Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №44272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1923
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретическое исследование проблемы обучения детей с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 7
1.1 Коммуникативные навыки, как основа развития личности
дошкольника 7
1.2.Особенности развития коммуникативного взаимодействия у детей в
норме и при дизартрии 10
1.3. Использование сюжетно - ролевой игры как метод обучения коммуникативному взаимодействию 15
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативного
взаимодействия у детей с дизартрией 21
2.1 Комплексная диагностика коммуникативных навыков старших
дошкольников 21
2.2 Анализ результатов обследования 27
Вывод по 2 главе 32
Глава 3. Коррекционная работа по обучению детей с дизартрией коммуникативному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 34
3.1 Методика обучения детей с дизартрией коммуникативному
взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности 34
3.2 Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных
данных 38
Вывод по 3 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 58



Актуальность исследования. Потребность человека в общении и взаимодействии с окружающими возрастает в современном обществе. Общение влияет на формирование личности, межличностное взаимодействие, решение коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию в социокультурном пространстве. Проблемой развития коммуникативных навыков занимались такие ученые как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.Л. Коломинский.
Общение, это основной вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую информацию для его развития. В общении сначала через подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает жизненный опыт. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст является первоначальным этапом становления личности ребенка. На этом этапе формируется общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое влияет на развитие его индивидуальности. Отечественные ученые (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) отмечали, что общение выступает одним из условий формирования личности ребенка, а также, ведущего вида деятельности. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально - психологической адаптации детей в обществе. Недостаточный уровень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.
Необходимо отметить, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья как одну из центральных задач. В образовательный стандарт заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В структуре ФГОС ДО социально - коммуникативное развитие выделено в отдельную образовательную область.
Вышеперечисленное демонстрирует необходимость работы в дошкольном возрасте над коммуникативными навыками, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится сюжетно - ролевая игра. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова. Тема развития сюжетно - ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в игре ребенок развивает навыки коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими.
Цель: обучение коммуникативным навыкам средствами сюжетно ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет: разработать и апробировать программу обучения коммуникативным навыкам на основе моделируемой педагогом игровой деятельности старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: можно предположить, что
использование сюжетно - ролевой игры в коррекционной работе у детей дошкольного возраста с дизартрией будет способствовать повышению уровня коммуникативного взаимодействия, а именно повышение инициативности, активности и отзывчивости в совместной со сверстниками деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией;
3. Провести коррекционную работу по обучению коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами сюжетно - ролевой игры.
4. Оценить эффективности коррекционной работы по обучению коммуникативным навыкам детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами сюжетно - ролевой игры.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической,
психолингвистической литературы; изучение медико - психолого - педагогической документации детей: личные дела, протоколы
психолого - медико - педагогической комиссии, речевые карты.
2. Эмпирические методы: метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [42]; методика «Рукавички» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой [45]; методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой [23]; методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой [23].
Методологическая база исследования: деятельностный подход Г.М. Андреева [1] и А.А. Леонтьев [25]; концепция М.И. Лисиной [26] о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; методические рекомендации по психодиагностике Урунтаевой Г.А. [45], Смирновой О.Е. [43], исследования Л.Я. Лозован
[31] , в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция деткой игры Д.Б. Эльконина [50].
Практическая значимость: подготовлена в рамках выпускной квалификационной работы программа по формированию навыков речевого общения средствами сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть полезна логопедам и воспитателям для обучения коммуникативному взаимодействию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные навыки - это индивидуально - психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект - субъектных отношений (Л.Я. Лозован). Структурными компонентами коммуникативных навыков являются: информационно - коммуникативный (умение принимать информацию, умение передавать информацию), интерактивный (умение взаимодействовать с партнером, готовность к взаимодействию, адаптированность в коллективе) и перцептивный компоненты (восприятие другого, восприятие межличностных отношений).
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.Я. Лозован, А.А. Бодалев, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, Т.А. Репина.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Данное направление является основным в социально - личностном развитие ребенка.
В старшем дошкольном возрасте коммуникативная активность ребенка направлена как на сверстника, так и на взрослого. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе, а в системе познавательного - взрослый. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно - ролевая игра, в которой дети знакомятся с
поведением и взаимоотношениями взрослых людей, являющимися образцом для их поведения. Также, в процессе игры ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими людьми, происходит развитие речи. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой.
В начале эксперимента по выявлению влияния сюжетно - ролевой игры на процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, результатом которого были данные об уровне развития коммуникативной сферы дошкольников с дизартрией. Исходя из результатов констатирующего эксперимента и опираясь на исследования и разработки О. Хухлаева и О. Хухлаев, Н. Клюева, Н. Кряжева, К. Фопель, Е. Лютова была разработана программа проведения формирующего эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс, направленный на развитие коммуникативной сферы. При подведении итогов был проведен контрольный срез, где вторично было проведено исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с дизартрией. После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза была определена динамика и эффективность процесса развития коммуникативных навыков посредством влияния сюжетно - ролевой игры.



1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы, 2011, с. 75.
2. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детство - пресс, 2012, с. 25.
3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. СПб: Детство - пресс, 2012, с.57.
4. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников М., 2010, с. 82.
5. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика - Синтез, 2014, с.74.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти. 2011, с.29.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 2012, с. 120.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013, с. 156.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2014, с.
294.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011, с.96.
11. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. М., 2005, с.44.
12. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М.: Просвещение. 2010, с. 52.
13. Громова Е.В. Формирование навыков общения со
сверстниками у старших дошкольников: Практический журнал.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5. 2010.
14. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования. 2013.
15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2014, с. 39.
16. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение. 2011, с. 94.
17. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. М., 2012, с. 67.
18. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. СПб: Речь, 2013, с. 144.
19. Клюева Н.В. Общение: дети 5-12 лет. М., 2012, с.33.
20. Когут А.А. К вопросу диагностики коммуникативной деятельности старших дошкольников: Человек и образование № 4, 2012.
21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011, с.49.
22. Коссаковская Е.А. Игрушка. М.: Просвещение, 2012, с. 25.
23. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991, с.152.
24. Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов - на - Дону, 2015, с. 58.
25. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2010, с. 134.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. 2011, с. 90.
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. М., 2012, с.
16.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М., 2011, с. 32.
29. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстником: общее и различное. М., 2013, с. 77.
30. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста: Молодой ученый. № 21. 2015.
31. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. 2011, с. 63.
32. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 2013,
с.33.
33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е издание. М., 2012, с.12.
34. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры: Дошкольное воспитание. № 4. 2011.
35. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2010, с.200.
36. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детсвет: Психологический журнал, № 5, 2011.
37. Мясищева В.Н. Психология отношений. М.: Модэк, 2011,
с.126.
38. Нижегородцева Н.В., Щадрикова В.Д. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2012, с.47.
39. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2011, с. 586.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком. 2011, с.720.
41. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений: Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 21-22.
42. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети М.: Эксмо, 2010, с.176.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2012, с.95.
44. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. М., 2012, с.30.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2013, с. 54.
46. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей: Дошкольное воспитание. № 7, 2011, с.322.
47. Чеснокова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников: Практический журнал, № 9, 2014.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2015, с.108.
49. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 2013, с. 29.
50. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника. М.: Просвещение, 2011, с. 85.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2013, с.368.
52. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М., 2010, с.70.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ