Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (БОС) У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №44199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современное состояние изученности проблемы формирования
звукопроизношения у детей с дизартрией
1.1 Современные аспекты изучения особенностей формирования
звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией 6
1.2 Технология биологически обратной связи в системе формирования
звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией 12
Выводы по Главе 1 15
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению уровня
сформированности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией 17
2.2 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией 19
Выводы по Главе II 24
Глава III. Формирование правильного звукопроизношения у
дошкольников с дизартрией средствами технологии БОС
3.1 Коррекционная работа по формированию правильного
звукопроизношения у дошкольников с дизартрией средствами технологии БОС 26
3.2 Определение эффективности использования технологии БОС в коррекции
звукопроизношения дошкольников с дизартрией 31
Выводы по Главе III 36
Заключение 38
Список использованной литературы

Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с дизартрией возникает необходимость разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Более того, активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке метода биологической обратной связи (БОС). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка. Однако, применение данной технологии в коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией изучено недостаточно, чем обусловлена актуальность данного исследования.
Дизартрия, как сложная проблема речевой патологии, интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.И. Белякова, И.Ю. Левченко, Т.Г. Визель, О.Г. Приходькои др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.
Цель исследования: выявить эффективность технологии
биологической обратной связи (БОС) при формировании звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: у дошкольников с дизартрией формирование звукопроизношения будет проходить успешнее, если в процессе
коррекционной работы использовать технологию биологической обратной связи (БОС).
Объект исследования: формирование звукопроизношения у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии биологической обратной связи БОС.
Задачи исследования:
1) Изучить современное состояние проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией
2) Изучить особенности сформированности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией
3) Выявить эффективность коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрией средствами технологии биологической обратной связи (БОС).
Методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ литературы;
-эмпирические: наблюдение, эксперимент;
-математические: анализ результатов эксперимента с использованием математических методов.
Методологическая основа: теория Д.Б. Эльконина [46] о дошкольной психологии, положение Л.И. Беляковой [6] о психолого-педагогическом аспекте изучения дизартрии, концепция Е.Н. Винарской [11] о психолого-педагогических особенностях дошкольников с дизартрией, положение Т.Г. Визель [10] о нейропсихологическом подходе к изучению дизартрии, положение Т.Б. Филичевой [43] о развитии звукопроизношения дошкольников с дизартрией, концепция М.Ф. Фомичевой [44] о формировании звукопроизношения у дошкольников, теория А.А. Сметанкина [36] о сущностных особенностях метода БОС, концепция М.М. Теречевой [39] о применении БОС, методические рекомендации И.А. Нигматуллиной [29] о использовании БОС в работе учителя-логопеда.
Теоретическая значимость заключается в обосновании специфики работы по развитию звукопроизношения средствами технологии биологической обратной связи (БОС) у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость: представленные результаты работы могут быть использованы учителями-логопедами, родителями, воспитателями, психологами.
Апробация работы:
1) участие в подготовке и проведении семинара-практикума «Технологии БОС в работе с детьми с комплексными нарушениями» в рамках программы курсов повышения квалификации «Технологии психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития» 27 апреля 2017 г.Казань;
2) участие в V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 г. Казань
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 46 отечественных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дизартрия представляет собой речевую патологию, обусловленную поражением центральной и периферической нервной систем, которое проявляется в нарушение произносительной стороны речи.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести, характера поражения и возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Звукопроизношение при дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков. Отмечается межзубное произношение согласных звуков, боковое произношение свистящих. Также наблюдается скандированность, страдают взрывные звуки, аффрикаты, соноры, иногда и гласные.
Для коррекции дизартрии существует множество технологий, одной из инновационных технологий является метод БОС. В процессе формирования звукопроизношения детей с дизартрией необходимо провести работу по совершенствованию ритма, темпа, голосообразования, выразительности, правильности речи, развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации звуков. Использование метода БОС при коррекции звукопроизношения дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также способствует успешному формированию нового, устойчивого стереотипа речи у детей с дизартрией.
Обследование звукопроизношения дошкольников с дизартрией показало, что для дошкольников шестилетнего возраста с дизартрией характерен второй уровень нарушения произношения, т.е.уровень ниже среднего. У детей с дизартрией отмечается нарушение 3-4 групп звуков, реже 2х. Наиболее частотной у детей с дизартрией является такая форма нарушения звукопроизношения, как искажение (60-70%), а наиболее часто нарушаются звуки р, с и з. Также отмечается нарушение дыхания и плавного выдоха.
Для коррекции и развития звукопроизношения с дошкольниками с дизартрией была проведена специальная коррекционная работа с использованием метода БОС. С помощью данного метода дети обучались диафрагмально-релаксационному дыханию, плавности выдоха, закрепляли артикуляционные уклады, автоматизировали и дифференцировали звуки.
Контрольный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу: у
дошкольников с дизартрией формирование звукопроизношения проходило успешнее, если в процессе коррекционной работы использовать технологию БОС. Так как благодаря использованию данного метода у детей нормализовалось дыхание, выдох стал более плавным, многие дети стали правильно произносить звуки в словах и фразах, а 50% детей стали использовать их в самостоятельной речи.



1. Аболин Л.М. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста / Л.М. Аболин, Л.Н. Мурысин. - К.: «КАРПОЛ», 2014. - 66с.
2. Айзенберг Б.И. От звука к речи / Б.И. Айзенберг. - М.: Издательство н/о «Компенс-центр», 2015. - 171с.
3. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 45с.
4. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематических нарушений речи у дошкольников / В.М. Акименко // Логопед. - 2005, - №1. С. 15
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, - 100 с.
6. Белякова Л.И. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Биосвязь, http://www.biosvyaz.com/
8. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей / А.И. Богомолова - М.: Академия, 2007. - 144с.
9. Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / И.З. Валитова // Сборник «Речевые игры для неговорящих детей». - Казань, 2017. - С.27-33
10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель - М.: АСТ АстрельТранзиткнига, 2015.- 384 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская - М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. - 189с.
12. Г воздев А.Н. Вопросы детской речи./ А.Н. Г воздев - СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 472с.
13. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 167с.
14. Дубровская Ю.А. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста/ Ю.А. Дубровская, Д.В. Крупин, А.И. Пулукчу // Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». - Пенза, 2009. - С.42-50.
15. Заюнчковский О.С. Возможности биологической обратной связи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с разными типами онтогенеза // Материалы IV Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» - Киров, 2009. - С. 193—194.
16. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 279 с.
17. Калягин В.А. Логопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия,2006. - 320 с.
18. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 416 с.
20. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. - 212 с.
21. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
22. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
23. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.
24. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. - С.123- 156.
25. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников /
A. И. Максаков — М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 164 с.
26. Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 172 с.
27. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР): Методическое пособие / Сост.
B. П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. - М.: АРКТИ, 2013. - 32 с.
28. Нигматуллина И.А. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / И.А. Нигматуллина, И.З. Валитова // Материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга,
2015. - С.23-28
29. Нигматуллина И.А. Технология БОС в системе коррекционной работы
учителя-логопеда / И.А. Нигматуллина, И.З. Валитова. - Казань: -
«Отечество», 2015. - 62 с.
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 200 с.
31. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной.
- 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2013. - 240 с.
32. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 354с.
33. Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования. // Системная психология и социология, 2011. - № 3. - С. 103-108.
34. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей / В.И. Руденко. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. - 234 с.
35. Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину. / А.А. Сметанкин. - СПб: Г ном и Д, 2007. - 160 с.
36. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно - дошкольных учреждениях/А.А. Сметанкин, С.И. Сметанкина, П.Н.Тихомиров и др.// Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003. - 16 с.
37. Сметанкин А.А. Оценка эффективности «Уроков БОС - Здоровье» - СПб.: ЗАО «Биосвязь»,2006 - 38 с.
38. Сметанкин А.А. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца//Биологическая обратная связь. - СПб.: 1999 - №2.- С. 3-14.
39. Теречева М.М. Коррекция речи по методу ДАС - БОС нужна всем / М.М. Теречева; Беседу вел Э. Дейноров // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5 (9).
- С. 31-35
40. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2008. - 112 с.
41. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144 с.
42. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. - 154 с.
43. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 172 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение , 2013. - 239 с.
45. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г.Р. Шашкина, Л.П Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издателбский центр «Академия», 2003. - 240 с.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ