Обучение детей с нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе, моделируемой педагогом деятельности
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности коммуникативного взаимодействия у младших школьников 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с речевыми нарушениями 9
1.2. Особенности коммуникативного взаимодействия младших школьников со
взрослыми и сверстниками 16
1.2.1. Особенности коммуникативного взаимодействия младших
школьников со взрослыми 16
1.2.2. Особенности коммуникативного взаимодействия младших
школьников с родителями 20
1.2.3. Особенности коммуникативного взаимодействия младших
школьников со сверстниками 24
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Организация и результаты эмпирического исследования коммуникативного взаимодействия младших школьников с речевыми нарушениями 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования коммуникативного
взаимодействия младших школьников с речевыми нарушениями 32
2.2. Анализ способностей коммуникативного взаимодействия младших
школьников, не имеющих речевых нарушений 34
2.3. Анализ способностей коммуникативного взаимодействия младших
школьников, имеющих речевые нарушения 40
2.4. Сравнительный анализ способностей коммуникативного взаимодействия младших школьников, имеющих речевые нарушения и не имеющих речевых
нарушений 46
Выводы по Главе 2 52
Глава 3. Проект обучения детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию 55
3.1. Задачи, принципы и методы проекта по обучению детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному
взаимодействию 55
3.2. Содержание проекта по обучению детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию 60
Выводы по Главе 3 77
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности коммуникативного взаимодействия у младших школьников 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с речевыми нарушениями 9
1.2. Особенности коммуникативного взаимодействия младших школьников со
взрослыми и сверстниками 16
1.2.1. Особенности коммуникативного взаимодействия младших
школьников со взрослыми 16
1.2.2. Особенности коммуникативного взаимодействия младших
школьников с родителями 20
1.2.3. Особенности коммуникативного взаимодействия младших
школьников со сверстниками 24
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Организация и результаты эмпирического исследования коммуникативного взаимодействия младших школьников с речевыми нарушениями 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования коммуникативного
взаимодействия младших школьников с речевыми нарушениями 32
2.2. Анализ способностей коммуникативного взаимодействия младших
школьников, не имеющих речевых нарушений 34
2.3. Анализ способностей коммуникативного взаимодействия младших
школьников, имеющих речевые нарушения 40
2.4. Сравнительный анализ способностей коммуникативного взаимодействия младших школьников, имеющих речевые нарушения и не имеющих речевых
нарушений 46
Выводы по Главе 2 52
Глава 3. Проект обучения детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию 55
3.1. Задачи, принципы и методы проекта по обучению детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному
взаимодействию 55
3.2. Содержание проекта по обучению детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию 60
Выводы по Главе 3 77
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое количество учащихся младшего школьного возраста имеют нарушения коммуникативной функции речи, которые проявляются в неумении планировать совместную деятельность в речевом взаимодействии, в затруднении передать свои впечатления, в отсутствии инициативы вступления в диалог, в неумении поддержать разговор и грамотно выражать свои мысли.
Развитость речи детей младшего школьного возраста чаще всего судят только по внешним характеристикам. Родители и воспитатели при подготовке детей к выпуску в школу зачастую обращают внимание только на правильность произношения звуков, на умение правильно согласовывать и упорядочивать слова в предложении, на умение формулировать простые высказывания, составлять рассказы, а также на наличие или отсутствие сложных речевых нарушений. В связи с этим за пределами внимания родителей и педагогов остаются другие, не менее важные, характеристики речи детей. К ним относятся умение отвечать на вопросы и задавать их, умение высказывать свои мысли; умение посредством вступления в коммуникацию выстраивать совместную деятельность со сверстниками и умение регулировать речевое поведение в зависимости от ситуации.
В психолого-педагогической литературе различные исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Г. Рузская, Р.Е. Левина) отмечают, что именно коммуникация, как средство общения, лежит в основе всего вербального и психического и личностного развития ребёнка. От своевременного формирования навыков коммуникативного взаимодействия зависит то, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, как скоро ему станут доступны памятники истории и культуры человечества [4,5,20,26].
Коммуникативное взаимодействие - это, в первую очередь, речевое общение, это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, уметь
высказываться и рассуждать. Общаясь с другими, ребёнок не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.
У детей, имеющих нарушения речи, навыки коммуникативного воздействия формируются недостаточно полно. Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие исследователи данной проблемы указывают, что у детей с тяжелыми речевыми нарушениями наблюдаются стойкие нарушения коммуникативного акта, связанные с психолого-педагогическими и личностными особенностями [20,24,40].
Данная проблема рассматривается во многих психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова и других современных исследователей, которые стремятся к усовершенствованию логопедической работы с данной категорией детей, но мало кто из них занимается изучением этой проблемы у младших школьников с речевыми нарушениями [37,40]. На настоящий период времени отсутствуют целостные представления об особенностях и закономерностях становления навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста данной категории; недостаточно изучены условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их коммуникативного акта.
Таким образом, изучение и развитие навыков коммуникативного взаимодействия становится важной задачей в работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения.
Цели исследования - выявить у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями трудности коммуникативного взаимодействия и на их основе разработать проект по обучению детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию.
Объект исследования - коммуникативное взаимодействие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - формирование навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в моделируемой педагогом деятельности.
Г ипотеза. Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями будет выявлен дефицит навыков коммуникативного взаимодействия в значимых сферах жизнедеятельности, проявляющийся в недостаточном умении оперировать основными рече-коммуникативными средствами.
Обучение детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию будет успешным при соблюдении следующей последовательности этапов работы в процессе моделируемой педагогом деятельности: составление рассказа по серии сюжетных картин с открытым финалом; моделирование ситуации, отраженной в серии сюжетных картин с открытым финалом; составление рассказа по сюжетной картине с выходом за рамки нарисованного; моделирование ситуации по заданной теме.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований и дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
2) Проанализировать источники, раскрывающие проблему коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
4) Обобщить и проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
5) Разработать проект по обучению коммуникативному взаимодействию для детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирический сбор данных с помощью методики «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанной коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии ИПиО КФУ [2];
3) количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составили научные концепции, теории и положения специальной психологии и педагогики, современной логопедии: теория Л.С. Выготского о связи коммуникативного развития личности и социально-культурной среды, концепции С.Л. Рубинштейна о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов и др.), теория речевой деятельности А.А. Леонтьева, положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), работы В.Д. Менделевича, Н.П. Ничипоренко, М.М. Солобутиной, А.И. Ахметзяновой по изучению прогностической компетентности младших школьников, концепция Р.М. Фрумкиной о механизме речевого прогнозирования, работы И.А. Зимней о двухуровневости прогнозирования.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты исследования могут быть использованы логопедами, психологами, дефектологами для организации коррекционно-развивающего процесса, для разработки программ сопровождения младших школьников с речевыми нарушениями, для проведения сравнительных исследований по данной проблеме;
- разработанный проект по обучению младших школьников коммуникативному взаимодействию может быть использован в качестве дополнения к существующей коррекционной программе, в качестве методического материала, на основе которого можно разработать узконаправленные программы или занятия по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с речевыми нарушениями.
Апробация результатов исследования представлена на научнопрактических мероприятиях разного уровня: Всероссийской научно
практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва, 26-27 марта, 2018 г.), 83-ей Всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность» (г. Курск, 18-19 апреля, 2018 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 5 апреля, 2018 г.).
Развитость речи детей младшего школьного возраста чаще всего судят только по внешним характеристикам. Родители и воспитатели при подготовке детей к выпуску в школу зачастую обращают внимание только на правильность произношения звуков, на умение правильно согласовывать и упорядочивать слова в предложении, на умение формулировать простые высказывания, составлять рассказы, а также на наличие или отсутствие сложных речевых нарушений. В связи с этим за пределами внимания родителей и педагогов остаются другие, не менее важные, характеристики речи детей. К ним относятся умение отвечать на вопросы и задавать их, умение высказывать свои мысли; умение посредством вступления в коммуникацию выстраивать совместную деятельность со сверстниками и умение регулировать речевое поведение в зависимости от ситуации.
В психолого-педагогической литературе различные исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Г. Рузская, Р.Е. Левина) отмечают, что именно коммуникация, как средство общения, лежит в основе всего вербального и психического и личностного развития ребёнка. От своевременного формирования навыков коммуникативного взаимодействия зависит то, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, как скоро ему станут доступны памятники истории и культуры человечества [4,5,20,26].
Коммуникативное взаимодействие - это, в первую очередь, речевое общение, это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, уметь
высказываться и рассуждать. Общаясь с другими, ребёнок не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.
У детей, имеющих нарушения речи, навыки коммуникативного воздействия формируются недостаточно полно. Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие исследователи данной проблемы указывают, что у детей с тяжелыми речевыми нарушениями наблюдаются стойкие нарушения коммуникативного акта, связанные с психолого-педагогическими и личностными особенностями [20,24,40].
Данная проблема рассматривается во многих психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова и других современных исследователей, которые стремятся к усовершенствованию логопедической работы с данной категорией детей, но мало кто из них занимается изучением этой проблемы у младших школьников с речевыми нарушениями [37,40]. На настоящий период времени отсутствуют целостные представления об особенностях и закономерностях становления навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста данной категории; недостаточно изучены условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их коммуникативного акта.
Таким образом, изучение и развитие навыков коммуникативного взаимодействия становится важной задачей в работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения.
Цели исследования - выявить у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями трудности коммуникативного взаимодействия и на их основе разработать проект по обучению детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию.
Объект исследования - коммуникативное взаимодействие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - формирование навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в моделируемой педагогом деятельности.
Г ипотеза. Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями будет выявлен дефицит навыков коммуникативного взаимодействия в значимых сферах жизнедеятельности, проявляющийся в недостаточном умении оперировать основными рече-коммуникативными средствами.
Обучение детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями коммуникативному взаимодействию будет успешным при соблюдении следующей последовательности этапов работы в процессе моделируемой педагогом деятельности: составление рассказа по серии сюжетных картин с открытым финалом; моделирование ситуации, отраженной в серии сюжетных картин с открытым финалом; составление рассказа по сюжетной картине с выходом за рамки нарисованного; моделирование ситуации по заданной теме.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований и дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
2) Проанализировать источники, раскрывающие проблему коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
4) Обобщить и проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
5) Разработать проект по обучению коммуникативному взаимодействию для детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирический сбор данных с помощью методики «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанной коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии ИПиО КФУ [2];
3) количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составили научные концепции, теории и положения специальной психологии и педагогики, современной логопедии: теория Л.С. Выготского о связи коммуникативного развития личности и социально-культурной среды, концепции С.Л. Рубинштейна о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов и др.), теория речевой деятельности А.А. Леонтьева, положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), работы В.Д. Менделевича, Н.П. Ничипоренко, М.М. Солобутиной, А.И. Ахметзяновой по изучению прогностической компетентности младших школьников, концепция Р.М. Фрумкиной о механизме речевого прогнозирования, работы И.А. Зимней о двухуровневости прогнозирования.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты исследования могут быть использованы логопедами, психологами, дефектологами для организации коррекционно-развивающего процесса, для разработки программ сопровождения младших школьников с речевыми нарушениями, для проведения сравнительных исследований по данной проблеме;
- разработанный проект по обучению младших школьников коммуникативному взаимодействию может быть использован в качестве дополнения к существующей коррекционной программе, в качестве методического материала, на основе которого можно разработать узконаправленные программы или занятия по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с речевыми нарушениями.
Апробация результатов исследования представлена на научнопрактических мероприятиях разного уровня: Всероссийской научно
практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва, 26-27 марта, 2018 г.), 83-ей Всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность» (г. Курск, 18-19 апреля, 2018 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 5 апреля, 2018 г.).
Данная работа посвящена изучению коммуникативного взаимодействия у младших школьников с речевыми нарушениями.
В Главе 1 отражены результаты проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями и раскрыты особенности становления навыков коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются различные особенности психического развития в целом. У них нарушается развитие мыслительной, мнестической, эмоционально-волевой, моторной сфер, личности и поведения. Они могут быть неуверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности коммуникативно-речевых навыков или же, наоборот, агрессивны, нервозны и импульсивны.
В младшем школьном возрасте коммуникативная деятельность детей становится более целенаправленной. Многое в развитии навыков речевой коммуникации зависит от взаимоотношений между учителем и детьми, большое значение также имеет стиль общения, преобладающий в семье и взаимоотношения членов семьи между собой.
Отношения между младшими школьниками постоянно меняются. Коммуникативное взаимодействие друг с другом возникает у них в условиях, учитывающих предыдущий опыт общения, пространственную близость, совместную деятельность, при этом значимыми являются и некоторые личностные характеристики. Общение со сверстниками является для младших школьников составляющей частью познания норм и правил ведения социальных отношений.
Освоение навыков коммуникативного взаимодействия происходит у младших школьников в процессе становления личности и под влиянием общения со взрослыми и сверстниками.
В Главе 2 описаны результаты организованного эмпирического исследования по изучению навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и без речевых нарушений с использованием метода прогнозирования. Качественный анализ результатов проведен и отдельно по каждой выборке, и в сравнении.
Таким образом, было выяснено, что младшие школьники обеих групп выборки имеют схожие показатели в ситуациях общения со взрослыми и по критерию рече-коммуникативной функции «Наличие/отсутствие высказываний участников».
Что касается особенностей навыков коммуникативного взаимодействия младших школьников, имеющих речевые нарушения, то, в отличие от своих сверстников, не имеющих нарушений речи, они в меньшей степени используют вербально развернутые прогнозы, практически не используют лексико-грамматические и синтаксические конструкции. Их ответы полны аграмматизмов.
В ситуациях, связанных с учебной деятельностью, реальным общением со сверстниками и виртуальным общением, болезнью, семейными отношениями, дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии, оказываются менее способными использовать свои коммуникативные возможности и речь в целом.
Таким образом, были выявлены сферы общения, ситуации отношений, и рече-коммуникативные средства, в которых дети младшего школьного возраста с речевыми нарушениями отстают от своих сверстников с нормой речевого развития.
В Главе 3 представлен проект «Обучение детей младшего школьного возраста коммуникативному взаимодействию в моделируемой педагогом деятельности» для преодоления недостаточной развитости коммуникативного взаимодействия у младших школьников с речевыми нарушениями, разработанный на основании результатов проведенного эмпирического исследования. Проект разработан с учетом общепедагогических и специфических для данной категории детей с ОВЗ принципов и реализуется с использованием основных общепедагогических методов.
По данному проекту обучение коммуникативному взаимодействию детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями происходит через прогнозирование ситуаций и речевого поведения участников в наиболее страдающих сферах отношений по сюжетным картинкам и через моделирование коммуникативных ситуаций в группе сверстников.
Проект представлен комплексом заданий, разделенных по тематике сфер отношений и уровням сложности.
По окончании реализации проекта младшие школьники с речевыми нарушениями должны овладеть следующими коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, а также прогнозируя ход развития коммуникативных ситуаций.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
В Главе 1 отражены результаты проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями и раскрыты особенности становления навыков коммуникативного взаимодействия у младших школьников.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются различные особенности психического развития в целом. У них нарушается развитие мыслительной, мнестической, эмоционально-волевой, моторной сфер, личности и поведения. Они могут быть неуверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности коммуникативно-речевых навыков или же, наоборот, агрессивны, нервозны и импульсивны.
В младшем школьном возрасте коммуникативная деятельность детей становится более целенаправленной. Многое в развитии навыков речевой коммуникации зависит от взаимоотношений между учителем и детьми, большое значение также имеет стиль общения, преобладающий в семье и взаимоотношения членов семьи между собой.
Отношения между младшими школьниками постоянно меняются. Коммуникативное взаимодействие друг с другом возникает у них в условиях, учитывающих предыдущий опыт общения, пространственную близость, совместную деятельность, при этом значимыми являются и некоторые личностные характеристики. Общение со сверстниками является для младших школьников составляющей частью познания норм и правил ведения социальных отношений.
Освоение навыков коммуникативного взаимодействия происходит у младших школьников в процессе становления личности и под влиянием общения со взрослыми и сверстниками.
В Главе 2 описаны результаты организованного эмпирического исследования по изучению навыков коммуникативного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и без речевых нарушений с использованием метода прогнозирования. Качественный анализ результатов проведен и отдельно по каждой выборке, и в сравнении.
Таким образом, было выяснено, что младшие школьники обеих групп выборки имеют схожие показатели в ситуациях общения со взрослыми и по критерию рече-коммуникативной функции «Наличие/отсутствие высказываний участников».
Что касается особенностей навыков коммуникативного взаимодействия младших школьников, имеющих речевые нарушения, то, в отличие от своих сверстников, не имеющих нарушений речи, они в меньшей степени используют вербально развернутые прогнозы, практически не используют лексико-грамматические и синтаксические конструкции. Их ответы полны аграмматизмов.
В ситуациях, связанных с учебной деятельностью, реальным общением со сверстниками и виртуальным общением, болезнью, семейными отношениями, дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии, оказываются менее способными использовать свои коммуникативные возможности и речь в целом.
Таким образом, были выявлены сферы общения, ситуации отношений, и рече-коммуникативные средства, в которых дети младшего школьного возраста с речевыми нарушениями отстают от своих сверстников с нормой речевого развития.
В Главе 3 представлен проект «Обучение детей младшего школьного возраста коммуникативному взаимодействию в моделируемой педагогом деятельности» для преодоления недостаточной развитости коммуникативного взаимодействия у младших школьников с речевыми нарушениями, разработанный на основании результатов проведенного эмпирического исследования. Проект разработан с учетом общепедагогических и специфических для данной категории детей с ОВЗ принципов и реализуется с использованием основных общепедагогических методов.
По данному проекту обучение коммуникативному взаимодействию детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями происходит через прогнозирование ситуаций и речевого поведения участников в наиболее страдающих сферах отношений по сюжетным картинкам и через моделирование коммуникативных ситуаций в группе сверстников.
Проект представлен комплексом заданий, разделенных по тематике сфер отношений и уровням сложности.
По окончании реализации проекта младшие школьники с речевыми нарушениями должны овладеть следующими коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, а также прогнозируя ход развития коммуникативных ситуаций.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.



