Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы

Работа №44072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие «толерантность» и его структурные компоненты 7
1.2. Психолого-педагогические условия формирования толерантности
подростков 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Выбор методик и организация исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века было связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.
Внимание исследователей к проблематике толерантности также объясняется четко выраженной тенденцией к гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке какие-либо националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как социально значимого качества личности. Именно в подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Н.К. Рерих, Ж.Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова и др.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и взаимоотношение детей с окружающими.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия,
способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков в современной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования толерантности подростков среднего школьного возраста в современной школе.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание понятия «толерантность»;
- выявить эффективные пути и средства развития толерантности подростков во внеклассной воспитательной работе;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию толерантности подростков и обобщить её результаты.
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что формирование толерантности подростков будет эффективным, если:
- будет учтен уровень развития толерантности учащихся;
- будут отобраны адекватные содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- в процессе воспитания будут созданы ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель будет образцом толерантности.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по проблеме; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; качественный и количественный анализ данных; метод независимых экспертных оценок.
Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной творчески - деятельностной сущности личности подростка, закономерностях ее формирования и развития, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.
База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Мамадышского района. В выборочную совокупность вошли 60 учеников подросткового возраста от 13 до 14 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантности у школьников-подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предлагаются способы формирования толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла, педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практико-ориентированных программ по поликультурному образованию школьников, а также для подготовки студентов педвузов и педагогов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе освещены психолого-педагогические аспекты исследования, раскрывается понятие толерантности, описание процесса формирования толерантности. Во второй глава представлены материалы, анализ и интерпретация полученных результатов исследования. Заключение содержит основные выводы по итогам проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа научно-педагогической литературы по проблеме развития толерантности мы пришли к выводу о достаточной ее разработанности.
Для определения понятия «толерантность» мы воспользовались формулировкой принятой ООН в 1995г., это понятие рассматривается как правильное понимание всего многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, убеждений.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми. Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях (прежде всего западных) уровень, степень толерантности социума рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовно-нравственного, социального, политико-государственного развития общества.
Отметим, что толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего гибкостью во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Толерантность, т.е. уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.
Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Эффективными средствами развития толерантности являются: обсуждение проблем толерантности на классных часах, привлечение школьников к подготовке и проведению воспитательных мероприятий.
Следует исходить из того, что основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Эту задачу можно решать как в учебное, так и во внеурочное время через построение целесообразной гуманистической системы отношений в коллективе класса, школы.
В работе по воспитанию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, соревновательная ситуация, упражнение, игра, тренинг и др.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы послужило достижение значимой положительной динамики развития толерантности у подростков по итогам формирующего педагогического эксперимента.
В рамках задач исследования была разработана и реализована на базе МБОУ «СОШ №4» программа опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности подростков в возрасте 13-14 лет. Для выявления уровней сформированности их толерантности использовался экспресс - опросник «Индекс толерантности».
Нами были разработана и апробирована серия развивающих занятий, направленных на развитие качеств толерантной личности. В процессе их проведения подростки с каждым разом проявляли всё большую активность и заинтересованность в решении поставленных перед ними задач.
В результате были отмечены не большие, но все же позитивные изменения в поведении ребят: они стали несколько доброжелательнее, разборчивее в своих выражениях, суждениях.
В ходе опытно-экспериментального исследования были получены следующие результаты. Количество испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем толерантности уменьшилось с 40% до 26%, а количество со средним и высоким уровнем - возросло на 13,2%. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем
Согласовываясь с этими результатами, педагогам и психологу средних образовательных учреждений необходимо помнить о важности процесса воспитания, в частности, формирования толерантности личности. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь одна из основных целей педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Толерантность - профессионально необходимое личностное качество педагога и классного руководителя. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности. Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления толерантности одних, но и для преодоления вызывающего негативизма в поведении или общении других. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта и объекта толерантности имеет свои причины, и важно преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть различны. Во-первых, организовывать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком- то или в чем-то. Во-вторых, помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (материальные трудности, общественное настроение).
Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников. Уже само проявление педагогом толерантности - существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.
Следует отметить, что в основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно, не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащимся в роли наставника.
В результате опытно-экспериментальной работы нами были выявлены следующие условия, способствующие повышению эффективности формирования толерантности подростков:
- учёт уровней развития толерантности подростков;
- использование специально отобранных содержания, форм воспитательной работы в соответствии со спецификой возраста школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- создание ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель должен быть образцом толерантного поведения;
- создание специальных ситуаций, позволяющих каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
-создание ситуации развития самокритичности и объективности детей, самооценки и взаимооценки, формирования умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
-при анализе итогов совместной работы необходимо особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показывать значимость действий каждого в достижении общих результатов;
- не допускать подавления, ущемления достоинства одних детей другими.



1. Аверзаев И.И. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2010. - № 7. - С. 64- 66.
2. Акавова С.С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-образовательном процессе // Стандарты и мониторинг в образовании. - М.: ИНФРА М, 2007. - №3. - С. 50-53.
3. Аракелян О.В. Поликультурная школа - новая модель в
системе образования // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса,
2010. - №3. - С. 11-17.
4. Асмолов А. Историческая культура и педагогика
толерантности // Мемориал. - М.: РОССПЭН, 2001. - №24. - С. 61-63.
5. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию // На пути к толерантному сознанию отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - С. 4
7.
6. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в
поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. - М.: Первое сентября, 2006 . - №6. - С. 109-110.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - Воронеж: Международная пед. академия, 2008. - 264с.
8. Братченко С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. - СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999. - 51с.
9. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике:
материалы отечественного образования. - изд. 2-е. - М.: издательство ГФ
«Полиграфресурсы», 1998. - 80с.
10. Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - Чита: ЗабКИПКРО, 2007. - №3. - С. 81-86.
11. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. - М.: МГУ, 2002. - № 6. - С. 12-16.
12. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика. - М.: Прогресс, 1992. - № 5/6. - С. 45-49.
13. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве. - Социальная педагогика. - М.: Народное образование, 2010. - № 1 - С. 45- 49.
14. Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В. Социальная педагогика. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
15. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. Учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 240с.
16. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практикам - М.: Флинта, 2003. - 768 с.
17. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2006. - № 1. - С. 13 - 17.
18. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2008. - № 2. - С. 25 - 28.
19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика. - М.: Прогресс, 2009. - №5. - С.7-27.
20. Декларация принципов толерантности - Ижевск.: Центр социальных и образовательных инициатив, 2002. - 13 с.
21. Дмитриева О.Д. Толерантность и связанные с ней социальнопсихологические проблемы // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - М.: МГУ, 2010. - №1. - С. 23-38.
22. Дроздецкая И.А. Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: ТГПУ,2012. - № 11. - С. 203-205.
23. Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2011. - № 6. - С. 15-19.
24. Егорова И. Школа толерантности, школа дружбы // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2008. - № 9. - С. 3-9.
25. Загладина Х.Т. Изучение семейных ценностных ориентаций у учащихся среднего школьного возраста // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2012. - № 6. - С. 61-68.
26. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности:
Учебное пособие для слушателей системы дополнительного
профессионального педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 176с.
27. Краткий психологический словарь / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998. - 494с.
28. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2001. - 272с.
29. Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности - психологическое определение. - Новгород: КВАРЦ,
1996. - 16с.
30. Любезнова Л. Дети разных народов в современной школе // Социальная педагогика. - М.: Народное образование, 2010. - №1. - С. 3844.
31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994. - 288 с.
32. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. - М.: Педагогика, 2001. - №11, №12. - С. 36-40.
33. Смолянская Л. Проективные техники и повышение этнической толерантности подростков в политэтнической среде школы // Социальная педагогика. - М.: Народное образование, 2009. - №2. - С. 89-92.
34. Степанов В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. -№2. - С. 18-20.
35. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - М.: МГУ, 2001. - № 9. - С. 23-24.
36. Токарева Ю. А. Формирование гуманных чувств и отношений у воспитанников детских домов и интернатов // Высшее образование сегодня. - М.: Логос, 2012. - № 8. - С. 66-69.
37. Тремаскина Т.И. Толерантность сегодня - мир навсегда: метод. разраб. мероприятия, посвященного воспитанию в школьниках альтруизма, открытости и уважения к другим людям // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2011. - № 9. - С. 73-80
38. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса,2003. - №3. - С. 33-35.
39. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2001. - 629с.
40. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры - 97 // тез. докл. на Российской научной
конференции «Человек в культуре и культура в человеке». - Самара: Самарский ун-т, 1997. - 250с.
41. Чебыкина О.А. Беседы с родителями о проблемах
формирования толерантной личности // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2012. - № 1. - С. 44-49.
42. Чебыкина О.А. Воспитание толерантности: занятия с
подростками // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2013. - №
1. - С. 57-65.
43. Юсупова Х.И. Развитие у учащихся качеств толерантности и гуманизма - важное условие их подготовки к межнациональному общению // Актуальные проблемы современной науки. - М.: «Спутник +», 2012. - №
2. - С. 90-92.
44. Бабинов Ю.А. Толерантность в ценностной системе современного общества // Вестник СевГТУ. Вып. 69: Сб. научных трудов.
- Севастополь: Изд-во Сев НТУ, 2015. - С. 27-36. [Электронный ресурс].
URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514496 (дата обращения
19.11.2016) .
45. Белорыбкина Е.А., Исаева С.А. Программа воспитания и социализации школы в условиях ФГОС: теория, методика, практика: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Белорыбкина, С.А. Исаева.
- Киров: Старая Вятка, 2015. - 151 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526628 (дата обращения
16.10.2016) .
46. Буравлева Н.А. Развитие толерантности у подростков в
условиях объединения дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6
[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/buravleva n. a. 214 219 6 121 2012. pdf (дата обращения 29.10.2016).
47. Винокурова Н.С кем дружить и кого бояться?: этническая
толерантность подростков // Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - №18 [Электронный ресурс]. URL:
http://ruk,1 september.ru/view article.php?ID=200901811 (дата обращения
10.12.2016) .
48. Девина И. Мы с тобой одной крови: игры на развитие толерантности // Школьный психолог. - 2009. - №20 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.1september.ru/view article.php?id=200902011 (дата обращения 15.11.2016).
49. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В.
Иванов и др. ; под общ. ред. проф. А.В. Иванова. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 424 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=414795 (дата обращения
01.12.2015).
50. Методы формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в подростковой среде / Н.А. Ореховская - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 192 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //znanium.com/catalog. php?bookinfo=507278 (дата обращения 04.11.2016).
51. Панченко С. «Я + Он + Они = Мы»: занятия из программы формирования толерант. установок у подростков // Школьный психолог. - 2006. - №18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.1september. ru/article.php?ID=200601806 (дата обращения 20.01.2016).
52. Федулин, А.А. Россия и ее народы: Учебное пособие / А.А.
Федулин, Д. А. Аманжолова. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012. - 184 с. [Электронный

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ