ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и сущность страхов в дошкольном детстве 6
1.2. Особенности проявления страхов детей дошкольного возраста, и
причины их возникновения 13
1.3. Тревожность, как фактор, обуславливающий развитие детских
страхов 18
1.4. Переживание состояния фрустрации в дошкольном возрасте 22
Вывод 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Обзор диагностических методик 31
2.2. Организация исследования 34
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 40
Вывод 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Довольно сложно найти человека, который бы не испытывал чувство страха. Большее количество страхов обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи исчезают бесследно, если правильно к ним относиться и понимать причины их возникновения. Если же страхи продолжаются довольно длительное время, то необходимо вовремя диагностировать их и оказать помощь ребенку. В данной работе мы постараемся более подробно раскрыть проблему детских страхов, и провести исследование по теме нашей работы.
Исследование проблемы выявления детских страхов дает нам возможность определять некоторые психологические особенности детей дошкольного возраста. Это, равным образом, способствует, в дальнейшем, реализации комплекса профилактических, коррекционных мероприятий, которые, собственно, будут направлены на преодоление и предотвращение страхов у детей.
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые переживаются ребенком как трудные и нарушающие привычный ход жизни, поэтому, несомненно, достоинством данной работы является изучение фрустрационных реакций детей дошкольного возраста.
Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с возрастом происходят изменения в мотивах поведения, их отношение к окружающему, к взрослым людям, сверстникам. Если же родители и педагоги смогут вовремя разглядеть эти перемены, понять изменения, которые происходят с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, то будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который, разумеется, повлияет на здоровье ребенка.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: детские страхи в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение проявления страхов у детей дошкольного возраста, и изучение реакций на фрустрационные ситуации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Изучить факторы, которые оказывают влияние на возникновение детских страхов.
2) Выявить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3) Изучить причины появления страхов у детей.
4) Изучить состояние фрустрации в дошкольном возрасте.
5) Провести эмпирическое исследование выявления детских страхов, и реакций на фрустрацию.
6) Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методы исследования: анализ и обработка психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы, методы обработки данных (количественный, качественный анализы).
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении научного материала по феномену детских страхов и состояния фрустрации.
Практическая значимость состоит в эмпирических результатах, которые будут необходимы воспитателям ДОУ, родителям, студентам, обучающимся по педагогическим специальностям. То есть, понимая характер типов фрустрационных реакций, можно расширить спектр способов реагирования ребенка на те фрустрирующие ситуации, которые задает ему воспитатель или родитель, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации.
Апробация основных результатов исследования была отражена в двух статьях: Радченко О.И. Психологический аспект диагностики детских страхов // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. - 2018. - №1. - С. 220 - 222.
Радченко О.И. Особенности проявления страхов детей дошкольного возраста// Современные тенденции в науке, технике, образовании. - 2018. - №1. - С. 166 - 168.
Данная работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение и список использованной литературы. Первая глава содержит теоретические аспекты изучения страхов, состояния фрустрации детей дошкольного возраста. Вторая глава носит более практическую направленность, поскольку в ней предлагаются возможные варианты решения названных в первой главе проблем, то есть представлено эмпирическое исследование выявления детских страхов и реакций на ситуации фрустрации в дошкольном возрасте.
Теоретический анализ литературы показал, что несмотря на довольно достаточную исследованность проблемы страхов детей дошкольного возраста, она все еще не утратила своей актуальности на сегодняшний день. Сейчас детям приходится противостоять таким страхам, каких не испытывали их сверстники раньше (например, поколение родителей или бабушек, дедушек). Страхи подобного рода вызываются сюжетами различных фильмов ужасов, героями, персонажами компьютерных игр, катастрофами и др. Собственно, исследование страхов детей повлекло за собой осмысление важности того, как сильно могут влиять эмоциональные состояния детей на здравое формирование психических процессов и, разумеется, развитие личности ребенка дошкольного возраста. Необходимо помнить, что своевременно непроявленные страхи детей могут действительно осложнить, или же нарушить, деятельность ребенка и его нормальное развитие.
В результате исследования, автор курсовой работы раскрыла сущность понятия страх в психологии, особенности проявления страхов детей дошкольного возраста, и причины их возникновения, детскую тревожность, как форму страха в дошкольном возрасте, а также переживание состояния фрустрации в дошкольном возрасте.
На основе полученных данных по методике выявления страхов, мы можем сказать, что исследование страхов детей старшего дошкольного возраста, показало, что у детей выявлен средний уровень выраженности страхов, где наиболее выраженными оказались страх смерти, страх потери родителей, страх одиночества, животных, реже встречаемыми страхами явились пространственные, то есть страх глубины, высоты, замкнутых пространств, а также те, которые связаны с причинением физического ущерба.
Отметим, что испытываемые детьми страхи не дают возможности в полной мере формироваться личности ребенка в его период жизни. Исходя из этого, возникает надобность в работе над страхами детей дошкольного возраста.
Анализируя полученные данные по тесту рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, мы выявили, что, по отношению ко всем испытуемым, наиболее выражены интропунитивные реакции, то есть направление фрустрационных реакций на себя. Добавим, что результаты такого направления были выявлены как у мальчиков, так и у девочек. В ситуациях осуждения, препятствия, дети нередко подвержены обвинению самих себя. В ситуациях же напряжения, стресса, дети сами возлагают на себя ответственность за решение какой-либо ситуации. Такое поведение указывает на чувство стыда, вины, недовольство собой.
Анализируя реакции по типам, в ситуации фрустрации, отметим, что в наибольшей степени, выражен тип реакции по отношению фиксации на защите самого себя. Важнейшую роль в ответе детей представила самозащита. Здесь же, при исследовании типов реакции, мы, равным образом, не выявили разницы в результатах, которые представили мальчики и девочки.
Отметим, что постоянные травмирующие фрустрации в дошкольном возрасте, со временем, могут не лучшим образом повлиять на ребенка. Важно помнить, чтобы воспитать зрелую, самостоятельную, самодостаточную личность, надо сформировать у ребенка навыки успешного разрешения ситуаций, которые препятствуют настоящей, благополучной, полноценной жизни.
Таким образом, материал, представленный в работе, позволяет утверждать, что цель нашей работы была достигнута, а также решены все поставленные задачи нашего исследования.
1. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг. - М.: Ин-т психотерапии, 2009. - 298 с.
2. Барташева Н.И. Не надо бояться страхов // Дошкольное воспитание.
- 2003. - №9. - С. 66- 68.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 2001. - 181с.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2004. - 128с.
5. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 342 с.
6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - Санкт-Петербург, АО «Сфера», 2014. - 160 с.
7. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
8. Жигарькова О.Л. Время тревожных детей // Психологическая газета.
- 2001. - №11. - С. 6-7.
9. Захаров А. И.. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с.
10.Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография / А.И. Захаров. - СПб.: Каро, 2006. - 175 с.
11. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с.
12. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 2014.
- 112 с. Зубкова А.С., Зубанова С.Г. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, СГ. Зубанова. - Ярославль.: Академия развития, 2012. - 165 с.
13. Изард К.Э. Психология эмоций: монография / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2006. - 95 с.
14. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М. «Академия». - 2014. - 270 с.
15. Ильин Е.П. Психология страха. Серия - «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2017. - 2017. - 352 с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: монография / Е.П. Изард. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
17. Клюева Н.В. Объяснение и понимание в психологическом
консультировании // Методология и история психологии. - 2008. - № 1. - С. 137-144.
18. Ковпак Д.В. Как избавится от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.
19. Колпакова А.С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста: монография / А.С. Колпакова. - М.: Молодой ученый. - 820 с.
20. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография. - М. «Прометей». - 2016 - 40 с.
21. Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001. - 75с.
22. Котова Е.О. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду. - 2003. - №5 . - С. 34.
23. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость
школьника. М.: Знание, 2014. - 80 с.
24. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. - М.: Генезис, 2013. - 204с.
25. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2010. - 192с.
26. Левис Ш. Ребёнок и стресс. - СПб., 2012. - 320 с.
27. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии - 2014. - №6. - С. 10-12.
28. Лешкова Т.Н. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10. - С. 30-32.
29. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада.
- М.: Просвещение, 2001. - 223с.
30. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип.
- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
32. Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи. - Издательство «Литера», 2012.
33. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Книголюб, 2005. - 48с.
34.Овчарова Р.В. Практическая психология. - М.: Т.Ц. «Сфера», 2006. - 337с.
35. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 2014. - №8.- С. 10-12.
36. Панченко С.А. Мне страшно. Я боюсь // Школьный психолог. -2002.
- №14. - С. 8-9.
37. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 2-е изд. - Ростов-на- Дону, 1998. - 430 с.
38. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом. - М.: изд-во «Плэйт», 2003. - 58с.
39. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов: монография / И.В. Самойленко. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. - 252 с.
40. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. - М.: Академия, 2015. - 428с.
41. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - С. 65-68.
42. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2013. - 135 с.
43. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 296 с.
44. Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером. - СПб.: Питер, 2004. - 272с.
45.Чиркова Ю.В. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте. Учебное пособие для вузов. - Изд. «Юрайт», 2018 - 219 с.
46. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
47. Шамилова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006. - 268 с.
48. Щербатых Ю. Психология страха: популярная энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с.
49. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.: Речь, 2007. - 195 с.
50.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. - М.: Знание, 2012. - 192 с.
51.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2016. - 656 с.
52. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2014. - 704с.
53. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 112с.