АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы исследования альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с алалией 8
1.1 Современные представления об алалии 8
1.2. Особенности речевой активности у детей с моторной алалией 19
1.3 Использование альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с моторной алалией 25
Выводы по главе 1 32
Глава II. Исследование речевой активности у детей с моторной алалией 34
2.1. Организация и методы исследования речевой активности у детей с
моторной алалией 34
2.2. Анализ экспериментальных данных по изучению речевой активности у
детей с моторной алалией 36
Вывод по главе II 54
Г лава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию речевой активности у детей с моторной алалией с помощью методов альтернативной
коммуникации 55
3.1. Программа по формированию речевой активности у детей с моторной
алалией с помощью альтернативной коммуникации 55
3.2. Анализ экспериментальных данных по формированию речевой активности у детей с моторной алалией с помощью метода альтернативной
коммуникации 61
Вывод по главе III 95
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Глава I. Теоретические основы исследования альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с алалией 8
1.1 Современные представления об алалии 8
1.2. Особенности речевой активности у детей с моторной алалией 19
1.3 Использование альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с моторной алалией 25
Выводы по главе 1 32
Глава II. Исследование речевой активности у детей с моторной алалией 34
2.1. Организация и методы исследования речевой активности у детей с
моторной алалией 34
2.2. Анализ экспериментальных данных по изучению речевой активности у
детей с моторной алалией 36
Вывод по главе II 54
Г лава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию речевой активности у детей с моторной алалией с помощью методов альтернативной
коммуникации 55
3.1. Программа по формированию речевой активности у детей с моторной
алалией с помощью альтернативной коммуникации 55
3.2. Анализ экспериментальных данных по формированию речевой активности у детей с моторной алалией с помощью метода альтернативной
коммуникации 61
Вывод по главе III 95
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Актуальность исследования. Все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять обращенную к ним речь.
В Конвенции 2012 года о правах инвалидов особо выделяется необходимость реализации технологий, которые учитывают различные формы инвалидности, принятие и благоприятствование использованию языков жестов, азбуки Брайля, вспомогательных и альтернативных способов коммуникации и всех иных доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. В таких случаях педагог, работающий с такой категорией детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.
Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковую личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека. Исследования речевой активности немногочисленны, в них нет однозначного понимания данного феномена, и, соответственно, его
характеристик и показателей. Отсутствуют специальные исследования условий развития речевой активности, нет достаточных данных о взаимосвязи речевой активности ребенка и уровня его речевого развития.
С учетом постоянного увеличения числа детей с моторной алалией проблема формирования у них речевой активности занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос использования средств альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у таких детей становится одним из самых актуальных.
Целью данной работы является анализ формирования речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации.
Объектом исследования выступает речевая активность у детей с моторной алалией.
Предметом исследования является актуализация речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование речевой активности у детей с моторной алалией и включение в коррекционной работу образовательных учреждений средств альтернативной коммуникации для актуализации речевой активности у детей, будет способствовать умению воспринимать и понимать речь другого, расширению словарного запаса, умению правильно излагать свои высказывания что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению моторной алалии.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать комплекс методик для изучения речевой активности у детей с моторной алалией;
3) Провести экспериментальное исследование речевой активности у детей с моторной алалией;
4) Разработать программу для проведения коррекционной работы по актуализации речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации;
5) Провести сравнительный анализ до и после проведения коррекционной работы с детьми с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации;
Методологической основой исследования явились положения трудов Е.Ф. Соботович, В.А.Ковшикова, Г.П.Гриншпуна основанных на психолингвистическом аспекте изучения особенностей речевого развития и структуры дефекта при алалии, а также Бойкова Д.И, Гилберта К., Фрост Л., Рыскиной В, Лазиной Е. и др. о внедрении систем альтернативной коммуникации и особенностях их реализации.
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Теоретические методы:
- изучение лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Эмпирические методы:
- методика исследования понимания речи Жуковой Н.С.,
- методика исследования коммуникативно - речевых умений Коненковой И.Д.,
- методика исследования познавательной активности и предметнопрактической деятельности Смирновой Е.О.;
- констатирующий эксперимент;
- методы альтернативной коммуникации;
- формирующий эксперимент.
Практическая значимость: предложены система обследования
формирования речевой активности у детей с моторной алалией и использование средств альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с моторной алалией. Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов и воспитателей групп для детей с моторной алалией в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета ( Казань, 2017)
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы из 41 источника, 5 приложений.
В Конвенции 2012 года о правах инвалидов особо выделяется необходимость реализации технологий, которые учитывают различные формы инвалидности, принятие и благоприятствование использованию языков жестов, азбуки Брайля, вспомогательных и альтернативных способов коммуникации и всех иных доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. В таких случаях педагог, работающий с такой категорией детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.
Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковую личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека. Исследования речевой активности немногочисленны, в них нет однозначного понимания данного феномена, и, соответственно, его
характеристик и показателей. Отсутствуют специальные исследования условий развития речевой активности, нет достаточных данных о взаимосвязи речевой активности ребенка и уровня его речевого развития.
С учетом постоянного увеличения числа детей с моторной алалией проблема формирования у них речевой активности занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос использования средств альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у таких детей становится одним из самых актуальных.
Целью данной работы является анализ формирования речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации.
Объектом исследования выступает речевая активность у детей с моторной алалией.
Предметом исследования является актуализация речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование речевой активности у детей с моторной алалией и включение в коррекционной работу образовательных учреждений средств альтернативной коммуникации для актуализации речевой активности у детей, будет способствовать умению воспринимать и понимать речь другого, расширению словарного запаса, умению правильно излагать свои высказывания что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению моторной алалии.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать комплекс методик для изучения речевой активности у детей с моторной алалией;
3) Провести экспериментальное исследование речевой активности у детей с моторной алалией;
4) Разработать программу для проведения коррекционной работы по актуализации речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации;
5) Провести сравнительный анализ до и после проведения коррекционной работы с детьми с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации;
Методологической основой исследования явились положения трудов Е.Ф. Соботович, В.А.Ковшикова, Г.П.Гриншпуна основанных на психолингвистическом аспекте изучения особенностей речевого развития и структуры дефекта при алалии, а также Бойкова Д.И, Гилберта К., Фрост Л., Рыскиной В, Лазиной Е. и др. о внедрении систем альтернативной коммуникации и особенностях их реализации.
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Теоретические методы:
- изучение лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Эмпирические методы:
- методика исследования понимания речи Жуковой Н.С.,
- методика исследования коммуникативно - речевых умений Коненковой И.Д.,
- методика исследования познавательной активности и предметнопрактической деятельности Смирновой Е.О.;
- констатирующий эксперимент;
- методы альтернативной коммуникации;
- формирующий эксперимент.
Практическая значимость: предложены система обследования
формирования речевой активности у детей с моторной алалией и использование средств альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с моторной алалией. Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов и воспитателей групп для детей с моторной алалией в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета ( Казань, 2017)
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы из 41 источника, 5 приложений.
Проблема понижения речевой активности у дошкольников с моторной алалией - одна из самых актуальных, поскольку достаточная речевая активность выступает как средство реализации ребенка в обществе. Низкая
речевая активность имеет широкое распространение среди дошкольников с моторной алалией.
Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника с моторной алалией.
В данной работе мы рассмотрели формирование речевой активности у детей с моторной алалией.
Отметим, что в первой главе мы изучили особенности речевой активности у детей с моторной алалией. Также рассмотрели методы альтернативной коммуникации и использование их в формировании речевой активности у детей с моторной алалией.
Следует отметить, что уровень развития речевой активности у детей с моторной алалией значительно отстает от возрастной нормы, то есть у них очень низкая речевая активность. Для формирования речевой активности у детей с моторной алалией наиболее эффективен метод альтернативной коммуникации, так как содействует подготовке к формированию навыков говорения и общения, играет значимую роль для активизации речевого развития ребенка с моторной алалией.
Далее во второй главе данной работы мы изучили особенности речевой активности у детей с моторной алалией. Результаты исследования показывают, что речевая активность у детей с моторной алалией значительно снижена . У детей с моторной алалией отмечались трудности в восприятии и понимании речи окружающих, трудности излагать свои мысли, правильно формулировать вопросы.
В третьей главе данной работы мы выявили значение метода сенсорной интеграции в формировании речевой активности. С этой целью мы проводили коррекционную работу, включая методы альтернативной коммуникации. Результаты исследования показали, что метод альтернативной коммуникации из наиболее эффективных методов для формирования речевой активности у детей с моторной алалией.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы, а также подтверждена гипотеза, что целенаправленное формирование речевой активности у детей с моторной алалией и включение в коррекционной работу образовательных учреждений средств альтернативной коммуникации для актуализации речевой активности у детей, будет способствовать умению воспринимать и понимать речь другого, расширению словарного запаса, умению правильно излагать свои высказывания что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению моторной алалии.
речевая активность имеет широкое распространение среди дошкольников с моторной алалией.
Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника с моторной алалией.
В данной работе мы рассмотрели формирование речевой активности у детей с моторной алалией.
Отметим, что в первой главе мы изучили особенности речевой активности у детей с моторной алалией. Также рассмотрели методы альтернативной коммуникации и использование их в формировании речевой активности у детей с моторной алалией.
Следует отметить, что уровень развития речевой активности у детей с моторной алалией значительно отстает от возрастной нормы, то есть у них очень низкая речевая активность. Для формирования речевой активности у детей с моторной алалией наиболее эффективен метод альтернативной коммуникации, так как содействует подготовке к формированию навыков говорения и общения, играет значимую роль для активизации речевого развития ребенка с моторной алалией.
Далее во второй главе данной работы мы изучили особенности речевой активности у детей с моторной алалией. Результаты исследования показывают, что речевая активность у детей с моторной алалией значительно снижена . У детей с моторной алалией отмечались трудности в восприятии и понимании речи окружающих, трудности излагать свои мысли, правильно формулировать вопросы.
В третьей главе данной работы мы выявили значение метода сенсорной интеграции в формировании речевой активности. С этой целью мы проводили коррекционную работу, включая методы альтернативной коммуникации. Результаты исследования показали, что метод альтернативной коммуникации из наиболее эффективных методов для формирования речевой активности у детей с моторной алалией.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы, а также подтверждена гипотеза, что целенаправленное формирование речевой активности у детей с моторной алалией и включение в коррекционной работу образовательных учреждений средств альтернативной коммуникации для актуализации речевой активности у детей, будет способствовать умению воспринимать и понимать речь другого, расширению словарного запаса, умению правильно излагать свои высказывания что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению моторной алалии.
Подобные работы
- Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Реализация деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



