ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретике-методологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности 7
1.1 Сущность и специфика формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Модель формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности .. 14
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности 21
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик. Описание
результатов констатирующего этапа эксперимента 21
2.2 Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности . 31
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 40
ВЫВОД ВТОРОЙ ПО ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Глава 1 Теоретике-методологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности 7
1.1 Сущность и специфика формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Модель формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности .. 14
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности 21
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик. Описание
результатов констатирующего этапа эксперимента 21
2.2 Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности . 31
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 40
ВЫВОД ВТОРОЙ ПО ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
В последнее время происходит понимание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе постепенно изменяются. На первый план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как культура общения и понимания, коммуникативное поведение, ряд теоретических и практических вопросов, благодаря которым коммуникативные навыки человека обретают особую значимость. Ребенку необходимо общаться со взрослыми и сверстниками. Именно благодаря такому общению ребенок проходит инкультурацию и социализацию, оказываются представителем своего народа и культуры, а также ребёнок развивает умение соотносить свое действия и поведение с действиями окружающих людей, создавая совместно с ними целостный общественный организм-социум. При помощи общения во всех своих формах, видах, типах достаточно раскрывает специфику человеческого общества.
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников на педагогическом уровне является актуальным, так как определяется социальным заказом общества - становлением социально развитой личности ребенка. Именно достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, влияет на готовность ребенка к обучению в школе.
Вопроса о формировании коммуникативных навыков дошкольников рассматривается в Законе «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» и др.
Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) [16; 29; 38].
Театрально - игровая деятельность является эмоционально насыщенной, что делает ее интересной для детей и дает ребенку радость. Данная деятельность охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Театрально - игровая деятельность принимают как в образовательном, так и воспитательном процессе.
Использование театрально - игровой деятельности является эффективным для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Проблема формирования коммуникативной составляющей рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Пуртовой и др.
Как мы видим, авторы рассматривали разнообразные аспекты изучаемой проблемы с разных позиций, но проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.
Таким образом, была сформулирована тема исследования «Театрально - игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что систематическое включение театрально-игровой деятельности в воспитательно - образовательный процесс будет служить эффективным средством формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
3. Опытно - экспериментальная путем доказать эффективность использования театрально-игровой деятельности в формировании взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста .
Методы исследования: общенаучные методы анализа синтеза и обобщения материалов научной литературы по теме; эмпирические методы: наблюдение в свободной деятельности, сравнение, методика «Картинки» (Е.О. Смирнова), методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.
Методологическую основу нашего исследования составляют:
- актуальные экспериментальные данные, посвященные проблеме общения дошкольников (Л.П. Буева, Е.О. Смирнова, Б.Д. Прыгин, А.С. Золотнякова, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, Е.В. Руденский) [7; 21; 41; 36; 28; 5; 40];
- подходы к пониманию дошкольного детства как особого периода в становлении личности (Л.И. Божович Л.С., Выготский А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн Д.Б. Эльконин,) [6; 11; 20; 39; 49];
- актуальные труды современных отечественных педагогов в области театрально-игровой деятельности (С.М. Томчикова, Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Т.И. Петрова, Э.Г. Чурилова и др.) [42;3;14; 27; 37; 45].
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов по формированию коммуникативных навыков, для разработки специальных программ обучения и создания педагогических условий для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности, для повышения квалификации педагогических сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
База исследования опытно-экспериментальной работы - МАДОУ д/с № 77 «Теремок» г. Набережные Челны.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников на педагогическом уровне является актуальным, так как определяется социальным заказом общества - становлением социально развитой личности ребенка. Именно достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, влияет на готовность ребенка к обучению в школе.
Вопроса о формировании коммуникативных навыков дошкольников рассматривается в Законе «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» и др.
Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) [16; 29; 38].
Театрально - игровая деятельность является эмоционально насыщенной, что делает ее интересной для детей и дает ребенку радость. Данная деятельность охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Театрально - игровая деятельность принимают как в образовательном, так и воспитательном процессе.
Использование театрально - игровой деятельности является эффективным для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Проблема формирования коммуникативной составляющей рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Пуртовой и др.
Как мы видим, авторы рассматривали разнообразные аспекты изучаемой проблемы с разных позиций, но проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.
Таким образом, была сформулирована тема исследования «Театрально - игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что систематическое включение театрально-игровой деятельности в воспитательно - образовательный процесс будет служить эффективным средством формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
3. Опытно - экспериментальная путем доказать эффективность использования театрально-игровой деятельности в формировании взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста .
Методы исследования: общенаучные методы анализа синтеза и обобщения материалов научной литературы по теме; эмпирические методы: наблюдение в свободной деятельности, сравнение, методика «Картинки» (Е.О. Смирнова), методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.
Методологическую основу нашего исследования составляют:
- актуальные экспериментальные данные, посвященные проблеме общения дошкольников (Л.П. Буева, Е.О. Смирнова, Б.Д. Прыгин, А.С. Золотнякова, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, Е.В. Руденский) [7; 21; 41; 36; 28; 5; 40];
- подходы к пониманию дошкольного детства как особого периода в становлении личности (Л.И. Божович Л.С., Выготский А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн Д.Б. Эльконин,) [6; 11; 20; 39; 49];
- актуальные труды современных отечественных педагогов в области театрально-игровой деятельности (С.М. Томчикова, Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Т.И. Петрова, Э.Г. Чурилова и др.) [42;3;14; 27; 37; 45].
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов по формированию коммуникативных навыков, для разработки специальных программ обучения и создания педагогических условий для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности, для повышения квалификации педагогических сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
База исследования опытно-экспериментальной работы - МАДОУ д/с № 77 «Теремок» г. Набережные Челны.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
В ходе эксперимента была определена логика этапов преобразующей работы, в рамках которых решался ряд последовательных задач педагогического сопровождения формирования коммуникативных навыков старших дошкольников. Задачи первого, подготовительного, этапа дали возможность проектировать образовательные маршруты детей и разработать методическое обеспечение. Для решения первой задачи, связанной с определением сущности и специфики формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрально- игровой деятельности был осуществлен анализ основных научно- теоретических подходов к исследованию проблемы.
Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрально- игровой деятельности является актуальным.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.
В совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. В различных формах общения практически реализуются и, что очень важно, регулируются общественные отношения. Выявлено, что театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся, прежде всего, в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
На основе вышеизложенного нами определена сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрально-игровой деятельности, представляющая собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий способствует формированию у дошкольников коммуникативных навыков и активного участия в жизни общества в дальнейшем.
В заключение следует отметить, что формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Известно, что заинтересовать детей, чем- либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.
Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрально- игровой деятельности является актуальным.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.
В совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. В различных формах общения практически реализуются и, что очень важно, регулируются общественные отношения. Выявлено, что театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся, прежде всего, в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
На основе вышеизложенного нами определена сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрально-игровой деятельности, представляющая собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий способствует формированию у дошкольников коммуникативных навыков и активного участия в жизни общества в дальнейшем.
В заключение следует отметить, что формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Известно, что заинтересовать детей, чем- либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Театрализация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Игры и этюды как средство воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



