Введение 3
Глава 1. Проблема кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 5
1.1Место и роль кризисов в психическом развитии детей дошкольного возраста 5
1.2 Характеристика кризиса семи лет 8
Вывод по первой главе 11
Глава 2. Эмпирическое исследование кризисного периода развития в дошкольном возрасте 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 13
Выводы по второй главе 20
Заключение 21
Список литературы 22
Приложение 24
Актуальность исследования кризисов в онтогенетическом развитии ребенка связана, прежде всего, с важностью этих кризисов в жизни ребенка.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в это время закладываются интеллектуальные способности, моральные и поведенческие основы личности. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.
Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Толчком к развитию личности ребенка и переходу его на новый этап развития является возрастной кризис.
Кризисов, которые будет преодолевать ребенок несколько: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет. Время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев: острый период, трудновоспитуемость, впечатление регресса.
Цель данной курсовой работы – изучение кризиса семи лет.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть роль кризисов в психическом развитии детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать кризис семи лет.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование кризиса семи лет.
4. Дать анализ результатов эмпирического исследования.
Объект данной работы - особенности развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: кризисные периоды развития в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования – можно предположить, что такие признаки кризиса, как упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, деспотизм, негативизм ярко выражены у детей дошкольного возраста в криз семи лет.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ данных.
База исследования:
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам исследования разработаны конкретные рекомендации для родителей детей семи лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Таким образом, кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые ребенок чрезвычайно ярко выражает.
В данном исследовании мы ориентировались на классификацию развития Л.С. Выготского, который выделил возрастные кризисы детей.
Кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение проявления признаков кризиса семи лет. В результате исследования были выявлены основные признаки кризиса семи лет - упрямство, строптивость, своеволие, симптомы обесценивания, деспотизм, негативизм.
Нами разработаны рекомендации родителям по преодолению кризиса семи лет. Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а также доказана гипотеза исследования.