ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения коммуникации лиц с нарушениями интеллекта 9
1.1 Представления о коммуникативной деятельности 9
1.2 Особенности коммуникативных навыков у лиц с нарушениями
интеллекта 13
1.3 Использование метода дополнительной коммуникации в работе с лицами
с нарушениями интеллекта 19
Выводы по главе 1 26
Глава II. Изучение коммуникации лиц с лёгкой степенью умственной отсталости 27
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по главе II 41
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у лиц с нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации в условиях образовательной организации 42
3.1 Описание программы коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 42
3.2 Оценка результатов коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 49
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения
Глава I. Теоретические основы изучения коммуникации лиц с нарушениями интеллекта 9
1.1 Представления о коммуникативной деятельности 9
1.2 Особенности коммуникативных навыков у лиц с нарушениями
интеллекта 13
1.3 Использование метода дополнительной коммуникации в работе с лицами
с нарушениями интеллекта 19
Выводы по главе 1 26
Глава II. Изучение коммуникации лиц с лёгкой степенью умственной отсталости 27
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по главе II 41
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у лиц с нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации в условиях образовательной организации 42
3.1 Описание программы коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 42
3.2 Оценка результатов коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 49
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения
Актуальность исследования. Возможность общения - это то, что
многие из нас считают само собой разумеющимся. Говорение и понимание,
чтение и письмо - это навыки, которые большинством из нас используются
каждый день. Мы общаемся, чтобы выразить свои чувства, мысли и мнения,
задавать вопросы и обмениваться информацией. Мы делаем это с большим
количеством людей и по разным причинам. Общение является основой
большей части нашей жизни и базой для культурного развития человечества.
Вопросами развития и становления коммуникации в детском возрасте
занимались такие ученые, как Акатов Л.И. [1], Алексеева М.М.[2], Варенова
Т.В.[9], Васильева В.С.[10], Веденина М.Ю.[11], Корвякова Н.Ф.[20], Крайг
Г.[21] Левина Р.Е.[23], Леонтьев АА.[26], Лисина М.И.[28], Лори Фрост [45],
Нуриева Л.Г.[35], Стивен фон Течнер[42], Шипицына Л.М[49], Шаповалова
О.Е.[48]
По мнению большинства исследователей, коммуникация - это
сложный многокомпонентный феномен, который показывает успешность
включения человека в социум и одновременно является условием освоения
социального окружения.
В повседневной жизни ребенка с нормой развития, и ребенка с
интеллектуальными нарушениями, коммуникативные навыки занимают
особое место. Благодаря коммуникативным навыкам у ребенка появляется
возможность самопрезентации. Кроме того, информативно-коммуникативная
функция является основой организации любого учебного процесса, который,
как известно, начинается с первых месяцев жизни. Однако коммуникативные
навыки детей с интеллектуальными нарушениями остаются еще
малоизученными. В данной области можно отметить работы В. Г. Петровой
[36], Л.С. Выготского [5], Р.Д. Тригер [44], Л.З. Давидович и Г.В. Гуровец
[15].5
Главными и ведущими неблагоприятными факторами для детей с
нарушениями интеллекта оказываются их слабая любознательность
(ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая
восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные навыки развиваются
у детей с нарушениями интеллекта крайне медленно, неравномерно и
неполноценно. Проблема развития коммуникативных навыков детей с
интеллектуальными нарушениями представляет высокий интерес для
коррекционной психологии и педагогики, поскольку процесс общения при
нарушениях интеллекта характеризуется качественным своеобразием в
зависимости от структуры и глубины дефекта. Исследования в области
специальной психологии и логопедии показали, что наличие
интеллектуального недоразвития негативным образом сказывается на
развитии коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными
нарушениями. Также данное нарушение приводит к существенным
недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в
установлении полноценных контактов с ними.
Специфические особенности развития подростков с нарушениями
интеллекта заметно ограничивают для них возможности общения, в
частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие
коммуникативных навыков. На сегодняшний день отсутствуют готовые
программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта. Все, вышеуказанное, определило актуальность
темы нашего исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий,
направленных на формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации.
Объект исследования – коммуникативные навыки лиц с нарушениями
интеллекта.6
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных
навыков у лиц с нарушениями интеллекта средствами метода
дополнительной коммуникации.
Гипотеза исследования. При интеллектуальной недостаточности
отмечаются отклонения в коммуникативном поведении от общепризнанных
норм и правил, что негативным образом сказывается коммуникативных
навыках. Формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод
дополнительной коммуникации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблемам коммуникации лиц с нарушениями интеллекта.
2. Подобрать методы исследования по выявлению сформированности
коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта.
3. Провести диагностическое исследование коммуникативных навыков
у подростков с нарушениями интеллекта на констатирующем этапе
эксперимента.
4. Разработать и апробировать программу коррекционных занятий,
направленную на формирование коммуникативных навыков у подростков с
умственной отсталостью с использованием метода дополнительной
коммуникации.
5. Оценить эффективность программы коррекционных занятий с
использованием метода дополнительной коммуникации и сформулировать
выводы.
Методологическую основу исследования составили положения о
социальном и коммуникативном развитии детей и подростков в условиях
онтогенеза и дизонтогенеза (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С.
Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова); положение о7
дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, А.И. Чугунова,
Е.Заварзина-Мэмми).
Методы исследования: изучение медицинской и психолого -
педагогической литературы, констатирующий и контрольный эксперименты,
тестирование (метод экспертной оценки коммуникативного развития
ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных
коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой;
методика «Рукавички» Г.А. Цукерман); качественный и количественный
анализ полученных результатов (критерий Фишера).
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке и
апробации программы коррекционно-логопедический занятий по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью
умственной отсталости посредством метода дополнительной коммуникации,
т.к. имеются потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы, а правильно организованный психолого-педагогический
процесс, учитывающий психофизические и речевые особенности детей,
будет способствовать более успешному овладению навыками коммуникации.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены
на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского
федерального университета (Казань, 2018); на V Международной
конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном
сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018);
Международной студенческой научно-практической конференции
«Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2018);
VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых
ученых «Мир без границ» (Ставрополь, 2017).
многие из нас считают само собой разумеющимся. Говорение и понимание,
чтение и письмо - это навыки, которые большинством из нас используются
каждый день. Мы общаемся, чтобы выразить свои чувства, мысли и мнения,
задавать вопросы и обмениваться информацией. Мы делаем это с большим
количеством людей и по разным причинам. Общение является основой
большей части нашей жизни и базой для культурного развития человечества.
Вопросами развития и становления коммуникации в детском возрасте
занимались такие ученые, как Акатов Л.И. [1], Алексеева М.М.[2], Варенова
Т.В.[9], Васильева В.С.[10], Веденина М.Ю.[11], Корвякова Н.Ф.[20], Крайг
Г.[21] Левина Р.Е.[23], Леонтьев АА.[26], Лисина М.И.[28], Лори Фрост [45],
Нуриева Л.Г.[35], Стивен фон Течнер[42], Шипицына Л.М[49], Шаповалова
О.Е.[48]
По мнению большинства исследователей, коммуникация - это
сложный многокомпонентный феномен, который показывает успешность
включения человека в социум и одновременно является условием освоения
социального окружения.
В повседневной жизни ребенка с нормой развития, и ребенка с
интеллектуальными нарушениями, коммуникативные навыки занимают
особое место. Благодаря коммуникативным навыкам у ребенка появляется
возможность самопрезентации. Кроме того, информативно-коммуникативная
функция является основой организации любого учебного процесса, который,
как известно, начинается с первых месяцев жизни. Однако коммуникативные
навыки детей с интеллектуальными нарушениями остаются еще
малоизученными. В данной области можно отметить работы В. Г. Петровой
[36], Л.С. Выготского [5], Р.Д. Тригер [44], Л.З. Давидович и Г.В. Гуровец
[15].5
Главными и ведущими неблагоприятными факторами для детей с
нарушениями интеллекта оказываются их слабая любознательность
(ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая
восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные навыки развиваются
у детей с нарушениями интеллекта крайне медленно, неравномерно и
неполноценно. Проблема развития коммуникативных навыков детей с
интеллектуальными нарушениями представляет высокий интерес для
коррекционной психологии и педагогики, поскольку процесс общения при
нарушениях интеллекта характеризуется качественным своеобразием в
зависимости от структуры и глубины дефекта. Исследования в области
специальной психологии и логопедии показали, что наличие
интеллектуального недоразвития негативным образом сказывается на
развитии коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными
нарушениями. Также данное нарушение приводит к существенным
недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в
установлении полноценных контактов с ними.
Специфические особенности развития подростков с нарушениями
интеллекта заметно ограничивают для них возможности общения, в
частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие
коммуникативных навыков. На сегодняшний день отсутствуют готовые
программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта. Все, вышеуказанное, определило актуальность
темы нашего исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий,
направленных на формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации.
Объект исследования – коммуникативные навыки лиц с нарушениями
интеллекта.6
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных
навыков у лиц с нарушениями интеллекта средствами метода
дополнительной коммуникации.
Гипотеза исследования. При интеллектуальной недостаточности
отмечаются отклонения в коммуникативном поведении от общепризнанных
норм и правил, что негативным образом сказывается коммуникативных
навыках. Формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод
дополнительной коммуникации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблемам коммуникации лиц с нарушениями интеллекта.
2. Подобрать методы исследования по выявлению сформированности
коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта.
3. Провести диагностическое исследование коммуникативных навыков
у подростков с нарушениями интеллекта на констатирующем этапе
эксперимента.
4. Разработать и апробировать программу коррекционных занятий,
направленную на формирование коммуникативных навыков у подростков с
умственной отсталостью с использованием метода дополнительной
коммуникации.
5. Оценить эффективность программы коррекционных занятий с
использованием метода дополнительной коммуникации и сформулировать
выводы.
Методологическую основу исследования составили положения о
социальном и коммуникативном развитии детей и подростков в условиях
онтогенеза и дизонтогенеза (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С.
Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова); положение о7
дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, А.И. Чугунова,
Е.Заварзина-Мэмми).
Методы исследования: изучение медицинской и психолого -
педагогической литературы, констатирующий и контрольный эксперименты,
тестирование (метод экспертной оценки коммуникативного развития
ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных
коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой;
методика «Рукавички» Г.А. Цукерман); качественный и количественный
анализ полученных результатов (критерий Фишера).
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке и
апробации программы коррекционно-логопедический занятий по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью
умственной отсталости посредством метода дополнительной коммуникации,
т.к. имеются потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы, а правильно организованный психолого-педагогический
процесс, учитывающий психофизические и речевые особенности детей,
будет способствовать более успешному овладению навыками коммуникации.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены
на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского
федерального университета (Казань, 2018); на V Международной
конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном
сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018);
Международной студенческой научно-практической конференции
«Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2018);
VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых
ученых «Мир без границ» (Ставрополь, 2017).
Контрольный эксперимент, цель которого заключалась в выявлении количественных и качественных изменений в использовании коммуникативных навыков у учеников 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости после проведения коррекционно-логопедической работы показал положительную динамику.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с разработанной программой с помощью применения метода дополнительной коммуникации. Метод дополнительной коммуникации, а именно, картинки-символы использовался в затруднительных коммуникативных ситуациях. Лица с нарушениями интеллекта отличаются безынициативностью в своих действиях, а предлагаемый нами способ помогал им научиться быть инициаторами беседы. В ответах на вопросы собеседника школьники также пользовались картинками, сопоставляя их с соответствующим словом и применяя его в процессе коммуникации. С использованием метода дополнительной коммуникации учащиеся стали более активными, уровень их мотивации увеличился, приобрели уверенность в себе во время общения с собеседником, коммуникативные навыки улучшились.
Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод об эффективности коррекционно-логопедической работы с применением техники дополнительной коммуникации. Количественно и качественно показатели группы испытуемых изменились в лучшую сторону. Большая часть подростков с низким уровнем коммуникативного развития достигли среднего уровня. Гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтвердилась.
Речь является одним из главных компонентов становления личности. Посредством вербальной коммуникации человек обменивается информацией с собеседником, познает окружающую действительность, приобретает новые личностные качества.
Коммуникативные навыки лиц с нарушениями интеллекта заметно отличаются. Помимо нарушений просодических компонентов речи, отмечаются безынициативность в процессе коммуникации, многочисленные аграмматизмы, скудный словарный запас, трудности удержания информации в памяти в процессе беседы. Недостаточность эмоционально-волевой сферы проявляется в виде частой импульсивности, возбудимости, неадекватной оценки действий окружающих, резкой и необоснованной смены настроений. Все это препятствует полноценному формированию навыков коммуникации.
В нашем исследовании мы предположили, что успешному формированию коммуникативных навыков поспособствует применение метода дополнительной коммуникации в процессе специально
организованной коррекционно-логопедической работы. Диагностическая работа проводилась с использованием трех методик: метод экспертной
оценки коммуникативного развития ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой; методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Был проведен констатирующий эксперимент, по итогам которого выявили низкий уровень развития коммуникативных навыков у учащихся 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости. По окончании целенаправленной коррекционно-логопедической работы результаты испытуемых заметно улучшились. Большая часть участников контрольного эксперимента достигли среднего уровня развития коммуникативных навыков. Учащиеся стали более инициативными, уверенными в ситуациях общения, преодолели имеющиеся коммуникативные барьеры, научились слышать и слушать друг друга.
Положительная динамика сформированности коммуникативных навыков позволяет нам считать, что цели исследования достигнуты, задачи решены, а гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтверждена.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с разработанной программой с помощью применения метода дополнительной коммуникации. Метод дополнительной коммуникации, а именно, картинки-символы использовался в затруднительных коммуникативных ситуациях. Лица с нарушениями интеллекта отличаются безынициативностью в своих действиях, а предлагаемый нами способ помогал им научиться быть инициаторами беседы. В ответах на вопросы собеседника школьники также пользовались картинками, сопоставляя их с соответствующим словом и применяя его в процессе коммуникации. С использованием метода дополнительной коммуникации учащиеся стали более активными, уровень их мотивации увеличился, приобрели уверенность в себе во время общения с собеседником, коммуникативные навыки улучшились.
Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод об эффективности коррекционно-логопедической работы с применением техники дополнительной коммуникации. Количественно и качественно показатели группы испытуемых изменились в лучшую сторону. Большая часть подростков с низким уровнем коммуникативного развития достигли среднего уровня. Гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтвердилась.
Речь является одним из главных компонентов становления личности. Посредством вербальной коммуникации человек обменивается информацией с собеседником, познает окружающую действительность, приобретает новые личностные качества.
Коммуникативные навыки лиц с нарушениями интеллекта заметно отличаются. Помимо нарушений просодических компонентов речи, отмечаются безынициативность в процессе коммуникации, многочисленные аграмматизмы, скудный словарный запас, трудности удержания информации в памяти в процессе беседы. Недостаточность эмоционально-волевой сферы проявляется в виде частой импульсивности, возбудимости, неадекватной оценки действий окружающих, резкой и необоснованной смены настроений. Все это препятствует полноценному формированию навыков коммуникации.
В нашем исследовании мы предположили, что успешному формированию коммуникативных навыков поспособствует применение метода дополнительной коммуникации в процессе специально
организованной коррекционно-логопедической работы. Диагностическая работа проводилась с использованием трех методик: метод экспертной
оценки коммуникативного развития ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой; методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Был проведен констатирующий эксперимент, по итогам которого выявили низкий уровень развития коммуникативных навыков у учащихся 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости. По окончании целенаправленной коррекционно-логопедической работы результаты испытуемых заметно улучшились. Большая часть участников контрольного эксперимента достигли среднего уровня развития коммуникативных навыков. Учащиеся стали более инициативными, уверенными в ситуациях общения, преодолели имеющиеся коммуникативные барьеры, научились слышать и слушать друг друга.
Положительная динамика сформированности коммуникативных навыков позволяет нам считать, что цели исследования достигнуты, задачи решены, а гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтверждена.
Подобные работы
- Особенности коммуникативных навыков у лиц юношеского возраста с нарушением слуха
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Программа психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



