ТЕХНОЛОГИИ ПРОПАГАНДЫ ВО ВРЕМЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2018 ГОДА ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА LIFE.RU)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОПАГАНДА: ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ 6
1.1. Понятие «пропаганда» 6
1.2. Типология методов и приемов пропаганды 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА НА
СТРАНИЦАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА 35
2.1. Разработка классификации технологий политической
пропаганды 35
2.2. Освещение избирательной кампании 2018 г. по выборам Президента
России на страницах информационного портала Life.ru 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОПАГАНДА: ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ 6
1.1. Понятие «пропаганда» 6
1.2. Типология методов и приемов пропаганды 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА НА
СТРАНИЦАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА 35
2.1. Разработка классификации технологий политической
пропаганды 35
2.2. Освещение избирательной кампании 2018 г. по выборам Президента
России на страницах информационного портала Life.ru 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Умение воздействовать на мнение и поведение других людей дает человеку власть. Эта тонкая наука всегда была востребована. И в каменном веке, и в современном мире.
Сегодня с целью сплочения людей единой мыслью создаются пропагандистские группы. Отметим, они могут функционировать не только для продвижения государственных интересов, но и для популяризации философских, научных, художественных и др. взглядов и идей. Они работают над склонением большинства граждан отдельного общества к определенному мнению, а в дальнейшем и к нужным для пропагандиста действиям.
В данной выпускной квалификационной работе мы изучим значение термина «пропаганда», определим, какие методы и приемы используют специалисты в этой области. Помимо этого, мы попробуем выявить новую классификацию приемов пропаганды и проанализировать при помощи нее материалы, опубликованные на информационном портале Life.ru.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в процессе исследования знания могут быть использованы для дальнейшего изучения термина «пропаганда». Выявленные нами технологии можно будет использовать в качестве так называемого трафарета для анализа материалов, опубликованных в СМИ.
В изучение типологий пропагандистского влияния внесли свой вклад В. М. Бехтерев, В. В. Дашевский, Г. В. Грачев, В. Ф. Олешко и другие. Однако, несмотря на большое количество исследовательских работ на эту тему, на сегодняшний день нет окончательной классификации методов и приемов, благодаря которой можно было бы проанализировать любой пропагандистский материал. Все дело в том, что существует проблема неустоявшегося понимания одних и тех же определений. К тому же, с развитием технологий и креативности пропагандистов, количество приемов и методов влияния на аудиторию постоянно увеличивается. Поэтому, учитывая опыт ученых, мы попробовали вывести свои технологии, на основе которых можно будет проанализировать приемы пропаганды во время предвыборных кампаний.
Объект исследования: пропаганда как коммуникация и составляющая часть социальной реальности.
Предмет исследования: приемы пропаганды, использованные
информационным порталом Life.ru во время избирательной кампании 2018 года по выборам президента России и после нее.
Цель исследования: изучение технологий пропаганды, примененной редакцией информационного портала Life.ru во время избирательной кампании 2018 года по выборам Президента России.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- изучить значение термина «пропаганда»;
- ознакомиться с существующими типологиями методов и приемов
пропаганды;
- предложить новую классификацию методов и приемов пропаганды;
- проанализировать материалы информационного портала Life.ru,
вышедшие во время избирательной кампании 2018 года по выборам
Президента России с учетом предложенной классификации.
Теоретической базой для исследования послужили труды известных
политологов, психологов и социологов, посвященные исследованию пропаганды. Рассматривались работы таких авторов, как С.В. Силков, М.Н. Грачев, А.В. Мозолин, В.М. Бехтерев, В. В. Дашевский, Г. В. Грачев, В. Ф. Олешко и т.д.
Методологическая база: во время работы над данной выпускной квалификационной работой мы опирались на научные труды Г. В. Грачева,
Берловой О. А., Захарова В. П., Колесниковой В. Б., Кочиневой А. Л. с учетом некоторых добавлений.
Эмпирической базой послужили материалы, опубликованные информационными агентствами «РИА Новости» 17.05.2017г. и 25.05.2017г. (всего три заметки), «Интерфакс» 29.05.2017г. (одна заметка), «Татар- информ» 30.05.2017г. (одна заметка), порталами Lenta.ru 24.05.2017г. и
29.05.2017 г. (всего две заметки), Bigmir.net 16.05.2017г. (одна заметка), «Российская Газета» 17.05.2017г. (одна заметка), «Утро.ги» 17.05.2017г. (одна заметка), «Иносми.ги» 31.05.2017 (одна заметка), «Известия» 31.05.2017г. (одна заметка), kzn.ru 13.05.2017г. (одна заметка), Mediakritika.by 10.05.2017г. (одна заметка), а также материалы, опубликованные на интернет-портале Life.ruc 4.12.2017г. по 11.03.2018г. (всего 56 заметок и аналитических статей).Всего: более 200 материалов.
Методы исследования: наблюдение, обзор, синтез и анализ
литературы, а также контент-анализ эмпирической базы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется её целями, методами и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, а также приложений, визуализирующих приводимые примеры.
Сегодня с целью сплочения людей единой мыслью создаются пропагандистские группы. Отметим, они могут функционировать не только для продвижения государственных интересов, но и для популяризации философских, научных, художественных и др. взглядов и идей. Они работают над склонением большинства граждан отдельного общества к определенному мнению, а в дальнейшем и к нужным для пропагандиста действиям.
В данной выпускной квалификационной работе мы изучим значение термина «пропаганда», определим, какие методы и приемы используют специалисты в этой области. Помимо этого, мы попробуем выявить новую классификацию приемов пропаганды и проанализировать при помощи нее материалы, опубликованные на информационном портале Life.ru.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в процессе исследования знания могут быть использованы для дальнейшего изучения термина «пропаганда». Выявленные нами технологии можно будет использовать в качестве так называемого трафарета для анализа материалов, опубликованных в СМИ.
В изучение типологий пропагандистского влияния внесли свой вклад В. М. Бехтерев, В. В. Дашевский, Г. В. Грачев, В. Ф. Олешко и другие. Однако, несмотря на большое количество исследовательских работ на эту тему, на сегодняшний день нет окончательной классификации методов и приемов, благодаря которой можно было бы проанализировать любой пропагандистский материал. Все дело в том, что существует проблема неустоявшегося понимания одних и тех же определений. К тому же, с развитием технологий и креативности пропагандистов, количество приемов и методов влияния на аудиторию постоянно увеличивается. Поэтому, учитывая опыт ученых, мы попробовали вывести свои технологии, на основе которых можно будет проанализировать приемы пропаганды во время предвыборных кампаний.
Объект исследования: пропаганда как коммуникация и составляющая часть социальной реальности.
Предмет исследования: приемы пропаганды, использованные
информационным порталом Life.ru во время избирательной кампании 2018 года по выборам президента России и после нее.
Цель исследования: изучение технологий пропаганды, примененной редакцией информационного портала Life.ru во время избирательной кампании 2018 года по выборам Президента России.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- изучить значение термина «пропаганда»;
- ознакомиться с существующими типологиями методов и приемов
пропаганды;
- предложить новую классификацию методов и приемов пропаганды;
- проанализировать материалы информационного портала Life.ru,
вышедшие во время избирательной кампании 2018 года по выборам
Президента России с учетом предложенной классификации.
Теоретической базой для исследования послужили труды известных
политологов, психологов и социологов, посвященные исследованию пропаганды. Рассматривались работы таких авторов, как С.В. Силков, М.Н. Грачев, А.В. Мозолин, В.М. Бехтерев, В. В. Дашевский, Г. В. Грачев, В. Ф. Олешко и т.д.
Методологическая база: во время работы над данной выпускной квалификационной работой мы опирались на научные труды Г. В. Грачева,
Берловой О. А., Захарова В. П., Колесниковой В. Б., Кочиневой А. Л. с учетом некоторых добавлений.
Эмпирической базой послужили материалы, опубликованные информационными агентствами «РИА Новости» 17.05.2017г. и 25.05.2017г. (всего три заметки), «Интерфакс» 29.05.2017г. (одна заметка), «Татар- информ» 30.05.2017г. (одна заметка), порталами Lenta.ru 24.05.2017г. и
29.05.2017 г. (всего две заметки), Bigmir.net 16.05.2017г. (одна заметка), «Российская Газета» 17.05.2017г. (одна заметка), «Утро.ги» 17.05.2017г. (одна заметка), «Иносми.ги» 31.05.2017 (одна заметка), «Известия» 31.05.2017г. (одна заметка), kzn.ru 13.05.2017г. (одна заметка), Mediakritika.by 10.05.2017г. (одна заметка), а также материалы, опубликованные на интернет-портале Life.ruc 4.12.2017г. по 11.03.2018г. (всего 56 заметок и аналитических статей).Всего: более 200 материалов.
Методы исследования: наблюдение, обзор, синтез и анализ
литературы, а также контент-анализ эмпирической базы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется её целями, методами и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, а также приложений, визуализирующих приводимые примеры.
В данной выпускной квалификационной работе мы детально изучили понятие «пропаганда». Для этого нам пришлось ознакомиться со значением этого термина, его видами и разобраться, чем он отличается от таких смежных определений, как, например, «внушение» и «манипуляция». Далее
мы обратились к работам научных деятелей, изучивших этот вопрос и выявили типологии пропаганды.
Ознакомившись с эмпирической базой, мы отметили, что воздействие на адресата во время предвыборной компании проходит несколько стадий. Таким образом, мы составили свою классификацию технологий политической пропаганды. В нее вошли пять технологий, каждая из которых содержит определенное количество приемов: Технология создания образа независимого арбитра; Технология заинтересованности; Технология выигрышного ракурса; Технология устранения оппонента; Технология закрепления позиций.
Проанализировав взятые нами за основу классификации научных деятелей, мы пришли к выводу, что предлагаемых приемов недостаточно для более полного изучения заявленной нами темы. Таким образом, к уже имеющимся приемам мы добавили другие. К тому же, названия некоторых из них в контексте нашего исследования неточно характеризовали соответствующие им действия пропагандистов, поэтому мы приняли решение переименовать их.
Свою типологию мы проверили на информационном портале Life.ru. Поэтому, оценивая проделанную работу, мы можем сделать вывод, что данные технологии в нынешнем их виде можно применить только для изучения политических пропагандистских материалов, опубликованных либо в печатных изданиях, либо на интернет-сайтах. Все потому, что возможностей у газет и журналов несколько меньше, чем у информационных порталов. Редакции последних могут применить видеозапись, аудиофайл или прикрепить к тексту гиперссылку. Поэтому выявленных на примере электронного СМИ приемов достаточно для применения их в анализе материалов, опубликованных в печатных изданиях.
Что касается изучения политической пропаганды, применяемой в эфире телеканалов и радиостанций, то тут можно отметить, что подача материала в этих СМИ совершенно иная, а их возможности отличны от возможностей информационных порталов. Поэтому для изучения публикуемых ими материалов выявленную нами типологию возможно придется дополнить.
Также мы отметили, что приемы, используемые в одной технологии, могут встречаться и в другой. Помимо всего прочего, один и тот же текст можно отнести к разным технологиям, если в нем прослеживается наличие их приемов.
Подытоживая все написанное выше, можно сделать вывод, что на сегодняшний день выявленные нами технологии можно использовать в качестве так называемого трафарета для анализа материалов, опубликованных в СМИ. Однако при этом стоит иметь ввиду вид средства массовой информации и нужно понимать, что с поправкой на эту особенность возможно придется дополнить список приемов, перечисленных в нашей типологии.
Оценивая дальнейшие перспективы (на несколько лет вперед), можно сделать вывод, что выявленную нами классификацию в будущем также придется видоизменять из -за постоянного развития технологий и возможностей пропагандистов.
мы обратились к работам научных деятелей, изучивших этот вопрос и выявили типологии пропаганды.
Ознакомившись с эмпирической базой, мы отметили, что воздействие на адресата во время предвыборной компании проходит несколько стадий. Таким образом, мы составили свою классификацию технологий политической пропаганды. В нее вошли пять технологий, каждая из которых содержит определенное количество приемов: Технология создания образа независимого арбитра; Технология заинтересованности; Технология выигрышного ракурса; Технология устранения оппонента; Технология закрепления позиций.
Проанализировав взятые нами за основу классификации научных деятелей, мы пришли к выводу, что предлагаемых приемов недостаточно для более полного изучения заявленной нами темы. Таким образом, к уже имеющимся приемам мы добавили другие. К тому же, названия некоторых из них в контексте нашего исследования неточно характеризовали соответствующие им действия пропагандистов, поэтому мы приняли решение переименовать их.
Свою типологию мы проверили на информационном портале Life.ru. Поэтому, оценивая проделанную работу, мы можем сделать вывод, что данные технологии в нынешнем их виде можно применить только для изучения политических пропагандистских материалов, опубликованных либо в печатных изданиях, либо на интернет-сайтах. Все потому, что возможностей у газет и журналов несколько меньше, чем у информационных порталов. Редакции последних могут применить видеозапись, аудиофайл или прикрепить к тексту гиперссылку. Поэтому выявленных на примере электронного СМИ приемов достаточно для применения их в анализе материалов, опубликованных в печатных изданиях.
Что касается изучения политической пропаганды, применяемой в эфире телеканалов и радиостанций, то тут можно отметить, что подача материала в этих СМИ совершенно иная, а их возможности отличны от возможностей информационных порталов. Поэтому для изучения публикуемых ими материалов выявленную нами типологию возможно придется дополнить.
Также мы отметили, что приемы, используемые в одной технологии, могут встречаться и в другой. Помимо всего прочего, один и тот же текст можно отнести к разным технологиям, если в нем прослеживается наличие их приемов.
Подытоживая все написанное выше, можно сделать вывод, что на сегодняшний день выявленные нами технологии можно использовать в качестве так называемого трафарета для анализа материалов, опубликованных в СМИ. Однако при этом стоит иметь ввиду вид средства массовой информации и нужно понимать, что с поправкой на эту особенность возможно придется дополнить список приемов, перечисленных в нашей типологии.
Оценивая дальнейшие перспективы (на несколько лет вперед), можно сделать вывод, что выявленную нами классификацию в будущем также придется видоизменять из -за постоянного развития технологий и возможностей пропагандистов.



