ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Творческая активность детей дошкольного возраста 7
1.2 Влияние конструктивной деятельности на развитие творческой
активности ребенка 12
1.3 Педагогические условия развития творческой активности детей
дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЯ 26
2.1 Выявление уровня творческой активности детей дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 37
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛЕГО-КОНСТРУКТОРОВ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Творческая активность детей дошкольного возраста 7
1.2 Влияние конструктивной деятельности на развитие творческой
активности ребенка 12
1.3 Педагогические условия развития творческой активности детей
дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЯ 26
2.1 Выявление уровня творческой активности детей дошкольного возраста 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования 37
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Проблема развития интереса к конструированию у детей дошкольного возраста значительное место занимает в дошкольной педагогике. Так как, многообразное конструктивное творчество детям дает возможность не только окружающий мир познавать, но и разносторонне сформировать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях заключается в том, что на данном периоде развития общества, мало часов конструированию уделяется для усвоения детьми, чем иным дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Конструирование в процессе учебы является средством для углубления и расширения принятых теоретических знаний и формирования творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей обучающихся.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) означает построение вообще, приведение в конкретное взаимоположение разных предметов, частей, элементов и процесс сформирования модели, машины, сооружения, технологии с исполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование означает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых взаимное расположение частей и элементов предусматривается, а также способы их соединения. Как правило, в форме игры проходит процесс конструирования, чтобы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны довольно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно исследован в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
В данное время проистекает глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста возникли новые игры и развлечения. Дети легко усваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая основным образом развитие личностных качеств дошкольника. Итогом образовательной деятельности ДОУ в данный момент считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Детей нелегко заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невероятно принудить их выучить материал, если цель его исследования им непонятна. Мы, педагоги, стремимся употреблять многообразные приемы и методы, понимая, что нынешним технологиям сами должны обучаться, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, исследовать, применять, понимать. Одним из таких нынешних методов считается коллективная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность - Лего - конструирование.
Лего - педагогика является одной из знаменитых и распространенных сегодня педагогических систем, применяющая трехмерные модели действительного мира и предметно-игровую среду учебы и формирования ребенка.
Ребенок является прирожденным конструктором, изобретателем и исследователем. Эти положенные природой задачи особо быстро осуществляются и улучшаются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность выдумывать и сформировать свои постройки, конструкции, выражая любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок познаёт на опыте конструктивные свойства деталей, а также возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей увлекающихся Лего-конструированием различают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них также развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основанием интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Все сказанное выше относится к тем задачам, которые мы реализуем через Лего-конструирование.
Объект исследования: процесс влияния Лего-конструирования на творческую активность ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Лего-конструирование эффективнее влияет на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих педагогических условий:
-создания Лего-конструирующей среды, направленной на осуществление творческой активности детей дошкольного возраста
- подбора системы дидактических игр, направленных на развитие творческой активности.
- повышение педагогической грамотности родителей в аспектах развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Цель работы- теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние Лего-конструкторов на творческую активность детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования А.Н. Давидчук, Л.П. Лурия, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, показывают, что конструирование предметов из Лего - является великолепным средством для развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материала по влиянию лего конструирования на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.
Апробация: по данному исследованию опубликована статья в международном образовательном журнале «Педагог»; дата публикации 14.05.2018
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения список литературы, приложения.
Конструирование в процессе учебы является средством для углубления и расширения принятых теоретических знаний и формирования творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей обучающихся.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) означает построение вообще, приведение в конкретное взаимоположение разных предметов, частей, элементов и процесс сформирования модели, машины, сооружения, технологии с исполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование означает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых взаимное расположение частей и элементов предусматривается, а также способы их соединения. Как правило, в форме игры проходит процесс конструирования, чтобы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны довольно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно исследован в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
В данное время проистекает глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста возникли новые игры и развлечения. Дети легко усваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая основным образом развитие личностных качеств дошкольника. Итогом образовательной деятельности ДОУ в данный момент считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Детей нелегко заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невероятно принудить их выучить материал, если цель его исследования им непонятна. Мы, педагоги, стремимся употреблять многообразные приемы и методы, понимая, что нынешним технологиям сами должны обучаться, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, исследовать, применять, понимать. Одним из таких нынешних методов считается коллективная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность - Лего - конструирование.
Лего - педагогика является одной из знаменитых и распространенных сегодня педагогических систем, применяющая трехмерные модели действительного мира и предметно-игровую среду учебы и формирования ребенка.
Ребенок является прирожденным конструктором, изобретателем и исследователем. Эти положенные природой задачи особо быстро осуществляются и улучшаются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность выдумывать и сформировать свои постройки, конструкции, выражая любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок познаёт на опыте конструктивные свойства деталей, а также возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей увлекающихся Лего-конструированием различают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них также развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основанием интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Все сказанное выше относится к тем задачам, которые мы реализуем через Лего-конструирование.
Объект исследования: процесс влияния Лего-конструирования на творческую активность ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Лего-конструирование эффективнее влияет на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих педагогических условий:
-создания Лего-конструирующей среды, направленной на осуществление творческой активности детей дошкольного возраста
- подбора системы дидактических игр, направленных на развитие творческой активности.
- повышение педагогической грамотности родителей в аспектах развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Цель работы- теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние Лего-конструкторов на творческую активность детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования А.Н. Давидчук, Л.П. Лурия, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, показывают, что конструирование предметов из Лего - является великолепным средством для развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района РТ.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материала по влиянию лего конструирования на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.
Апробация: по данному исследованию опубликована статья в международном образовательном журнале «Педагог»; дата публикации 14.05.2018
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения список литературы, приложения.
Мы посвятили свое исследование использование лего конструкторов в процессе развития творческой активности у детей дошкольного возраста. Рассматривая в первой главе теоретические основы проблемы формирования творческой активности в психолого¬педагогической литературе, мы выяснили, что в процессе конструирования у дошкольников формируется творческая активность, которая имеет значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности. Процесс формирования творческой активности происходит в самых разнообразных видах конструирования: конструирование из бумаги, конструирование из природных материалов, конструирование из деталей конструктора. Здесь важна мотивация детей старшего дошкольного возраста и его понимание, для чего нужна эта работа. Самой эффективной техникой, в которой формируется творческая активность, является Лего-конструирование.
В процессе Лего-конструирования дети старшего дошкольного возраста осваивают новые техники и технологии работы с конструктором, которые впоследствии можно использовать в самостоятельной деятельности, таким образом, позволяя создавать благоприятные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.
Кроме того, Лего-конструирование развивает творчество детей старшего дошкольного возраста, подталкивает их реализовать свои фантазии в реальности. Ребёнок получает возможность выполнять изделия не только по образцу, показанному воспитателем, а также по своему собственному замыслу, опираясь на умения, сформированные на занятиях.
Наши исследования были направлены на поиск и изучение психолого-педагогических условий формирования творческой активности в процессе Лего-конструирования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выдвинули соответствующую гипотезу, в которой утверждалось, что создание Лего-конструирующей среды, выбор интересных и доступных объектов для конструирования, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными техниками и использование методики сотворчества педагогов, детей и родителей в процессе конструкторской деятельности будет способствовать развитию творческой активности у дошкольников.
Для определения уровня сформированности творческих умений детей старшего дошкольного возраста на момент начала исследования мы провели констатирующий эксперимент, для которого выбрали соответствующую методику. По результатам, полученным в ходе проведения этих методик, мы провели анализ уровня сформированности творческой активности у детей контрольной и экспериментальной групп.
Этот анализ показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста творческая активность не сформирована или сформирована на низком уровне.
Оценка эффективности использования серии дидактических игр по конструированию из Лего-конструктора выявила положительную динамику в развитии творческой активности у детей экспериментальной группы, в контрольной группе результаты почти не изменились и остались на прежнем уровне, по сравнению с констатирующим экспериментом.
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что произошло повышение уровня сформированности творческой активности.
Сформированность творческой активности в экспериментальной повысилась, а в контрольной группе осталась на прежнем уровне. 6 детей (30%) полностью стали использовать творческие способности в экспериментальной группе, частично - 9 (45%). И лишь (25%)- 5 детей не умеют использовать эти умения либо используют их неправильно.
Дети старшего дошкольного возраста стали активнее включаться в конструктивную деятельность, повысилась их творческая активность, стремление к самостоятельному выполнению работы. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Это означает, что гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.
В процессе Лего-конструирования дети старшего дошкольного возраста осваивают новые техники и технологии работы с конструктором, которые впоследствии можно использовать в самостоятельной деятельности, таким образом, позволяя создавать благоприятные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.
Кроме того, Лего-конструирование развивает творчество детей старшего дошкольного возраста, подталкивает их реализовать свои фантазии в реальности. Ребёнок получает возможность выполнять изделия не только по образцу, показанному воспитателем, а также по своему собственному замыслу, опираясь на умения, сформированные на занятиях.
Наши исследования были направлены на поиск и изучение психолого-педагогических условий формирования творческой активности в процессе Лего-конструирования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выдвинули соответствующую гипотезу, в которой утверждалось, что создание Лего-конструирующей среды, выбор интересных и доступных объектов для конструирования, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными техниками и использование методики сотворчества педагогов, детей и родителей в процессе конструкторской деятельности будет способствовать развитию творческой активности у дошкольников.
Для определения уровня сформированности творческих умений детей старшего дошкольного возраста на момент начала исследования мы провели констатирующий эксперимент, для которого выбрали соответствующую методику. По результатам, полученным в ходе проведения этих методик, мы провели анализ уровня сформированности творческой активности у детей контрольной и экспериментальной групп.
Этот анализ показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста творческая активность не сформирована или сформирована на низком уровне.
Оценка эффективности использования серии дидактических игр по конструированию из Лего-конструктора выявила положительную динамику в развитии творческой активности у детей экспериментальной группы, в контрольной группе результаты почти не изменились и остались на прежнем уровне, по сравнению с констатирующим экспериментом.
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что произошло повышение уровня сформированности творческой активности.
Сформированность творческой активности в экспериментальной повысилась, а в контрольной группе осталась на прежнем уровне. 6 детей (30%) полностью стали использовать творческие способности в экспериментальной группе, частично - 9 (45%). И лишь (25%)- 5 детей не умеют использовать эти умения либо используют их неправильно.
Дети старшего дошкольного возраста стали активнее включаться в конструктивную деятельность, повысилась их творческая активность, стремление к самостоятельному выполнению работы. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Это означает, что гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ LEGO В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование конструкторов LEGO в развитии творческой активности детей дошкольного возраста
Рефераты, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУКТОРА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Использование робототехники в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Конструктор «LEGO» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Лего-технология как средство стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



