репина.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Данное направление является основным в социально - личностном развитие ребенка.
В старшем дошкольном возрасте коммуникативная активность ребенка направлена как на сверстника, так и на взрослого. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе, а в системе познавательного - взрослый. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно - ролевая игра, в которой дети знакомятся с
поведением и взаимоотношениями взрослых людей, являющимися образцом для их поведения. Также, в процессе игры ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими людьми, происходит развитие речи. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой.
В начале эксперимента по выявлению влияния сюжетно - ролевой игры на процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, результатом которого были данные об уровне развития коммуникативной сферы дошкольников с дизартрией. Исходя из результатов констатирующего эксперимента и опираясь на исследования и разработки О. Хухлаева и О. Хухлаев, Н. Клюева, Н. Кряжева, К. Фопель, Е. Лютова была разработана программа проведения формирующего эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс, направленный на развитие коммуникативной сферы. При подведении итогов был проведен контрольный срез, где вторично было проведено исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией. После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза была определена динамика и эффективность процесса развития коммуникативных навыков посредством влияния сюжетно - ролевой игры.
Подобные работы
- Обучение детей с нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе, моделируемой педагогом деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В
МОДЕЛИРУЕМОЙ УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



