ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЛАСТЬ ДИЗАЙНА 7
1.1 Компьютерная графика в цифровом пространстве 7
1.2 Современные графические редакторы 9
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
ДИЗАЙНЕРОВ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 19
2.1 Анализ учебных программ по курсу «Компьютерная графика» 19
2.2 Разработка методики обучения студентов колледжа компьютерной
графике 23
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 33
3.3 Технологическая последовательность создания объекта компьютерной графики 33
3.2 Технология изготовления печатной продукции для региональной общественной организации молодежи и детей инвалидов "Планета Добра" 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Мы живем в быстро изменяющемся мире, а цифровизация - это то, что позволяет быстро адаптироваться к этим изменениям и улучшать качество жизни людей. Цифровизация - переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую, и поэтому неотъемлемой частью современного образования является овладение компьютерными технологиями. Повысить продуктивность и увеличить производительность в большинстве профессий возможно с помощью грамотного использования компьютерных технологий. Не исключением является и работа современного дизайнера. Большая часть работы не только дизайнера, но и современного художника выполняется с помощью компьютера. Практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы.
Информационные технологии в настоящее время активно используются даже в традиционных дисциплинах для формирования соответствующих компетенций.
Применение компьютерных технологий в изобразительной деятельности студентов колледжа по направлению «дизайн» является важным средством развития их художественных способностей. Оно содействует проявлению творческого и интеллектуального потенциала развивающейся личности. Обучение студентов, как будущих дизайнеров, в области компьютерной графики должно быть ориентировано на подготовку конкурентоспособного специалиста, востребованного рынком труда, и формирование у них соответствующих профессиональных компетенций в условиях нарастающих темпов информатизации образования.
К сожалению, в нашей стране, отдаленной от компаний-гигантов, которые производят лидирующие информационные продукты, методики обучения приемам компьютерной графики часто отстают от зарубежных. Сказывается разделение профессиональной подготовки преподавателей. Часто преподаватель информационных технологий является профессионалом именно в конкретных компьютерных редакторах и не достаточно знаком с методикой их обучения в дизайн проектировании. Нередким является и обратная зависимость, когда преподаватель, глубоко познавший методику, недостаточно владеет современными компьютерными редакторами, и не может, перенеси свои подходы в цифровой язык. В итоге перед студентом- дизайнером появляется противоречие, когда компьютер, который должен быть наилучшим помощником в творчестве из-за неграмотного и неуместного использования ограничивает его потенциал.
Значит, для продуктивной работы современного дизайнера требуется не только художественно-концептуальные знания, но и знания по программной оптимизации определенных этапов работы. В связи с этим современному педагогу следует провести более глубокие исследования в области методики обучения приемов компьютерной графики для своих студентов.
Актуальность разработки методики обучения студентов колледжа приемам компьютерной графики определяется необходимостью подготовки студентов колледжей в области использования средств цифровых технологий для решения профессиональных задач.
Актуальность и выявленная проблема определили выбор темы исследования: «Методика обучения студентов колледжа приемам компьютерной графики».
Цель исследования: разработка методики обучения студентов колледжа основным приемам компьютерной графики.
Объект исследования: графическая подготовка студентов колледжей по направлению «Дизайн».
Предмет исследования: методы и приемы обучения студентов колледжей использованию компьютерной графики при создании печатного издания.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «компьютерная графика» и ее роль в подготовке будущих дизайнеров.
2. Изучить виды современных графических редакторов.
3. Проанализировать рабочие программы по курсу компьютерной графики для студентов профессиональных колледжей.
4. Разработать методику обучения студентов колледжей приемам компьютерной графики для создания печатной продукции.
Методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение, классификация, моделирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика обучения компьютерной графике студентов профессиональных колледжей может быть использована преподавателями в своей педагогической практике для их обучения.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, семи пунктов, выводов по главам, заключения и списка использованных источников.
Развитие цифровизации изменило характер профессиональной деятельности в каждой сфере. Наряду с традиционным использованием методов и инструментов компьютерной графики в дизайне архитектурной среды, рекламе, дизайне интерьера, одежды, графическом дизайне, появились новые направления использования компьютерной графики: web- дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и др. Компьютерные технологии существенно дополнили и обогатили изобразительные возможности как профессиональной, так и непрофессиональной художественно-проектной деятельности.
Создание различных графических изображений с помощью компьютерных технологий, обладающих уникальными возможностями, в настоящее время становится не только инструментом для передачи и хранения информации, но и средством реализации имеющихся у обучающихся способностей. Однако эти функции компьютерных технологий в колледжах используются недостаточно. Причины этому разные. Во-первых, поиск путей применения в образовательном процессе новых информационных технологий занимает определенное время. Во-вторых, отсутствуют специально разработанные методики профессиональной направленности для обучения компьютерной технологий. Вместе с тем процесс совершенствования компьютерной техники и новых информационных технологий происходит очень быстро, а применение этих технологий в сфере образования отстает от их создания.
В процессе нашего исследования решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Уточнены и конкретизированы понятия «компьютерная графика», «графические редакторы и их роль в подготовке будущих дизайнеров.
2. Рассмотрены и изучены виды современных графических редакторов.
3. Проанализированы общие вопросы методики обучения и рабочие программы по курсу компьютерной графики для студентов профессиональных колледжей. Анализ педагогической и научно¬методической литературы показал, что в условиях нарастания темпов информатизации образования актуальны вопросы разработки методики обучения студентов колледжа приемам компьютерной графики.
4. Разработана методика обучения студентов колледжей приемам компьютерной графики для создания печатной продукции, отличающаяся личностно ориентированными и профессиональными подходами, а также дидактическими принципами наглядности. Это способствует повышению результативности учебных достижений и формирует готовность будущего специалиста к современным требованиям рынка труда.
Предложенная нами методика может оказаться полезной для студентов колледжей и преподавателей в своей педагогической практике для их обучения.
1. Аверин, В.Н. Компьютерная инженерная графика: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.Н. Аверин. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 224 с.
2. Айсманн К. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop: практическое руководство / К. Айсманн. - Минск: Вильямс, 2009. - 496 с.
3. Акумбаева, Г. И. Практические задания по работе с фотографиями в Adobe Photoshop / Г. И. Акумбаева -СПб.: 2016. - 35 с.
4. Боресков, А.В. Компьютерная графика: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.В. Боресков, Е.В. Шикин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 219 с.
5. Бордовский, В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования / В. А. Бордовский. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2015. - 654 с.
6. Бутакова, Н.Г. Компьютерная графика / Н.Г. Бутакова. - М.: МГИУ, 2011. - 216 с.
7. Буш, Д. Цифровая фотография и работа с изображением: практич. рук-во / Д. Буш. - Минск: Кудиц-Образ, 2015. - 303 с.
8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.
9. Волкова, Е.В. Художественная обработка фотографий в Photoshop: самоучитель / Е.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2017. - 272 с.
10. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2016. - 724 c.
11. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. - М.: Сентябрь, 2018. - 874 с.
12. Гейн, А.Г. Информатика.7-9 классы: методическое пособие к учебнику А.Г. Гейна и др. "Информатика 7-9" / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов. - М.: Дрофа, 2011. - 288 с.
13. Григорьева, Н.В. MS FrontPage 2002, Шаг за шагом / Н.В. Григорьева - М.: Проспект, 2015. - 135 с.
14. Гринберг, А.Д. Цифровые изображения: практич. рук-во / А.Д. Гринберг, С. Гринберг. - Минск: Попурри, 2014. - 400 с.
15. Гевенян, В.Р. Adobe Photoshop CS. Волшебные фильтры и спецэффекты / В.Р. Гевенян. - СПб.: BHV-Санкт Петербург, 2004. - 544 с.
16. Гурский, Ю.А. Лучшие трюки и эффекты в Photoshop, CorelDRAW, 3ds Max: Ю.А. Гурский, С. В Бондаренко, М.Ю. Бондаренко. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.
17. Дрепа, Е.Н. Положение о выпускной квалификационной работе (дипломной работе) / Е.Н. Дрепа, С.Р. Новикова. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2016. - 40 с.
18. Елизова, Н. А. Практические задания для самостоятельной работы учащихся в графическом редакторе Paint. / Н. А. Елизова -СПб.: 2009. - 101с.
19. Ефремов, А.А. Photoshop и не только фотография / А.А. Ефремов. - СПб.: Питер Пресс, 2010. - 192 с.
20. Ефремов, А.А. Фотография и Photoshop. Секреты мастерства / А.А. Ефремов. - СПб.: Питер, 2015. - 192 с.
21. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова Астрахань: ЦНТЭП, 2014. - 142 с.
22. Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике: учеб. пособие / Л.А. Залогова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2016. - 320 с.
23. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум / Л.А. Залогова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 245 c.
24. Иванов, В.П. Трёхмерная компьютерная графика. / В.П. Иванов. - М.: Радио и связь, 2016. - 224 c.
25. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2017. - 256 с.
26. Компьютерная графика и ее характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://optic.cs.nstu.ru/files/CC/CompGraph/Lit/Vasilev.pdf
27. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов СПО/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009.
28. Леонтьев, Б. Web-дизайн / Б. Леонтьев. - М.: Феникс, 2011. - 103 с.
29. Леонтьев, В.П. Adobe Photoshop - ваша цифровая фотостудия / В.П. Леонтьев, И.В. Прокошев. - СПб.: ОЛМА-Пресс Образование, 2015. - 48 с.
30. Леготина, С.Н. Графический редактор Photoshop. Элективный курс по информатике (9-11 классы): в 2 ч. - Ч.1/С.Н. Леготина. - Волгоград: Корифей, 2017. - 96 с.
31. Леготина, С.Н. Графический редактор Corel Draw. Элективный курс. (10 класс) / сост. С.Н. Леготина. - Волгоград: Корифей, 2007. - 128 с.
32. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студентов. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2013. - 624 с.
33. Миронов, Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник / Д.Ф. Миронов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2018. - 560 c.
34. Миронов, Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне / Д.Ф. Миронов. - СПб.: BHV, 2014. - 560 c.
35. Основы компьютерной графики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirznanii.eom/a/311923/osnovy-kompyuternoy-grafiki
36. Панфилов, А.В. Растровые и векторные графические изображения / А.В. Панфилов // Инфо. - 2015. - № 7. - С. 52-64.
37. Почтарь, Н.В. Преподавание раздела компьютерная графика: состояние и проблемы // http://www.bytie.ru/eue/2000/s2/17.html.
38. Пономарёва, Ж. Ю. Лабораторные работы по изучению возможностей графического редактора Adobe Photoshop / Ж.Ю. Пономарёва - СПб.: BHV, 2016. - 31 с.
39. Ростовцев, Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания: Мемуарные записи / Н.Н. Ростовцев. - М.: 2015. - 248 с.
40. Степанов, А.Н. Информатика: Для студентов гуманитарных
специальностей: Учеб. пособие / А. Н. Степанов.- М.: Проспект, 2014. - 608 с.
41. Третьяк, Т.М. Photoshop. Творческая мастерская компьютерной графики / Т.М. Третьяк, Л.А. Анеликова. - М.: Солон-Пресс, 2016. - 176 с.