ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ХОХЛОМЫ В ИНТЕРЬЕРЕ 6
1.1. История возникновения хохломской росписи 6
1.2 Виды композиции хохломской росписи 9
1.3 Технология хохломской росписи 13
1.4 Тенденции использования хохломской росписи в интерьере 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА 21
2.1 Методика обучения студентов колледжа оформлению интерьера
с использованием хохломской росписи 21
2.2 Проект занятия по дисциплине «Проектированию интерьера» с ис¬
пользованием хохломской росписи 25
2.3 Хохломская роспись в интерьере 30
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА 3. КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РОСПИСИ 35
3.1 Поиск художественного образа в росписи 35
3.2 Поиск цветового решения композиции 38
3.3 Технологическая последовательность выполнения росписи 39
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома» [32].
Сегодня хохлома используется не только в производстве сувенирной продукции или посуды. Хохломские узоры - это новый тренд в современном мире высокой моды. Именно они являются частью популярного во всем мире стиля a la russe, который уже успел покорить многих. Первым, кто использовал хохломские орнаменты в одежде, стал Денис Симачев. Блузки, юбки, топы, брюки, - все это щедро украшалось хохломой, что стало настоящей революцией в мире моды. Кроме невероятно самобытных вечерних нарядов, была представлена уникальная коллекция спортивной одежды, которая также была украшена народными хохломскими мотивами.
С тех пор такой орнамент украсил не одну коллекцию, с каждым сезоном только набирая обороты популярности. Аутентичные принты в современной моде помогают в создании неповторимого и оригинального образа. Но есть важный совет от стилистов: если вы надеваете яркий топ, украшенный пестрым золотым орнаментом, дополнить образ следует однотонными брюками или юбкой, чтобы достичь гармонии и баланса.
Сегодня хохломской орнамент воспринимается нами, как нечто родное, лег¬кое и невероятно живописное. Роскошная роспись не только способна украсить наше жилище или модный образ. Глядя на филигранные узоры, на ум приходят приятные воспоминания, глаз радует буйство красок, сочность и витиеватость орнамента. Безупречная хохлома, как ни один другой промысел, способна нам передать тепло рук мастера и частичку его души.
Многие специалисты поднимают вопрос о необходимости обращения к этно-педагогике, аккумулирующей приемы работы с учениками традиционных школ росписи. Одни понимают целесообразность сохранения наследия в любой форме, другие считают, что вторжение дизайна сметает все традиции. По нашему мнению, интерес к художественному творчеству никогда не иссякнет. Например, история развития отечественного дизайна показывает, что много лет подвергавшийся сомнению диалог традиционного искусства и дизайна состоялся. Хотя по многим позициям желательны ускорения организационных и научно-педагогических действий. Сказанное выше определило актуальность выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей обучения студентов колледжа оформлению интерьера с использованием хохломской росписи.
Предметом выпускной квалификационной работы является обучение студентов колледжа.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс обучения студентов колледжа оформлению интерьера с использованием хохломской росписи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в наличии научно обоснованной и апробированной в ходе эмпирического исследования системы методов и средств совершенствования педагогической деятельности, воспитания и обучения студентов, развитии и совершенствования действующих систем и условий обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Проанализировать композиции с использованием элементов хохломской росписи.
3. Выявить основные типы хохломской росписи.
4. Изучить область применения хохломской росписи в интерьере.
4. Разработать проект занятия по проектированию интерьера с использованием хохломской росписи для студентов колледжа.
5. Разработать конструкторско-технологическую документацию на хохлом-скую роспись прикроватной тумбочки.
Методы исследования: эмпирические (изучение опыта и продуктов деятельности, проектирование) и теоретические (изучение литературных источников, теоретический анализ).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, параграфы и выводы по ним, заключение, список использованных источников, приложения. Общий объем 53 страницы.
Проблема сохранения народного искусства приобретает новый аспект в связи с урбанизацией и техническим прогрессом. Изменение образа жизни, разрушение традиционной среды обитания, сокращение численности сельского населения как носителя традиций прошлого подрывает устои естественного механизма сохранения и передачи основ национальной культуры. Поэтому видится острая необходимость фиксации того, что сохранилось в памяти носителей традиции, поддержания и оживления традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает актуальность проблема восстановления, сохранения и передачи культурного традиционного материала, дополнения его современными технологиями. Сохранение и развитие народных художественных промыслов лежит в плоскости стратегических интересов государства и является частью государственной политики.
Каждому народу присуще собственное декоративное искусство, но их связывают одни истоки - древняя культура предков. Сегодня очень важно передать новому поколению знания о происхождении народных промыслов, историю их развития, этому поспособствуют занятия народным промыслом, постижение прикладного искусства.
Занятия декоративно - прикладным творчеством, изучение особенности техники письма мастеров художественной росписи открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Прикладная деятельность имеет весьма широкий спектр преобразующей деятельности, так как охватывает различные предметы быта и материала.
Изучение различных видов декоративно - прикладного искусства способствует освоению и восприятию окружающей действительности через народное творчество. Художественная роспись доступна детям всех возрастных групп и способностей. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают эстетические чувства и художественный вкус, накапливают теоретические знания и развивают способности личности, её творческую направленность и познавательную активность. Творческая деятельность способствует самостоятельности, гибкости, упорству, стремлению к изучению нового, к изобретениям и экспериментам, умению постановки и решения проблем, воображению, и другие аналитико-синтетическим мыслительным способностям.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута цель: изучить особенности обучения студентов колледжа оформлению интерьера с использованием хохломской росписи. Также были изучены и проанализированы литература по теме исследования и область применения хохломской росписи в интерьере, ознакомились с видами хохломской росписи. В практической составляющей выпускной квалификационной работы было разработано занятие по проектированию интерьера с использованием хохломской росписи для студентов колледжа, а после реставрировали старую мебель с использованием хохломской росписи.
Выполняя художественно-аналитические исследования, мы изучили особенности цветовой палитры хохломской росписи.
Надеемся, что выпускная квалификационная работа найдет свое применение и тем самым подтвердит свою практическую значимость.
1. Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2005. - 192 с.
2. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Бадаев. - М.:ВЛАДОС, 2004. - 40 с.
3. Бедник, Н. Хохлома / Н. Бедник. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - 40 с.
4. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
5. Буровкина, Л.А. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и ди-зайна / Л.А. Буровкина, Т.В. Шматко. - Новосибирск: НГПУ., 2015. - № 13. - С. 192-196.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
7. Величко, Н.К. Роспись: Техники. Приемы. Изделия / Н.К. Величко. - М: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 174 с.
8. Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия / Н. К. Величко. - М.: АСТ, 2014. - 224 с.
9. Виноградова, Т.Р. Художественная роспись по дереву, металлу, стеклу и керамике. / Т.Р. Виноградова. - М.: Виват, 2014. - 292 с.
10. Вишневская, В.М. Народные художественные промыслы Горьковской области / В.М. Вишневская. - Н. Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1986. - 3 с.
11. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 с.
12. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев. - М: Юрайт, 2013. - 511 с.
13. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практимум для СПО / Н.Ф. голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
14. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
15. Гуревич, П.С. психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.
16. Емельянова, Т.И. Декоративная роспись по дереву. Золотая хохлома / Т.И. Емельянова. - М.: ИнтерБук, 2001. - 168 с.
17. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: Владос, 2014. - 176 с.
18. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика / Г.Н. Жуков, П.Г. матросов. - М.: Альфа-М, 2013. - 448 с.
19. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник для ВУЗов / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2005. - 408 с.
20. Исламова, Г.И. Национально-культурный маркер «хохломская роспись» в учебных проектах дополнительного образования // Инновационное развитие. - 2016. - № 2. - С. 35.
21. Исламова, Г.И. Современная этнопедагогика: Обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы го-рода Семенова // Научный журнал «Молодой ученый». Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3. - С. 23 - 24.
22. Клиентов, А.Е. Народные промыслы / А.Е. Клиентов. - М.: Белый город, 2002. - 48 с.
23. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
24. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практимум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 с.
25. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 с.
26. Кукенков, В.И. Декоративная живопись / В.И. Кукенков. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос.проф.-пед.ун-т», 2008. - 106 с.
27. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
28. Лыкова, И.А. Золотая хохлома: Учебно-методическое пособие / И.А Лыкова. - М.: ИД Цветной мир, 2014. - 14 с.
29. Максимович, В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 2000. - 200 с.
30. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 с.
31. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / В.Н. Молотова. - М.: ФОРУМ, 2010. - 288 с.
32. Некрасова, М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М.А. Некрасова. - М.: Советская Россия, 1983. - 12 с.
33. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
34. Платонова, Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И, Платонова, В.Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983. - 416 с.
35. Орлова, Л.В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народно-го искусства / Л.В. Орлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 16 с.
36. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2008. - 172 с.
37. Смолицкий, В.Г. Народные художественные промыслы: учебное пособие для худож. училищ / В.Г. Смолицкий. - М.: Высшая школа, 1982. - 216 с.
38. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. Выс. учеб. заведений / М.С. Соколова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с.
39. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народ-ных художественных промыслов: учебное пособие для студентов вузов / М.С. Соколова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 303 с.
40. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 с.
41. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. - М.: Академия, 2007. - 240 с.