Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Работа №44093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 6
1.1. Современное состояние изученности вопроса формирования речевой
коммуникации у детей с нарушением слуха 6
1.2. Альтернативные технологии формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 12
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Исследование состояния речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 34
2.1. Организация экспериментального изучения состояния речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 33
2.2. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 37
Выводы по 2 главе 41
Глава 3. Логопедическая работа по формированию речевой коммуникации с использованием альтернативных технологий у детей с нарушением слуха 42
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 42
3.2. Анализ уровня сформированности речевой коммуникации у детей с нарушением слуха после коррекционной работы 47
Выводы по 3 главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 61

Сформированность речевой коммуникации характеризует уровень возможностей ребенка по овладению достижениями социума. Каждый логопед должен владеть методиками работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. К ОВЗ у детей дошкольного возраста относят нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и многое другое. Особой трудностью в процессе обучения является формирование речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения слуха среди детей дошкольного возраста составляют, по разным данным, от 3 до 15 % и с каждым годом возрастают. Поскольку речевая коммуникация играет сегодня не последнюю роль, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой.
Исходя из вышесказанного, считаю данную тему актуальной, так как от уровня сформированности речевой коммуникации зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей, что определяет практическую значимость формирования речевой коммуникации с самого раннего детства.
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. П.Лебедев, О. П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха оказывают влияние на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека.
Цель исследования - формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием альтернативных технологий.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с нарушением
слуха.
Предмет исследования - процесс формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха в ходе коррекционных занятий с использованием альтернативных технологий.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха будет проходить эффективнее при использовании альтернативных технологий в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы использования альтернативных технологий в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха;
2. Изучить уровень сформированности речевой
коммуникации у детей с нарушением слуха дошкольного возраста;
3. Выявить эффективность использования альтернативных технологий у детей с нарушением слуха в процессе формирования. Методологической основой данной дипломной работы является
положение Выгодской Г. Л., в котором она утверждает, что формирование речевой коммуникации детей является одной из главных задач образования, так как качество и результативность процесса общения зависит в большей степени от уровня речевой коммуникации субъектов общения. А также труды Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко, Р. М. Боксис, С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, где выделяется необходимость особым образом организовывать речевую среду детей с нарушением слуха, применять общение в активной деятельности детей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ данных научной литературы по логопедии, психологии, диагностике, педагогике и сурдопедагогике.
Эмпирические: организация наблюдений во время индивидуальных занятий, беседы с родителями и ребенком, анализ медицинской документации, фиксирование результатов констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, обобщение собственного педагогического опыта.
Интерпретационные: количественный и качественный анализы
полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют определить основные направления деятельности логопеда по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием альтернативных технологий.
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Уфимский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья № 6" г. Уфа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания 1 главы диплома, нами была изучена психолого - педагогическая литература по теме исследования и было выявлено, что у детей с нарушением слуха наблюдается несформированность речевой коммуникации, и что использование средств альтернативных технологий может дать положительный результат в формировании речевой коммуникации. Все неголосовые системы общения называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).
На основании проведенного экспериментального исследования с использованием методики Самохваловой А. Г., было выявлено, что у детей с нарушением слуха средний и низкий уровень сформированности речевой коммуникации.
Исходя из выявленных особенностей дошкольников с нарушением слуха, было произведена коррекционная работа по формированию речевой коммуникации. В рамках проведения коррекционно-развивающей работы нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование речевой коммуникации с использованием средств альтернативных технологий.
Результаты контрольного исследования показали, что дети экспериментальной группы, с которыми проводилась работа с применением средств альтернативных технологий, справились с выполнением заданий на более высоком уровне, чем дети контрольной группы, с которыми данная работа не проводилась.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили нашу гипотезу, что применение альтернативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха оказало положительный эффект на формирование речевой коммуникации.


1. Азова О.И. Обследование младших школьников [Текст] / О.И. Азова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2012. - 51 с.
2. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е.И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - 158 с.
3. Ананьева И.Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: метод. рекомендации и практический материал [Текст] / И.Н. Ананьева - Самара: Издательство Кузнецовой, 2015. - 34с.
4. Ананьева И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда: метод. пособие для работы с неговорящими дошкольниками [Текст] / И.Н. Ананьева - Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика- Синтез, 1999. - 272 с.
6. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст] /Р.Е. Барабанов, Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
7. Батлинер, Г.В. Сурдопедагогическая помощь [Текст] / Г.В. Батлинер. - М. : Уч. пособие, 2010. - 132 с.
8. Бахшинян, В.В., Новые подходы к реабилитации пациентов на различных этапах кохлеарной имплантации [Текст] / В. В. Бахшинян // Материалы 6-го Национального конгресса аудиологов и 10-го Международного симпозиума «Современные проблемы физиологии и патологии слуха», Суздаль, 19-21 мая 2015 г. - М., 2015. - С. 87-89.
9. Бекетова Е. С. «Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха» [Текст] / Е. С. Бекетова // Коррекционная педагогика - 2017. - 10-13 с.
10. Беляева О. Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: монография [Текст] / О. Л. Беляева. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. - 247 с.
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 612 с.
12. Бойцова З., Маллабиу А. «Как растить малыша с нарушенным слухом. От родителей-родителям» [Текст] / З. Бойцова, А. Маллабуи - Спб, КАРО, 2016 - 35 с.
13. Боксис Р.М. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися [Текст] / Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
14. Братчикова Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций [Текст] / Ю. В. Братчикова, Педагогическое образование в России, 2015, №6. - С. 132-137
15. Волошина Т. В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения [Текст]: дисс. ... канд. псих. наук. - Новосибирск, 1996. - 144 с.
16. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм [Текст] / Г. Л. Выгодская - М.: Просвещение, 1975. - 174 с.
17. Герасименко Ю. А. Педагогическое проектирование процесса трудового обучения неслышащих учащихся [Текст] / Ю. А. Герасименко, вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Издательство: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск)ISSN: 1995-0861. - 2013. - №3. - С. 110-114
18. Головчиц Л. А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития: монография [Текст] / Л. А. Головчиц; Московский пед. гос. ун-т. - М. :, 2015. - 178 с.
19. Головчиц Л. А. Условия получения образования детьми с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. А. Головчиц, Вестн. Череповецкого гос. ун-та. - 2015. - № 7 (68). - С. 94-98.
20. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. - 452 с.
21. Жигорева, М. В. Модель комплексного сопровождения детей раннего возраста после кохлеарной имплантации [Текст] / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 45-57.
22. Зайцева Г. Л., Жестовая речь. Дактилология [Текст] / Г. Л Зайцева -
2015. - 192 с.
23.Зыкова М. А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности [Текст]: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 15 с.
24. Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей [Текст] / М. А. Зыкова, Т. С. Зыкова - М.: Академия, 2002. - 176 с.
25. Касенко Г. Н. Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. Материалы IX Всероссийской научнопрактической конференции [Текст] / Г. Н. Касенко, Н. А. Одинкова, Г. С. Чесноковой, А. Ю. Зверковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 152-155.
26. Климонтович Е.Ю. Различные методы обучения чтению и их применение в системе логопедической работы: метод. пособие [Текст] / Е.Ю. Климонтович. - М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015.
27. Комарова, О.Н. Соотношение интеллектуальных и волевых свойств личности в структуре личности [Текст] / О. Н. Комарова - М.: Новосибирск, ЦРНС, 2010. - 150с.
28. Коноваленко, С.В., О.С. Коммуникативные способности и социализация детей [Текст] / С.В. Коновалеко. - М.: Издательство «Гном и Д», 2010. - 148с
29. Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов [Текст] / И. В. Королева. - СПб: КАРО,
2016. - 304с.
30. Королева И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной имплантации и стволо -мозговой имплантации [Текст] / И. В. Королева - СПб: КАРО, 2016. - 872с.
31. Королева И. В. Учусь слушать и говорить играя. Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушенным слуха [Текст] / И. В. Королева - СПб: КАРО, 2014. - 56с.
32. Королева И. В. Учусь слушать и говорить: Методические
рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода [Текст] / И. В. Королева - СПб: КАРО, 2014.
33. Красильникова О.А. Педагогическая система литературного развития слабослышащих учащихся на ступени начального обучения: монография [Текст] / О. А. Красильникова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
34. Кузьмичева Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи [Текст] / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхина, Н. М. Назаровой. - 2-е изд. - М.: Академия, 2014.
35. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.; Воронеж, 2013. - 384 с.
36. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [Текст] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика)
37. Магутина А. А. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. [Текст] / А. А. Магутина - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - viii, 232 с.
38. Магутина А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми [Текст] / А.А. Магутина// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2015. 112 с.
39. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: Учебное пособие[Текст] / А.А. Максимова. - М.: Флинта, 2015. - 168 с.
40. Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы) [Текст] / О.В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №7. - С. 42-47.
41. Моисеева И.Г. Социально-коммуникативное развитие дошкольников [Текст] / И. Г. Моисеева// Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы: материалы межрегион. науч. - практ. конф. - Ульяновск, 2015. - С.102-106.
42. Музыка-Фуртак, Э. Методы и техники сурдологопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст] / Э. Музыка-Фуртак // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 43-50.
43. Нахимова, Е. А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие [Текст] / Е. А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 с.
44. Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха [Текст] / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
45. Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л. Ф. Обухова - М., 2012. - 352 с.
46. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом [Текст] / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224с
47. Пискун О.Ю. Практическая сурдопсихология: современный взгляд: учеб.-метод. пособие: в 2 ч.: Ч. 1. Лекции по сурдопсихологии [Текст] / О. Ю. Пискун. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014.
48. Розанова Т. В. Развитие способностей у глухих детей [Текст] / Т. В. Розанова - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
49. Рыскина В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра / В.Рыскина. - СПб.: Скифия, 2016.
50. Сакс Оливер, Зримые голоса [Текст] / Оливер Сакс - 2014. - 123 с.
51. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А. Г. Самохвалова - СПб.: Речь, 2014. - 432 с.
52. Сатаева, реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации [Текст] / Сатаева // Вестник оториноларингологии. - 2015. - № 80 (1). - С. 28-31.
53. Скворцова В. О. Система дошкольного коррекционного образования: социокультурный подход [Текст] / В. О. Скворцова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. - 178 с. - С. 67.
54. Стивен Фон Течнер «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию» [Текст] / Фон Течнер Стивен, Харальд Мартинсен - М.: «Теревинф», 2014. - 432 с.
55. Феоктистов Е.В. Обзор современных средств айтрекинга [Текст] / Е.В. Феоктистов, И.Ю. Кузнецова // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сб. сб. ст. междунар. науч. -практ. конфе. 18-20 сентября 2014 г. / под науч. ред. В.Л. Рыскиной. - СПб., 2014.
56. Фильчикова Л. И. Объективные методы диагностики нарушений зрения и слуха у детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Фильчикова, З. С. Алиева // Дефектология. - 2014. - № 6. - С. 77-82.
57. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: У-Фактория, 2012. - 430 с.
58.Чичина, Е. П. Психологические особенности лиц после кохлеарной имплантации [Текст] / Е. П. Чичина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 3. - С. 51-57.
59. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический
сборник [Текст] / Е.А. Штягинова. - Новосибирск, 2012. - 30 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ