Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие «толерантность» и его структурные компоненты 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования толерантности
подростков 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Выбор методик и организация исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие «толерантность» и его структурные компоненты 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования толерантности
подростков 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Выбор методик и организация исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века было связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.
Внимание исследователей к проблематике толерантности также объясняется четко выраженной тенденцией к гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке какие-либо националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как социально значимого качества личности. Именно в подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Н.К. Рерих, Ж.Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова и др.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и взаимоотношение детей с окружающими.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия,
способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков в современной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования толерантности подростков среднего школьного возраста в современной школе.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание понятия «толерантность»;
- выявить эффективные пути и средства развития толерантности подростков во внеклассной воспитательной работе;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию толерантности подростков и обобщить её результаты.
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что формирование толерантности подростков будет эффективным, если:
- будет учтен уровень развития толерантности учащихся;
- будут отобраны адекватные содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- в процессе воспитания будут созданы ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель будет образцом толерантности.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по проблеме; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; качественный и количественный анализ данных; метод независимых экспертных оценок.
Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной творчески - деятельностной сущности личности подростка, закономерностях ее формирования и развития, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.
База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Мамадышского района. В выборочную совокупность вошли 60 учеников подросткового возраста от 13 до 14 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантности у школьников-подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предлагаются способы формирования толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла, педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практико-ориентированных программ по поликультурному образованию школьников, а также для подготовки студентов педвузов и педагогов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе освещены психолого-педагогические аспекты исследования, раскрывается понятие толерантности, описание процесса формирования толерантности. Во второй глава представлены материалы, анализ и интерпретация полученных результатов исследования. Заключение содержит основные выводы по итогам проведенного исследования.
Внимание исследователей к проблематике толерантности также объясняется четко выраженной тенденцией к гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке какие-либо националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как социально значимого качества личности. Именно в подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Н.К. Рерих, Ж.Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова и др.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и взаимоотношение детей с окружающими.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия,
способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков в современной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования толерантности подростков среднего школьного возраста в современной школе.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание понятия «толерантность»;
- выявить эффективные пути и средства развития толерантности подростков во внеклассной воспитательной работе;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию толерантности подростков и обобщить её результаты.
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что формирование толерантности подростков будет эффективным, если:
- будет учтен уровень развития толерантности учащихся;
- будут отобраны адекватные содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- в процессе воспитания будут созданы ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель будет образцом толерантности.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по проблеме; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; качественный и количественный анализ данных; метод независимых экспертных оценок.
Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной творчески - деятельностной сущности личности подростка, закономерностях ее формирования и развития, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.
База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Мамадышского района. В выборочную совокупность вошли 60 учеников подросткового возраста от 13 до 14 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантности у школьников-подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предлагаются способы формирования толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла, педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практико-ориентированных программ по поликультурному образованию школьников, а также для подготовки студентов педвузов и педагогов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе освещены психолого-педагогические аспекты исследования, раскрывается понятие толерантности, описание процесса формирования толерантности. Во второй глава представлены материалы, анализ и интерпретация полученных результатов исследования. Заключение содержит основные выводы по итогам проведенного исследования.
На основе анализа научно-педагогической литературы по проблеме развития толерантности мы пришли к выводу о достаточной ее разработанности.
Для определения понятия «толерантность» мы воспользовались формулировкой принятой ООН в 1995г., это понятие рассматривается как правильное понимание всего многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, убеждений.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми. Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях (прежде всего западных) уровень, степень толерантности социума рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовно-нравственного, социального, политико-государственного развития общества.
Отметим, что толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего гибкостью во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Толерантность, т.е. уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.
Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Эффективными средствами развития толерантности являются: обсуждение проблем толерантности на классных часах, привлечение школьников к подготовке и проведению воспитательных мероприятий.
Следует исходить из того, что основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Эту задачу можно решать как в учебное, так и во внеурочное время через построение целесообразной гуманистической системы отношений в коллективе класса, школы.
В работе по воспитанию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, соревновательная ситуация, упражнение, игра, тренинг и др.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы послужило достижение значимой положительной динамики развития толерантности у подростков по итогам формирующего педагогического эксперимента.
В рамках задач исследования была разработана и реализована на базе МБОУ «СОШ №4» программа опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности подростков в возрасте 13-14 лет. Для выявления уровней сформированности их толерантности использовался экспресс - опросник «Индекс толерантности».
Нами были разработана и апробирована серия развивающих занятий, направленных на развитие качеств толерантной личности. В процессе их проведения подростки с каждым разом проявляли всё большую активность и заинтересованность в решении поставленных перед ними задач.
В результате были отмечены не большие, но все же позитивные изменения в поведении ребят: они стали несколько доброжелательнее, разборчивее в своих выражениях, суждениях.
В ходе опытно-экспериментального исследования были получены следующие результаты. Количество испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем толерантности уменьшилось с 40% до 26%, а количество со средним и высоким уровнем - возросло на 13,2%. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем
Согласовываясь с этими результатами, педагогам и психологу средних образовательных учреждений необходимо помнить о важности процесса воспитания, в частности, формирования толерантности личности. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь одна из основных целей педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Толерантность - профессионально необходимое личностное качество педагога и классного руководителя. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности. Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления толерантности одних, но и для преодоления вызывающего негативизма в поведении или общении других. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта и объекта толерантности имеет свои причины, и важно преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть различны. Во-первых, организовывать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком- то или в чем-то. Во-вторых, помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (материальные трудности, общественное настроение).
Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников. Уже само проявление педагогом толерантности - существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.
Следует отметить, что в основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно, не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащимся в роли наставника.
В результате опытно-экспериментальной работы нами были выявлены следующие условия, способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков:
- учёт уровней развития толерантности подростков;
- использование специально отобранных содержания, форм воспитательной работы в соответствии со спецификой возраста школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- создание ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель должен быть образцом толерантного поведения;
- создание специальных ситуаций, позволяющих каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
-создание ситуации развития самокритичности и объективности детей, самооценки и взаимооценки, формирования умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
-при анализе итогов совместной работы необходимо особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показывать значимость действий каждого в достижении общих результатов;
- не допускать подавления, ущемления достоинства одних детей другими.
Для определения понятия «толерантность» мы воспользовались формулировкой принятой ООН в 1995г., это понятие рассматривается как правильное понимание всего многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, убеждений.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми. Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях (прежде всего западных) уровень, степень толерантности социума рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовно-нравственного, социального, политико-государственного развития общества.
Отметим, что толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего гибкостью во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Толерантность, т.е. уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.
Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Эффективными средствами развития толерантности являются: обсуждение проблем толерантности на классных часах, привлечение школьников к подготовке и проведению воспитательных мероприятий.
Следует исходить из того, что основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Эту задачу можно решать как в учебное, так и во внеурочное время через построение целесообразной гуманистической системы отношений в коллективе класса, школы.
В работе по воспитанию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, соревновательная ситуация, упражнение, игра, тренинг и др.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы послужило достижение значимой положительной динамики развития толерантности у подростков по итогам формирующего педагогического эксперимента.
В рамках задач исследования была разработана и реализована на базе МБОУ «СОШ №4» программа опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности подростков в возрасте 13-14 лет. Для выявления уровней сформированности их толерантности использовался экспресс - опросник «Индекс толерантности».
Нами были разработана и апробирована серия развивающих занятий, направленных на развитие качеств толерантной личности. В процессе их проведения подростки с каждым разом проявляли всё большую активность и заинтересованность в решении поставленных перед ними задач.
В результате были отмечены не большие, но все же позитивные изменения в поведении ребят: они стали несколько доброжелательнее, разборчивее в своих выражениях, суждениях.
В ходе опытно-экспериментального исследования были получены следующие результаты. Количество испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем толерантности уменьшилось с 40% до 26%, а количество со средним и высоким уровнем - возросло на 13,2%. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем
Согласовываясь с этими результатами, педагогам и психологу средних образовательных учреждений необходимо помнить о важности процесса воспитания, в частности, формирования толерантности личности. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь одна из основных целей педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Толерантность - профессионально необходимое личностное качество педагога и классного руководителя. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности. Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления толерантности одних, но и для преодоления вызывающего негативизма в поведении или общении других. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта и объекта толерантности имеет свои причины, и важно преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть различны. Во-первых, организовывать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком- то или в чем-то. Во-вторых, помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (материальные трудности, общественное настроение).
Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников. Уже само проявление педагогом толерантности - существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.
Следует отметить, что в основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно, не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащимся в роли наставника.
В результате опытно-экспериментальной работы нами были выявлены следующие условия, способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков:
- учёт уровней развития толерантности подростков;
- использование специально отобранных содержания, форм воспитательной работы в соответствии со спецификой возраста школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- создание ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель должен быть образцом толерантного поведения;
- создание специальных ситуаций, позволяющих каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
-создание ситуации развития самокритичности и объективности детей, самооценки и взаимооценки, формирования умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
-при анализе итогов совместной работы необходимо особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показывать значимость действий каждого в достижении общих результатов;
- не допускать подавления, ущемления достоинства одних детей другими.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2013 - Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Групповое психологическое консультирование как средство развития толерантности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности и позитивных стереотипов
поликультурного взаимодействия на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



