Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44218

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
628
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретике-методологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности 7
1.1 Сущность и специфика формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Модель формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности .. 14
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности 21
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик. Описание
результатов констатирующего этапа эксперимента 21
2.2 Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности . 31
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 40
ВЫВОД ВТОРОЙ ПО ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51


В последнее время происходит понимание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе постепенно изменяются. На первый план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как культура общения и понимания, коммуникативное поведение, ряд теоретических и практических вопросов, благодаря которым коммуникативные навыки человека обретают особую значимость. Ребенку необходимо общаться со взрослыми и сверстниками. Именно благодаря такому общению ребенок проходит инкультурацию и социализацию, оказываются представителем своего народа и культуры, а также ребёнок развивает умение соотносить свое действия и поведение с действиями окружающих людей, создавая совместно с ними целостный общественный организм-социум. При помощи общения во всех своих формах, видах, типах достаточно раскрывает специфику человеческого общества.
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников на педагогическом уровне является актуальным, так как определяется социальным заказом общества - становлением социально развитой личности ребенка. Именно достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, влияет на готовность ребенка к обучению в школе.
Вопроса о формировании коммуникативных навыков дошкольников рассматривается в Законе «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» и др.
Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) [16; 29; 38].
Театрально - игровая деятельность является эмоционально насыщенной, что делает ее интересной для детей и дает ребенку радость. Данная деятельность охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Театрально - игровая деятельность принимают как в образовательном, так и воспитательном процессе.
Использование театрально - игровой деятельности является эффективным для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Проблема формирования коммуникативной составляющей рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Пуртовой и др.
Как мы видим, авторы рассматривали разнообразные аспекты изучаемой проблемы с разных позиций, но проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.
Таким образом, была сформулирована тема исследования «Театрально - игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что систематическое включение театрально-игровой деятельности в воспитательно - образовательный процесс будет служить эффективным средством формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
3. Опытно - экспериментальная путем доказать эффективность использования театрально-игровой деятельности в формировании взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста .
Методы исследования: общенаучные методы анализа синтеза и обобщения материалов научной литературы по теме; эмпирические методы: наблюдение в свободной деятельности, сравнение, методика «Картинки» (Е.О. Смирнова), методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.
Методологическую основу нашего исследования составляют:
- актуальные экспериментальные данные, посвященные проблеме общения дошкольников (Л.П. Буева, Е.О. Смирнова, Б.Д. Прыгин, А.С. Золотнякова, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, Е.В. Руденский) [7; 21; 41; 36; 28; 5; 40];
- подходы к пониманию дошкольного детства как особого периода в становлении личности (Л.И. Божович Л.С., Выготский А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн Д.Б. Эльконин,) [6; 11; 20; 39; 49];
- актуальные труды современных отечественных педагогов в области театрально-игровой деятельности (С.М. Томчикова, Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Т.И. Петрова, Э.Г. Чурилова и др.) [42;3;14; 27; 37; 45].
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов по формированию коммуникативных навыков, для разработки специальных программ обучения и создания педагогических условий для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально - игровой деятельности, для повышения квалификации педагогических сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
База исследования опытно-экспериментальной работы - МАДОУ д/с № 77 «Теремок» г. Набережные Челны.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе эксперимента была определена логика этапов преобразующей работы, в рамках которых решался ряд последовательных задач педагогического сопровождения формирования коммуникативных навыков старших дошкольников. Задачи первого, подготовительного, этапа дали возможность проектировать образовательные маршруты детей и разработать методическое обеспечение. Для решения первой задачи, связанной с определением сущности и специфики формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрально- игровой деятельности был осуществлен анализ основных научно- теоретических подходов к исследованию проблемы.
Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что формирование коммуникативных навыков дошкольников в театрально- игровой деятельности является актуальным.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.
В совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. В различных формах общения практически реализуются и, что очень важно, регулируются общественные отношения. Выявлено, что театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся, прежде всего, в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
На основе вышеизложенного нами определена сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрально-игровой деятельности, представляющая собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий способствует формированию у дошкольников коммуникативных навыков и активного участия в жизни общества в дальнейшем.
В заключение следует отметить, что формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Известно, что заинтересовать детей, чем- либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.



I. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений /Андреева Г.М./ - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс2007. - 363 с.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии: метод. пособие / Е.А. Антипина/ - 2-е изд., перераб. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Л.В. Артемова - М.: Просвещение 1991.- 127 с.
4. Бачурина Н.П. Учимся общаться - новый взгляд педагога на взаимоотношения с дошкольниками / Н.П. Бачурина // Воспитание дошкольников: III Международная научно-практическая конференция, Чебоксары, 21 мая 2013 года / Науч.-исслед. ин-т педагогики и психологии; [науч. ред. М.В. Волкова]. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2013. - 13-15 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. / А. А. Бодалев / - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 328 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Директ- Медиа, 2008. - 612 с.
7. Буева Л.П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности / Л.П. Буева- М.: Наука, 1989.- 216 с.
8. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко, О.П. Власенко. /- Волгоград: Учитель, 2008. - 153 с.
9. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова./ - Ростов н/Д М: Феникс, 2007. - 446 с.
10. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте. / Волков Б.С., Волкова Н. В./ - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
II. Выготский Л.С. Психология - /Выготский Л.С/ М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 1008 с.
12. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н.Ф. Губанова./ - М.: Издательство «ВАКО», 2007. - 256 с.
13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова . - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
14. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой./ - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева/. - М. : Эксмо, 2009. - 176с.
17. Жадан Я.Э. Диагностика дружеских взаимоотношений старших
дошкольников / Я.Э. Жадан, Е.В. Гончарова // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 269-275 с.
18. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И.Загвязинский / - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 314 с.
19.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. / Запорожец А.В./ - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000 - 320 с.
20. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / / А. В. Запорожца, Я.3. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
21. Золотнякова, А.С. Проблемы психологии общения : социальный и личностный типы общения: профессиональные, познавательные и генетические аспекты : учебное пособие по спецкурсу / А.С. Золотнякова. - Ростов-на-Дону: Ростовский -на-Дону педагогический институт, 2011 - 148 с.
22. Ионова, Н.В. Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте / Н.В. Ионова, Е.И. Трофимова // М.: Концепт. - 2015. - Т. 13. -. 2651 с.
23. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский./- Изд- во Минск,1984.- 239 с.
24. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова./
- М.: Зимородок, 2006. - 416 с.
25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 432 с.
26. Клюева Н.В. Учим детей общению. характер,
коммуникабельность / Н.В.Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 237с.
27. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - М: Владос, 2005. - 368 с.
28. Леонтьев, А.А. Психология общения : учебное пособие / А.А. Леонтьев. - 4¬е издание. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 368 с.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина - 2е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
30. Лысенко С.Н. Особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста: Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека / С.Н. Лысенко. - 2015.
- -112 с.
31. Максимова С.М. Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника / С.М. Максимова // Молодой ученый. - 2016. - №13. - 826 с.
32. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. / Д.В. Менджерицкая - М.: Просвещение, 19 89. - 190 с.
33. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду: метод. рекомендации / Е.В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
34. Микляева Н.В. М593 Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 205 с.
35. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - 106 с.
36. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: Учебное пособие / Б. Д.
Парыгин. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 615 с.
37. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2001. - 128 с.
38. Репина М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. - 2015. - №9. - 1267-1269 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
40. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций.Е.В.
Руденский М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. -224 с.
41. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. / Е.О. Смирнова - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
42. Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию
дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие /С. Н. Томчикова. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 90 с.
43. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
44. Холмогорова В.М. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.
45. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова - М.: Владос, 2003.- 160 с.
46. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3 -6 лет). / Л.М. Шипицына и др. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
47. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. / Г.А. Широкова - Ростов-н/Дону: Феникс, 2012. - 288 с.
48. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. / А.В. Щёткин М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 144 с.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.:Академия, 2013. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ