ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 9
1.1 Понятие «толерантности» и «межэтнических отношений» 9
1.2 Формирование межэтнических отношений в вузах России 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ И
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ К(П)ФУ 23
2.1 Краткая характеристика в социально-образовательной среде ФГАОУ ВО
Елабужского института К(П)ФУ 23
2.2 Адаптация иностранных студентов факультета экономики управления в
межэтнической среде ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 29
2.3 Проявление толерантной культуры в межэтнической среде факультета
экономики и управления ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 38
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ 49
3.1 Состояние проблем формирования толерантной культуры в ФГАОУ ВО
Елабужского института К(П)ФУ 49
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию межэтнической среды в
ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 51
3.3 Эффективность рекомендаций улучшению толерантной культуры в
межэтнической среде ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 9
1.1 Понятие «толерантности» и «межэтнических отношений» 9
1.2 Формирование межэтнических отношений в вузах России 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ И
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ К(П)ФУ 23
2.1 Краткая характеристика в социально-образовательной среде ФГАОУ ВО
Елабужского института К(П)ФУ 23
2.2 Адаптация иностранных студентов факультета экономики управления в
межэтнической среде ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 29
2.3 Проявление толерантной культуры в межэтнической среде факультета
экономики и управления ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 38
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФГАОУ ВО ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ 49
3.1 Состояние проблем формирования толерантной культуры в ФГАОУ ВО
Елабужского института К(П)ФУ 49
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию межэтнической среды в
ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 51
3.3 Эффективность рекомендаций улучшению толерантной культуры в
межэтнической среде ФГАОУ ВО Елабужского института К(П)ФУ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В сложных социально-политических условиях, присущих периоду построения правового государства, насыщенных межэтническими и межконфликтными противоречиями актуальность приобретают вопросы толерантности, поднимаемые в различных научных направлениях и жизнедеятельности общества. Различные общественные организации, государственные ведомства, средства массовой информации отмечают необходимость проявления толерантности особенно в таком деликатном вопросе, как межнациональное общение. На сегодняшний день тема толерантности поднимается в разных областях науки и жизни общества.
Культура толерантного поведения, уважение культуры, традиций и обычаев других народов необходимы для успешных взаимоотношений не только представителей разных народов, но и национальных сообществ и даже государств [2, с.78]. Это вопрос, прежде всего политических и экономических отношений внутри страны и с другими странами. Однако формирование толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей - очень важная сторона педагогического процесса.
Проблема толерантного поведения в процессе межнационального взаимодействия актуальна для таких областей науки как психология, социология, конфликтология, философия, религиоведение и многие другие [11, с.32]. Современная социально-политическая ситуация такова, что многие осознают необходимость воспитания толерантности как в подрастающем поколении так и у людей старшего возраста. Толерантность (или интолерантность) как черта личности формируется в процессе социализации человека [21, с.362]. С раннего детства человек сразу «вливается» в разные социальные группы, которые играют немаловажную роль в формировании его национальной принадлежности, его отношения к представителям другой культуры, и, в конце концов, в формировании у него толерантности по отношению к людям другой национальности или другой религии. Влияние исходит с разных сторон. Это семья, сверстники, тот национальный регион, в котором проживает человек, дошкольные образовательные учреждения, школа, ВУЗ, под влиянием культуры, традиций, нравов, религии, присущих различным народам, нациям [36, с.85]. Значительное влияние на увеличение степени агрессивности и интолерантности оказывают СМИ, художественные фильмы и компьютерные игры чрезмерно агрессивного характера.
Таким образом, формирование толерантного мышления значимая составляющая образовательного и воспитательного процесса. Образование является определяющим в жизни человека. Оно дает знания, опыт, накопленные предками за столетия. Процесс воспитания охватывает длительный период жизни человека, в течение которого при целенаправленной работе возможно влиять на учащихся, формируя у них толерантное отношения к представителям другой национальности [27, с.28].
В психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы толерантности. Идеи и подходы гуманистической педагогики представлены в работах Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилова, М. Монтессори [22], В.А. Сухомлинского и др.; педагогики сотрудничества уделяли внимание О.С. Гозман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов [14], A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий [26], Д.Б. Эльконин и др. Вопросы педагогики ненасилия освещены в трудах А.Г. Козлова [16], В.Г. Маралова [24], В.А. Ситарова и др., педагогики культуры мира - в работах М.В. Кабатченко, Э.С. Соколовой, З.К. Шнекендорф [38] и др. В рамках психологии над данной проблемой работали Н.М. Лебедева [20], О.В. Лунева [21], Т.Г. Стефаненко [33], Г.У. Солдатова, A.II. Татарко [31], Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, С.Д. Щеколдина [39] и др.
Как показывают исследования, на данный момент современные формы и методы профессионального обучения не ориентированны на развитие созидающего менталитета, толерантного мышления будущих специалистов.
Перед наукой и практикой остро встала проблема: каковы
педагогические, психологические условия и средства формирования культуры толерантности, этнической толерантности, в том числе в процессе профессиональной подготовки студентов [19, с.69].
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования межэтнической толерантности у студентов факультета экономики и управления в Елабужском институте федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) федерального университета (далее - Елабужский институт КФУ).
Объект исследования: Елабужский институт КФУ.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие формирование этнической толерантности у студентов Елабужского института КФУ.
Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности у студентов образовательной организации высшего образования может быть педагогически эффективным при обеспечении:
- мотивационно-ценностного отношения студентов образовательной организации высшего образования к модели толерантного взаимодействия с представителями других этносов и народов;
- соотнесения полученного опыта, навыков и установок толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике (в бытовой и профессиональной деятельности), через их включение в социальную и профессиональную деятельность;
- тренинговых, рефлексивных упражнений, коллективных форм обучения повышающих этническую толерантность; развития национальной компетентности и позитивного национального самосознания;
- включения педагогов в процесс педагогического сопровождения по формированию толерантности у студентов, осознающих и применяющих принципы культуры толерантности.
На основании цели, объекта и гипотезы исследования определены следующие задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы уточнить и конкретизировать сущность категории «этническая толерантность»; определить ее содержание, структуру и уровни сформированности толерантной культуры, этнической толерантности;
2. Обосновать комплекс условий, способствующих формированию этнической толерантности, национальной компетентности и позитивного национального самосознания у студентов Елабужского института КФУ;
3. Провести опрос для выявления уровня формирования межэтнической толерантности у студентов Елабужского института КФУ;
4. Дать рекомендации, способствующие повышению уровня толерантности иностранных студентов.
В исследовании использовался констатирующий (анкетирование, тестирование, оценивание) метод.
Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе факультета экономики и управления Елабужского института КФУ, где определялась эффективность предлагаемых подходов к определению содержания и методов воспитания культуры толерантности студентов. В экспериментальном исследовании участвовало в целом 50 студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• раскрыта сущность формирования и воспитания этнической
толерантности у студентов образовательной организации высшего образования как необходимого условия перехода личности будущего специалиста к позиции культуры мира и уважения;
• в условиях многонационального региона выявлены основные факторы, вызывающие у них интолерантное поведение.
Практическая значимость исследования. Разработан и проведен опрос, выявляющий формирование этнической толерантности у студентов высшего учебного заведения. Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы вузом для увеличения уровня толерантности у студентов.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В введении расписывается актуальность, проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, экспериментальная база, теоретическая значимость, практическая значимость исследования по теме выпускной квалификационной работы, а также её структура.
В первом параграфе первой главы расписывается понятие «толерантности», «межэтнических отношений» и «межэтнической толерантности». Рассматривается какую роль в обществе играет «межэтническая толерантность» и каковы ее принципы и понятия по мнению разных исследователей. Во втором параграфе рассматривается формирование толерантных и межэтнических отношений в вузах России, и что, именно в студенческой среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика, так как, она может стать активным проводником идеи мультикультурности.
В первом параграфе второй главы характеризуется Елабужский институт КФУ в социально - культурной среде, ее история, состав вуза, настоящая деятельность и какие традиции она продолжает. Во втором параграфе выявляется уровень адаптации иностранных студентов в межэтнической среде обучаемой местности, затем анализируются результаты. Определяются трудности и проблемы появляющиеся во время учебного процесса. Рассматривается какие курсы и проекты реализуются по отношению в иностранным студентам для включения их в пространство вуза, города, страны. В третьем параграфе рассматривается становление толерантной культуры в межэтнической среде Елабужского института КФУ факультета экономики и управления. С помощью каких элементов можно сформировать у них навыки толерантного мышления. Выявляется уровень толерантности иностранных студентов и причины влияющие на них.
В перовом параграфе третьей главы описывается состояние проблем формирование толерантной культуры Елабужского института КФУ в целом. Расписываются проблемы из-за которых выявился неопределенный уровень адаптации и низкий уровень толерантности иностранных студентов и непонимания между ними. Во втором параграфе разрабатываются рекомендации способствующие совершенствованию межэтнической среды в Елабужском институте КФУ. Описываются несколько положений при соблюдении которых возможно формирование межэтнической толерантности. Определяются преимущества рекомендации, которые могут способствовать решению вышесказанных проблем, увеличению уровня толерантности иностранных студентов и изменению отношений между студентами в целом. В третьем параграфе расписывается эффективность рекомендаций, которые предлагаются для повышения уровня толерантности студентов Елабужского института К(П)ФУ.
В заключении подводится итог всей проделанной работы, соблюдение целей и задач.
В списке литературы расписываются источники, которые способствовали написанию выпускной квалификационной работы.
Приложения это таблицы, опросники которые вкладываются в объем выпускной квалификационной работы, с помощью которых проводились исследования.
Культура толерантного поведения, уважение культуры, традиций и обычаев других народов необходимы для успешных взаимоотношений не только представителей разных народов, но и национальных сообществ и даже государств [2, с.78]. Это вопрос, прежде всего политических и экономических отношений внутри страны и с другими странами. Однако формирование толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей - очень важная сторона педагогического процесса.
Проблема толерантного поведения в процессе межнационального взаимодействия актуальна для таких областей науки как психология, социология, конфликтология, философия, религиоведение и многие другие [11, с.32]. Современная социально-политическая ситуация такова, что многие осознают необходимость воспитания толерантности как в подрастающем поколении так и у людей старшего возраста. Толерантность (или интолерантность) как черта личности формируется в процессе социализации человека [21, с.362]. С раннего детства человек сразу «вливается» в разные социальные группы, которые играют немаловажную роль в формировании его национальной принадлежности, его отношения к представителям другой культуры, и, в конце концов, в формировании у него толерантности по отношению к людям другой национальности или другой религии. Влияние исходит с разных сторон. Это семья, сверстники, тот национальный регион, в котором проживает человек, дошкольные образовательные учреждения, школа, ВУЗ, под влиянием культуры, традиций, нравов, религии, присущих различным народам, нациям [36, с.85]. Значительное влияние на увеличение степени агрессивности и интолерантности оказывают СМИ, художественные фильмы и компьютерные игры чрезмерно агрессивного характера.
Таким образом, формирование толерантного мышления значимая составляющая образовательного и воспитательного процесса. Образование является определяющим в жизни человека. Оно дает знания, опыт, накопленные предками за столетия. Процесс воспитания охватывает длительный период жизни человека, в течение которого при целенаправленной работе возможно влиять на учащихся, формируя у них толерантное отношения к представителям другой национальности [27, с.28].
В психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы толерантности. Идеи и подходы гуманистической педагогики представлены в работах Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилова, М. Монтессори [22], В.А. Сухомлинского и др.; педагогики сотрудничества уделяли внимание О.С. Гозман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов [14], A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий [26], Д.Б. Эльконин и др. Вопросы педагогики ненасилия освещены в трудах А.Г. Козлова [16], В.Г. Маралова [24], В.А. Ситарова и др., педагогики культуры мира - в работах М.В. Кабатченко, Э.С. Соколовой, З.К. Шнекендорф [38] и др. В рамках психологии над данной проблемой работали Н.М. Лебедева [20], О.В. Лунева [21], Т.Г. Стефаненко [33], Г.У. Солдатова, A.II. Татарко [31], Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, С.Д. Щеколдина [39] и др.
Как показывают исследования, на данный момент современные формы и методы профессионального обучения не ориентированны на развитие созидающего менталитета, толерантного мышления будущих специалистов.
Перед наукой и практикой остро встала проблема: каковы
педагогические, психологические условия и средства формирования культуры толерантности, этнической толерантности, в том числе в процессе профессиональной подготовки студентов [19, с.69].
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования межэтнической толерантности у студентов факультета экономики и управления в Елабужском институте федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) федерального университета (далее - Елабужский институт КФУ).
Объект исследования: Елабужский институт КФУ.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие формирование этнической толерантности у студентов Елабужского института КФУ.
Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности у студентов образовательной организации высшего образования может быть педагогически эффективным при обеспечении:
- мотивационно-ценностного отношения студентов образовательной организации высшего образования к модели толерантного взаимодействия с представителями других этносов и народов;
- соотнесения полученного опыта, навыков и установок толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике (в бытовой и профессиональной деятельности), через их включение в социальную и профессиональную деятельность;
- тренинговых, рефлексивных упражнений, коллективных форм обучения повышающих этническую толерантность; развития национальной компетентности и позитивного национального самосознания;
- включения педагогов в процесс педагогического сопровождения по формированию толерантности у студентов, осознающих и применяющих принципы культуры толерантности.
На основании цели, объекта и гипотезы исследования определены следующие задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы уточнить и конкретизировать сущность категории «этническая толерантность»; определить ее содержание, структуру и уровни сформированности толерантной культуры, этнической толерантности;
2. Обосновать комплекс условий, способствующих формированию этнической толерантности, национальной компетентности и позитивного национального самосознания у студентов Елабужского института КФУ;
3. Провести опрос для выявления уровня формирования межэтнической толерантности у студентов Елабужского института КФУ;
4. Дать рекомендации, способствующие повышению уровня толерантности иностранных студентов.
В исследовании использовался констатирующий (анкетирование, тестирование, оценивание) метод.
Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе факультета экономики и управления Елабужского института КФУ, где определялась эффективность предлагаемых подходов к определению содержания и методов воспитания культуры толерантности студентов. В экспериментальном исследовании участвовало в целом 50 студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• раскрыта сущность формирования и воспитания этнической
толерантности у студентов образовательной организации высшего образования как необходимого условия перехода личности будущего специалиста к позиции культуры мира и уважения;
• в условиях многонационального региона выявлены основные факторы, вызывающие у них интолерантное поведение.
Практическая значимость исследования. Разработан и проведен опрос, выявляющий формирование этнической толерантности у студентов высшего учебного заведения. Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы вузом для увеличения уровня толерантности у студентов.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В введении расписывается актуальность, проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, экспериментальная база, теоретическая значимость, практическая значимость исследования по теме выпускной квалификационной работы, а также её структура.
В первом параграфе первой главы расписывается понятие «толерантности», «межэтнических отношений» и «межэтнической толерантности». Рассматривается какую роль в обществе играет «межэтническая толерантность» и каковы ее принципы и понятия по мнению разных исследователей. Во втором параграфе рассматривается формирование толерантных и межэтнических отношений в вузах России, и что, именно в студенческой среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика, так как, она может стать активным проводником идеи мультикультурности.
В первом параграфе второй главы характеризуется Елабужский институт КФУ в социально - культурной среде, ее история, состав вуза, настоящая деятельность и какие традиции она продолжает. Во втором параграфе выявляется уровень адаптации иностранных студентов в межэтнической среде обучаемой местности, затем анализируются результаты. Определяются трудности и проблемы появляющиеся во время учебного процесса. Рассматривается какие курсы и проекты реализуются по отношению в иностранным студентам для включения их в пространство вуза, города, страны. В третьем параграфе рассматривается становление толерантной культуры в межэтнической среде Елабужского института КФУ факультета экономики и управления. С помощью каких элементов можно сформировать у них навыки толерантного мышления. Выявляется уровень толерантности иностранных студентов и причины влияющие на них.
В перовом параграфе третьей главы описывается состояние проблем формирование толерантной культуры Елабужского института КФУ в целом. Расписываются проблемы из-за которых выявился неопределенный уровень адаптации и низкий уровень толерантности иностранных студентов и непонимания между ними. Во втором параграфе разрабатываются рекомендации способствующие совершенствованию межэтнической среды в Елабужском институте КФУ. Описываются несколько положений при соблюдении которых возможно формирование межэтнической толерантности. Определяются преимущества рекомендации, которые могут способствовать решению вышесказанных проблем, увеличению уровня толерантности иностранных студентов и изменению отношений между студентами в целом. В третьем параграфе расписывается эффективность рекомендаций, которые предлагаются для повышения уровня толерантности студентов Елабужского института К(П)ФУ.
В заключении подводится итог всей проделанной работы, соблюдение целей и задач.
В списке литературы расписываются источники, которые способствовали написанию выпускной квалификационной работы.
Приложения это таблицы, опросники которые вкладываются в объем выпускной квалификационной работы, с помощью которых проводились исследования.
В период социальных преобразований в современной российском обществе процесс наличия терпимости становится индикатором зрелости политической, юридической и психологической культуры, показателем нравственности нации, ее общественного сознания. Терпимость (толерантность) выступает как необходимое условие мира в том или ином регионе, позитивной динамикой его социально — экономического развития.
Обучение подрастающего поколения культуре мира и воспитание в нем чувства толерантности означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. Данный тип социальных отношений, как известно, предусматривает предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью ликвидации (либо минимизации) порождающих их причин путем у становления, диалога и ведения переговоров.
Чтобы научить современную молодежь ценить и понимать культуру своего народа, уважать культуру других этносов и религий, необходимо кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях страны. Решение этой трудной задачи в рамках вуза, лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых для молодого специалиста общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием его потребности и способности ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессии. Кроме того, ознакомление студентов с особенностями культуры своего и других народов на занятиях, во внеурочной деятельности, и свободном общении, способствует формированию у них объективного видения мира, воспитанию культурных, образованных граждан страны. Знание же ими богатства межнациональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания и взаимоуважения; гармонизацию их интересов и устремлений.
Только при таких условиях совершается поворот к новому типу взаимоотношений между людьми — диалог культур.
Данную работу в условиях образовательного учреждения должен возглавить преподаватель. От его эрудиции, такта, знания особенностей и истории становления той или иной религии, происхождения той или иной нации зависит успех формирования культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза.
Для успешности ведения подобной работы в образовательном учреждении необходимым условием является организация толерантного пространства в нем. Значимая роль в его организации принадлежит руководителям образовательных учреждений, преподавателям, родителям, общественности.
Как известно, особенность межэтнических отношений в поликультурном образовательном учреждении, в отличие от монокультурной, проявляется в ряде характеристик, важнейшими из которых являются: характер процессов этнической и религиозной самоидентификации, степень позитивности или негативности межэтнических отношений, удовлетворенность процессами взаимодействия в вузе. Их исследование и дало нам возможность выявить организационно- педагогические условия формирования культуры межэтнической и межкультурной толерантности у студентов в среде вуза.
В соответствии с целью исследования, учитывая специфику объекта и предмета исследования, были использованы следующие основные методы: опрос, структурирование, интервью.
Выявление уровней толерантности в поликультурной среде дало глубокое представление о наличии или отсутствии культуры межэтнической толерантности. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к терпимости, толерантной реакции на среду.
В соответствии со структурой и целью исследования были определены и решены следующие задачи:
5. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы уточнена и конкретизирована сущность категории «этническая толерантность»; определено ее содержание, структура и уровни сформированности толерантной культуры, межэтнической толерантности;
6. Обоснован комплекс условий, способствующих формированию межэтнической толерантности, национальной компетентности и позитивного национального самосознания у студентов ВУЗов;
7. Проведен опрос для выявления уровня формирования межэтнической толерантности у студентов;
8. Даны рекомендации, способствующие повышению уровня толерантности иностранных студентов.
В первой главе расписали понятие «толерантности», «межэтнических отношений» и «межэтнической толерантности». Рассмотрели какую роль в обществе играет «межэтническая толерантность» и каковы ее принципы и понятия по мнению разных исследователей. Рассмотрели формирование толерантных и межэтнических отношений в вузах России, и что, именно в студенческой среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика, так как, она может стать активным проводником идеи многокультурности.
Во второй главе охарактеризовали Елабужский институт КФУ в социально - культурной среде, ее историю, состав вуза, настоящую деятельность и какие традиции она продолжает. Выявили уровень адаптации иностранных студентов в межэтнической среде обучаемой местности, затем проанализировали результаты. Определили трудности и проблемы появляющиеся во время учебного процесса. Рассмотрели какие курсы и проекты реализуются по отношению в иностранным студентам для включения их в пространство вуза, города, страны. Рассмотрели проявление толерантной культуры в межэтнической среде Елабужского института КФУ факультета экономики и управления. Выяснили с помощью каких элементов можно сформировать у них навыки толерантного мышления. Выявился уровень толерантности иностранных студентов и причины влияющие на них.
В третьей главе определилось состояние проблем формирование толерантной культуры Елабужского института КФУ в целом. Расписали проблемы из-за которые поспособствовали неопределенному уровню адаптации и низкому уровню толерантности иностранных студентов и непониманию между ними. Были расписаны рекомендации способствующие совершенствованию межэтнической среды в Елабужском институте КФУ. Определяются преимущества рекомендации, которые могут способствовать решению вышесказанных проблем, увеличению уровня толерантности иностранных студентов и изменению отношений между студентами в целом.
Благодаря открытию подготовительного факультета для иностранных студентов пойдет процесс восстановления личности, способной к самоопределению и продуктивной творческой деятельности в многонациональной и многоконфессиональной среде Елабужского института КФУ.
Все это приведет к снижению уровня интолерантного поведения у студентов Елабужского института КФУ, повысит у них общую степень толерантности, показателей межэтнической толерантности, снизит накал национальной и религиозной нетерпимости в студенческой среде, снизит уровень социальной, межнациональной напряженности среди молодежи данного вуза.
Обучение подрастающего поколения культуре мира и воспитание в нем чувства толерантности означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. Данный тип социальных отношений, как известно, предусматривает предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью ликвидации (либо минимизации) порождающих их причин путем у становления, диалога и ведения переговоров.
Чтобы научить современную молодежь ценить и понимать культуру своего народа, уважать культуру других этносов и религий, необходимо кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях страны. Решение этой трудной задачи в рамках вуза, лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых для молодого специалиста общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием его потребности и способности ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессии. Кроме того, ознакомление студентов с особенностями культуры своего и других народов на занятиях, во внеурочной деятельности, и свободном общении, способствует формированию у них объективного видения мира, воспитанию культурных, образованных граждан страны. Знание же ими богатства межнациональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания и взаимоуважения; гармонизацию их интересов и устремлений.
Только при таких условиях совершается поворот к новому типу взаимоотношений между людьми — диалог культур.
Данную работу в условиях образовательного учреждения должен возглавить преподаватель. От его эрудиции, такта, знания особенностей и истории становления той или иной религии, происхождения той или иной нации зависит успех формирования культуры межнациональной и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза.
Для успешности ведения подобной работы в образовательном учреждении необходимым условием является организация толерантного пространства в нем. Значимая роль в его организации принадлежит руководителям образовательных учреждений, преподавателям, родителям, общественности.
Как известно, особенность межэтнических отношений в поликультурном образовательном учреждении, в отличие от монокультурной, проявляется в ряде характеристик, важнейшими из которых являются: характер процессов этнической и религиозной самоидентификации, степень позитивности или негативности межэтнических отношений, удовлетворенность процессами взаимодействия в вузе. Их исследование и дало нам возможность выявить организационно- педагогические условия формирования культуры межэтнической и межкультурной толерантности у студентов в среде вуза.
В соответствии с целью исследования, учитывая специфику объекта и предмета исследования, были использованы следующие основные методы: опрос, структурирование, интервью.
Выявление уровней толерантности в поликультурной среде дало глубокое представление о наличии или отсутствии культуры межэтнической толерантности. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к терпимости, толерантной реакции на среду.
В соответствии со структурой и целью исследования были определены и решены следующие задачи:
5. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы уточнена и конкретизирована сущность категории «этническая толерантность»; определено ее содержание, структура и уровни сформированности толерантной культуры, межэтнической толерантности;
6. Обоснован комплекс условий, способствующих формированию межэтнической толерантности, национальной компетентности и позитивного национального самосознания у студентов ВУЗов;
7. Проведен опрос для выявления уровня формирования межэтнической толерантности у студентов;
8. Даны рекомендации, способствующие повышению уровня толерантности иностранных студентов.
В первой главе расписали понятие «толерантности», «межэтнических отношений» и «межэтнической толерантности». Рассмотрели какую роль в обществе играет «межэтническая толерантность» и каковы ее принципы и понятия по мнению разных исследователей. Рассмотрели формирование толерантных и межэтнических отношений в вузах России, и что, именно в студенческой среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика, так как, она может стать активным проводником идеи многокультурности.
Во второй главе охарактеризовали Елабужский институт КФУ в социально - культурной среде, ее историю, состав вуза, настоящую деятельность и какие традиции она продолжает. Выявили уровень адаптации иностранных студентов в межэтнической среде обучаемой местности, затем проанализировали результаты. Определили трудности и проблемы появляющиеся во время учебного процесса. Рассмотрели какие курсы и проекты реализуются по отношению в иностранным студентам для включения их в пространство вуза, города, страны. Рассмотрели проявление толерантной культуры в межэтнической среде Елабужского института КФУ факультета экономики и управления. Выяснили с помощью каких элементов можно сформировать у них навыки толерантного мышления. Выявился уровень толерантности иностранных студентов и причины влияющие на них.
В третьей главе определилось состояние проблем формирование толерантной культуры Елабужского института КФУ в целом. Расписали проблемы из-за которые поспособствовали неопределенному уровню адаптации и низкому уровню толерантности иностранных студентов и непониманию между ними. Были расписаны рекомендации способствующие совершенствованию межэтнической среды в Елабужском институте КФУ. Определяются преимущества рекомендации, которые могут способствовать решению вышесказанных проблем, увеличению уровня толерантности иностранных студентов и изменению отношений между студентами в целом.
Благодаря открытию подготовительного факультета для иностранных студентов пойдет процесс восстановления личности, способной к самоопределению и продуктивной творческой деятельности в многонациональной и многоконфессиональной среде Елабужского института КФУ.
Все это приведет к снижению уровня интолерантного поведения у студентов Елабужского института КФУ, повысит у них общую степень толерантности, показателей межэтнической толерантности, снизит накал национальной и религиозной нетерпимости в студенческой среде, снизит уровень социальной, межнациональной напряженности среди молодежи данного вуза.



