Введение 4
Глава I. Теоретические основы исследования альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с алалией 8
1.1 Современные представления об алалии 8
1.2. Особенности речевой активности у детей с моторной алалией 19
1.3 Использование альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с моторной алалией 25
Выводы по главе 1 32
Глава II. Исследование речевой активности у детей с моторной алалией 34
2.1. Организация и методы исследования речевой активности у детей с
моторной алалией 34
2.2. Анализ экспериментальных данных по изучению речевой активности у
детей с моторной алалией 36
Вывод по главе II 54
Г лава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию речевой активности у детей с моторной алалией с помощью методов альтернативной
коммуникации 55
3.1. Программа по формированию речевой активности у детей с моторной
алалией с помощью альтернативной коммуникации 55
3.2. Анализ экспериментальных данных по формированию речевой активности у детей с моторной алалией с помощью метода альтернативной
коммуникации 61
Вывод по главе III 95
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Актуальность исследования. Все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять обращенную к ним речь.
В Конвенции 2012 года о правах инвалидов особо выделяется необходимость реализации технологий, которые учитывают различные формы инвалидности, принятие и благоприятствование использованию языков жестов, азбуки Брайля, вспомогательных и альтернативных способов коммуникации и всех иных доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. В таких случаях педагог, работающий с такой категорией детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.
Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковую личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека. Исследования речевой активности немногочисленны, в них нет однозначного понимания данного феномена, и, соответственно, его
характеристик и показателей. Отсутствуют специальные исследования условий развития речевой активности, нет достаточных данных о взаимосвязи речевой активности ребенка и уровня его речевого развития.
С учетом постоянного увеличения числа детей с моторной алалией проблема формирования у них речевой активности занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос использования средств альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у таких детей становится одним из самых актуальных.
Целью данной работы является анализ формирования речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации.
Объектом исследования выступает речевая активность у детей с моторной алалией.
Предметом исследования является актуализация речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование речевой активности у детей с моторной алалией и включение в коррекционной работу образовательных учреждений средств альтернативной коммуникации для актуализации речевой активности у детей, будет способствовать умению воспринимать и понимать речь другого, расширению словарного запаса, умению правильно излагать свои высказывания что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению моторной алалии.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать комплекс методик для изучения речевой активности у детей с моторной алалией;
3) Провести экспериментальное исследование речевой активности у детей с моторной алалией;
4) Разработать программу для проведения коррекционной работы по актуализации речевой активности у детей с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации;
5) Провести сравнительный анализ до и после проведения коррекционной работы с детьми с моторной алалией с помощью средств альтернативной коммуникации;
Методологической основой исследования явились положения трудов Е.Ф. Соботович, В.А.Ковшикова, Г.П.Гриншпуна основанных на психолингвистическом аспекте изучения особенностей речевого развития и структуры дефекта при алалии, а также Бойкова Д.И, Гилберта К., Фрост Л., Рыскиной В, Лазиной Е. и др. о внедрении систем альтернативной коммуникации и особенностях их реализации.
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Теоретические методы:
- изучение лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Эмпирические методы:
- методика исследования понимания речи Жуковой Н.С.,
- методика исследования коммуникативно - речевых умений Коненковой И.Д.,
- методика исследования познавательной активности и предметнопрактической деятельности Смирновой Е.О.;
- констатирующий эксперимент;
- методы альтернативной коммуникации;
- формирующий эксперимент.
Практическая значимость: предложены система обследования
формирования речевой активности у детей с моторной алалией и использование средств альтернативной коммуникации в актуализации речевой активности у детей с моторной алалией. Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов и воспитателей групп для детей с моторной алалией в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета ( Казань, 2017)
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы из 41 источника, 5 приложений.
Проблема понижения речевой активности у дошкольников с моторной алалией - одна из самых актуальных, поскольку достаточная речевая активность выступает как средство реализации ребенка в обществе. Низкая
речевая активность имеет широкое распространение среди дошкольников с моторной алалией.
Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника с моторной алалией.
В данной работе мы рассмотрели формирование речевой активности у детей с моторной алалией.
Отметим, что в первой главе мы изучили особенности речевой активности у детей с моторной алалией. Также рассмотрели методы альтернативной коммуникации и использование их в формировании речевой активности у детей с моторной алалией.
Следует отметить, что уровень развития речевой активности у детей с моторной алалией значительно отстает от возрастной нормы, то есть у них очень низкая речевая активность. Для формирования речевой активности у детей с моторной алалией наиболее эффективен метод альтернативной коммуникации, так как содействует подготовке к формированию навыков говорения и общения, играет значимую роль для активизации речевого развития ребенка с моторной алалией.
Далее во второй главе данной работы мы изучили особенности речевой активности у детей с моторной алалией. Результаты исследования показывают, что речевая активность у детей с моторной алалией значительно снижена . У детей с моторной алалией отмечались трудности в восприятии и понимании речи окружающих, трудности излагать свои мысли, правильно формулировать вопросы.
В третьей главе данной работы мы выявили значение метода сенсорной интеграции в формировании речевой активности. С этой целью мы проводили коррекционную работу, включая методы альтернативной коммуникации. Результаты исследования показали, что метод альтернативной коммуникации из наиболее эффективных методов для формирования речевой активности у детей с моторной алалией.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы, а также подтверждена гипотеза, что целенаправленное формирование речевой активности у детей с моторной алалией и включение в коррекционной работу образовательных учреждений средств альтернативной коммуникации для актуализации речевой активности у детей, будет способствовать умению воспринимать и понимать речь другого, расширению словарного запаса, умению правильно излагать свои высказывания что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению моторной алалии.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - Цветная вкладка.
3. Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А., Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
4. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2007
5. Башинская Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница. - М., 2008. - 121 с.
6. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы / А.Л. Битова. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - 108 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. — 680 с.
8. Воробьева В.К. Особенности связей речи школьников с моторной алалией / В.К. Воробьева. - М.: Просвещение, 1975 - 192 с.
9. Гуровец Т.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией / Т.В. Гуровец. - М.: Просвещение, 1975. - 216 с.
10. Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997
11. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие / Е.В. Кириллова. - М.: ТЦ Сфера, 2011 - 64 с.
12. Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта // Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 2 (9).
13. Ковалева М.Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.Н. Ковалева. - М., 2005. - 26 с.
14. Ковшиков В.А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии / В.А. Ковшиков // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. - Л., 1984. - С. 96 - 104.
15. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. - М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2001. — 96 с.
16. Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей алаликов / Р.Е. Левина. - М., 1965. - 93 с.
17. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
18. Лисина М.И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина- М.: Педагогика, 1986. - 57 с.
19. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ. дефектолог. фак. пед. вузов. Кн. 3. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / сост.: С. Н. Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова); под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 311 с.
20. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий / М.И. Лынская. - М.: ЛОГОМАГ, 2015. - 90 с.
21. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / М.И. Лынская, С.Н. Шаховской. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.
22. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих
детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя- дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.:
ПАРАДИГМА, 2012
23. Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №7. - С. 42 -47.
24. Методика учебно- воспитательной работы в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие/ М. Вентланд, - 2014.
25. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. — М.: Теревинф, 2003.
26. Орлянская Р.Р. Педагогические условия повышения речевой активности детей раннего возраста в условиях дома ребенка: автореф. дис.
.. .канд. пед. наук / Р.Р. Орлянская. - М., 2009. - 29 с.
27. Орлянская Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития / Р.Р. Орлянская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 60-65.
28. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
29. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.1. - М.:ТЦ Сфера,2010.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с
31. Рудакова, Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.