ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Сущность логистики, ее ключевые задачи 6
1.2. Логистические системы: принципы функционирования 16
1.3. Показатели оценки эффективности логистической системы
предприятия 23
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Трейд-Сервис» 28
2.1. Краткая характеристика логистического предприятия ООО
«Трейд-Сервис» 28
2.2. Анализ действующей системы оценки логистической службы
ООО «Трейд-Сервис» 34
2.3. Оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии ООО «Трейд-Сервис» 44
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО
«Трейд-Сервис» 56
3.2. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию оценки эффективности логистической системы предприятия 56
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время, правильно оценить логистическую систему и вовремя принять меры по ее усовершенствованию, становится необходимостью для успешной работы предприятия.
Актуальность логистики и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены большими возможностями повышения эффективности функционирования товаропроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Применение логистики способствует резкому снижению затрат на хранение и транспортирование продукции, позволяет предприятиям существенно сократить временной интервал между приобретением материалов и поставкой готового продукта потребителю.
Интерес к развитию логистики в современных условиях связан в первую очередь с экономическими соображениями: усложнением коммерческих связей, глобализацией рынка, расширением технологических возможностей, развитием разнообразных, в том числе информационных, технологий, повышением требовательности к продукции со стороны клиентов. Большое значение в современной экономике имеет фактор времени, т.е. насколько быстро выполняется заказ клиентов. А это означает, что все движения материальных, финансовых и информационных потоков должны быть предельно согласованы и отлажены: от поставки сырья производственному предприятию до доставки конечной продукции потребителям. Выигрывает та организация, которая сумеет раньше других внедрить новшество в производство, произвести и обеспечить ее доставку покупателю. На предприятиях логистике отводят ведущую или координирующую роль в числе экономических служб организации. Тем самым для успешной логистической деятельности большое значение имеет понимание экономического управления организации: его подчиненности, структуры, взаимосвязи подразделений и места службы логистики среди них.
Цель выпускной квалификационной работы - определение основных направлений совершенствования оценки эффективности логистической системы предприятия, на примере ООО «Трейд-Сервис». Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретическую сущность логистики и ее ключевые задачи;
2. Проанализировать организационную структуру и особенности организации службы логистики на предприятии;
3. Выявить проблемы в сфере логистической системы предприятия, а также провести их оценку и анализ;
4. Разработать мероприятия по совершенствованию оценки эффективности логистической системы, с целью повышения функционирования предприятия.
Объект исследования - предприятие ООО «Трейд-Сервис».
Предмет исследования - оценка эффективности логистической системы предприятия ООО «Трейд-Сервис».
Методы исследования - анализ научных исследований и разработок в области системы логистики, специальные методы статистического, экономического и логистического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и оценке эффективности логистической системы предприятия ООО «Трейд-Сервис», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был изучен обширный материал научной и учебной литературы в области логистической системы на предприятии.
Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Литвина Д.Б., Тамбовцев С.Н., Шумейко М.В., Шеховцов Р.В., Неруш, Ю. М., Маргунова В.И., Гаджинский, А. М., Аникин Б.А., Мухаметдинов И.Б., Степанов В. И., Хан Р.С., Решетник., Шумаев В.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы организации оценки эффективности логистической системы на предприятии. В данной главе изложены: сущность логистики, ее ключевые задачи; логистические системы: принципы функционирования; показатели оценки эффективности логистической системы предприятия.
Во второй главе проведен анализ и оценка эффективности логистической системы предприятия ООО «Трейд-Сервис». В данной главе изложена краткая характеристика деятельности ООО «Трейд-Сервис», проведен анализ действующей системы оценки логистической службы ООО «Трейд-Сервис», а также дана оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии ООО «Трейд-Сервис».
В третьей главе определены основные направления совершенствования оценки эффективности логистической системы ООО «Трейд-Сервис». В данной главе даны рекомендации и мероприятия по совершенствованию оценки эффективности логистической системы предприятия, их экономическая эффективность ООО «Трейд-Сервис».
Таким образом, финансовым результатом внедрения факторинга в компанию «Трейд-Сервис» станет ускорение оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, сокращение потребности в них. Поскольку при финансировании в рамках факторинга предприятие фактически не становится заемщиком (в отличие от случая с кредитом), в балансе предприятия не возникнет кредиторской задолженности.
Таким образом, оставаясь "чистым" от долгов, по мере необходимости предприятие сможет смело претендовать на дополнительное финансирование, например, в форме кредитной линии или овердрафта как в банке-факторе, так и в любом другом банке. Покрытие значительной части рисков, банковский контроль за лимитами товарных кредитов «Трейд - Сервис», обеспечат его финансовую устойчивость.
Коммерческий результат выражается, в частности, в возможности постоянного поддержания всей необходимой номенклатуры товарного ассортимента в количестве, достаточном для полноценного обеспечения спроса клиента. Возможность получать средства по поставке сразу после отгрузки за счет банка позволяет предложить покупателю более льготные условия сделки (например, увеличить отсрочку платежа и т.п.). Это в свою очередь не замедлит сказаться в росте объемов сбыта по имеющимся покупателям и в привлечении новых покупателей, а также в установке долгосрочных деловых связей и с теми, и с другими.
Целесообразность и эффективность применения факторинга определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для предприятия, продающего денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Низкая осведомлённость руководителей предприятий о сущности факторинга и методах анализа его эффективности и целесообразности, отсутствие достаточного количества научной литературы по данной теме делают задачу составления рекомендаций по применению факторинга более значимой.
Итак, предприятию следует выбрать факторинг в качестве инструмента управления дебиторской задолженности, когда:
1. Значительная доля оборотных средств "заморожена в дебиторской задолженности предприятия;
2. Срок расчёта с поставщиками меньше срока расчёта с покупателями;
3. У клиента отсутствует достаточное количество собственных средств для покрытия текущих финансовых потребностей и нет возможности воспользоваться товарным кредитом у поставщика;
4. Нет возможности применить более дешёвые инструменты управления дебиторской задолженности: комплексную кредитную политику; методы спонтанного финансирования; краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств в необходимом объёме;
5. Расходы на содержание дебиторской задолженности в виде упущенной выгоды превышают расходы на факторинговое обслуживание. При расчёте "упущенной выгоды" (скрытых затрат) следует учитывать: доход от альтернативного вложения капитала; потери от инфляции; скидки у поставщика при досрочной оплате.
6. У предприятия есть возможность использовать полученные ресурсы с рентабельностью, превышающей ставку затрат на факторинговое обслуживание, т.е. прирост валовой прибыли должен покрывать расходы.
Потери в результате вероятной просрочки дебиторов (возникновения безнадёжных долгов) сопоставимы с выручкой предприятия. При использовании классического факторинга с регрессом в случае значительной просрочки (сверх периода ожидания) долг дебитора гасит клиент. Соответственно, у него должна быть возможность покрыть просрочку за счёт прочих денежных поступлений. При высокой вероятности безнадёжных (сомнительных) долгов целесообразно использовать факторинг без регресса или поручительство за дебиторов.
Дополнительные услуги, предоставляемые факторинговой компанией помимо финансирования, могут значительно повысить эффективность деятельности предприятия. При этом следует рассчитать выгоды за счёт делегирования функции управления дебиторской задолженности фактору; получения услуг по анализу платёжеспособности дебиторов и страхованию рисков. Как правило, данные услуги выгодны крупным предприятиям, где работой с дебиторами занимаются целые отделы.
Краткосрочное кредитование является более дорогим продуктом и менее гибким по сравнению с факторингом.
Данные рекомендации являются универсальными и подходят для определения потребности в классическом факторинге с финансированием и регрессом.
В качестве отдельных факторинговых услуг могут выступать административное управление дебиторской задолженностью и коллекшн (услуга по возврату долгов). Таким образом, исходя из особенностей бизнеса и потребностей в оптимизации работы с дебиторской задолженностью каждый хозяйствующий субъект может принять решение о применении факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью и объёмом продаж.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30
ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1994. - № 32.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26
января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1996. - № 5.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5.08.2000, № 117- ФЗ. В ред. ФЗ от 29.12.2012, № 166-ФЗ - М.: Издательско-консультационная компания - СТАТУС-КВО, 2013. -699с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 13.12.2001, № 197- ФЗ. В ред. ФЗ от 30.12.2012, № 191-ФЗ - М.: Издательско-консультационная компания - СТАТУС-КВО, 2013. -771с.
II. Специальная литература:
6. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 116 с.
7. Аникин Б.А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2013. - 432 с.
8. Афонин А.М. Промышленная логистика: Учебное пособие / А.М. Афонин. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
9. Афанасенко И.Д. Логистика снабжения / И.Д. Афанасенко - СПб: Питер, 2012. - 386 с.
10. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К°, 2014. - 457 с.
11. Гайдаенко А.А. Логистика / А.А. Гайдаенко. - М.: КноРус, 2014. - 267 с.
12. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - М.: Дашков и К°, 2013. - 420 с.
13. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.
14. Голубчик А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2014. - 317 с.
15. Иванов Д.А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Спб.: Издательство Политехнического университета, 2013. - 659 с.
16. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2015. - 460 с.
17. Климов Д. Логистические процессы современного предприятия// Журнал «Логистика», № 12, 2015 - С. 19 - 27.
18. Ковалев В. - Автомобильный транспорт и доставка грузов// Журнал «Логистика», № 5, 2014 - С. 22 - 27.
19. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. - М.: Книжный мир, 2013. - 512 с.
20. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная,
производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.
21. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 507 с.
22. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/ М. Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2014. - 734 с.
23. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес- процессов в цепях поставок: Учебник / В. В. Дыбская. - М.: Эксмо, 2012. - 939 с.
24. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / В. В. Дыбская. - М.: Инфра-М, 2012. - 557 с.
25. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
26. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / Н. К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2013. - 527 с.
27. Неруш Ю.М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. - М.: Проспект, 2011. - 517 с.
28. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика / В. Е. Николайчук. - М.: Дашков и К°, 2011. - 521 с.
29. Николайчук В.Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. - М.: Дашков и К°, 2012. - 978 с.
30. Основы логистики: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - М.: КноРус, 2012. - 575 с.
31. Степанов В.И. Логистика: учебное пособие для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» и экономическим специальностям/ В. И. Степанов. - М.: Проспект, 2010. - 487 с.
32. Скоробогатова Т.Н. Логистика: учебник / Т.Н. Скоробогатова - Симферополь: ДиАйПи, 2011. - 116 с.
33. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебное пособие по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок»/ А. Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 428 с.
34. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. - Минск: БНТУ, 2013. - 377 с.
35. Управление закупками и поставками: учебное пособие для высших учебных заведений / Майкл Линдерс - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 - 723 с.
36. Шехтер Д. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / Д. Шехтер - М.: Альпина, 2013. - 452 с.
III. Текущий архив предприятия:
37. Устав предприятия ООО «Трейд-Сервис».
38. Бухгалтерский баланс ООО «Трейд-Сервис» за 2015 г.
39. Бухгалтерский баланс ООО «Трейд-Сервис» за 2016 г.
40. Бухгалтерский баланс ООО «Трейд-Сервис» за 2017 г.
41. Годовой финансовый отчет ООО «Трейд-Сервис» за 2016 г.
42. Годовой финансовый отчет ООО «Трейд-Сервис» за 2017 г.
43. Должностная инструкция генерального директора ООО «Трейд- Сервис».
44. Должностная инструкция главного бухгалтера ООО «Трейд- Сервис».
45. Должностная инструкция начальника отдела логистики ООО «Трейд-Сервис».
46. Должностная инструкция специалиста по логистике ООО
«Трейд-Сервис».
47. Должностная инструкция руководителя складского хозяйства ООО «Трейд-Сервис». Отчет о финансовых результатах ООО «Трейд- Сервис» за 2015 г.
48. Отчет о финансовых результатах ООО «Трейд-Сервис» за 2016 г.
49. Отчет о финансовых результатах ООО «Трейд-Сервис» за 2017 г.
50. Штатное расписание ООО «Трейд-Сервис» за 2015 г.
51. Штатное расписание ООО «Трейд-Сервис» за 2016 г.
52. Штатное расписание ООО «Трейд-Сервис» за 2017 г.