Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44188

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1033
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Творческая активность детей дошкольного возраста 7
1.2 Влияние конструктивной деятельности на развитие творческой
активности ребенка 12
1.3 Педагогические условия развития творческой активности детей
дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЯ 26
2.1 Выявление уровня творческой активности детей дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 37
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Проблема развития интереса к конструированию у детей дошкольного возраста значительное место занимает в дошкольной педагогике. Так как, многообразное конструктивное творчество детям дает возможность не только окружающий мир познавать, но и разносторонне сформировать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях заключается в том, что на данном периоде развития общества, мало часов конструированию уделяется для усвоения детьми, чем иным дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Конструирование в процессе учебы является средством для углубления и расширения принятых теоретических знаний и формирования творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей обучающихся.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) означает построение вообще, приведение в конкретное взаимоположение разных предметов, частей, элементов и процесс сформирования модели, машины, сооружения, технологии с исполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование означает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых взаимное расположение частей и элементов предусматривается, а также способы их соединения. Как правило, в форме игры проходит процесс конструирования, чтобы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны довольно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно исследован в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
В данное время проистекает глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста возникли новые игры и развлечения. Дети легко усваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая основным образом развитие личностных качеств дошкольника. Итогом образовательной деятельности ДОУ в данный момент считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Детей нелегко заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невероятно принудить их выучить материал, если цель его исследования им непонятна. Мы, педагоги, стремимся употреблять многообразные приемы и методы, понимая, что нынешним технологиям сами должны обучаться, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, исследовать, применять, понимать. Одним из таких нынешних методов считается коллективная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность - Лего - конструирование.
Лего - педагогика является одной из знаменитых и распространенных сегодня педагогических систем, применяющая трехмерные модели действительного мира и предметно-игровую среду учебы и формирования ребенка.
Ребенок является прирожденным конструктором, изобретателем и исследователем. Эти положенные природой задачи особо быстро осуществляются и улучшаются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность выдумывать и сформировать свои постройки, конструкции, выражая любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок познаёт на опыте конструктивные свойства деталей, а также возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей увлекающихся Лего-конструированием различают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них также развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основанием интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Все сказанное выше относится к тем задачам, которые мы реализуем через Лего-конструирование.
Объект исследования: процесс влияния Лего-конструирования на творческую активность ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Лего-конструирование эффективнее влияет на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих педагогических условий:
-создания Лего-конструирующей среды, направленной на осуществление творческой активности детей дошкольного возраста
- подбора системы дидактических игр, направленных на развитие творческой активности.
- повышение педагогической грамотности родителей в аспектах развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Цель работы- теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние Лего-конструкторов на творческую активность детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования А.Н. Давидчук, Л.П. Лурия, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, показывают, что конструирование предметов из Лего - является великолепным средством для развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материала по влиянию лего конструирования на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.
Апробация: по данному исследованию опубликована статья в международном образовательном журнале «Педагог»; дата публикации 14.05.2018
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мы посвятили свое исследование использование лего конструкторов в процессе развития творческой активности у детей дошкольного возраста. Рассматривая в первой главе теоретические основы проблемы формирования творческой активности в психолого¬педагогической литературе, мы выяснили, что в процессе конструирования у дошкольников формируется творческая активность, которая имеет значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности. Процесс формирования творческой активности происходит в самых разнообразных видах конструирования: конструирование из бумаги, конструирование из природных материалов, конструирование из деталей конструктора. Здесь важна мотивация детей старшего дошкольного возраста и его понимание, для чего нужна эта работа. Самой эффективной техникой, в которой формируется творческая активность, является Лего-конструирование.
В процессе Лего-конструирования дети старшего дошкольного возраста осваивают новые техники и технологии работы с конструктором, которые впоследствии можно использовать в самостоятельной деятельности, таким образом, позволяя создавать благоприятные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.
Кроме того, Лего-конструирование развивает творчество детей старшего дошкольного возраста, подталкивает их реализовать свои фантазии в реальности. Ребёнок получает возможность выполнять изделия не только по образцу, показанному воспитателем, а также по своему собственному замыслу, опираясь на умения, сформированные на занятиях.
Наши исследования были направлены на поиск и изучение психолого-педагогических условий формирования творческой активности в процессе Лего-конструирования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выдвинули соответствующую гипотезу, в которой утверждалось, что создание Лего-конструирующей среды, выбор интересных и доступных объектов для конструирования, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными техниками и использование методики сотворчества педагогов, детей и родителей в процессе конструкторской деятельности будет способствовать развитию творческой активности у дошкольников.
Для определения уровня сформированности творческих умений детей старшего дошкольного возраста на момент начала исследования мы провели констатирующий эксперимент, для которого выбрали соответствующую методику. По результатам, полученным в ходе проведения этих методик, мы провели анализ уровня сформированности творческой активности у детей контрольной и экспериментальной групп.
Этот анализ показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста творческая активность не сформирована или сформирована на низком уровне.
Оценка эффективности использования серии дидактических игр по конструированию из Лего-конструктора выявила положительную динамику в развитии творческой активности у детей экспериментальной группы, в контрольной группе результаты почти не изменились и остались на прежнем уровне, по сравнению с констатирующим экспериментом.
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что произошло повышение уровня сформированности творческой активности.
Сформированность творческой активности в экспериментальной повысилась, а в контрольной группе осталась на прежнем уровне. 6 детей (30%) полностью стали использовать творческие способности в экспериментальной группе, частично - 9 (45%). И лишь (25%)- 5 детей не умеют использовать эти умения либо используют их неправильно.
Дети старшего дошкольного возраста стали активнее включаться в конструктивную деятельность, повысилась их творческая активность, стремление к самостоятельному выполнению работы. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Это означает, что гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.



1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: Сфера, 2011. - 128С.
2. Акимова, Г. Е., Федорова, Е. В., Яковлева, В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2012. - 245 с.
3. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9 - с. 52-58.
4. Анахина, Т. А., Васильева, С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - №1. -678-681 с.
5. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова/Детский сад от А до Я. - 2009. - №4.-23-35С.
6. Асмолов, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н. В. Инструктивно - методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. - Белгород: - 2014.
7. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - 82 - 85 с.
8. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2012. - №1 - с.124-132.
9. Болонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П. Педология. - М.,2011. - с. 89-119.
10. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12 - с. 28-33.
11. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 339 с.
12. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
13. Копцева Т.А. Я и мир искусства. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. - М.: Дрофа, 2014. - 168 с.
14. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 259 с.
15. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.
16. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 с
17. Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М., 2011. - 217c.
18. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2012 - 175 с.
19. Лукьянова С. А., Сосункевич О. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61.
20. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787
21. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
22. Моляко В.А. Проблема психологии творчества и разработка подходов к изучению одаренности // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20-21 мая 2013 г. - Спб.: 2013. - С. 54-61.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология // Феноменология развития. Учебник. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
24. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. - М.: Кронос, 2010. - 301 с.
25. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду / И.В.Новикова. - М.: Академия, 2012. - С. 56-58
26. Павлова О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность // Подготовительная группа. Комплексные занятия. / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2014. - 188 с.
27. Пак Т.С. Педагогическая психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 96 с.
28. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Парамонова . - М.: Сфера, 2014. - 115 с.
29. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. - 2012. - №17, (233). - С. 78-85
30. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет // .Методическое пособие. - М.: Олма Медиа Групп, 2015. - 944 с.
31. Петровская А.В. Общая психология: Учебн.пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 462 с.
32. Погудина С. Теория и методика развития детского творчества // 2010. -130 с.
33. Полушина Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.
34. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года).
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
36. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию: учебное пособие/ Под ред.
Н.П.Сакулиной,Т.С. Комаровой. - М.: КРОНОС, 2013. - 272 с.
37. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О.Скворцова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 224 с.
38. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/.
39. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/.
40. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психолог / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2015. - 304 с.
41. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста конструированию // Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова - М.: 2008. - Просвещение, 2012. - 192 с.
42. Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В.Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2012. - 290 с.
43. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие - 5 изд. / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
44. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35.
45. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова.
- М.: Сфера, 2014. - 176 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
47. Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
48. Федина, Н.В. О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» / Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 6-12.
49. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие / Н.В.Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
50. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения // Монография.
- Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - 204 с.
51. Яковлева И. А. Педагогическая система руководства строительно- конструктивными играми / И. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 82-85.
52. Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: Содержание и представление результатов/ Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев. - Челябинск.: РБИУ, 2011. - 317 С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ