Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая и речевая метафоры (Новосибирский юридический институт (филиал Томского государственного университета))

Работа №44098

Тип работы

Рефераты

Предмет

филология

Объем работы12
Год сдачи2019
Стоимость200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Метафора как языковое явление 5
2. Языковая и речевая метафора: сходство и различия 8
Заключение 12
Список использованных источников 13


На современном этапе в языкознании заметен возросший интерес к изучению коммуникативной функции языковых единиц. В последние годы очевидна стала неполнота попыток дать точное описание языка, истории его развития, только в рамках системного изучения. По этой причине сегодня появилось большое число исследований, в которых разрабатываются проблемы коммуникации.
Исследование метафоры в лингвистике уже имеет свою теорию. Основы теории метафоры были разработаны еще в Древней Греции. Однако в большей части существующих работ внимание сосредоточено основном на языковой метафоре, ее структурных и семантических особенностях. В то же время метафора используется в речи говорящего для осуществления прагматического воздействия на слушающего. Метафора является одним из наиболее выразительных экспрессивных речевых средств, отличающихся высокой информативностью и семантической емкостью. Это обусловливает необходимость изучения как языковой, так и речевой метафоры.
Цель реферата – проанализировать особенности языковой и речевой метафоры.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Охарактеризовать метафору как языковое явление.
2. Проанализировать языковую и речевую метафору, выделив их сходства и различия.
Объектом исследования является метафора как языковое явление, предметом – языковая и речевая метафора.
Теоретической основой реферата стали труды В.Н. Телия, А.И. Гальперина, Н. Д. Арутюновой и других.
В ходе работы над рефератом применялись общенаучные методы анализа информации, синтеза, работы с литературой.
Структура реферата состоит из введения, двух разделов, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Проанализировав различные определения метафоры как языкового явления, можно сделать вывод о том, что метафора – это категориально-понятийная организованная языковая структура, присущая определенному строю человеческого мышления, закрепляющая когнитивную проекцию на данное явление характерных черт другого явления, обусловленную культурным аспектом на основании подобия.
Метафора является тропом, который соизмерим как с личным, так и с коллективным опытом человека, основывается на интуиции носителя языка, при этом внося новое знание в свою структуру и параллельно транслируя из поколения в поколение определенное языковое и культурное богатство. Таким образом, метафора реализуется как один из способов представления лингвокультурной ситуации.
Различают языковую и речевую, или художественную, метафору. Языковая метафора – это самостоятельная лексическая единица, вступающая в определенные семантические связи и имеющая свое функциональное ядро. Языковой характер метафоры проявляется в закреплении воспроизводимости переосмысленного значения языковой формы в речевой цепи.
Речевая метафора же не имеет никакой лексической самостоятельности, а зависит лишь от контекста, в котором употребляется.
Некоторые художественные образы переходят из ситуативного употребления в узуальное. Многочисленные языковые метафоры генетически принадлежат художественной литературе или фольклору.



1. Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры/ Н. Д. Арутюнова // Res Philologica. М.-Л.: Наука, 1990 г. – 71-88 с.
2. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка/ И. Р. Гальперин. - М.: Либpoком, 2014. – 336 с.
3. Коваленко Ю.С. Метафора в современной лингвокультурной ситуации/ Ю. С. Коваленко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения: 05.12.2018).
4. Колесов В. В. Язык и ментальность/ В. В. Колесов// СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004.- 240 с.
5. Королева Е. В. Метафора как средство реализации лингво-культурологического кода (на материале поэзии В. Ф. Ходасевича) // Молодой ученый. ¬– 2016. ¬– №18. ¬– С. 496-501.
6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры/ Лакофф Дж., Джонсон М. - М., 1990. - С. 387-416.
7. Резанова З. И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: идеи, методы, решения/ З. И. Резанова // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2010. - №1 (9). – 26-41.
8. Хахалова С. А. Метафора: техника и идеология/ С. А. Хахалова // Вестник ИГЛУ. 2011. – №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-tehnika-i-ideologiya (дата обращения: 05.12.2018).
9. Чудинов А. П. Динамика моделей концептуальной метафоры / А. П. Чудинова //Говорящий и слушающий: Языковая личность, текст, проблемы обучения. СПб., 2001.- 193 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ