Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения
|
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы атипичного поведения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями
зрения 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 12
1.3. Специфика атипичного поведения у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального состояния и поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.1. Организация и методы исследования эмоционального состояния и
поведения дошкольников с нарушениями зрения 28
2.2. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей без нарушения
зрения 31
2.3. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей с нарушениями
зрения 38
2.4. Сравнительный анализ атипичного поведения у детей дошкольного
возраста 46
2.5. Рекомендации по коррекции эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей дошкольного возраста 47
Выводы по главе II 52
Заключение
Литература
Глава I. Теоретический анализ проблемы атипичного поведения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями
зрения 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 12
1.3. Специфика атипичного поведения у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального состояния и поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.1. Организация и методы исследования эмоционального состояния и
поведения дошкольников с нарушениями зрения 28
2.2. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей без нарушения
зрения 31
2.3. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей с нарушениями
зрения 38
2.4. Сравнительный анализ атипичного поведения у детей дошкольного
возраста 46
2.5. Рекомендации по коррекции эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей дошкольного возраста 47
Выводы по главе II 52
Заключение
Литература
Актуальность. Трудности и проблемы в эмоциональном развитии ребенка, в дошкольном возрасте, влияют на взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми, определяют успешность адаптации в образовательных учреждениях, а также негативно сказываются на психическом и физическом здоровье детей.
Для успешной интеграции и социализации детей с нарушениями зрения в общество, необходимо чтобы дети могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных конфликтных ситуациях. А дифференциация чужих эмоций и чувств, является важным моментом в становлении личности, в формировании понимания социальных норм поведения.
В источниках по теме исследования отмечается эмоциональное дистанцирование родителей и детей как участников детско-родительских отношений. Их живое, эмоциональное, доброжелательное, общение либо миниминизируется, либо, подменяется компьютерными играми, воздействие которых, на еще несформированную психику ребенка, не всегда правильно оценивается и контролируется родителями. Кроме того, многие современные родители интеллектуальное развитие и подготовку ребенка к школе, ставят на первый план, и как следствие, формированию его нравственных и духовных качеств, развитию эмоциональной сферы уделяется не так много времени, как того требует гармоничное развитие личности.
Дефектология также большое внимание уделяет когнитивному развитию, в то время как эмоциональный аспект, определяющий эмоциональное самочувствие, остается малоизученным. В своих исследованиях К.Е.Изард [20] обращал внимание на то, что эмоции дают энергию, эмоции организовывают процессы и восприятия и действия, и мышления, то есть формирование эмоциональной сферы личности нельзя отводить на второй план, так как интеллектуальное и эмоциональное
развитие ребенка идет параллельно. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации, на чем акцентировали внимание Л.С.Выготский [10], Л.И.Божович [7], А.В. Запорожец [16].
Вопрос тесной взаимосвязи изменений в эмоциональной сфере у детей с нарушениями зрения и особенностями их когнитивного развития, в тифлопсихологии не получил достаточного обоснования, но многие авторы, в своих работах по этому направлению, акцентируют внимание на значение эмоционального состояния детей, то есть его влияния на интеллектуальное развитие, личностное общение, эмоциональное благополучие и
формирование правильного поведения. Состояния «неконтактности», «тревоги», «депрессии», «дезадаптивного поведения», «гиперактивности или расторможенности» и определяют эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение детей с нарушениями в развитии.
Показателями эмоционального неблагополучия являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
В свете всего вышесказанного, выявление детей с такими проблемами приобретает огромную практическую значимость не только для специалистов коррекционной направленности, но и для родителей данных детей, так как получить значимые положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционного процесса в учреждении любого вида. Недостаточно исследований по эмоциональному неблагополучию и атипичному поведению у детей с нарушениями в развитии. Особенно важным, мы считаем, изучение детей с нарушениями зрительной функции, у которых проблема формирования эмоционально-волевой сферы и поведения выносится на первый план, из-за особенностей зрительного восприятия и связанных с этим, трудностей. Эти проблемы накладывают свой отпечаток на ход всего развития ребенка, ярко проявляясь именно в эмоциональноволевой сфере, влияют на гармоничное развитие личности.
Цель: выявить особенности эмоционального неблагополучия и
атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей с
нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы эмоционального неблагополучия и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста;
- организовать и провести диагностическое обследование на выявление выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений у старших дошкольников с нарушениями зрения;
- выявить особенности эмоциональных и поведенческих отклонений у детей с нарушениями зрения;
- разработать рекомендации для дефектологов и родителей по коррекции эмоционально-поведенческой сферы дошкольников.
Методы исследования:
- анализ источников по теме исследования;
- анамнез;
-эмпирические методы: опросник «Шкала эмоционального
неблагополучия и атипичного поведения» А.МХазьмина, Н.А.Коновко,
О.Г.Сальниковой, Е.К.Тупициной, Е.В.Фединой (для родителей и воспитателей), «История развития ребенка» (для родителей).
Практическая значимость исследования: применение многоцелевого опросника, для воспитателей и родителей, направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения, имеет большое значение с точки зрения оказания своевременной психологической помощи детям с нарушениями в развитии, для предотвращения вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения и оказания им необходимой коррекции.
Апробация. Результаты данного исследования были представлены на
- семинаре - практикуме воспитателей ДОУ методического объединения города Набережные Челны;
- отражены в статье «Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у детей с нарушениями зрения» в сборнике статей XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 24 апреля 2018 г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.
Для успешной интеграции и социализации детей с нарушениями зрения в общество, необходимо чтобы дети могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных конфликтных ситуациях. А дифференциация чужих эмоций и чувств, является важным моментом в становлении личности, в формировании понимания социальных норм поведения.
В источниках по теме исследования отмечается эмоциональное дистанцирование родителей и детей как участников детско-родительских отношений. Их живое, эмоциональное, доброжелательное, общение либо миниминизируется, либо, подменяется компьютерными играми, воздействие которых, на еще несформированную психику ребенка, не всегда правильно оценивается и контролируется родителями. Кроме того, многие современные родители интеллектуальное развитие и подготовку ребенка к школе, ставят на первый план, и как следствие, формированию его нравственных и духовных качеств, развитию эмоциональной сферы уделяется не так много времени, как того требует гармоничное развитие личности.
Дефектология также большое внимание уделяет когнитивному развитию, в то время как эмоциональный аспект, определяющий эмоциональное самочувствие, остается малоизученным. В своих исследованиях К.Е.Изард [20] обращал внимание на то, что эмоции дают энергию, эмоции организовывают процессы и восприятия и действия, и мышления, то есть формирование эмоциональной сферы личности нельзя отводить на второй план, так как интеллектуальное и эмоциональное
развитие ребенка идет параллельно. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации, на чем акцентировали внимание Л.С.Выготский [10], Л.И.Божович [7], А.В. Запорожец [16].
Вопрос тесной взаимосвязи изменений в эмоциональной сфере у детей с нарушениями зрения и особенностями их когнитивного развития, в тифлопсихологии не получил достаточного обоснования, но многие авторы, в своих работах по этому направлению, акцентируют внимание на значение эмоционального состояния детей, то есть его влияния на интеллектуальное развитие, личностное общение, эмоциональное благополучие и
формирование правильного поведения. Состояния «неконтактности», «тревоги», «депрессии», «дезадаптивного поведения», «гиперактивности или расторможенности» и определяют эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение детей с нарушениями в развитии.
Показателями эмоционального неблагополучия являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
В свете всего вышесказанного, выявление детей с такими проблемами приобретает огромную практическую значимость не только для специалистов коррекционной направленности, но и для родителей данных детей, так как получить значимые положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционного процесса в учреждении любого вида. Недостаточно исследований по эмоциональному неблагополучию и атипичному поведению у детей с нарушениями в развитии. Особенно важным, мы считаем, изучение детей с нарушениями зрительной функции, у которых проблема формирования эмоционально-волевой сферы и поведения выносится на первый план, из-за особенностей зрительного восприятия и связанных с этим, трудностей. Эти проблемы накладывают свой отпечаток на ход всего развития ребенка, ярко проявляясь именно в эмоциональноволевой сфере, влияют на гармоничное развитие личности.
Цель: выявить особенности эмоционального неблагополучия и
атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей с
нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы эмоционального неблагополучия и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста;
- организовать и провести диагностическое обследование на выявление выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений у старших дошкольников с нарушениями зрения;
- выявить особенности эмоциональных и поведенческих отклонений у детей с нарушениями зрения;
- разработать рекомендации для дефектологов и родителей по коррекции эмоционально-поведенческой сферы дошкольников.
Методы исследования:
- анализ источников по теме исследования;
- анамнез;
-эмпирические методы: опросник «Шкала эмоционального
неблагополучия и атипичного поведения» А.МХазьмина, Н.А.Коновко,
О.Г.Сальниковой, Е.К.Тупициной, Е.В.Фединой (для родителей и воспитателей), «История развития ребенка» (для родителей).
Практическая значимость исследования: применение многоцелевого опросника, для воспитателей и родителей, направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения, имеет большое значение с точки зрения оказания своевременной психологической помощи детям с нарушениями в развитии, для предотвращения вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения и оказания им необходимой коррекции.
Апробация. Результаты данного исследования были представлены на
- семинаре - практикуме воспитателей ДОУ методического объединения города Набережные Челны;
- отражены в статье «Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у детей с нарушениями зрения» в сборнике статей XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 24 апреля 2018 г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.
Особенности и проблемы эмоционального развития ребенка, влияют не только на формы и способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и определяют успешность адаптации в будущей учебе в школе, и накладывают свой отпечаток на психическом и физическом здоровье детей с нарушениями зрения.
Для успешной интеграции и социализации детей, с нарушениями зрения, в общественные отношения, необходимо чтобы они могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных жизненных ситуациях. Правильная дифференциация и интерпретация эмоций и чувств, является важным компонентом в становлении личности, в формировании социальных норм поведения.
Эмоциональный аспект личности ребенка остается малоизученным в современной дефектологической науке, в то время как именно он определяет успешное гармоничное развитие ребенка, его способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации.
Проведя теоретический анализ литературы, мы пришли к выводу о том, что есть характерные особенности, присущие детям с нарушениями зрения, к ним относят: повышенную истощаемость, малую психическую активность, недостаточность предметной соотнесенности слов, ограниченность знаний и общую медлительность. На формирование психических процессов и состояний, нарушение зрения оказывает непосредственное влияние, хотя мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих, но
определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления.
Необходимо сказать, что есть такие компоненты психики, которые никак не зависят от нарушения зрения, это так называемые «независимые» компоненты психического развития, такие как: мировоззрение, убеждения, темперамент.
Основной специфической особенностью развития детей с нарушением зрения является недостаток информации об окружающем мире, который изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия, у таких детей отмечаются: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности и потому требует специальной коррекции. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения.
Показателями эмоционального неблагополучия детей с нарушениями зрения являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
Итак, нарушения зрительной функции ведут не только к сенсорно - зрительной, но и эмоциональной и социальной депривации.
Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Для достижения данной цели нами был собран эмпирический материал с помощью методик: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного
поведения дошкольников» (опросник для воспитателей и родителей)) А.М. Казьминой, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой, разработанная для установления диагноза поведенческих и эмоциональных расстройств, и «История развития ребенка» (опросник для родителей) для сбора анамнестических данных, которые зафиксированы в индивидуальных картах, а затем представлены в сводных таблицах.
Практическая часть нашей работы включала в себя:
- выявление, разной степени выраженности, эмоциональных и поведенческих отклонений у всей выборки детей с использованием двух экспертных оценок;
- анализ распространенности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений и их сочетанность, среди детей с нарушенным зрением и детей с типичным развитием;
- определение детей, имеющих высокий уровень эмоционального неблагополучия, а также детей с высокой выраженностью неконтактного, дезадаптивного и гиперактивного (или расторможенного) поведения;
- сравнение экспертных оценок между собой.
Проведенное сравнительное исследование распространенности и сочетанности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений среди детей с нарушениями зрения и детей с типичным развитием, позволяет сделать следующие выводы:
- в обеих группах детей отмечаются те или иные формы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе детей с нарушениями зрения у 2/3 части детей имеются отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах, разной степени выраженности;
- в обеих группах различаются и структурные составляющие шкалы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе слабовидящих, наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений по всем субшкалам намного больше, чем у типично развивающихся детей;
- анамнез, полученный в результате опроса родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, показал, что: большинство мам имеют особенности течения беременности и родов (сложности протекания беременности, кесарево сечение, ранние роды); они пожаловались на особенности развития детей до года (частые заболевания, травмы и ушибы головы); и отметили наличие особенностей в развитии детей до 3-х лет (задержка речевого развития, частые заболевания, поведенческие отклонения), в то время как в группе типично развивающихся детей количество мам, отметивших те или иные особенности, на половину меньше.
Данное исследование подтвердило эффективность применения многоцелевого опросника для педагогов и родителей: «эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников», направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения. С практической точки зрения это имеет большую значимость для оказания своевременной психологопедагогической помощи детям с нарушениями в развитии, чтобы суметь предотвратить появление вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.
С целью коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у дошкольников с нарушениями зрения, мы рекомендуем «Коррекционные комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения с проблемами эмоционально-поведенческой сферы». Данный комплекс адресован дефектологам, педагогам, заинтересованным родителям, и призван оказать коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с нарушением зрения, имеющим проблемы эмоционально-волевой сферы.
Основные задачи данного комплекса формулировались, исходя из особенностей и специфики поведения детей с нарушениями зрения, и направлены на ослабление эмоционального напряжения, на снижение чувства тревожности, преодоление страха незнакомых ситуаций, на формирование социального опыта и навыков поведения, на совершенствование процессов саморегуляции.
Таким образом, дошкольный возраст обеспечивает общее психическое развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний умений и навыков, освоения сложных видов деятельности, развитие специальных способностей. И своевременно оказанная коррекционная помощь, базирующаяся на принципах систематичности и последовательности, позволяет педагогам - дефектологам, осуществить комплексный подход к развитию и воспитанию дошкольников, а также обеспечить всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к школе детей с нарушениями зрения.
Итак, наша гипотеза о том, что у детей с нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении подтвердилась.
Для успешной интеграции и социализации детей, с нарушениями зрения, в общественные отношения, необходимо чтобы они могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных жизненных ситуациях. Правильная дифференциация и интерпретация эмоций и чувств, является важным компонентом в становлении личности, в формировании социальных норм поведения.
Эмоциональный аспект личности ребенка остается малоизученным в современной дефектологической науке, в то время как именно он определяет успешное гармоничное развитие ребенка, его способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации.
Проведя теоретический анализ литературы, мы пришли к выводу о том, что есть характерные особенности, присущие детям с нарушениями зрения, к ним относят: повышенную истощаемость, малую психическую активность, недостаточность предметной соотнесенности слов, ограниченность знаний и общую медлительность. На формирование психических процессов и состояний, нарушение зрения оказывает непосредственное влияние, хотя мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих, но
определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления.
Необходимо сказать, что есть такие компоненты психики, которые никак не зависят от нарушения зрения, это так называемые «независимые» компоненты психического развития, такие как: мировоззрение, убеждения, темперамент.
Основной специфической особенностью развития детей с нарушением зрения является недостаток информации об окружающем мире, который изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия, у таких детей отмечаются: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности и потому требует специальной коррекции. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения.
Показателями эмоционального неблагополучия детей с нарушениями зрения являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
Итак, нарушения зрительной функции ведут не только к сенсорно - зрительной, но и эмоциональной и социальной депривации.
Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Для достижения данной цели нами был собран эмпирический материал с помощью методик: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного
поведения дошкольников» (опросник для воспитателей и родителей)) А.М. Казьминой, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой, разработанная для установления диагноза поведенческих и эмоциональных расстройств, и «История развития ребенка» (опросник для родителей) для сбора анамнестических данных, которые зафиксированы в индивидуальных картах, а затем представлены в сводных таблицах.
Практическая часть нашей работы включала в себя:
- выявление, разной степени выраженности, эмоциональных и поведенческих отклонений у всей выборки детей с использованием двух экспертных оценок;
- анализ распространенности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений и их сочетанность, среди детей с нарушенным зрением и детей с типичным развитием;
- определение детей, имеющих высокий уровень эмоционального неблагополучия, а также детей с высокой выраженностью неконтактного, дезадаптивного и гиперактивного (или расторможенного) поведения;
- сравнение экспертных оценок между собой.
Проведенное сравнительное исследование распространенности и сочетанности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений среди детей с нарушениями зрения и детей с типичным развитием, позволяет сделать следующие выводы:
- в обеих группах детей отмечаются те или иные формы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе детей с нарушениями зрения у 2/3 части детей имеются отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах, разной степени выраженности;
- в обеих группах различаются и структурные составляющие шкалы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе слабовидящих, наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений по всем субшкалам намного больше, чем у типично развивающихся детей;
- анамнез, полученный в результате опроса родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, показал, что: большинство мам имеют особенности течения беременности и родов (сложности протекания беременности, кесарево сечение, ранние роды); они пожаловались на особенности развития детей до года (частые заболевания, травмы и ушибы головы); и отметили наличие особенностей в развитии детей до 3-х лет (задержка речевого развития, частые заболевания, поведенческие отклонения), в то время как в группе типично развивающихся детей количество мам, отметивших те или иные особенности, на половину меньше.
Данное исследование подтвердило эффективность применения многоцелевого опросника для педагогов и родителей: «эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников», направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения. С практической точки зрения это имеет большую значимость для оказания своевременной психологопедагогической помощи детям с нарушениями в развитии, чтобы суметь предотвратить появление вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.
С целью коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у дошкольников с нарушениями зрения, мы рекомендуем «Коррекционные комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения с проблемами эмоционально-поведенческой сферы». Данный комплекс адресован дефектологам, педагогам, заинтересованным родителям, и призван оказать коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с нарушением зрения, имеющим проблемы эмоционально-волевой сферы.
Основные задачи данного комплекса формулировались, исходя из особенностей и специфики поведения детей с нарушениями зрения, и направлены на ослабление эмоционального напряжения, на снижение чувства тревожности, преодоление страха незнакомых ситуаций, на формирование социального опыта и навыков поведения, на совершенствование процессов саморегуляции.
Таким образом, дошкольный возраст обеспечивает общее психическое развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний умений и навыков, освоения сложных видов деятельности, развитие специальных способностей. И своевременно оказанная коррекционная помощь, базирующаяся на принципах систематичности и последовательности, позволяет педагогам - дефектологам, осуществить комплексный подход к развитию и воспитанию дошкольников, а также обеспечить всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к школе детей с нарушениями зрения.
Итак, наша гипотеза о том, что у детей с нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении подтвердилась.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



