ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ 7
1.1 Сущность характеристика творческого воображения 7
1.2 Особенности развития творческого воображения у старших
дошкольников 17
1.3 Использование нетрадиционной техники рисования как средство
развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 21
Вывод по главе 1 30
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ 32
2.1 Выявление исходного уровня развития творческого воображения у
старших дошкольников 32
2.2 Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста методами нетрадиционного рисования 45
2.3 Анализ результаты контрольного этапа работы 54
Вывод по главе II 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы заключается в том, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных и обыденных действий, а гибкого, творческого мышления. Тем самым в современном мире востребованы интеллектуально творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать жизненные вопросы. Именно таких, творческих активных людей, и должны воспитывать современные педагоги, что и отражено в федеральных государственных образовательных стандартах. [23, с.1].
В настоящее время большинство педагогов и психологов отмечают, то, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, необходимо творчески мыслить, принимать нестандартные решения, осуществлять деятельность не по шаблону, а видеть различные возможности ее осуществления. Важно отметить, что, рассматривая старший дошкольный возраст, нельзя не сказать о проблеме готовности ребенка к школе, которая рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний и творческого преобразования уже имеющихся. Используя творчество, мы тем самым способствуем не только общему развитию ребенка, но и созданием фундамента полноценной школьной готовности.
Такие педагоги-психологи как В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого Р.С. Немова, и многие другие, изучали проблемы развития творческого воображения, которые отразили в своих работах.
Многими учеными выдвигались идеи целенаправленного развития творческой личности (Г.С. Батищев, Г. Геггель, Ж.Ж. Руссо, Т.С. Альтшуллер, Ш.А. Амоношвили, С.И. Гессен, и др.). Психологические аспекты творческого процесса и креативности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Юркевич и др. Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития творческого воображения у детей в процессе художественной деятельности требует пристального внимания.
Анализ литературы показывает, что различные аспекты данной проблемы изучаются, но вопросы, связанные с исследованием педагогических условий, при которых формирование творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности будет проходить наиболее эффективно, недостаточно полно освещены. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса. Это и обусловило выбор темы исследования, проблема, которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения будет успешным если:
- в образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования дети научаться создавать образы, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению;
- создавать условия для преобразования полученных изображений с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития творческого воображения методами нетрадиционного рисования.
2. Выявить исходный уровень развития творческого воображения старших дошкольников.
3. Разработать и реализовать план использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность творческого развития по средствам нетрадиционных техник рисования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы.
Теоретические: изучение и анализ теоретических исследований в области дошкольной педагогики, возрастной, педагогической психологии, философских источников; теоретико-прикладное моделирование программы экспериментального изучения влияния нетрадиционных техник рисования на «развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста».
Эмпирические: тестирование, методы математической и графической обработки полученных результатов.
I этап (сентябрь-октябрь, 2017 год) - изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, осмысление проблемы, знакомство с эффективным педагогическим опытом. Проведен констатирующий этап опытно-практической работы по определению состояния проблемы и выявлению перспектив её решения в условиях педагогического процесса ДОУ.
II этап (октябрь-январь, 2017-2018 год) - создание теоретического обеспечения исследования проблемы. Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку плана; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
III этап (февраль-апрель, 2018 год) - обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста техникой нетрадиционного рисования, оформление результатов исследования.
Методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, развитии воображения отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгер.
Практическая значимость: предложенная программа экспериментальной работы может быть использована в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений для развития воображения средствами техник нетрадиционного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследовательская работа проводилась на базе МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 72 НМР РТ. В исследование приняли участие 40 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, список использованной литературы, и приложений.
Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников методами нетрадиционного рисования показал, что в отношении детей этого возраста она недостаточно исследована.
Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что творческое воображение - это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей. Однако вопрос целенаправленного управления развитием творческого воображения в детском возрасте по- прежнему остается остроактуальной.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутое в исследовании предположение и доказало эффективность реализации развивающего плана работы. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал позитивную динамику в использовании нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы: увеличилось число детей 20% с очень высоким уровнем развития творческого воображения, при этом с низким уровнем развития не было выявлено. Воспитанники стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальными, проявляли положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт. Следовательно, гипотеза исследования получила своё подтверждение.
Произошедшие положительные сдвиги в развитии творческого воображения по методам нетрадиционного рисования детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития воображения способствуют специальные условия: создание положительного эмоционального фона, взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.
Итак, все задачи исследования решены, цель достигнута.
Предложенный план работы «Цветной мир» в исследовании работы может найти применение в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений для развития воображения методами нетрадиционного рисования с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная работа не исчерпывает решение проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников.
Тем самым, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет освоить инновационные методы воспитания и обучения, наиболее актуальные в нашем современном мире. Все это дает возможность сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого воспитанника. Кроме того, к очевидным достоинствам нетрадиционного рисования следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом. Благодаря этому дошкольники лучше усваивают науку искусств, а также прививаются такие качества как духовность и нравственность, которое так актуально на сегодняшний день.
1. Ануфриев, А.А. Психология творчества./А.А. Ануфриев. - М.:
Инфра-М, 2013. - 456 с.
2. Белополова, Ю. Диагностика познавательных процессов./Ю. Белополова. - М.: Инфра-М, 2013. - 245 с.
3. Березина, В.Г. Детство творческой личности./ В.Г. Березина. - СПб.: издательство Буковского, 2014. - 160 с.
4. Богат, В. Развивать творческое мышление. /В. Богат // Дошкольное воспитание. - 2014, №1. С. 17-19.
5. Богоявленская, Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества./ Д. Н. Богоявленская.- Ростов-на-Дону: РГУ, 2013. - 159 с.
6. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество./А.В. Брушлинский. - М.: Эксмо, 2014.- 145 с.
7. Ветрук, Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2012. - 32. - С. 24-32
8. Выготский, Л.С. Психология творчества./Л.С. Выготский. - М.:
Инфра-М, 2012. - 487 с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества./А.Я. Дудецкий. - М.: Инфра-М, 2014. - 354 с.
10. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ./ В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2012. - 86 с.
11. Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей./Д.Н. Завалишина. - М.: АСТ, 2010. - 528 с.
12. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Е.В. Заика. // Вопросы психологии. - 2013 №2. с. 54-58.
13. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, И.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 23-27
14. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Г.Д. Кириллова //Дошкольное воспитание. - 2015 - № 2 - 41-46 с.
15. Коршунова, Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М., 2014. -321 с.
16. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. /Л.С. Коршунова- М., 2014 - 99 с.
17. Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .к. п. н./ Е. Э. Кригер. - Барнаул, 2014. -59 с.
18. Крылов, Е. Школа творческой личности./ Е. Крылов.// Дошкольное воспитание. -2012 №№ 7,8. с. 11-20.
19. Кудрявцев, В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9.
20. Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. / В. Кудрявцев.// Дошкольное воспитание. -2015 № 9 стр. 52-59, № 10 с. 62-69.
21. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А. Левин- Томск: Пеленг,
2013. - 56 с.
22. Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка. / М. И. Лисина - М.: Педагогика, 2017. - 246 с.
23. Лук, А.Н. Психология творчества./ А.Н. Лук - Наука, 2012. 125 с.
24. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития./А.А. Люблинская. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. - 478 с.
25. Маклаков, А.Г. Общая психология./А.Г. Маклаков. - М.: АСТ, 2013. - 455 с.
26. Мухина, В.С. Детская психология./В.С. Мухина. - М.: НОРМА- ИНФРА, 2012. - 544 с.
27. Рыбалко, Ю.А. Диагностика творческой деятельности./Ю.А. Рыбалко. - М.: Эксмо, 2013. -263 с.
28. Рууберг, Г.О Закономерностях художественного визуального восприятия./Г.О. Рууберг.- Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. - 412 с.
29. Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В. Синельников. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10.
30. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2014. - 672с.
31. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия./ Л. Е. Стрельцова. - М., 2012.
32. Соловьева, О.М. Психология развития творчества./О.М. Соловьева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 748 с.
33. Сорокин, Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 58
34. Столяренко, Л.Д. Психология./Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. -
Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 541 с.
35. Терентьев, Р.О. Творческое воображение и способы его развития // Вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 45-51
36. Шульгина, О.Л. Нетрадиционные техники рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 25-31
37. Усова, А.П. Обучение в детском саду./ А.П. Усова. - М.: Сфера,
2014. -178 с.
38. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 2013. - 298 с.
39. Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. / Г. И. Щукина- М.: Владос, 2012. - 145 с.
40. Эльконин, Д.Б. Детская психология М.: AKADEMA, 2012.
41. Юрченко, Г.Н. Основы зарубежной психологии.
Хрестоматия./Г.Н. Юрченко. - М.: Эксмо, 2013. - 540 с.
42. Яковлева, Е.Е. Воображение и творчество на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2012. - 33. - С. 22-28
43. Ярусь, О.Л. Воспитание творчеством // Дошкольное воспитание.
- 2011. - №1. - С. 13-19Яблонская, Р.М. Творчество дает ребенку многое / Р.М. Яблонская // Дети, техника, творчество. - 2013. - №1. - С.31 - 34.
44. http://biblios.newgoo.net/t5572-tema#9677
45. http: //ucheba.com/met rus/k psihologiya
46. http://www.portalslovo.ru/pre school education/
47. http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
48. http://biblios.newgoo.net/t5572-tema#9677
49. http://www.portalslovo.ru/pre school education/
50. http://www.portalus.ru/modules