Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №44127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности у младших школьников с нарушением слуха 7
1.1 Психологические особенности детей младших школьников с нарушением
слуха 7
1.2 Развитие коммуникативной компетентности у детей с нарушением слуха
в онтогенезе 15
1.3. Особенности рече-коммуникативной сферы у младших школьников с
нарушением слуха 18
1.4. Технологии развития коммуникативной компетентности у младших школьников с нарушением слуха 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование рече-коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ рече-коммуникативной функций прогностической
компетентности у младших школьников без нарушений слуха 31
2.3. Анализ рече-коммуникативной функций прогностической
компетентности у младших школьников с нарушением слуха 35
2.4. Сравнительный анализ рече-коммуникативной функций прогностической
компетентности младших школьников 39
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Формирование коммуникативной компетентности у младших
школьников с нарушением слуха 46
3.1. Принципы программы (проекта) по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с нарушением слуха 47
3.2. Содержание программы (проекта) по формированию коммуникативной
компетентности у младших школьников с нарушением слуха 50
Выводы по главе 3 61
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 68


Актуальность исследования. Проблема изучения коммуникативной компетентности младших школьников играет важную роль в процессе формирования личности ребенка в целом, а также насколько успешно у школьников с дефицитарным развитием будет протекать социализация. Исследованиями коммуникативной компетентности у детей с нарушением слуха занимались такие отечественные ученые как, Беляева О.Л.[4], Уфимцева Л.П.[4], С. А. Зыков[13], Г. Л. Зайцева[15], Т. С. Зыкова[14], Е. П. Кузьмичева[18], Б. И. Коваленко, В. Г. Петрова, В. И. Лубовский[19], А. Г. Литвак. Этими учеными изучались особенности коммуникации детей с ОВЗ, в частности и детей с нарушением слуха. Также они подчеркивали необходимость расширения контактов детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками. При этом они обращали внимание педагогов на то, что развитие коммуникативных умений учащихся должно происходить в естественных и специально создаваемых условиях, при которых пользование речью становится необходимостью.
Несмотря на значимость данной проблемы и имея ясное представление о необходимости умения взаимодействовать друг с другом, многие аспекты формирования компонентов коммуникативной компетенции у детей c нарушениями слуха остаются недостаточно разработанными.
Цель работы - выявление специфики коммуникативной компетентности у младших школьников с нарушением слуха и разработка проекта по формированию их коммуникативной компетентности.
Объект исследования: коммуникативная компетентность младших школьников
Предмет исследования: формирование коммуникативной
компетентности у младших школьников с нарушениями слуха
Г ипотеза исследования.
Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушением слуха будет затруднен процесс вербализации, будет отмечаться бедность языковых средств. Формирование коммуникативной компетентности в процессе логопедической работы, у детей с нарушениями слуха будет успешным при реализации следующих условия: постепенное усложнение предлагаемых заданий и упражнений; опора на зрительное восприятие при обучении; игровая форма проведения занятий.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме коммуникативной компетентности;
2) Эмпирическое изучение рече-коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха;
3) Выявление особенностей рече-коммуникативной компетентности младших школьников.
4) Разработка проекта по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением слуха
Методы исследования:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. наблюдение
3. анамнез
2. экспериментальная методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии.
3. Статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки технологий и приемов обучения, а также для разработки развивающих, коррекционных программ, направленных на формирование коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением слуха.
Апробация. Результаты исследования обсуждались на научнообразовательной итоговой конференции студентов К(П)ФУ г. Казань 6.04.18г. с докладом на тему «Специфика рече-коммуникативной функции прогностической компетентности школьников с нарушениями слуха»; Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» г. Москва
26- 27 марта 2018г. с докладом на тему «Особенности рече-коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха»; 83-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность» г. Курск 18-19 апреля 2018г. с докладом на тему «Специфика рече-коммуникативной функции прогностической компетентности школьников с нарушениями слуха».
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 36 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дипломная работа посвящена изучению и формированию
коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха.
В первой главе рассматривались психологические особенности детей с нарушениями слуха, особенности развития коммуникативной компетентности. Также рассматривались технологии развития
коммуникативной компетентности. В ходе изучения научных работ можно отметить, что у младших школьников с нарушениями слуха наблюдается недоразвитие речи как средства общения, ограниченность и недостаточность опыта общения со слышащими людьми, а, следовательно, недостаточность представлений о реальной жизни, о проблемах, возникающих в различных жизненных ситуациях и путях их решения. Несомненно, отмечаются и особенности коммуникации с окружающими людьми, особенно с малознакомыми. Слабослышащим детям трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог, также имеются психологические барьеры в общении со слышащими сверстниками и взрослыми.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности младших школьников без нарушений и с нарушениями слуха. У детей с нарушениями слуха были выявлены такие особенности развития рече-коммуникативной функции: В вербальной речи детей с нарушением слуха преобладают односложные ответы простого нераспространенного предложения или перечисления нескольких глаголов. Также отмечается бедность языковых средств. Они не умеют их использовать в соответствии с речевой ситуацией.
В речи детей с нарушением слуха часто встречаются ответы, в которых представлены высказывания участников ситуации в форме прямой или косвенной речи. Это связано с тем, что у детей данной категории наблюдается отставание в развитии социального «Я», а также нарушением в оформлении социальной позиции. Такие дети рассматривают ситуацию не относительно себя, а относительно какого-либо другого человека.
В речи детей с нарушением слуха редко используются глаголы будущего времени. Они заменяют их на форму прошедшего или настоящего времени.. По результатам исследования можно сделать вывод, что младших школьников с нарушениями слуха значительно затруднен процесс вербализации. Процесс словесного оформления высказывания не развит или развит недостаточно, потому что в большинстве случаев младшие школьники с нарушениями слуха используют жестовую или дактильную речь.
Третья глава дипломной работы посвящена описанию содержания проекта. Он был разработан на основании полученных результатов эмпирического исследования, и целью его является формирование коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением слуха, от которого зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.Данный комплекс состоит из 6 разделов, каждый из которых направлен на развитие коммуникативной компетентности в значимой сфере для младших школьников с нарушениями слуха. Каждый раздел состоит из трех блоков. Они сформированы по принципу от простого к сложному: от вопросно-ответной формы речевого общения к воспроизведению жизненных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры. Каждое задание данного комплекса разработано таким образом, что оно направлено на развитие не только коммуникативной компетентности, но и на развитие и умения прогнозировать различные жизненные ситуации. Это умение необходимо формировать у младших школьников с нарушениями слуха, т.к. оно является одним из главных факторов успешного включения ребёнка в социум.



1. Арестова В.З., Ермолаева Н.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с нарушением слуха [Текст] / В.З. Арестова // Коррекционная педагогика. - 2011. -№1. - С. 5 - 8.
2. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух [Текст]: пособие для учит. / И. Г. Багрова. - М.: Просвещение. - 1990. - 220 с.
3. Беляева, А. В. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения [Текст] / А. В. Беляева, С. Майклз // Психологические исследования общения: монография /. - М. : Изд-во Наука, 1985. - С. 218 - 230.
4. Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе [Текст]: метод. пособие
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст]: книга / - СПб., Изд-во Университетская книга АСТ, 1998.-С. 247
6. Богданова Т.Г. Сурдопсихология[Текст]: учеб. пособие для вузов / Т.Г.Богданова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 134 с.
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка[Текст]: метод. пособие / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М., Роспедагентство, 1994. - 68 с.
8. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]: учеб. пособие / Р.М. Боскис. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2004. - 304 с.
9. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]: монография / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982. - 240 с.
10. Выготский Л. С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов /Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
11. Власова Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в
развитии [Текст]: учеб. пособие / Т. А.Власова, М. С.Певзнер. - М.:
Просвещение, 1973. - 176 с.
12. Гоголева А.В. Особенности развития внимания глухих
школьников [Текст]/А.В. Гоголева // Дефектология. - 1981. - № 3. - С.
11- 17.
13. Григорьева М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в
сценической деятельности [Текст]/ М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 103 - 106.
14. Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения [Текст]: учеб. пособие / С. А. Зыков. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. - 360 с.
15. Зыкова Т. С. Школы глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования [Текст] / Т. С. Зыкова // Дефектология. -
2005. - №5. - с. 31 - 36.
16. Зайцева Г. Л. Диалог с Выготским Л. С. о проблемах современной сурдопедагогики [Текст] / Г. Л. Зайцева // Дефектология. - 1998- №2. - C 21 - 27
17. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. - С. 78 - 83.
18. Игнатьева Э.А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения [Текст]/ Э.А. Игнатьева // Психологическая наука и образование.- 2009.- №2. - C.82-86.
19. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников [Текст]: метод. пособие / Б.Д. Корсунская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.
20. Королькова, Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 13-15.
21. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся [Текст]: метод. пособие / Е. П. Кузьмичева. - М., 1990. - 160 с.
22. Кузьмичева Е. П. Развитие устной речи у глухих школьников [Текст]: учеб. пособие / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В.Шевцова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
23. Леонгард Э. И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду [Текст]: метод. рекоменд. / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова, К. П. Либман, Е.Е. Шулешко. - М.: Ротапринт НИИШОТСО АПН СССР, 1988. - 245 с.
24. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. -
1971. - № 6. - С. 15 - 20.
25. Логинова А. А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание учащихся. Книга моих размышлений [Текст]: метод. пособие / А.
A. Логинова, А.Я.Данилюк. -М.: Просвещение. - 2014. -48 с.
26. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 38-40.
27. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников [Текст] / О.Н. Мостова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 52 - 54.
28. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей[Текст]: учеб. пособие / М.М.Нудельман. -M.: МГПИ им.
B. И.Ленина, 1978. - 61 с.
29. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений [Текст]: метод. разработки занятий / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1993. - 47 с.
30. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст]: монография. - М.: Педагогика, 1978. - 232 с.
31. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка[Текст]: учеб. пособие для студ. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.
32. Специальная педагогика [Текст]: / Н.М. Назарова.- 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2005. - 400 с.
33. Уфимцева Л. П. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе[Текст] / Уфимцева Л. П. // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития. - 2005. - №6.- С. 65 - 70.
34. Хухлаева О. В. Тропинка к своему я: Уроки психологии в средней школе [Текст]: метод.пособие/ О. В.Хухлаева. - М.: Генезис, 2017. - 208 с.
35. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики [Текст]: метод. пособие/ Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России,
2004. - 224 с.
36. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст]: метод. пособие / Л. М.Шипицына, О. В.Защиринская, А. П.Воронова, Т.
А.Нилова. - СПб: «Детство-ПРЕСС», 2010. - 192 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ