ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Творческая активность детей дошкольного возраста 7
1.2 Влияние конструктивной деятельности на развитие творческой
активности ребенка 12
1.3 Педагогические условия развития творческой активности детей
дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЯ 26
2.1 Выявление уровня творческой активности детей дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 37
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Проблема развития интереса к конструированию у детей дошкольного возраста значительное место занимает в дошкольной педагогике. Так как, многообразное конструктивное творчество детям дает возможность не только окружающий мир познавать, но и разносторонне сформировать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях заключается в том, что на данном периоде развития общества, мало часов конструированию уделяется для усвоения детьми, чем иным дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Конструирование в процессе учебы является средством для углубления и расширения принятых теоретических знаний и формирования творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей обучающихся.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) означает построение вообще, приведение в конкретное взаимоположение разных предметов, частей, элементов и процесс сформирования модели, машины, сооружения, технологии с исполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование означает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых взаимное расположение частей и элементов предусматривается, а также способы их соединения. Как правило, в форме игры проходит процесс конструирования, чтобы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны довольно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно исследован в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
В данное время проистекает глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста возникли новые игры и развлечения. Дети легко усваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая основным образом развитие личностных качеств дошкольника. Итогом образовательной деятельности ДОУ в данный момент считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Детей нелегко заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невероятно принудить их выучить материал, если цель его исследования им непонятна. Мы, педагоги, стремимся употреблять многообразные приемы и методы, понимая, что нынешним технологиям сами должны обучаться, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, исследовать, применять, понимать. Одним из таких нынешних методов считается коллективная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность - Лего - конструирование.
Лего - педагогика является одной из знаменитых и распространенных сегодня педагогических систем, применяющая трехмерные модели действительного мира и предметно-игровую среду учебы и формирования ребенка.
Ребенок является прирожденным конструктором, изобретателем и исследователем. Эти положенные природой задачи особо быстро осуществляются и улучшаются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность выдумывать и сформировать свои постройки, конструкции, выражая любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок познаёт на опыте конструктивные свойства деталей, а также возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей увлекающихся Лего-конструированием различают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них также развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основанием интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Все сказанное выше относится к тем задачам, которые мы реализуем через Лего-конструирование.
Объект исследования: процесс влияния Лего-конструирования на творческую активность ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Лего-конструирование эффективнее влияет на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих педагогических условий:
-создания Лего-конструирующей среды, направленной на осуществление творческой активности детей дошкольного возраста
- подбора системы дидактических игр, направленных на развитие творческой активности.
- повышение педагогической грамотности родителей в аспектах развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Цель работы- теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние Лего-конструкторов на творческую активность детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования А.Н. Давидчук, Л.П. Лурия, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, показывают, что конструирование предметов из Лего - является великолепным средством для развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материала по влиянию лего конструирования на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.
Апробация: по данному исследованию опубликована статья в международном образовательном журнале «Педагог»; дата публикации 14.05.2018
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения список литературы, приложения.
Мы посвятили свое исследование использование лего конструкторов в процессе развития творческой активности у детей дошкольного возраста. Рассматривая в первой главе теоретические основы проблемы формирования творческой активности в психолого¬педагогической литературе, мы выяснили, что в процессе конструирования у дошкольников формируется творческая активность, которая имеет значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности. Процесс формирования творческой активности происходит в самых разнообразных видах конструирования: конструирование из бумаги, конструирование из природных материалов, конструирование из деталей конструктора. Здесь важна мотивация детей старшего дошкольного возраста и его понимание, для чего нужна эта работа. Самой эффективной техникой, в которой формируется творческая активность, является Лего-конструирование.
В процессе Лего-конструирования дети старшего дошкольного возраста осваивают новые техники и технологии работы с конструктором, которые впоследствии можно использовать в самостоятельной деятельности, таким образом, позволяя создавать благоприятные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.
Кроме того, Лего-конструирование развивает творчество детей старшего дошкольного возраста, подталкивает их реализовать свои фантазии в реальности. Ребёнок получает возможность выполнять изделия не только по образцу, показанному воспитателем, а также по своему собственному замыслу, опираясь на умения, сформированные на занятиях.
Наши исследования были направлены на поиск и изучение психолого-педагогических условий формирования творческой активности в процессе Лего-конструирования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выдвинули соответствующую гипотезу, в которой утверждалось, что создание Лего-конструирующей среды, выбор интересных и доступных объектов для конструирования, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными техниками и использование методики сотворчества педагогов, детей и родителей в процессе конструкторской деятельности будет способствовать развитию творческой активности у дошкольников.
Для определения уровня сформированности творческих умений детей старшего дошкольного возраста на момент начала исследования мы провели констатирующий эксперимент, для которого выбрали соответствующую методику. По результатам, полученным в ходе проведения этих методик, мы провели анализ уровня сформированности творческой активности у детей контрольной и экспериментальной групп.
Этот анализ показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста творческая активность не сформирована или сформирована на низком уровне.
Оценка эффективности использования серии дидактических игр по конструированию из Лего-конструктора выявила положительную динамику в развитии творческой активности у детей экспериментальной группы, в контрольной группе результаты почти не изменились и остались на прежнем уровне, по сравнению с констатирующим экспериментом.
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что произошло повышение уровня сформированности творческой активности.
Сформированность творческой активности в экспериментальной повысилась, а в контрольной группе осталась на прежнем уровне. 6 детей (30%) полностью стали использовать творческие способности в экспериментальной группе, частично - 9 (45%). И лишь (25%)- 5 детей не умеют использовать эти умения либо используют их неправильно.
Дети старшего дошкольного возраста стали активнее включаться в конструктивную деятельность, повысилась их творческая активность, стремление к самостоятельному выполнению работы. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Это означает, что гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: Сфера, 2011. - 128С.
2. Акимова, Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2012. - 245 с.
3. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9 - с. 52-58.
4. Анахина, Т. А., Васильева, С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - №1. -678-681 с.
5. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова/Детский сад от А до Я. - 2009. - №4.-23-35С.
6. Асмолов, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н. В. Инструктивно - методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. - Белгород: - 2014.
7. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - 82 - 85 с.
8. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2012. - №1 - с.124-132.
9. Болонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П. Педология. - М.,2011. - с. 89-119.
10. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12 - с. 28-33.
11. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 339 с.
12. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
13. Копцева Т.А. Я и мир искусства. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. - М.: Дрофа, 2014. - 168 с.
14. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 259 с.
15. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.
16. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 с
17. Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М., 2011. - 217c.
18. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2012 - 175 с.
19. Лукьянова С. А., Сосункевич О. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61.
20. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787
21. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
22. Моляко В.А. Проблема психологии творчества и разработка подходов к изучению одаренности // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20-21 мая 2013 г. - Спб.: 2013. - С. 54-61.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология // Феноменология развития. Учебник. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
24. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. - М.: Кронос, 2010. - 301 с.
25. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду / И.В.Новикова. - М.: Академия, 2012. - С. 56-58
26. Павлова О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность // Подготовительная группа. Комплексные занятия. / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2014. - 188 с.
27. Пак Т.С. Педагогическая психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 96 с.
28. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Парамонова . - М.: Сфера, 2014. - 115 с.
29. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. - 2012. - №17, (233). - С. 78-85
30. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет // .Методическое пособие. - М.: Олма Медиа Групп, 2015. - 944 с.
31. Петровская А.В. Общая психология: Учебн.пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 462 с.
32. Погудина С. Теория и методика развития детского творчества // 2010. -130 с.
33. Полушина Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.
34. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года).
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
36. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию: учебное пособие/ Под ред.
Н.П.Сакулиной,Т.С. Комаровой. - М.: КРОНОС, 2013. - 272 с.
37. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О.Скворцова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 224 с.
38. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/.
39. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/.
40. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психолог / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2015. - 304 с.
41. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста конструированию // Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова - М.: 2008. - Просвещение, 2012. - 192 с.
42. Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В.Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2012. - 290 с.
43. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие - 5 изд. / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
44. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35.
45. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова.
- М.: Сфера, 2014. - 176 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
47. Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
48. Федина, Н.В. О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» / Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 6-12.
49. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие / Н.В.Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
50. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения // Монография.
- Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - 204 с.
51. Яковлева И. А. Педагогическая система руководства строительно- конструктивными играми / И. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 82-85.
52. Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: Содержание и представление результатов/ Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев. - Челябинск.: РБИУ, 2011. - 317 С.