Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы атипичного поведения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями
зрения 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 12
1.3. Специфика атипичного поведения у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального состояния и поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 28
2.1. Организация и методы исследования эмоционального состояния и
поведения дошкольников с нарушениями зрения 28
2.2. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей без нарушения
зрения 31
2.3. Анализ эмоционального состояния и поведения у детей с нарушениями
зрения 38
2.4. Сравнительный анализ атипичного поведения у детей дошкольного
возраста 46
2.5. Рекомендации по коррекции эмоционального неблагополучия и атипичного поведения детей дошкольного возраста 47
Выводы по главе II 52
Заключение
Литература
Актуальность. Трудности и проблемы в эмоциональном развитии ребенка, в дошкольном возрасте, влияют на взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми, определяют успешность адаптации в образовательных учреждениях, а также негативно сказываются на психическом и физическом здоровье детей.
Для успешной интеграции и социализации детей с нарушениями зрения в общество, необходимо чтобы дети могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных конфликтных ситуациях. А дифференциация чужих эмоций и чувств, является важным моментом в становлении личности, в формировании понимания социальных норм поведения.
В источниках по теме исследования отмечается эмоциональное дистанцирование родителей и детей как участников детско-родительских отношений. Их живое, эмоциональное, доброжелательное, общение либо миниминизируется, либо, подменяется компьютерными играми, воздействие которых, на еще несформированную психику ребенка, не всегда правильно оценивается и контролируется родителями. Кроме того, многие современные родители интеллектуальное развитие и подготовку ребенка к школе, ставят на первый план, и как следствие, формированию его нравственных и духовных качеств, развитию эмоциональной сферы уделяется не так много времени, как того требует гармоничное развитие личности.
Дефектология также большое внимание уделяет когнитивному развитию, в то время как эмоциональный аспект, определяющий эмоциональное самочувствие, остается малоизученным. В своих исследованиях К.Е.Изард [20] обращал внимание на то, что эмоции дают энергию, эмоции организовывают процессы и восприятия и действия, и мышления, то есть формирование эмоциональной сферы личности нельзя отводить на второй план, так как интеллектуальное и эмоциональное
развитие ребенка идет параллельно. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации, на чем акцентировали внимание Л.С.Выготский [10], Л.И.Божович [7], А.В. Запорожец [16].
Вопрос тесной взаимосвязи изменений в эмоциональной сфере у детей с нарушениями зрения и особенностями их когнитивного развития, в тифлопсихологии не получил достаточного обоснования, но многие авторы, в своих работах по этому направлению, акцентируют внимание на значение эмоционального состояния детей, то есть его влияния на интеллектуальное развитие, личностное общение, эмоциональное благополучие и
формирование правильного поведения. Состояния «неконтактности», «тревоги», «депрессии», «дезадаптивного поведения», «гиперактивности или расторможенности» и определяют эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение детей с нарушениями в развитии.
Показателями эмоционального неблагополучия являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
В свете всего вышесказанного, выявление детей с такими проблемами приобретает огромную практическую значимость не только для специалистов коррекционной направленности, но и для родителей данных детей, так как получить значимые положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционного процесса в учреждении любого вида. Недостаточно исследований по эмоциональному неблагополучию и атипичному поведению у детей с нарушениями в развитии. Особенно важным, мы считаем, изучение детей с нарушениями зрительной функции, у которых проблема формирования эмоционально-волевой сферы и поведения выносится на первый план, из-за особенностей зрительного восприятия и связанных с этим, трудностей. Эти проблемы накладывают свой отпечаток на ход всего развития ребенка, ярко проявляясь именно в эмоциональноволевой сфере, влияют на гармоничное развитие личности.
Цель: выявить особенности эмоционального неблагополучия и
атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Объект исследования: эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей с
нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы эмоционального неблагополучия и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста;
- организовать и провести диагностическое обследование на выявление выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений у старших дошкольников с нарушениями зрения;
- выявить особенности эмоциональных и поведенческих отклонений у детей с нарушениями зрения;
- разработать рекомендации для дефектологов и родителей по коррекции эмоционально-поведенческой сферы дошкольников.
Методы исследования:
- анализ источников по теме исследования;
- анамнез;
-эмпирические методы: опросник «Шкала эмоционального
неблагополучия и атипичного поведения» А.МХазьмина, Н.А.Коновко,
О.Г.Сальниковой, Е.К.Тупициной, Е.В.Фединой (для родителей и воспитателей), «История развития ребенка» (для родителей).
Практическая значимость исследования: применение многоцелевого опросника, для воспитателей и родителей, направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения, имеет большое значение с точки зрения оказания своевременной психологической помощи детям с нарушениями в развитии, для предотвращения вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения и оказания им необходимой коррекции.
Апробация. Результаты данного исследования были представлены на
- семинаре - практикуме воспитателей ДОУ методического объединения города Набережные Челны;
- отражены в статье «Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у детей с нарушениями зрения» в сборнике статей XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», 24 апреля 2018 г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, таблиц, заключения, списка литературы, приложений.
Особенности и проблемы эмоционального развития ребенка, влияют не только на формы и способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но и определяют успешность адаптации в будущей учебе в школе, и накладывают свой отпечаток на психическом и физическом здоровье детей с нарушениями зрения.
Для успешной интеграции и социализации детей, с нарушениями зрения, в общественные отношения, необходимо чтобы они могли не только понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих, но еще и управлять своими эмоциями и поведением в сложных жизненных ситуациях. Правильная дифференциация и интерпретация эмоций и чувств, является важным компонентом в становлении личности, в формировании социальных норм поведения.
Эмоциональный аспект личности ребенка остается малоизученным в современной дефектологической науке, в то время как именно он определяет успешное гармоничное развитие ребенка, его способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Расстройства эмоциональной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, что в свою очередь в последствии может явиться причиной социальной дезадаптации.
Проведя теоретический анализ литературы, мы пришли к выводу о том, что есть характерные особенности, присущие детям с нарушениями зрения, к ним относят: повышенную истощаемость, малую психическую активность, недостаточность предметной соотнесенности слов, ограниченность знаний и общую медлительность. На формирование психических процессов и состояний, нарушение зрения оказывает непосредственное влияние, хотя мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих, но
определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления.
Необходимо сказать, что есть такие компоненты психики, которые никак не зависят от нарушения зрения, это так называемые «независимые» компоненты психического развития, такие как: мировоззрение, убеждения, темперамент.
Основной специфической особенностью развития детей с нарушением зрения является недостаток информации об окружающем мире, который изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия, у таких детей отмечаются: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности и потому требует специальной коррекции. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения.
Показателями эмоционального неблагополучия детей с нарушениями зрения являются такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, к разного рода трудностям и препятствиям, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, искаженность общения с людьми.
Итак, нарушения зрительной функции ведут не только к сенсорно - зрительной, но и эмоциональной и социальной депривации.
Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей эмоционального неблагополучия и атипичного поведения у детей с нарушениями зрения.
Для достижения данной цели нами был собран эмпирический материал с помощью методик: «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного
поведения дошкольников» (опросник для воспитателей и родителей)) А.М. Казьминой, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой, разработанная для установления диагноза поведенческих и эмоциональных расстройств, и «История развития ребенка» (опросник для родителей) для сбора анамнестических данных, которые зафиксированы в индивидуальных картах, а затем представлены в сводных таблицах.
Практическая часть нашей работы включала в себя:
- выявление, разной степени выраженности, эмоциональных и поведенческих отклонений у всей выборки детей с использованием двух экспертных оценок;
- анализ распространенности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений и их сочетанность, среди детей с нарушенным зрением и детей с типичным развитием;
- определение детей, имеющих высокий уровень эмоционального неблагополучия, а также детей с высокой выраженностью неконтактного, дезадаптивного и гиперактивного (или расторможенного) поведения;
- сравнение экспертных оценок между собой.
Проведенное сравнительное исследование распространенности и сочетанности выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений среди детей с нарушениями зрения и детей с типичным развитием, позволяет сделать следующие выводы:
- в обеих группах детей отмечаются те или иные формы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе детей с нарушениями зрения у 2/3 части детей имеются отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах, разной степени выраженности;
- в обеих группах различаются и структурные составляющие шкалы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения, но в группе слабовидящих, наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений по всем субшкалам намного больше, чем у типично развивающихся детей;
- анамнез, полученный в результате опроса родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, показал, что: большинство мам имеют особенности течения беременности и родов (сложности протекания беременности, кесарево сечение, ранние роды); они пожаловались на особенности развития детей до года (частые заболевания, травмы и ушибы головы); и отметили наличие особенностей в развитии детей до 3-х лет (задержка речевого развития, частые заболевания, поведенческие отклонения), в то время как в группе типично развивающихся детей количество мам, отметивших те или иные особенности, на половину меньше.
Данное исследование подтвердило эффективность применения многоцелевого опросника для педагогов и родителей: «эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников», направленного на выявление детей с чрезмерной выраженностью признаков эмоционального неблагополучия и атипичных форм поведения. С практической точки зрения это имеет большую значимость для оказания своевременной психологопедагогической помощи детям с нарушениями в развитии, чтобы суметь предотвратить появление вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.
С целью коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у дошкольников с нарушениями зрения, мы рекомендуем «Коррекционные комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения с проблемами эмоционально-поведенческой сферы». Данный комплекс адресован дефектологам, педагогам, заинтересованным родителям, и призван оказать коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с нарушением зрения, имеющим проблемы эмоционально-волевой сферы.
Основные задачи данного комплекса формулировались, исходя из особенностей и специфики поведения детей с нарушениями зрения, и направлены на ослабление эмоционального напряжения, на снижение чувства тревожности, преодоление страха незнакомых ситуаций, на формирование социального опыта и навыков поведения, на совершенствование процессов саморегуляции.
Таким образом, дошкольный возраст обеспечивает общее психическое развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний умений и навыков, освоения сложных видов деятельности, развитие специальных способностей. И своевременно оказанная коррекционная помощь, базирующаяся на принципах систематичности и последовательности, позволяет педагогам - дефектологам, осуществить комплексный подход к развитию и воспитанию дошкольников, а также обеспечить всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к школе детей с нарушениями зрения.
Итак, наша гипотеза о том, что у детей с нарушениями зрения, чаще наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих отклонений, чем у детей без нарушения зрения, и их проявления выражаются в неконтактности, тревоге и дезадаптивном поведении подтвердилась.
1. Анохина, И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ [Текст] / И.А. Анохина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С.3
2. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст]: монография / Т. А Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс». - 2014. - 96 с.
3. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст]: монография. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224с.
5. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников [Текст]: автореф. дис...канд. пед, наук /О.И. Бадулина. - Москва,1998. - 122 с.
6. Басилова, Т.А. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы I
Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011) / под ред. В.А. Лотта. - М.: МГППУ, 2011. 193с.
7. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие /Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008 - 113 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование.
Проблемы психического развития детей [Текст]: монография Г.В.
Бурменская, О.А. Карабанова. - М.: Изд-во МГУ Лидер, 1990. - 136 с.
10. Веракса, Н.Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей [Текст] / Н.Е. Веракса // Ежегодник Российского психологического
общества. - 2003. -Т.2. - С. 93-96.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
12. Голикова, И.В. Отклоняющееся поведение, влияющее на формирование менталитета [Текст] / И.В. Голикова // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление: сб. науч. ст. под ред. Д.Я. Грибановой. - Псков: Псковский государственный университет, 2015. - 269 с.
13. Гордеева, О.В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации // Вестник МГУ, Сер.14. - 2004. - №1, С.70-87, №2, С. 66-83.
14. Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 76-83.
15. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для
практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
16. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1990. - 222с.
17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: монография.
- М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
18. Захаров, АИ. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: монография. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с.
19. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1973. - 156 с.
20. Иванникова, О. А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
- 2004. -№ 2. -С. 23-27.
21. Изард, К.Е. Психология эмоций / Перев. с англ.[Текст]: монография. - СПб.: «Питер», 2000. - 464 с.
22. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Ю. А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-
М» 2001. - 432 с.
23. Копцева, Т.Г. Профилактика правонарушений и детско-подростковых преступлений в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с депривацией зрения [Текст] / Т.Г. Копцева // Психологопедагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление: сб. науч. ст. под ред. Д.Я. Грибановой. - Псков: Псковский государственный университет, 2015. - 269 с.
24. Корзинкина, Н.А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / Н.А. Корзинкина. - Москва: 2004. - 187с.
25. Коломинский, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
26. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов. / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.М. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
27. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. -480 с.
28. Кузнецова, Т.Д. Проблемы развития эмоциональной сферы
дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст]: материалы
междунар, науч. конференции, посвящ. проблемам и перспективам развития образования. - Пермь / Т.Д. Кузнецова // Молодой ученый. - 2013. - Т. 1. - С. 77-80.
29. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с. - Рез.: англ. - Библиогр.: С. 191-194.
30. Левченко, И.Ю., Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: "Академия", 2003. - 320 с.
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: монография. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
32. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271с.
33. Лысун, О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации [Текст]: автореф. дис... канд. филос. наук / О.В. Лысун. - Хабаровск, 2006. - 26 с.
34. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: монография. - СПб.; "Речь", 2004. - 400 с.
35. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст]: монография.й - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
36. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст]: учеб. - метод, пособие / В. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2003. - 48с.
37. Мухина, В.М. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст]: монография. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
38. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст]: учеб. для вузов /Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 360с.
39. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории проблемы [Текст]: учеб. для вузов / Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2003. - 912 с.
40. Пащенко, А.К. Развитие нормативности в детском возрасте и физическое развитие [Текст] / А.К. Пащенко // Филология и культура: сб науч. работ. - М, 2015. - Вып.3.- С. 338-345
41. Плаксина, Л.И. Инновации в специальном (коррекционном) образовании: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / под ред. Н.П. Рябининой, Л.А. Дружининой, М.В. Найн.- Челябинск: Цицеро, 2010. - 214с.
42. Плаксина, Л.И. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах диагностика [Текст]: учеб. пособие для вузов /Л. И. Плаксина. - Калуга: Адэль, 1998. - 140 с.
43. Прихожан, A.M. Тревожность и страх у младших школьников. Руководство практического психолога [Текст]: учеб. для вузов / А. М. Прихожан. - М.: НПО «Модек», 2000. - 304 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. 820 с.
45. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст]: пос. для восп. и род. / Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
46. Сергеева, Н.Ю. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительного искусства [Текст]: автореф. дис... канд. пед. Наук / Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 2002. - 204с.
47. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. / Л.И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. -480 с.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Норма, 2011. - 406с.
49. Фаустова, И.В. Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста и условия его преодоления [Текст] / И.В. Фаустова // Материалы научно-практической конференции докторантов и аспирантов. - Изд-во Елецкого гос. Ун-та, 2007. - Вып. 1. - С. 206-209.
50. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей: учеб. пособие / В.А. Феоктистова; [под ред. Л.М. Шипицыной]; Нац. Фонд подгот. Кадров. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
51. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.Б. Эльконин. - М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. - 240 с.
52. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду. [Текст]: пособие для восп. дет садов. / С.Г.Якобсон. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. -112 с.