Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения коммуникации лиц с нарушениями интеллекта 9
1.1 Представления о коммуникативной деятельности 9
1.2 Особенности коммуникативных навыков у лиц с нарушениями
интеллекта 13
1.3 Использование метода дополнительной коммуникации в работе с лицами
с нарушениями интеллекта 19
Выводы по главе 1 26
Глава II. Изучение коммуникации лиц с лёгкой степенью умственной отсталости 27
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по главе II 41
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у лиц с нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации в условиях образовательной организации 42
3.1 Описание программы коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 42
3.2 Оценка результатов коррекционно-логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью умственной отсталости с применением метода дополнительной коммуникации 49
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения
Актуальность исследования. Возможность общения - это то, что
многие из нас считают само собой разумеющимся. Говорение и понимание,
чтение и письмо - это навыки, которые большинством из нас используются
каждый день. Мы общаемся, чтобы выразить свои чувства, мысли и мнения,
задавать вопросы и обмениваться информацией. Мы делаем это с большим
количеством людей и по разным причинам. Общение является основой
большей части нашей жизни и базой для культурного развития человечества.
Вопросами развития и становления коммуникации в детском возрасте
занимались такие ученые, как Акатов Л.И. [1], Алексеева М.М.[2], Варенова
Т.В.[9], Васильева В.С.[10], Веденина М.Ю.[11], Корвякова Н.Ф.[20], Крайг
Г.[21] Левина Р.Е.[23], Леонтьев АА.[26], Лисина М.И.[28], Лори Фрост [45],
Нуриева Л.Г.[35], Стивен фон Течнер[42], Шипицына Л.М[49], Шаповалова
О.Е.[48]
По мнению большинства исследователей, коммуникация - это
сложный многокомпонентный феномен, который показывает успешность
включения человека в социум и одновременно является условием освоения
социального окружения.
В повседневной жизни ребенка с нормой развития, и ребенка с
интеллектуальными нарушениями, коммуникативные навыки занимают
особое место. Благодаря коммуникативным навыкам у ребенка появляется
возможность самопрезентации. Кроме того, информативно-коммуникативная
функция является основой организации любого учебного процесса, который,
как известно, начинается с первых месяцев жизни. Однако коммуникативные
навыки детей с интеллектуальными нарушениями остаются еще
малоизученными. В данной области можно отметить работы В. Г. Петровой
[36], Л.С. Выготского [5], Р.Д. Тригер [44], Л.З. Давидович и Г.В. Гуровец
[15].5
Главными и ведущими неблагоприятными факторами для детей с
нарушениями интеллекта оказываются их слабая любознательность
(ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость, плохая
восприимчивость к новому. Поэтому коммуникативные навыки развиваются
у детей с нарушениями интеллекта крайне медленно, неравномерно и
неполноценно. Проблема развития коммуникативных навыков детей с
интеллектуальными нарушениями представляет высокий интерес для
коррекционной психологии и педагогики, поскольку процесс общения при
нарушениях интеллекта характеризуется качественным своеобразием в
зависимости от структуры и глубины дефекта. Исследования в области
специальной психологии и логопедии показали, что наличие
интеллектуального недоразвития негативным образом сказывается на
развитии коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными
нарушениями. Также данное нарушение приводит к существенным
недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в
установлении полноценных контактов с ними.
Специфические особенности развития подростков с нарушениями
интеллекта заметно ограничивают для них возможности общения, в
частности - спонтанное формирование речевых умений и развитие
коммуникативных навыков. На сегодняшний день отсутствуют готовые
программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта. Все, вышеуказанное, определило актуальность
темы нашего исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий,
направленных на формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта с помощью метода дополнительной коммуникации.
Объект исследования – коммуникативные навыки лиц с нарушениями
интеллекта.6
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных
навыков у лиц с нарушениями интеллекта средствами метода
дополнительной коммуникации.
Гипотеза исследования. При интеллектуальной недостаточности
отмечаются отклонения в коммуникативном поведении от общепризнанных
норм и правил, что негативным образом сказывается коммуникативных
навыках. Формирование коммуникативных навыков у подростков с
нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод
дополнительной коммуникации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблемам коммуникации лиц с нарушениями интеллекта.
2. Подобрать методы исследования по выявлению сформированности
коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта.
3. Провести диагностическое исследование коммуникативных навыков
у подростков с нарушениями интеллекта на констатирующем этапе
эксперимента.
4. Разработать и апробировать программу коррекционных занятий,
направленную на формирование коммуникативных навыков у подростков с
умственной отсталостью с использованием метода дополнительной
коммуникации.
5. Оценить эффективность программы коррекционных занятий с
использованием метода дополнительной коммуникации и сформулировать
выводы.
Методологическую основу исследования составили положения о
социальном и коммуникативном развитии детей и подростков в условиях
онтогенеза и дизонтогенеза (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С.
Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова); положение о7
дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, А.И. Чугунова,
Е.Заварзина-Мэмми).
Методы исследования: изучение медицинской и психолого -
педагогической литературы, констатирующий и контрольный эксперименты,
тестирование (метод экспертной оценки коммуникативного развития
ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных
коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой;
методика «Рукавички» Г.А. Цукерман); качественный и количественный
анализ полученных результатов (критерий Фишера).
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке и
апробации программы коррекционно-логопедический занятий по
формированию коммуникативных навыков у школьников с легкой степенью
умственной отсталости посредством метода дополнительной коммуникации,
т.к. имеются потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы, а правильно организованный психолого-педагогический
процесс, учитывающий психофизические и речевые особенности детей,
будет способствовать более успешному овладению навыками коммуникации.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены
на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского
федерального университета (Казань, 2018); на V Международной
конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном
сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018);
Международной студенческой научно-практической конференции
«Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Белоруссия, 2018);
VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых
ученых «Мир без границ» (Ставрополь, 2017).
Контрольный эксперимент, цель которого заключалась в выявлении количественных и качественных изменений в использовании коммуникативных навыков у учеников 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости после проведения коррекционно-логопедической работы показал положительную динамику.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с разработанной программой с помощью применения метода дополнительной коммуникации. Метод дополнительной коммуникации, а именно, картинки-символы использовался в затруднительных коммуникативных ситуациях. Лица с нарушениями интеллекта отличаются безынициативностью в своих действиях, а предлагаемый нами способ помогал им научиться быть инициаторами беседы. В ответах на вопросы собеседника школьники также пользовались картинками, сопоставляя их с соответствующим словом и применяя его в процессе коммуникации. С использованием метода дополнительной коммуникации учащиеся стали более активными, уровень их мотивации увеличился, приобрели уверенность в себе во время общения с собеседником, коммуникативные навыки улучшились.
Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод об эффективности коррекционно-логопедической работы с применением техники дополнительной коммуникации. Количественно и качественно показатели группы испытуемых изменились в лучшую сторону. Большая часть подростков с низким уровнем коммуникативного развития достигли среднего уровня. Гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтвердилась.
Речь является одним из главных компонентов становления личности. Посредством вербальной коммуникации человек обменивается информацией с собеседником, познает окружающую действительность, приобретает новые личностные качества.
Коммуникативные навыки лиц с нарушениями интеллекта заметно отличаются. Помимо нарушений просодических компонентов речи, отмечаются безынициативность в процессе коммуникации, многочисленные аграмматизмы, скудный словарный запас, трудности удержания информации в памяти в процессе беседы. Недостаточность эмоционально-волевой сферы проявляется в виде частой импульсивности, возбудимости, неадекватной оценки действий окружающих, резкой и необоснованной смены настроений. Все это препятствует полноценному формированию навыков коммуникации.
В нашем исследовании мы предположили, что успешному формированию коммуникативных навыков поспособствует применение метода дополнительной коммуникации в процессе специально
организованной коррекционно-логопедической работы. Диагностическая работа проводилась с использованием трех методик: метод экспертной
оценки коммуникативного развития ребенка, предложенный А.Г. Самохваловой; методика выявления вербальных коммуникативных трудностей ребенка, разработанная А.Г. Самохваловой; методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Был проведен констатирующий эксперимент, по итогам которого выявили низкий уровень развития коммуникативных навыков у учащихся 6-7 классов с легкой степенью умственной отсталости. По окончании целенаправленной коррекционно-логопедической работы результаты испытуемых заметно улучшились. Большая часть участников контрольного эксперимента достигли среднего уровня развития коммуникативных навыков. Учащиеся стали более инициативными, уверенными в ситуациях общения, преодолели имеющиеся коммуникативные барьеры, научились слышать и слушать друг друга.
Положительная динамика сформированности коммуникативных навыков позволяет нам считать, что цели исследования достигнуты, задачи решены, а гипотеза о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушениями интеллекта будет эффективным, если использовать метод дополнительной коммуникации подтверждена.
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб.пособие для логопедов и психологов /Л.И. Акатов. - М.: Академия, 2003.-123с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. -159с.
3. Амасьянц, Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России,
2009. - 320 с.
4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст]: учеб.пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2011. - с.72 - 75.
5. Андреева, К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / К. А. Андреева // Молодой ученый. -
2014. - №2. - С. 715-718.
6. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата психол. наук / И.С. Багдасарьян. - М.: Просвещение, 2000. - 17с.
7. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Текст] / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 3. - С. 97-107.
8. Борисова, Е.С. Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / Е.С. Борисова // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 382-385.
9. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика [Текст]: учебно
методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа» / Т.В. Варенова. - М.: ГИУСТБГУ, 2007. - 112 с.
10. Васильева, Е.С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей [Текст] / Е.С. Васильева // Дефектология. - 2006. - №5. - С. 41-45.
11. Веденина, М.Ю. Опыт использования облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом [Текст] / М.Ю. Веденина, И.А. Костин // Дефектология - 2003. - № 6. - С. 21-27.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст]: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос , 2001. - 160 с.
13. Виноградова, А.В. Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников [Текст] / А.В. Виноградова // Проблемы математического образования. - 2015. - №6. - С.46-50.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учеб.пособие для педагогов и родителей / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
15. Гуровец, Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией [Текст]: учеб.пособие / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович. - М.: Владос, 2010. - 374с.
16.Заварзина-Мэмми, Е. Приключения другого мальчика [Текст]: кн.для педагогов / Е. Заварзина-Мэмми. - М.: АСТ, 2014. - 345 с.
17.Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб.пособие для вузов / Л.В. Занков. - М.:Астрель, 2012. - 64с.
18.Защиринская, О.В. Невербальная коммуникация лиц с умственной отсталостью: теоретический абрис проблемы с позиции когнитивноповеденческого подхода [Текст] / О.В. Защиринская // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 6. - С. 2-5.
19. Карпенкова, И.В. Применение метода Facilitated Communication при обучении детей с РАС письменной коммуникации с использованием компьютера [Текст] / И.В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - № 1. - С. 15-28.
20. Корвякова, Н. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями [Текст] / Н.Ф. Корвякова // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. - 2000. - № 4. - С. 48-54.
21. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб.пособие по психологии развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - М.: СПб.Питер, 2005. - 940 с.
22. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
23. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - № 2. - С. 120-122.
24. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]: учеб.пособие по курсу психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 287с.
25. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2010. - 365с.
26. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 214с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2011. - 383с.
28. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986.— 144 с.
29. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / М.И. Лисина. - М.: СПб.Питер, 2011. - 320с.
30. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст]: Автореферат дис. на соискание учен.степени кандидата пед. Наук / Л.Я. Лозован. - М.: Просвещение, 2011. - 181с.
31. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст]: методическое пособие для учителя-дефектолога / М.И. Лынская, С.Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2012. - 102с.
32. Макатон. Основной словарь. Символы [Текст]: словарь / Т.А. Бондарь. - М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014. - 311с.
33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 200с.
34. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / В.Н. Мясищев. - М.: Модэк, 2011. - 267с.
35. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст]: метод.разработки / Л.Г. Нуриева - М.: Теревинф, 2008. - 160с.
36. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых детей [Текст]: учеб.пособие для пед.вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2012. - 160с.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]. - М.: Приор, 2014. - № 1599.
38. Самохвалова, А.Г. Психолого-педагогические основы коммуникативного развития младших школьников [Текст]: учебнометодическое пособие / А.Г. Самохвалова, О.Д. Чугунова. - М.: Знание России, 2001. - 432с.
39. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений [Текст] / О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 2. - С. 21-22.
40. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учебник для пед.вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2012. - 343с.
41. Соленова, О.И. Особенности развития социально -коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий [Текст] / О.И. Соленова // Альманах педагога. -
2017. - № 2. - С. 1-5.
42. Стивен фон Течнер. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию [Текст]: учеб.пособие / С.фон Течнер, Х.Мартинсен. - М.: Теревинф, 2017. - 432с.
43. Твардовская, А.А. Технологии формирования коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в условиях инклюзивной практики [Текст] /А.А.Твардовская // Сб. материалов второй международной научно - практической конференции "Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования", Казань, 20-21 марта 2014г. - Казань: Изд - во "Познание,
2014. - с. 540 - 543.
44. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: кн.для педагогов / Р.Д. Тригер. - М.: Академия развития, 2008. - 128с.
45. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст]: метод.руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. - М.: Теревинф, 2011. - 416с.
46.Чугунова, А.И. Использование средств дополнительной коммуникации в лекотеке [Текст] / А.И. Чугунова // Сб. тезисов участников Городской
научно-практической конференции. Инновационные технологии в лекотеках. - М.: МГППУ, 2012. - с. 169-172.
47.Чуфаровский, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности [Текст]: кн.для практических психологов / Ю.В. Чуфаровский. - М.: МЗ-Пресс, 2012. - 232 с.
48. Шаповалова, О.Е. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников [Текст] / О.Е. Шаповалова, Е.О. Пушкина // Казанская наука. 2014. - № 6. - С.222-224.
49. Шипицына, Л.М. Когнитивные особенности невербальной
коммуникации умственно отсталых детей [Текст]: монография / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - М.: СПб: НОУ «Институт
специальной педагогики и психологии», 2010. - 97с.
50. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: метод. сборник городской общественной организации инвалидов «Общество «Даун синдром» / Е.А. Штягинова. - М.: Владос, 2012. - с. 7-9.
51. Augmentative and Alternative Communication (AAC). Guideline for speech pathologists who support people with a disability, 2014.
52. Baker, K. 200 a day the easy way: Putting it into practice. 12 Perspectives on Augmentative and Alternative Communication / K.Baker, D. Carrillo, F. Stanton, 2012, p.125-133.
53. Balandin, S. Message from the president / S. Balandin, 2002, p.2.
54. Beukelman, D.R. Augmentative and alternative communication:
Management of severe communication disorders in children and adults /
D. R. Beukelman, P. Mirenda, 2005, p.32-39.
55. Biklen, D. Communication unbound: Autism and praxis. Harvard Educational Review / D. Biklen, 1990, p.291-314.
56. Blackstone, S. Speech problems in multihandicapped children / S. Blackstone, M. Painter, J.Darby. Speech and language evaluation in neurology: Childhood disorders, 1985, p.219-242.
57.Iacono, T. Experiences of adults with complex communication needs receiving and using low tech AAC: An Australian Context / T. Iacono, K. Lyon, D. West,& H. Johnson. Disability and Rehabilitation: Assistive Technology, 2013, 8(5), p. 392-401.
58. Crossley, R. Facilitated Communication Traning, Teachers College Press /
R. Crossley, NY, 1994. 150p.
59. Lawrence, R. Trusted guide to mental and emotional health / R. Lawrence,
S. Jeanne, Ph. D., and M. Smith, 2018, p.1-9.
60. Llaneza, S.D. Communication, interventions, and scienific advances in autism. Physiology and Behavior / S.D. Llaneza, S.V. DeLuke, M. Batista, M. Crawley, K. Christodulu, & C. Frye, 2010,100(3), p. 268-276.
61.Schhillingsburg, V.B. Teaching children with autism to request information. Researchh in Autism Spectrum Disorders / V.B. Schhillingsburg, A.L. Valentino, C.N. Bowen, D. Bradley & D. Zavatkay, 2011, 5(1), p. 670-679. 62.Speech Pathology Australia. Augmentative and Alternative Communication Clinical Guideline In The Speech Pathology Association of Australia Ltd (Ed.), Clinical Guidelines, 2012.