СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ.,.7
1.1. Воспитание как основная цель взаимодействия школы и семьи 7
1.2. Становление и развитие проблемы взаимодействия школы и семьи
в педагогической литературе 15
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ 28
2.1. Диагностика состояния взаимодействия школы МАОУ “СОШ
№4” г. Нурлат и семьи 28
2.2. Анализ эффективности взаимодействия школы МАОУ “СОШ №4”
г. Нурлат и семьи 33
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 53
Актуальность темы. Учеными признается, что семья и школа являются основными и активными субъектами социума, в которых формируется личность [Гуров, 1997: 3]. Между тем оба этих субъекта испытывают на себе влияние политических, общественных, социальных изменений, которое не всегда является положительным. Так, российская семья начала XXI века часто не справляется со своей социализирующей функцией, не гарантирует ребенку защищенности, контакты родителей и детей часто носят только формальный характер, практически исчезает совместный досуг родителей и детей. Об этом свидетельствуют слова ученых, например, М.В.Бростюка о том, что “современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп, они необходимы и благополучным семьям”[Бростюк, 2012: 65].
Г.С.Грефенштейн считает, что современное общество легкомысленно относится к созданию семьи, поэтому “институт семьи в современном трансформирующемся обществе находится в кризисе” [Грефенштейн, 2012: 117].
М.Коваленко подчеркивает, что “материальные и психологические трудности, переживаемые российской семьей, привели к возникновению совершенно новых, ранее считавшихся нетипичными, проблем воспитательного характера. Современный ритм жизни, увеличение уровня конфликтности семейных отношений, повышенная занятость родителей наряду с низким уровнем их родительской компетенции существенно искажают характер детско-родительских отношений” [Коваленко, 2016: 3].
Е.А.Чередова школу называет “основной реальной структурой, способной оказывать помощь семье” [Чередова, 2004: 3].Она мотивирует свое мнение тем, что центры помощи семье, семейные консультации и семейные клубы в нашем обществе недостаточно распространены. Педагогически неправильным является тот подход, когда взаимодействие “семья - школа” сводится лишь к тому, что родители помогают организовывать ремонт в классе, а классный руководитель напоминает о плате за питание и т.д. На самом деле многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании и оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет формировать единую воспитательную среду для ребенка. Однако и в данном случае есть риск возникновение проблем, чаще всего они связаны с тем, что школа и семья оказывают на ребенка разнонаправленное влияние.
Так как эмпирическая часть данной выпускной квалификационной работы посвящена работе с учащимися пятых классов, уместно будет процитировать отрывок из статьи 66 Закона об образовании: “основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)” [Закон об образовании, статья 66 от 29.12.2012, электронный ресурс]. Очевидно, что реализация Закона возможна только при эффективном взаимодействии школы и семьи. Учитывая эти факты, в данной работе наше внимание устремлено на проблему взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка. В процессе работы следует помнить: результат работы будет положительным только в том случае, если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Все вышеперечисленные факты и определяют актуальность выбранной нами темы.
Теоретическая и методическая основа работы. Интенсивное изучение взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка проводилось выдающимися педагогами. Таковыми являются труды В.П.Гурова, Т.В.Коваленко, В.Н.Тигунцевой, Е.А.Чередовой и т.д.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение особенностей взаимодействия школы и семьи и проверка их эффективности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить воспитание как основную цель взаимодействия школы и семьи;
-теоретически изучить особенности взаимодействия школы и семьи в историческом и современном аспектах;
- спроектировать план работы классного руководителя МАОУ “СОШ №4” г. Нурлат по взаимодействию школы и семьи в вопросах воспитания обучающихся и проверить его эффективность опытным путем.
Объектом исследования является процесс взаимодействия школы и семьи.
Предмет исследования-принципы, методы и средства взаимодействия классного руководителя и родителей.
Выбор основных методов исследования в нашей работе определился особенностями объекта и предмета выпускной квалификационной работы, поставленными в ней задачами. В качестве наиболее значимых были выбраны: общенаучные (анализ научной, педагогической, методической литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования, обобщение и др.); практические (организация опытной работы, анкетирование, наблюдение).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы педагогами, а также студентами при подготовке к семинарским занятиям по педагогики.
База исследования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Нурлат Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, методологические основы, выделены объект и предмет исследования, определены цели, задачи, практическая значимость, а также структура исследования. В первой главе воспитание изучается как основная цель взаимодействия школы и семьи, изучаются особенности взаимодействия школы и семьи в историческом и современном аспектах. Во второй главе проводится диагностика состояния взаимодействия школы и семьи, описывается опыт реализации эффективного взаимодействия школы и семьи. В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает литературу, которые пользовались при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы. В приложении приводится “Анкета для родителей”.
Современные реалии таковы, что только совместная воспитательная деятельность школы и семьи - двух главных институтов, оказывающих влияние на формирование личности могут способствовать формированию физически и психически здорового поколения, имеющего правильные, традиционные нравственные ориентиры. В силу актуальности проблемы ее теоретическая разработка нашла отражение в трудах многих известных педагогов, которые подчеркивают, что создание эффективной воспитательной среды возможно только при активном взаимодействии родителей и учителей. Особенно большая нагрузка ложится на учителей, которые должны заниматься воспитанием не только учащихся, но и их родителей.
Существует противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике. Как показывают жизненные реалии, большинство родителей довольно-таки слабо участвуют в школьной жизни, практически не принимают участие в совместном досуге в триединстве учитель - ученик - родители. Однако справедлив и тот факт, что и школа не использует мощный потенциал совместной работы с родителями в полную силу. Учитывая это, данная выпускная квалификационная работа была направлена на выявление принципов, форм работы школы с родителями и проверки их эффективности. Работа была выполнена в три этапа:
1) анализ теоретической и методической литературы согласно теме исследования;
2) проведение опытной работы и описание ее результатов;
3) оформление выпускной квалификационной работы.
Представим основные выводы по работе.
Изучив специальную литературу мы пришли к выводу что воспитание это - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Современная семья находится в кризисном положении. Социальные, политические, экономические изменения привели к тому, что часть родителей вынуждена работать в таком режиме, при котором ребенок испытывает дефицит внимания, гипоопеку; часть семей проживает жизнь в криминально-аморальной семье; часть семей при внешнем благополучии характеризуются аморальными установками (“выживает сильнейший”, “деньги могут все” и т.д.). Современная школа должна проявить особое внимание к таким семьям, при необходимости помощь должна оказываться и специальными учреждениями (соцзащита, опека и др.). Школа XXI века не только руководит педагогической грамотностью родителей, но в первую очередь выстраивает партнерские, основанные на взаимном уважении отношения с родителями. Как известно, партнерство подразумевает достаточно крепкие узы, что в большинстве своем пока между школой и родителями не наблюдается. В таких условиях большая ответственность ложится на плечи классного руководителя.
Практическая часть работы посвящена исследованию эффективных методов и форм взаимодействия классного руководителя и родителей. В течение января - сентября 2017 года была проведена опытная работа по проверке эффективности взаимодействия родителей и школы. Опытная работа показала, что родители, с одной стороны, готовы участвовать в воспитательной работе, если она носит единичный характер, но боятся брать обязательства по работам, требующим длительных временных затрат; с другой стороны, осознают необходимость взаимодействия школы и семьи. Формирующий этап работы позволил им убедиться, что совместная работа не только интересна и познавательна, но и оказывает положительное влияние на учащихся, на атмосфере в семье.
Подытоживая, отметим и тот факт, что исследование данной темы в рамках одной работы при выборке объемом 30 учащихся и 30 родителей временным пространством в 5 месяцев не может претендовать на полную объективность. Однако материалы данной работы могут служить базой для дальнейших исследований по данной теме.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. - 175с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: курс лекций: Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
4. Бахмутский А.Е. Оценка деятельности современной школы. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 72 с.
5. Беленцов С. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже XIX - XX в.: взаимодействие или взаимные претензии? // Народное образование. - 2005. - №2. - С. 185 -189.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
7. Бростюк М.В. Семья и социализация личности // Семья в
контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы III международной научно-практической конференции 5-6 октября 2012 года. - Пенза - Витебск - Ереван: Научно-издательский центр “Социосфера”, 2012. - С. 64 - 66.
8. Веденеева О.А., Савва Л.И. Теория и практика работы классного руководителя: учеб.пособие. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Грефенштейн Г.С. Проблемы и перспективы семьи в
трансформирующемся обществе // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы III
международной научно- практической конференции 5-6 октября 2012 года. - Пенза - Витебск - Ереван: Научно-издательский центр “Социосфера”, 2012. - С.115 - 117.
10. Гулов А.К. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов: Дис. ... канд. пед. наук. - Душанбе, 2010. - 151 с.
11. Гуров В.П. Теория и методика работы школы с семьей: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 345 с.
12. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для
студ. заочной и дистанционной формы обучения. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. - 376 с.
13. ЖуравлеваГ.И. Совместная работа школы и семьи в деле обучения и воспитания детей // Школа. - 2002. - №1. - С. 60 - 63.
14. Замолоцких Е.Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Дис. ... док-ра. пед. наук. - Москва, 2005. - 468 с.
15. Зуева Т.В. Социокультурное развитие подростков во взаимодействии семьи и школы в культурно-досуговой деятельности: дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2017. - 182 с.
16. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980. - 62 с.
17. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: дис. . канд. пед. наук. - Омск, 2016. - 210 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2000. - 416 с.
19. КрючковВ.К. Взаимоотношения в системе “педагог-ребенок- родитель” // Педагогика. - 2002. - №9. - С. 27 -32.
20. Кувырталова М.А., Федотенко И.Л. Учебно-методичекое пособие для подготовки к итоговой государственной аттестации. - Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. - 103 с.
21. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
22. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец.курс. - М.: Владос, 2010. - 197 с.
23. Маишева В.А. Работа с родителями. - М.: Просвещение, 1982. - 102 с.
24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - Москва, 2000. - 235 с.
25. Маллаев Д.М., Махаева Г.М. Семья и школа основные факторы развития современного лидера // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону. - 2006. - №11. - С.8.
26. Махаева Г.М. Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера :на материале Республики Дагестан: Дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2007. - 170 с.
27. Миняйло И.Н. Формирование культуры взаимодействия семьи и школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с.
28. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: антология
педагогической мысли: учеб.пособие. - Курган: изд-во Курганского гос. ун¬та, 2011. - 304 с.
29. Муляр Е.С. Взаимодействие семьи и школы как условие формирования положительного отношения подростков к учению: Дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 224 с.
30. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток: ДВГУ, 2003. - 127 с.
31. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 - 1980)/ под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. - М.: Педагогика, 1986. - 288 с.
32. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост.
Е.С.Рапацевич. - М.: Соврем. Слово, 2005. - 720с.
33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособие / С.А. Смирнов, И.Б Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. -Москва: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512с.
34. Педагогика. Учеб. пособие / Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед.агентство, 1996. - 604 с.
35. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
36. Педагогическое наследие: Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
37. Песталоцци И.Г. Книга для матерей. - Москва: Карапуз, 2009. - 136 с.
38. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
39. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. - М.: Педагогика, 1984.-77 с.
40. Романов К.В. Семья и школа как феномен культурной антропологии: дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 2004. - 384 с.
41. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека?- М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
42. Тигунцева В.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб.-методич. пособие. - Иркутск: изд. Иркут.гос. пед. ун-та, 2001. - 160 с.
43. Тигунцова Г.Н., Федосова И.В. Формы воспитательной работы в начальной школе: учеб.-методич. пособие. - Иркутск: ИГПУ, 2005. - 123 с.
44. Федорчук К.Р. Педагогические идеи Н.И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Тирасполь, 2007. - 225 с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика.Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
46. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Просвещение, 1993.
- 210 с.
47. Чередова Е.А. Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 179 с.
48. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
II. Электронные ресурсы
49. Закон об образовании. Статья 66. Начальное общее, основное
общее и среднее общее образование. - URL: http://zakon-ob-
obrazovanii.ru/66 .html
50. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности
- основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.,
1993. http://voeto .ru/nuda/karakovskij -v-a-state-chelovekom-obshechelovecheskie-cennosti/main.html