Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения

Работа №44268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
514
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы атипичного поведения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями
зрения 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 12
1.3. Специфика атипичного поведения у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального состояния и поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.1. Организация и методы исследования эмоционального состояния и
поведения дошкольников с нарушениями зрения 28
2.2. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей без нарушения
зрения 31
2.3. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей с нарушениями
зрения 38
2.4. Сравнительный анализ атипичного поведения у детей дошкольного
возраста 46
2.5. Рекомендации по коррекции эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей дошкольного возраста 47
Выводы по главе II 52
Заключение
Литература

Актуальность. Трудности и проблемы в эмоциональном развитии ребенка, в дошкольном возрасте, влияют на взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми, определяют успешность адаптации в образовательных учреждениях, а также негативно сказываются на психическом и физическом здоровье детей.
Для успешной интеграции и социализации детей с нарушениями зрения в общество, необходимо чтобы дети могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных конфликтных ситуациях. А дифференциация чужих эмоций и чувств, является важным моментом в становлении личности, в формировании понимания социальных норм поведения.
В источниках по теме исследования отмечается эмоциональное дистанцирование родителей и детей как участников детско-родительских отношений. Их живое, эмоциональное, доброжелательное, общение либо миниминизируется, либо, подменяется компьютерными играми, воздействие которых, на еще несформированную психику ребенка, не всегда правильно оценивается и контролируется родителями. Кроме того, многие современные родители интеллектуальное развитие и подготовку ребенка к школе, ставят на первый план, и как следствие, формированию его нравственных и духовных качеств, развитию эмоциональной сферы уделяется не так много времени, как того требует гармоничное развитие личности.
Дефектология также большое внимание уделяет когнитивному развитию, в то время как эмоциональный аспект, определяющий эмоциональное самочувствие, остается малоизученным. В своих исследованиях К.Е.Изард [20] обращал внимание на то, что эмоции дают энергию, эмоции организовывают процессы и восприятия и действия, и мышления, то есть формирование эмоциональной сферы личности нельзя отводить на второй план, так как интеллектуальное и эмоциональное
развитие ребенка идет параллельно. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации, на чем акцентировали внимание Л.С.Выготский [10], Л.И.Божович [7], А.В. Запорожец [16].
Вопрос тесной взаимосвязи изменений в эмоциональной сфере у детей с нарушениями зрения и особенностями их когнитивного развития, в тифлопсихологии не получил достаточного обоснования, но многие авторы, в своих работах по этому направлению, акцентируют внимание на значение эмоционального состояния детей, то есть его влияния на интеллектуальное развитие, личностное общение, эмоциональное благополучие и
формирование правильного поведения. Состояния «неконтактности», «тревоги», «депрессии», «дезадаптивного поведения», «гиперактивности или расторможенности» и определяют эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение детей с нарушениями в развитии.
Показателями эмоционального неблагополучия являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
В свете всего вышесказанного, выявление детей с такими проблемами приобретает огромную практическую значимость не только для специалистов коррекционной направленности, но и для родителей данных детей, так как получить значимые положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционного процесса в учреждении любого вида. Недостаточно исследований по эмоциональному неблагополучию и атипичному поведению у детей с нарушениями в развитии. Особенно важным, мы считаем, изучение детей с нарушениями зрительной функции, у которых проблема формирования эмоционально-волевой сферы и поведения выносится на первый план, из-за особенностей зрительного восприятия и связанных с этим, трудностей. Эти проблемы накладывают свой отпечаток на ход всего развития ребенка, ярко проявляясь именно в эмоциональноволевой сфере, влияют на гармоничное развитие личности.
Цель: выявить особенности эмоционального неблагополучия и
атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей с
нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы эмоционального неблагополучия и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста;
- организовать и провести диагностическое обследование на выявление выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений у старших дошкольников с нарушениями зрения;
- выявить особенности эмоциональных и поведенческих отклонений у детей с нарушениями зрения;
- разработать рекомендации для дефектологов и родителей по коррекции эмоционально-поведенческой сферы дошкольников.
Методы исследования:
- анализ источников по теме исследования;
- анамнез;
-эмпирические методы: опросник «Шкала эмоционального
неблагополучия и атипичного поведения» А.МХазьмина, Н.А.Коновко,
О.Г.Сальниковой, Е.К.Тупициной, Е.В.Фединой (для родителей и воспитателей), «История развития ребенка» (для родителей).
Практическая значимость исследования: применение многоцелевого опросника, для воспитателей и родителей, направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения, имеет большое значение с точки зрения оказания своевременной психологической помощи детям с нарушениями в развитии, для предотвращения вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения и оказания им необходимой коррекции.
Апробация. Результаты данного исследования были представлены на
- семинаре - практикуме воспитателей ДОУ методического объединения города Набережные Челны;
- отражены в статье «Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у детей с нарушениями зрения» в сборнике статей XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 24 апреля 2018 г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особенности и проблемы эмоционального развития ребенка, влияют не только на формы и способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и определяют успешность адаптации в будущей учебе в школе, и накладывают свой отпечаток на психическом и физическом здоровье детей с нарушениями зрения.
Для успешной интеграции и социализации детей, с нарушениями зрения, в общественные отношения, необходимо чтобы они могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных жизненных ситуациях. Правильная дифференциация и интерпретация эмоций и чувств, является важным компонентом в становлении личности, в формировании социальных норм поведения.
Эмоциональный аспект личности ребенка остается малоизученным в современной дефектологической науке, в то время как именно он определяет успешное гармоничное развитие ребенка, его способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации.
Проведя теоретический анализ литературы, мы пришли к выводу о том, что есть характерные особенности, присущие детям с нарушениями зрения, к ним относят: повышенную истощаемость, малую психическую активность, недостаточность предметной соотнесенности слов, ограниченность знаний и общую медлительность. На формирование психических процессов и состояний, нарушение зрения оказывает непосредственное влияние, хотя мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих, но
определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления.
Необходимо сказать, что есть такие компоненты психики, которые никак не зависят от нарушения зрения, это так называемые «независимые» компоненты психического развития, такие как: мировоззрение, убеждения, темперамент.
Основной специфической особенностью развития детей с нарушением зрения является недостаток информации об окружающем мире, который изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия, у таких детей отмечаются: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности и потому требует специальной коррекции. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения.
Показателями эмоционального неблагополучия детей с нарушениями зрения являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
Итак, нарушения зрительной функции ведут не только к сенсорно - зрительной, но и эмоциональной и социальной депривации.
Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Для достижения данной цели нами был собран эмпирический материал с помощью методик: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного
поведения дошкольников» (опросник для воспитателей и родителей)) А.М. Казьминой, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой, разработанная для установления диагноза поведенческих и эмоциональных расстройств, и «История развития ребенка» (опросник для родителей) для сбора анамнестических данных, которые зафиксированы в индивидуальных картах, а затем представлены в сводных таблицах.
Практическая часть нашей работы включала в себя:
- выявление, разной степени выраженности, эмоциональных и поведенческих отклонений у всей выборки детей с использованием двух экспертных оценок;
- анализ распространенности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений и их сочетанность, среди детей с нарушенным зрением и детей с типичным развитием;
- определение детей, имеющих высокий уровень эмоционального неблагополучия, а также детей с высокой выраженностью неконтактного, дезадаптивного и гиперактивного (или расторможенного) поведения;
- сравнение экспертных оценок между собой.
Проведенное сравнительное исследование распространенности и сочетанности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений среди детей с нарушениями зрения и детей с типичным развитием, позволяет сделать следующие выводы:
- в обеих группах детей отмечаются те или иные формы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе детей с нарушениями зрения у 2/3 части детей имеются отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах, разной степени выраженности;
- в обеих группах различаются и структурные составляющие шкалы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе слабовидящих, наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений по всем субшкалам намного больше, чем у типично развивающихся детей;
- анамнез, полученный в результате опроса родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, показал, что: большинство мам имеют особенности течения беременности и родов (сложности протекания беременности, кесарево сечение, ранние роды); они пожаловались на особенности развития детей до года (частые заболевания, травмы и ушибы головы); и отметили наличие особенностей в развитии детей до 3-х лет (задержка речевого развития, частые заболевания, поведенческие отклонения), в то время как в группе типично развивающихся детей количество мам, отметивших те или иные особенности, на половину меньше.
Данное исследование подтвердило эффективность применения многоцелевого опросника для педагогов и родителей: «эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников», направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения. С практической точки зрения это имеет большую значимость для оказания своевременной психологопедагогической помощи детям с нарушениями в развитии, чтобы суметь предотвратить появление вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.
С целью коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у дошкольников с нарушениями зрения, мы рекомендуем «Коррекционные комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения с проблемами эмоционально-поведенческой сферы». Данный комплекс адресован дефектологам, педагогам, заинтересованным родителям, и призван оказать коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с нарушением зрения, имеющим проблемы эмоционально-волевой сферы.
Основные задачи данного комплекса формулировались, исходя из особенностей и специфики поведения детей с нарушениями зрения, и направлены на ослабление эмоционального напряжения, на снижение чувства тревожности, преодоление страха незнакомых ситуаций, на формирование социального опыта и навыков поведения, на совершенствование процессов саморегуляции.
Таким образом, дошкольный возраст обеспечивает общее психическое развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний умений и навыков, освоения сложных видов деятельности, развитие специальных способностей. И своевременно оказанная коррекционная помощь, базирующаяся на принципах систематичности и последовательности, позволяет педагогам - дефектологам, осуществить комплексный подход к развитию и воспитанию дошкольников, а также обеспечить всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к школе детей с нарушениями зрения.
Итак, наша гипотеза о том, что у детей с нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении подтвердилась.



1. Анохина, И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ [Текст] / И.А. Анохина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С.3
2. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст]: монография / Т. А Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс». - 2014. - 96 с.
3. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст]: монография. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224с.
5. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников [Текст]: автореф. дис...канд. пед, наук /О.И. Бадулина. - Москва,1998. - 122 с.
6. Басилова, Т.А. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы I
Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011) / под ред. В.А. Лотта. - М.: МГППУ, 2011. 193с.
7. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие /Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008 - 113 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование.
Проблемы психического развития детей [Текст]: монография Г.В.
Бурменская, О.А. Карабанова. - М.: Изд-во МГУ Лидер, 1990. - 136 с.
10. Веракса, Н.Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей [Текст] / Н.Е. Веракса // Ежегодник Российского психологического
общества. - 2003. -Т.2. - С. 93-96.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
12. Голикова, И.В. Отклоняющееся поведение, влияющее на формирование менталитета [Текст] / И.В. Голикова // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление: сб. науч. ст. под ред. Д.Я. Грибановой. - Псков: Псковский государственный университет, 2015. - 269 с.
13. Гордеева, О.В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации // Вестник МГУ, Сер.14. - 2004. - №1, С.70-87, №2, С. 66-83.
14. Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 76-83.
15. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для
практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
16. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1990. - 222с.
17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: монография.
- М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
18. Захаров, АИ. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: монография. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с.
19. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1973. - 156 с.
20. Иванникова, О. А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
- 2004. -№ 2. -С. 23-27.
21. Изард, К.Е. Психология эмоций / Перев. с англ.[Текст]: монография. - СПб.: «Питер», 2000. - 464 с.
22. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Ю. А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-
М» 2001. - 432 с.
23. Копцева, Т.Г. Профилактика правонарушений и детско-подростковых преступлений в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с депривацией зрения [Текст] / Т.Г. Копцева // Психологопедагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление: сб. науч. ст. под ред. Д.Я. Грибановой. - Псков: Псковский государственный университет, 2015. - 269 с.
24. Корзинкина, Н.А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / Н.А. Корзинкина. - Москва: 2004. - 187с.
25. Коломинский, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
26. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов. / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.М. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
27. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. -480 с.
28. Кузнецова, Т.Д. Проблемы развития эмоциональной сферы
дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст]: материалы
междунар, науч. конференции, посвящ. проблемам и перспективам развития образования. - Пермь / Т.Д. Кузнецова // Молодой ученый. - 2013. - Т. 1. - С. 77-80.
29. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с. - Рез.: англ. - Библиогр.: С. 191-194.
30. Левченко, И.Ю., Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: "Академия", 2003. - 320 с.
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: монография. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
32. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271с.
33. Лысун, О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации [Текст]: автореф. дис... канд. филос. наук / О.В. Лысун. - Хабаровск, 2006. - 26 с.
34. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: монография. - СПб.; "Речь", 2004. - 400 с.
35. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст]: монография.й - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
36. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст]: учеб. - метод, пособие / В. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2003. - 48с.
37. Мухина, В.М. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст]: монография. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
38. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст]: учеб. для вузов /Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 360с.
39. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории проблемы [Текст]: учеб. для вузов / Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2003. - 912 с.
40. Пащенко, А.К. Развитие нормативности в детском возрасте и физическое развитие [Текст] / А.К. Пащенко // Филология и культура: сб науч. работ. - М, 2015. - Вып.3.- С. 338-345
41. Плаксина, Л.И. Инновации в специальном (коррекционном) образовании: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / под ред. Н.П. Рябининой, Л.А. Дружининой, М.В. Найн.- Челябинск: Цицеро, 2010. - 214с.
42. Плаксина, Л.И. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах диагностика [Текст]: учеб. пособие для вузов /Л. И. Плаксина. - Калуга: Адэль, 1998. - 140 с.
43. Прихожан, A.M. Тревожность и страх у младших школьников. Руководство практического психолога [Текст]: учеб. для вузов / А. М. Прихожан. - М.: НПО «Модек», 2000. - 304 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. 820 с.
45. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст]: пос. для восп. и род. / Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
46. Сергеева, Н.Ю. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительного искусства [Текст]: автореф. дис... канд. пед. Наук / Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 2002. - 204с.
47. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. / Л.И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. -480 с.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Норма, 2011. - 406с.
49. Фаустова, И.В. Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста и условия его преодоления [Текст] / И.В. Фаустова // Материалы научно-практической конференции докторантов и аспирантов. - Изд-во Елецкого гос. Ун-та, 2007. - Вып. 1. - С. 206-209.
50. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей: учеб. пособие / В.А. Феоктистова; [под ред. Л.М. Шипицыной]; Нац. Фонд подгот. Кадров. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
51. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.Б. Эльконин. - М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. - 240 с.
52. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду. [Текст]: пособие для восп. дет садов. / С.Г.Якобсон. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. -112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ