Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №44270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
494
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения коммуникации лиц с нарушениями интеллекта 9
1.1 Представления о коммуникативной деятельности 9
1.2 Особенности коммуникативных навыков у лиц с нарушениями
интеллекта 13
1.3 Использование метода дополнительной коммуникации в работе с лицами
с нарушениями интеллекта 19
Выводы по главе 1 26
Глава II. Изучение коммуникации лиц с лёгкой степенью умственной отсталости 27
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по главе II 41
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у лиц с нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации в условиях образовательной организации 42
3.1 Описание программы коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 42
3.2 Оценка результатов коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 49
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения

Актуальность исследования. Возможность общения - это то, что
многие из нас считают само собой разумеющимся. Говорение и понимание,
чтение и письмо - это навыки, которые большинством из нас используются
каждый день. Мы общаемся, чтобы выразить свои чувства, мысли и мнения,
задавать вопросы и обмениваться информацией. Мы делаем это с большим
количеством людей и по разным причинам. Общение является основой
большей части нашей жизни и базой для культурного развития человечества.
Вопросами развития и становления коммуникации в детском возрасте
занимались такие ученые, как Акатов Л.И. [1], Алексеева М.М.[2], Варенова
Т.В.[9], Васильева В.С.[10], Веденина М.Ю.[11], Корвякова Н.Ф.[20], Крайг
Г.[21] Левина Р.Е.[23], Леонтьев АА.[26], Лисина М.И.[28], Лори Фрост [45],
Нуриева Л.Г.[35], Стивен фон Течнер[42], Шипицына Л.М[49], Шаповалова
О.Е.[48]
По мнению большинства исследователей, коммуникация - это
сложный многокомпонентный феномен, который показывает успешность
включения человека в социум и одновременно является условием освоения
социального окружения.
В повседневной жизни ребенка с нормой развития, и ребенка с
интеллектуальными нарушениями, коммуникативные навыки занимают
особое место. Благодаря коммуникативным навыкам у ребенка появляется
возможность самопрезентации. Кроме того, информативно-коммуникативная
функция является основой организации любого учебного процесса, который,
как известно, начинается с первых месяцев жизни. Однако коммуникативные
навыки детей с интеллектуальными нарушениями остаются еще
малоизученными. В данной области можно отметить работы В. Г. Петровой
[36], Л.С. Выготского [5], Р.Д. Тригер [44], Л.З. Давидович и Г.В. Гуровец
[15].5
Главными и ведущими неблагоприятными факторами для детей с
нарушениями интеллекта оказываются их слабая любознательность
(ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая
восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные навыки развиваются
у детей с нарушениями интеллекта крайне медленно, неравномерно и
неполноценно. Проблема развития коммуникативных навыков детей с
интеллектуальными нарушениями представляет высокий интерес для
коррекционной психологии и педагогики, поскольку процесс общения при
нарушениях интеллекта характеризуется качественным своеобразием в
зависимости от структуры и глубины дефекта. Исследования в области
специальной психологии и логопедии показали, что наличие
интеллектуального недоразвития негативным образом сказывается на
развитии коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными
нарушениями. Также данное нарушение приводит к существенным
недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в
установлении полноценных контактов с ними.
Специфические особенности развития подростков с нарушениями
интеллекта заметно ограничивают для них возможности общения, в
частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие
коммуникативных навыков. На сегодняшний день отсутствуют готовые
программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта. Все, вышеуказанное, определило актуальность
темы нашего исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий,
направленных на формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации.
Объект исследования – коммуникативные навыки лиц с нарушениями
интеллекта.6
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных
навыков у лиц с нарушениями интеллекта средствами метода
дополнительной коммуникации.
Гипотеза исследования. При интеллектуальной недостаточности
отмечаются отклонения в коммуникативном поведении от общепризнанных
норм и правил, что негативным образом сказывается коммуникативных
навыках. Формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод
дополнительной коммуникации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблемам коммуникации лиц с нарушениями интеллекта.
2. Подобрать методы исследования по выявлению сформированности
коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта.
3. Провести диагностическое исследование коммуникативных навыков
у подростков с нарушениями интеллекта на констатирующем этапе
эксперимента.
4. Разработать и апробировать программу коррекционных занятий,
направленную на формирование коммуникативных навыков у подростков с
умственной отсталостью с использованием метода дополнительной
коммуникации.
5. Оценить эффективность программы коррекционных занятий с
использованием метода дополнительной коммуникации и сформулировать
выводы.
Методологическую основу исследования составили положения о
социальном и коммуникативном развитии детей и подростков в условиях
онтогенеза и дизонтогенеза (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С.
Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова); положение о7
дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, А.И. Чугунова,
Е.Заварзина-Мэмми).
Методы исследования: изучение медицинской и психолого -
педагогической литературы, констатирующий и контрольный эксперименты,
тестирование (метод экспертной оценки коммуникативного развития
ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных
коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой;
методика «Рукавички» Г.А. Цукерман); качественный и количественный
анализ полученных результатов (критерий Фишера).
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке и
апробации программы коррекционно-логопедический занятий по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью
умственной отсталости посредством метода дополнительной коммуникации,
т.к. имеются потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы, а правильно организованный психолого-педагогический
процесс, учитывающий психофизические и речевые особенности детей,
будет способствовать более успешному овладению навыками коммуникации.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены
на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского
федерального университета (Казань, 2018); на V Международной
конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном
сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018);
Международной студенческой научно-практической конференции
«Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2018);
VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых
ученых «Мир без границ» (Ставрополь, 2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Контрольный эксперимент, цель которого заключалась в выявлении количественных и качественных изменений в использовании коммуникативных навыков у учеников 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости после проведения коррекционно-логопедической работы показал положительную динамику.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с разработанной программой с помощью применения метода дополнительной коммуникации. Метод дополнительной коммуникации, а именно, картинки-символы использовался в затруднительных коммуникативных ситуациях. Лица с нарушениями интеллекта отличаются безынициативностью в своих действиях, а предлагаемый нами способ помогал им научиться быть инициаторами беседы. В ответах на вопросы собеседника школьники также пользовались картинками, сопоставляя их с соответствующим словом и применяя его в процессе коммуникации. С использованием метода дополнительной коммуникации учащиеся стали более активными, уровень их мотивации увеличился, приобрели уверенность в себе во время общения с собеседником, коммуникативные навыки улучшились.
Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод об эффективности коррекционно-логопедической работы с применением техники дополнительной коммуникации. Количественно и качественно показатели группы испытуемых изменились в лучшую сторону. Большая часть подростков с низким уровнем коммуникативного развития достигли среднего уровня. Гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтвердилась.
Речь является одним из главных компонентов становления личности. Посредством вербальной коммуникации человек обменивается информацией с собеседником, познает окружающую действительность, приобретает новые личностные качества.
Коммуникативные навыки лиц с нарушениями интеллекта заметно отличаются. Помимо нарушений просодических компонентов речи, отмечаются безынициативность в процессе коммуникации, многочисленные аграмматизмы, скудный словарный запас, трудности удержания информации в памяти в процессе беседы. Недостаточность эмоционально-волевой сферы проявляется в виде частой импульсивности, возбудимости, неадекватной оценки действий окружающих, резкой и необоснованной смены настроений. Все это препятствует полноценному формированию навыков коммуникации.
В нашем исследовании мы предположили, что успешному формированию коммуникативных навыков поспособствует применение метода дополнительной коммуникации в процессе специально
организованной коррекционно-логопедической работы. Диагностическая работа проводилась с использованием трех методик: метод экспертной
оценки коммуникативного развития ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой; методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Был проведен констатирующий эксперимент, по итогам которого выявили низкий уровень развития коммуникативных навыков у учащихся 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости. По окончании целенаправленной коррекционно-логопедической работы результаты испытуемых заметно улучшились. Большая часть участников контрольного эксперимента достигли среднего уровня развития коммуникативных навыков. Учащиеся стали более инициативными, уверенными в ситуациях общения, преодолели имеющиеся коммуникативные барьеры, научились слышать и слушать друг друга.
Положительная динамика сформированности коммуникативных навыков позволяет нам считать, что цели исследования достигнуты, задачи решены, а гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтверждена.




1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб.пособие для логопедов и психологов /Л.И. Акатов. - М.: Академия, 2003.-123с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. -159с.
3. Амасьянц, Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России,
2009. - 320 с.
4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст]: учеб.пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2011. - с.72 - 75.
5. Андреева, К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / К. А. Андреева // Молодой ученый. -
2014. - №2. - С. 715-718.
6. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата психол. наук / И.С. Багдасарьян. - М.: Просвещение, 2000. - 17с.
7. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Текст] / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 3. - С. 97-107.
8. Борисова, Е.С. Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / Е.С. Борисова // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 382-385.
9. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика [Текст]: учебно
методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа» / Т.В. Варенова. - М.: ГИУСТБГУ, 2007. - 112 с.
10. Васильева, Е.С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей [Текст] / Е.С. Васильева // Дефектология. - 2006. - №5. - С. 41-45.
11. Веденина, М.Ю. Опыт использования облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом [Текст] / М.Ю. Веденина, И.А. Костин // Дефектология - 2003. - № 6. - С. 21-27.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст]: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос , 2001. - 160 с.
13. Виноградова, А.В. Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников [Текст] / А.В. Виноградова // Проблемы математического образования. - 2015. - №6. - С.46-50.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учеб.пособие для педагогов и родителей / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
15. Гуровец, Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией [Текст]: учеб.пособие / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович. - М.: Владос, 2010. - 374с.
16.Заварзина-Мэмми, Е. Приключения другого мальчика [Текст]: кн.для педагогов / Е. Заварзина-Мэмми. - М.: АСТ, 2014. - 345 с.
17.Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб.пособие для вузов / Л.В. Занков. - М.:Астрель, 2012. - 64с.
18.Защиринская, О.В. Невербальная коммуникация лиц с умственной отсталостью: теоретический абрис проблемы с позиции когнитивноповеденческого подхода [Текст] / О.В. Защиринская // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 6. - С. 2-5.
19. Карпенкова, И.В. Применение метода Facilitated Communication при обучении детей с РАС письменной коммуникации с использованием компьютера [Текст] / И.В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - № 1. - С. 15-28.
20. Корвякова, Н. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями [Текст] / Н.Ф. Корвякова // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. - 2000. - № 4. - С. 48-54.
21. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб.пособие по психологии развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - М.: СПб.Питер, 2005. - 940 с.
22. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
23. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - № 2. - С. 120-122.
24. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]: учеб.пособие по курсу психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 287с.
25. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2010. - 365с.
26. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 214с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2011. - 383с.
28. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986.— 144 с.
29. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / М.И. Лисина. - М.: СПб.Питер, 2011. - 320с.
30. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен.степени кандидата пед. Наук / Л.Я. Лозован. - М.: Просвещение, 2011. - 181с.
31. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст]: методическое пособие для учителя-дефектолога / М.И. Лынская, С.Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2012. - 102с.
32. Макатон. Основной словарь. Символы [Текст]: словарь / Т.А. Бондарь. - М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014. - 311с.
33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 200с.
34. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / В.Н. Мясищев. - М.: Модэк, 2011. - 267с.
35. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст]: метод.разработки / Л.Г. Нуриева - М.: Теревинф, 2008. - 160с.
36. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых детей [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2012. - 160с.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]. - М.: Приор, 2014. - № 1599.
38. Самохвалова, А.Г. Психолого-педагогические основы коммуникативного развития младших школьников [Текст]: учебнометодическое пособие / А.Г. Самохвалова, О.Д. Чугунова. - М.: Знание России, 2001. - 432с.
39. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений [Текст] / О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 2. - С. 21-22.
40. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учебник для пед.вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2012. - 343с.
41. Соленова, О.И. Особенности развития социально -коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий [Текст] / О.И. Соленова // Альманах педагога. -
2017. - № 2. - С. 1-5.
42. Стивен фон Течнер. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию [Текст]: учеб.пособие / С.фон Течнер, Х.Мартинсен. - М.: Теревинф, 2017. - 432с.
43. Твардовская, А.А. Технологии формирования коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в условиях инклюзивной практики [Текст] /А.А.Твардовская // Сб. материалов второй международной научно - практической конференции "Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования", Казань, 20-21 марта 2014г. - Казань: Изд - во "Познание,
2014. - с. 540 - 543.
44. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: кн.для педагогов / Р.Д. Тригер. - М.: Академия развития, 2008. - 128с.
45. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст]: метод.руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. - М.: Теревинф, 2011. - 416с.
46.Чугунова, А.И. Использование средств дополнительной коммуникации в лекотеке [Текст] / А.И. Чугунова // Сб. тезисов участников Городской
научно-практической конференции. Инновационные технологии в лекотеках. - М.: МГППУ, 2012. - с. 169-172.
47.Чуфаровский, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности [Текст]: кн.для практических психологов / Ю.В. Чуфаровский. - М.: МЗ-Пресс, 2012. - 232 с.
48. Шаповалова, О.Е. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников [Текст] / О.Е. Шаповалова, Е.О. Пушкина // Казанская наука. 2014. - № 6. - С.222-224.
49. Шипицына, Л.М. Когнитивные особенности невербальной
коммуникации умственно отсталых детей [Текст]: монография / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - М.: СПб: НОУ «Институт
специальной педагогики и психологии», 2010. - 97с.
50. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: метод. сборник городской общественной организации инвалидов «Общество «Даун синдром» / Е.А. Штягинова. - М.: Владос, 2012. - с. 7-9.
51. Augmentative and Alternative Communication (AAC). Guideline for speech pathologists who support people with a disability, 2014.
52. Baker, K. 200 a day the easy way: Putting it into practice. 12 Perspectives on Augmentative and Alternative Communication / K.Baker, D. Carrillo, F. Stanton, 2012, p.125-133.
53. Balandin, S. Message from the president / S. Balandin, 2002, p.2.
54. Beukelman, D.R. Augmentative and alternative communication:
Management of severe communication disorders in children and adults /
D. R. Beukelman, P. Mirenda, 2005, p.32-39.
55. Biklen, D. Communication unbound: Autism and praxis. Harvard Educational Review / D. Biklen, 1990, p.291-314.
56. Blackstone, S. Speech problems in multihandicapped children / S. Blackstone, M. Painter, J.Darby. Speech and language evaluation in neurology: Childhood disorders, 1985, p.219-242.
57.Iacono, T. Experiences of adults with complex communication needs receiving and using low tech AAC: An Australian Context / T. Iacono, K. Lyon, D. West,& H. Johnson. Disability and Rehabilitation: Assistive Technology, 2013, 8(5), p. 392-401.
58. Crossley, R. Facilitated Communication Traning, Teachers College Press /
R. Crossley, NY, 1994. 150p.
59. Lawrence, R. Trusted guide to mental and emotional health / R. Lawrence,
S. Jeanne, Ph. D., and M. Smith, 2018, p.1-9.
60. Llaneza, S.D. Communication, interventions, and scienific advances in autism. Physiology and Behavior / S.D. Llaneza, S.V. DeLuke, M. Batista, M. Crawley, K. Christodulu, & C. Frye, 2010,100(3), p. 268-276.
61.Schhillingsburg, V.B. Teaching children with autism to request information. Researchh in Autism Spectrum Disorders / V.B. Schhillingsburg, A.L. Valentino, C.N. Bowen, D. Bradley & D. Zavatkay, 2011, 5(1), p. 670-679. 62.Speech Pathology Australia. Augmentative and Alternative Communication Clinical Guideline In The Speech Pathology Association of Australia Ltd (Ed.), Clinical Guidelines, 2012. 

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ