ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ДЕКУПАЖ 5
1.1 Виды, стили в технике декупаж 5
1.2 Специфика и расходные материалы в декупаж 10
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ В ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17
2.1 Определение содержания курса предметной подготовки дизайнеров 17
2.2 Разработка рабочей программы курса по выбору «Декупаж» 20
Выводы по второй главе 27
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ 28
3.1 Поиск и проработка эскиз объектов оформления творческой деятельности в технике декупаж 28
3.2 Технологическая последовательность оформления объекта
творческой деятельности в технике декупаж 33
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сегодня, в век информационных технологий и будней суматошней загруженности люди начали тянуться к эстетике, красоте, перенося все это в домашний уют и дизайн среды. Искусство создания внешней и внутренней красоты вокруг себя становится популярным, а методика и технологии обучения актуальными.
Дизайн-образование - это процесс подготовки педагогов в области дизайна для всей образовательной вертикали: от дошкольного до послевузовского, основанный на интеграции дизайнерских и педагогических знаний, в результате которого происходит формирование личности специалиста, способного к эффективной самореализации с системе общего и профессионального образования.
Дизайн-образование дает большие возможности для формирования художественно-графических и эстетических навыков современного человека, позволяющие ему стать гибким, мобильным, творческим и креативным. В современном обществе дизайн-образование формируется на всех этапах развития личности в зависимости от уровня развития и психофизиологических возможностей обучающихся. Современная дидактика предлагает различные формы и методы обучения дизайну. При этом само искусство, дизайн, декоративно-прикладное искусство развивается вместе с обществом. Однако избранный нами аспект - предметное обучение технике декупаж, несмотря на пристальное внимание к нему со стороны мастеров, относительно не новый. Недостаточно разработанными остаются проблемы программно-методического сопровождения профессионального модуля в подготовке дизайнеров, отвечающим интересам и потребностям общества.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание предметной подготовки дизайнера на примере техники декупаж.
Объект исследования: процесс предметной подготовки в дизайн- образовании.
Предмет исследования: разработка предметной подготовки обучающихся в дизайн-образовании (на примере техники декупаж).
Задачи:
1. Просмотр, изучение и анализ источников по теме ВКР.
2. Изучение потребностей и склонностей обучающихся к видам декоративно-прикладного искусства.
3. Разработка рабочей программы по обучению технике декупаж.
4. Разработка конструкторско-технологической документации по оформлению изделий в технике декупаж.
5. Изготовление объектов творческой деятельности - набора настольного органайзера «Елабуга. Мои воспоминания»
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной литера-туры по теме исследования, составление программы;
• эмпирические: опрос, изучение продуктов деятельности обучающихся;
• математические: статистическая обработка результатов анкетирования.
Практическая значимость: разработанная нами рабочая программа по курсу «Декупаж в интерьере» и выполненные нами в ходе исследования органайзера педагога в технике декупаж могут быть положены в основу совершенствования дизайн-образования, а также использованы педагогами дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению подготовки.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав и выводам по ним, заключения, списка использованных источников и приложений в виде объектов творческой деятельности набора настольного органайзера «Елабуга. Мои воспоминания», оформленных в технике декупаж и методического пособия.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы изучили и проанализировали литературу по теме проектирования, определили, что декупаж довольно увлекательное занятие, так как художественные возможности его безграничны. Эта техника способствует развитию творческого потенциала, а приобретая навыки работы в ней можно создавать множество удивительных работ своими руками.
Доступность и простота метода привлекают в ряды декупажа все новых и новых мастеров. Действительно, для того чтобы сделать самую простую работу, достаточно рисунка на тонкой бумаге, клея и лака, тем более, что сделанное своими руками изделие дешевле по затратам, чем купленное в магазине. В качестве основы для работы могут служить деревянные, стеклянные, керамические, пластмассовые и прочие изделия. При этом можно совмещать и различные техники работы, что позволяет придать глубину, подчеркнуть необычность и оригинальность будущего шедевра. Отсутствие жестких рамок и правил в выполнении работы позволяют начинающим мастерам не боясь, смело воплощать в реальность идеи.
В практической части мы разработали рабочую программу для учебных учреждений на базе среднего профессионального образования. При составлении рабочей программы мы учли основные характерные особенности техники и относительно им разработали этап заданий в постепенной усложненности выполнения работы над изделием и также затрагивают каждый вид декупажа, что позволяет студенту попробовать себя в каждой грани данной техники. В методическом пособии собрана информация, которую можно брать за основу при написании эс¬се и рефератов, а так же курсовых работ. Ко всему этому, в раздел пособия добавлена информация об основных ошибках при работе в дополнении с советами по достижению лучшего вида работы. Это так же позволяет улучшить восприятие всего блока информации и помочь студентам, работающим впервые в технике де-купаж, избежать ошибок и выполнять практические занятия на должном уровне.
В ходе работы над программой, становится очевидным, что декупаж техника многогранная, имеет множество особенностей, а так же трудоемкая и работа занимает немало времени. Сравнительно с другими существующими техниками, декупаж относительно простая в выполнении техника, тем не менее как и везде, в ней тоже есть свои сложности. Некоторые стили имеют особую сложность и тон-кость работы, поэтому без помощи квалифицированного специалиста просто не обойтись. В связи с этим возникает необходимость внедрения подобных учебных курсов в образовательную систему учебных учреждений.
1. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 937 с.
2. Велла Л. Декупаж и декорирование мебели. Приемы и техники / Л. Велла - М.: Контэнт, 2016. - 48 с.
3. Вешкина, О.Б. Декупаж декорируем гардероб О.Б. Вешкина. - М.: Эксмо, 2008. - 64 с.
4. Вешкина, О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества / О.Б. Вешкина. - М.:Эксмо, 2009. - 64 с.
5. Воронова, О. Шкатулки и ключницы в технике декупаж/ О. Воронова - М.: Эксмо, 2013. - 96 с.
6. Гусева,О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству/ О.М. Гусева. - М.: ВАКО,2014. - 128 с.
7. Гусева,О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству/ О.М. Гусева. - М.: ВАКО,2013. - 176 с.
8. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие в 2 ч. Часть II: Теория обучения. Управление образовательными системами / С.Ю. Дивногорцева.- М.: ПСТГУ, 2012. - 262 с.
9. Декор мебели в технике декупаж // Делаем сами, 2016. - № 3. - С. 28-30.
10. Дольд М., Рюкель Х. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера / Х. Рюкель, М. Дольд. - М.: Арт-Родник, 2010. - 64с.
11. Жемкова, Ю. Добро пожаловать. Декупаж / Ю.Жемкова // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 4-6.
12. Журнал о декупаже и творчестве // Школа декупажа,2011.- №1. - С. 20.
13. Зайцева,А.В. Энциклопедия декупажа. Все приемы и стили / А. В.Зайцева. - М.: Эксмо, 2009. - 192 с.
14. Зайцева, А. В. Декупаж для начинающих:салфеточная техника / А. В. Зайцева. - М.: Эксмо, 2014. - 64 с.
15. Зайцева, А. В. Декупаж: самый полный и понятный самоучитель / А. В.
Зайцева. - М.: Эксмо, 2017. - 98 с.
16. М. Лупато, В. С. Беллини, Д. Д. Фидио Все о декупаже: Техники и изделия / Д.Д. Фидио, В.С. Беллини, М. Лупато. - М.: Ниола-Пресс, 2009. - 100 с.
17. Лупато М. Декупаж Практическое руководство / М. Лупато. - М.: Ниола- Пресс, 2008. - 32 с.
18. Мартинелли, Б. Декупаж: новые идеи, техники, изделия / Б. Мартинелли - Белгород: Клуб Семейного Досуга, 2014. - 97 с.
19. Митросенко, С.В. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие / С.В. Митросенко. - Красноярск: Сиб. Фед. Ун-т, 2007. - 245 с.
20. Посуйко, Е. Декупаж кружевом / Е. Посуйко - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 64 с.
21. Расщупкина, С.Ю. Декупаж. Лучшая книга о декорировании / С.Ю. Расщупкина. - М,: Рипол- Классик, 2012. - 264 с.
22. Розенсон И.А. Основы теории дизайна/ И.А. Розенсон.- СПБ: Питер, 2013. - 256 с.
23. Серебряный век. Возвращение. Декупаж // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 3-5.
24. Стокс, Х. Объемный декупаж. Проекты для начинающих. / Х. Стокс. - М.: Ниола 21век, 2008.- 112с.
25. Сухова, О.Н. Декупаж в стиле прованс / О.Н. Сухова. - М.: Аст-Пресс, 2016. - 198 с.
26. Фохтина, Н. Декор. Декупаж и кураж / Н. Фохтина. - М.: АСТ, 2015. - 192 с.
27. Черутти П.Н. Декупаж. Декоративная отделка предметов интерьера, посу¬ды, аксессуаров. Практическое руководство / П.Н.Черутти. - М.: Ниола- Пресс, 2009. - 160 с.
28. Юсель, С. Декупаж. Самая полная энциклопедия / С.Юсель. - М.: Аст - Пресс, 2010. - 36 с.
29. Январёва, Д. Сокровищница рукодельницы / Д.Январёва // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 4-6.
30. Январёва, Д. Ржавый сиптакт: фоторамка для любимого / Д.Январёва // Лена: Рукоделие, 2016. - № 6. - С. 7-9.
31. Яркая лейка. Декупаж // Делаем сами, 2016. - № 4. - С. 18-20.