АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 6
1.1. Современное состояние изученности вопроса формирования речевой
коммуникации у детей с нарушением слуха 6
1.2. Альтернативные технологии формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 12
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Исследование состояния речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 34
2.1. Организация экспериментального изучения состояния речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 33
2.2. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 37
Выводы по 2 главе 41
Глава 3. Логопедическая работа по формированию речевой коммуникации с использованием альтернативных технологий у детей с нарушением слуха 42
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 42
3.2. Анализ уровня сформированности речевой коммуникации у детей с нарушением слуха после коррекционной работы 47
Выводы по 3 главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 61
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 6
1.1. Современное состояние изученности вопроса формирования речевой
коммуникации у детей с нарушением слуха 6
1.2. Альтернативные технологии формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 12
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Исследование состояния речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 34
2.1. Организация экспериментального изучения состояния речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 33
2.2. Анализ результатов констатирующего
эксперимента 37
Выводы по 2 главе 41
Глава 3. Логопедическая работа по формированию речевой коммуникации с использованием альтернативных технологий у детей с нарушением слуха 42
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 42
3.2. Анализ уровня сформированности речевой коммуникации у детей с нарушением слуха после коррекционной работы 47
Выводы по 3 главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 61
Сформированность речевой коммуникации характеризует уровень возможностей ребенка по овладению достижениями социума. Каждый логопед должен владеть методиками работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. К ОВЗ у детей дошкольного возраста относят нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и многое другое. Особой трудностью в процессе обучения является формирование речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения слуха среди детей дошкольного возраста составляют, по разным данным, от 3 до 15 % и с каждым годом возрастают. Поскольку речевая коммуникация играет сегодня не последнюю роль, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой.
Исходя из вышесказанного, считаю данную тему актуальной, так как от уровня сформированности речевой коммуникации зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей, что определяет практическую значимость формирования речевой коммуникации с самого раннего детства.
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. П.Лебедев, О. П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха оказывают влияние на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека.
Цель исследования - формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием альтернативных технологий.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с нарушением
слуха.
Предмет исследования - процесс формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха в ходе коррекционных занятий с использованием альтернативных технологий.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха будет проходить эффективнее при использовании альтернативных технологий в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы использования альтернативных технологий в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха;
2. Изучить уровень сформированности речевой
коммуникации у детей с нарушением слуха дошкольного возраста;
3. Выявить эффективность использования альтернативных технологий у детей с нарушением слуха в процессе формирования. Методологической основой данной дипломной работы является
положение Выгодской Г. Л., в котором она утверждает, что формирование речевой коммуникации детей является одной из главных задач образования, так как качество и результативность процесса общения зависит в большей степени от уровня речевой коммуникации субъектов общения. А также труды Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко, Р. М. Боксис, С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, где выделяется необходимость особым образом организовывать речевую среду детей с нарушением слуха, применять общение в активной деятельности детей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ данных научной литературы по логопедии, психологии, диагностике, педагогике и сурдопедагогике.
Эмпирические: организация наблюдений во время индивидуальных занятий, беседы с родителями и ребенком, анализ медицинской документации, фиксирование результатов констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, обобщение собственного педагогического опыта.
Интерпретационные: количественный и качественный анализы
полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют определить основные направления деятельности логопеда по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием альтернативных технологий.
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Уфимский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья № 6" г. Уфа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения слуха среди детей дошкольного возраста составляют, по разным данным, от 3 до 15 % и с каждым годом возрастают. Поскольку речевая коммуникация играет сегодня не последнюю роль, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой.
Исходя из вышесказанного, считаю данную тему актуальной, так как от уровня сформированности речевой коммуникации зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей, что определяет практическую значимость формирования речевой коммуникации с самого раннего детства.
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В. П.Лебедев, О. П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха оказывают влияние на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека.
Цель исследования - формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием альтернативных технологий.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с нарушением
слуха.
Предмет исследования - процесс формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха в ходе коррекционных занятий с использованием альтернативных технологий.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха будет проходить эффективнее при использовании альтернативных технологий в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы использования альтернативных технологий в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха;
2. Изучить уровень сформированности речевой
коммуникации у детей с нарушением слуха дошкольного возраста;
3. Выявить эффективность использования альтернативных технологий у детей с нарушением слуха в процессе формирования. Методологической основой данной дипломной работы является
положение Выгодской Г. Л., в котором она утверждает, что формирование речевой коммуникации детей является одной из главных задач образования, так как качество и результативность процесса общения зависит в большей степени от уровня речевой коммуникации субъектов общения. А также труды Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко, Р. М. Боксис, С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, где выделяется необходимость особым образом организовывать речевую среду детей с нарушением слуха, применять общение в активной деятельности детей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ данных научной литературы по логопедии, психологии, диагностике, педагогике и сурдопедагогике.
Эмпирические: организация наблюдений во время индивидуальных занятий, беседы с родителями и ребенком, анализ медицинской документации, фиксирование результатов констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, обобщение собственного педагогического опыта.
Интерпретационные: количественный и качественный анализы
полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют определить основные направления деятельности логопеда по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием альтернативных технологий.
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Уфимский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья № 6" г. Уфа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе написания 1 главы диплома, нами была изучена психолого - педагогическая литература по теме исследования и было выявлено, что у детей с нарушением слуха наблюдается несформированность речевой коммуникации, и что использование средств альтернативных технологий может дать положительный результат в формировании речевой коммуникации. Все неголосовые системы общения называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).
На основании проведенного экспериментального исследования с использованием методики Самохваловой А. Г., было выявлено, что у детей с нарушением слуха средний и низкий уровень сформированности речевой коммуникации.
Исходя из выявленных особенностей дошкольников с нарушением слуха, было произведена коррекционная работа по формированию речевой коммуникации. В рамках проведения коррекционно-развивающей работы нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование речевой коммуникации с использованием средств альтернативных технологий.
Результаты контрольного исследования показали, что дети экспериментальной группы, с которыми проводилась работа с применением средств альтернативных технологий, справились с выполнением заданий на более высоком уровне, чем дети контрольной группы, с которыми данная работа не проводилась.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили нашу гипотезу, что применение альтернативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха оказало положительный эффект на формирование речевой коммуникации.
На основании проведенного экспериментального исследования с использованием методики Самохваловой А. Г., было выявлено, что у детей с нарушением слуха средний и низкий уровень сформированности речевой коммуникации.
Исходя из выявленных особенностей дошкольников с нарушением слуха, было произведена коррекционная работа по формированию речевой коммуникации. В рамках проведения коррекционно-развивающей работы нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование речевой коммуникации с использованием средств альтернативных технологий.
Результаты контрольного исследования показали, что дети экспериментальной группы, с которыми проводилась работа с применением средств альтернативных технологий, справились с выполнением заданий на более высоком уровне, чем дети контрольной группы, с которыми данная работа не проводилась.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили нашу гипотезу, что применение альтернативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха оказало положительный эффект на формирование речевой коммуникации.
Подобные работы
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Работа олигофренопедагога по развитию речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023



