Введение 3
1.Теоретические основы сбытовой деятельности торгового 8 предприятия в условиях рынка
1.1. Сущность и роль сбытовой деятельности на торговом предприятии 8
1.2. Выбор каналов сбыта и способы его стимулирования 18
1.3. Методы оценки эффективности сбытовой деятельности предприятия 28
2.Оценка сбытовой деятельности ООО «Мастера вкуса» 35
2.1.Организационно-экономическая характеристика компании ООО 35
«Мастера вкуса»
2.2 Анализ организации сбыта в ООО «Мастера вкуса» 44
2.3 Оценка эффективности сбытовой деятельности ООО «Мастера вкуса» 55
3. Повышение эффективности сбытовой деятельности ООО «Мастера 66
вкуса»
3.1.Оптимизация управления сбытовой деятельностью ООО «Мастера 66
вкуса»
3.2. Совершенствование каналов сбыта товаров ООО «Мастера вкуса» 70
Заключение 77
Список использованных источников 84
Приложения
Экономика сегодня развивается настолько динамично, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. На данный момент рынки насыщены разнообразными товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, что приводит к пониманию исключительной роли сбыта в деятельности фирмы. Продукция или услуга, произведенная фирмой, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого предпринимателя - идеальным образом совместить желания клиентов и собственные производственные возможности. В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара, или услуги.
Поэтому именно система сбыта является центральной во всей системе маркетинга. И это не лишено обоснования - именно в процессе сбыта готовой продукции можно выявить, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все поставленные планы успешно реализовываются, то покупатель обязательно приобретет товар, и как следствие, предприятие будет прибыльным.
В нынешней экономике чаще всего место производства и место потребления продукта не совпадают по времени. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до 70% розничной цены потребительского товара.
Таким образом, организация и управление сбытом готовой продукции являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя, как субъектов экономических отношений.
В современных условиях неопределенности и риска для эффективного функционирования компании необходимо выстраивать свою систему сбыта так,
чтобы она соответствовала постоянно меняющимся условиям и учитывала специфику современного рынка. Между участниками рынка - продавцами и покупателями - выстраиваются определенные связи, то есть их можно рассматривать как единую цепочку различных каналов распределения, каналов, по которым товары или услуги достигают своих конечных потребителей.
Организация системы сбыта компании является ключевым звеном в разработке четких правил и коммерческих условий для всех каналов продаж. Выработка наиболее выгодных условий для торговых партнеров при соблюдении заданного уровня рентабельности продаж компании - вот основная цель коммерческой политики. Она помогает менеджерам выбирать и налаживать работу с наиболее перспективными для компании клиентскими сегментами и отслеживать выполнение правил участниками сбытовой сети. Продукция, подлежащая сбыту, обязательно проходит стадию реализации, так как должна быть не только отправлена продавцом, но и оплачена покупателем. Под реализацией понимается в основном оплата стоимости продукции, получение денежных средств (выручка).
В целом, формулируя цельное определение, следует отметить, что сбыт продукции, представляет собой комплекс организационно-технических и финансово-экономических мероприятий, связанных с поставкой и реализацией готовой продукции. Основным требованием к сбыту с позиций рыночной экономики является готовность предприятия к удовлетворению выявленного ассортиментного спроса потребителей. Важно, чтобы это происходило при условии минимизации сбытовых запасов (готовая продукция, товары в пути и товары на складах у посредников) и издержек по сбыту.
Как показывает российская практика, сбыт сегодня является наиболее значимым элементом коммерческой деятельности, поскольку большинство предприятий в настоящее время ориентировано не только на производство, но и на маркетинг - прежде всего, необходимо максимально эффективно удовлетворить потребности покупателей, только потом минимизировать издержки на сбыт и продвижение продукции. К тому же, на стадии сбыта и продвижения продукции выявляются все недочеты, связанные со всей цепочкой товародвижения.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что главная задача, которую решает система сбыта и продвижения продукции - способствовать увеличению прибыли фирмы. Главная задача любого предпринимателя - суметь идеальным образом совместить желания клиентов и собственные производственные возможности. Именно поэтому система сбыта является центральной во всей системе экономики организации, поскольку именно в процессе сбыта готовой продукции выяснится, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. Каждый товар непременно требует продвижения на рынке, это означает необходимость качественной и оригинальной рекламы, различных акций, способствующих продвижению товара.
На наш взгляд, исследование основных форм и методов сбыта направленно на выявление перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного потребителя и организацию их реализации на основе всестороннего анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта крайне важно в современных российских экономических реалиях, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности организации на примере ООО «Мастера вкуса».
Исходя из цели, основными задачами данной работы являются:
- изучение сущности и роли сбытовой деятельности на торговом предприятии;
- рассмотрение выбора каналов сбыта и способов его стимулирования;
- рассмотрение методов оценки эффективности сбытовой деятельности предприятия;
- рассмотрение организационно-экономической характеристики компании ООО «Мастера вкуса»;
- проведение анализа организации сбыта в ООО «Мастера вкуса»;
- оценка эффективности сбытовой деятельности ООО «Мастера вкуса»;
- выявление способов оптимизация управления сбытовой деятельностью ООО «Мастера вкуса;
- поиск путей совершенствования каналов сбыта товаров в ООО «Мастера вкуса».
Предметом исследования является совершенствование сбытовой деятельности ООО «Мастера вкуса».
Объект работы - общество с ограниченной ответственностью Компания «Мастера вкуса».
Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам эффективности экономики и управления сбытовой деятельности предприятия.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных направлений поиска совершенствования систем сбыта в маркетинге.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы исследования: сравнительного экономического анализа, статистического,
структурно-логического, группировок.
Проблеме организации сбытовой деятельности компаний посвящено много работ. Теория сбыта исследуется в трудах - Аренкова А.И., Григорьева М.Н, Парамоновой Т.Н., Романова А.А., Синяевой И.М.
Продвижению продукции и стимулированию сбыта уделяют внимание - Захарова Ю.А., Мазилкина Е. И., Пашутин С. Б., Романцов А.Н., Чардымский М.Г. и др.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что основные теоретические выводы и предложения работы по совершенствованию сбытовой деятельности ООО «Мастера вкуса» доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы в деятельности организации.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили законодательные акты Российской Федерации в сфере организации торговой
деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы, а также показатели экономической деятельности ООО Компания «Мастера вкуса»
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты организации сбыта и продвижения товаров.Во второй главе проведен анализ организации сбыта и продвижения товаров ООО «Мастера вкуса». Кроме того, сделана организационно-экономическая характеристика предприятия. В третьей главе работы на основе результатов анализа выявляются возможности по улучшению сбыта и продвижения товаров, разрабатываются мероприятия. Выявляются пути совершенствования каналов сбыта.
В современных условиях рынка залогом конкурентоспособного функционирования любой торговой копании является формирование эффективной модели сбыта продукции, включающие выбор наиболее оптимальных каналов сбыта и методов их стимулирования.
В работе были рассмотрены теоретические аспекты организации сбыта и продвижения товаров в торговом предприятии, раскрыты понятие и сущность и сбыта. В ходе исследования было установлено, что сбыт представляет собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение готовой продукции на товарный" рынок и организация расчетов за готовую продукцию. Главной целью сбыта является экономический" выгода для продавца, то есть получение прибыли компанией, за счет удовлетворения платежеспособного потребительского спроса. В свою очередь, продвижение товаров (услуг) - это сложная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем маркетинговых инструментов и мероприятий, направленных на сокращение времени доведения товара от производителя до потребителя. А также включающих системы логистики, технического сопровождения товаров, различные механизмы рекламы. На основе исследований теоретического материала по вопросу сбыта в торговой организации были сделаны следующие выводы:
- Сущность сбытовой деятельности заключается в обеспечении прибыльной работы предприятия.
- Сбытовая деятельность является одной из основных для предприятия, так как обеспечивает денежные поступления.
- Эффективность организации сбытовой деятельности зависит от организации взаимодействия с другими составляющими предприятия - маркетингом, логистикой, сервисными службами. Во многом она зависит и от выбора посредников при продвижении продукции к потребителю.
На данном этапе наиболее эффективными методами определения модели сбытовой системы являются комбинированный подход, сочетающий как прямые, так и непрямые каналы сбыта. На основе такой модели является возможным достижение выгоды от использования каналов сбыта всех видов, что ведет к увеличению способов продаж, и как следствие максимизации прибыли, при оптимальном уровне издержек.
В области стимулирования продаж и маркетинга в настоящее время доминирует так называемая концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций. Ее главная парадигма и состоит в согласовании, координации, повышении эффективности использования всех средств продвижения с целью выработки единого четкого представления о предприятии и предлагаемой продукции. Она предполагает формирование рациональной структуры продвижения, исходя из стратегической оценки каждого средства и максимизации совокупного воздействия комплекса. Отдельные средства продвижения могут поддерживать друг друга, возможно возникновение синергетического эффекта от совместного их применения.
Оценка эффективности сбытовой деятельности торгового предприятия основывается на комплексном анализе различных процессов компании, влияющих на конечный результат - получение прибыли. Основа для любого анализа — достоверная информация. В основе контроля сбытовой деятельности лежат доходы от сбытовой деятельности и продвижения продаж, а также затраты на сбытовую деятельность. И те, и другие зачастую трудно проследить и выделить. Задача любого торгового предприятия состоит в достижении оптимального уровня затрат при максимизации уровня прибыль от сбытовой деятельности.
Анализ сбытовой деятельности ООО «Мастера вкуса» в целом показал, что на конец 2016 года предприятие находилось в кризисном положении, имея крайне низкие показатели прибыли и рентабельности. Однако, в ходе изучения деятельности предприятия в 2017 году были отмечены положительные изменения.
Проведенный анализ показал, что компания ООО «Мастера вкуса» в период 2014-2016 годы столкнулась с ростом продаж 2015 г и резким последующим спадом продаж в 2016 г. Уровень товарооборота существенно снизился, однако лидирующие позиции товарных групп по долям не менялись практически на протяжении трех лет.
Компания имеет обширный ассортимент товаров по профилю кондитерского и хлебопекарного производства, состоящий из 19 групп товаров, востребованных в большинстве предприятий и организаций отрасли пищевого кондитерского и хлебного производства. По уровню товарооборота с 2014 по 2016 г в компании можно выделить стабильно лидирующие группы товаров:
- «сливки для взбивания и творожные сыры»;
- «сырье для хлебопечения»;
- «шоколад и шоколадная глазурь»;
- «кондитерский инвентарь»;
- «айсинг, мастика, марципан»;
- «съедобный декор для тортов».
В компании ООО «Мастера вкуса» заключены множество договоров с поставщиками продукции и дистрибьютерами производителей. В общем виде, модель сбытовой деятельности выглядит также, как модель посредников в цепочке каналов сбыта. Каналы сбыта в компании ООО «Мастера вкуса» являются комбинированными. В целом, по результатам анализа можно свидетельствовать о том, что структура продаж в ООО «Мастера вкуса» довольна стабильная и не сильно подвержена колебаниям.
Доли групп товаров в структуре продаж меняются в пределах 3%, что говорит об устойчивой структуре продаж на предприятии. Это обусловлено тем, что существуют долгосрочные договора мелких оптовых продаж барам, ресторанам и кафе, которые устойчиво приобретают один и тот же тип продукции.
В результате комплексного анализа было выявлено, что за счет снижения товарных запасов на начало 2015 года на сумму 3043 тыс. руб. товарооборот уменьшился на 3043 тыс. руб. За счет увеличения поступления товаров на сумму 4257 тыс. руб. товарооборот увеличился на 4257 тыс. руб. За счет сокращения запасов товаров на конец года на сумму 61 тыс. руб. товарооборот увеличился на 61 тыс. руб.
В 2016 году товарооборот сократился на сумму 61 тыс. руб. за счет снижения запасов товара на начало года на 61 тыс. руб. За счет уменьшения поступления товаров на сумму 2455 тыс. руб. товарооборот сократился на 2455 тыс. руб. И, соответственно, за счет сокращения товарных запасов на конец года на сумму 61 тыс. руб. товарооборот увеличился на 677 тыс. руб.
Увеличение товарооборота в 2015 году на 1265 тыс. руб. произошло в основном за счет роста численности работников на 5 человек - товарооборот увеличился на 700,9 тыс. руб. За счет производительности труда одного работника товарооборот увеличился на 574,28 тыс. руб. Это говорит о положительной динамике использования трудовых ресурсов. Что касается показателей за 2016 год - товарооборот значительно сократился. На это негативно повлияли оба фактора. Снижение производительности на 30,07 тыс. руб поспособствовало снижению товарооборота на 1383,22 тыс. руб.
Также выявлено, что за отчетный год по сравнению с предыдущим произошло снижение всех коэффициентов движение персонала. Принципиально важно то, что снизился коэффициент текучести, так как он служит показателем неблагополучия на предприятии. Однако согласно социологическим исследованиям, принято считать, что допустимый коэффициент текучести составляет 5-7%. Соответственно, в ООО «Мастера вкуса» данный коэффициент находится в рамках допустимого в отчетном году, более того, он заметно снизился по сравнению с предыдущим годом.
Численность персонала в 2016 году стала еще меньше, и притом товарооборот под влиянием данного фактора сократился на 455,7 тыс. руб.
Вследствие этого можно сделать вывод о том, что организация ООО «Мастера вкуса» проводит неэффективную кадровую политику - вероятно, у сотрудников не имеется хороших стимулов и мотивации, так как их производительность труда в рассматриваемом периоде снизилась.
Однако, в 2017 году предприятие решило изменить ситуацию, руководство
компании поставило цели:
- рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;
- более эффективное использование материально-технической базы торговли;
- внедрение прогрессивных форм обслуживания;
- повышение производительности труда;
- сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;
- ускорение оборачиваемости товаров;
На данный момент, предприятие уже на пути к достижению каждой из поставленных целей. Товарооборот с 2016 года увеличился, открылись дополнительные каналы сбыта в розничном сегменте, которые сейчас продолжают расширяться, появилась собственная розничная сеть магазинов, начал полноценную работу интернет-магазин, увеличен штат сотрудников.
На данный момент, в ООО «Мастера вкуса» уделяется внимание современному развитию интернет-магазина и сайта, что позволяет получать заказы от конечных потребителей и привлекать дополнительных оптовых клиентов. Открыто совместно с партнерами 5 магазинов под названием «Мастера вкуса» и пункты выдачи интернет заказов. Ведется активная работа по развитию этого направления сбыта.
Товарооборот компании в период 2016 году значительно снизился по отношению к 2015 году - на 24,7%. Таким образом, можно свидетельствовать о том, что в целом продажи компании за последний год упали, не смотря на положительную динамику в 2015 году по сретению с 2014. Причинами тому могут быть:
- общее кризисное состояние в отрасли на уровне региона;
- недоработки рекламной кампании организации;
- снижение мотивации персонала отделов продаж в 2016 году;
- рост активности конкурентов;
- несовершенство логистической системы предприятия.
Таким образом, ликвидация причин снижения прибыли являются резервом увеличения прибыли и улучшения финансового положения ООО «Мастера вкуса». К резервам роста также были отнесены расширение ассортимента товаров, внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом, разумное использование средств, получаемых от экономии затрат и развитие материально-технической базы.
На основании проведенного исследования были даны следующие практические рекомендации по совершенствованию сбыта компании:
- увеличение товарооборота за счёт активного маркетинга;
- повышение производительности труда коллектива предприятия;
- автоматизация различных бизнес-процессов в торговле;
- налаживание отношений с поставщиками;
- постоянный мониторинг конкурентов;
- сокращение внереализационных расходов;
- отслеживание возврата дебиторской задолженности;
-внедрение современной электронной системы управления взаимоотношений с клиентами
-разработка мер по повышению мотивации сотрудников, возможные варианты карьерного роста, внедрения систем материального вознаграждения, индивидуальных целей
-выработка эффективной кадровой политики
- проведение комплексного маркетингового исследования потребностей потребителей при помощи современных методов сбора статистических данных - опросы покупателей непосредственно в точках продаж, а также в интернете;
- усовершенствование информационного обеспечения системы сбыта посредством внедрения более прогрессивного современного программного обеспечения;
- проведение подсчетов затрат на хранение продукции на собственных складах и анализ цен на хранение на складах посредников, после чего принятие
решения о наиболее выгодном способе хранения;
- выбор эффективного варианта транспортиром продукции до конечного потребителя, то есть использование собственного транспорта или привлечение сторонних транспортных организаций
- использование мобильного маркетинга.
Все вышеприведенные рекомендации дадут максимальный эффект при реализации в комплексе. Поэтому, целесообразно руководству ООО «Мастера вкуса» разработать долгосрочный и краткосрочные планы по совершенствованию логистики, кадровой политике и рекламе.
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
03.06.2018)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)"
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О рекламе"
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Книги, монографии
8. Васильев Г.А. Основы маркетинга: учеб. пособие / под ред. проф. Г. А. Васильева. М., 2005. С. 232
9. Галкин С. Бизнес в интернете / С. Галкин - М.: Изд-во Центр. - 2013. - с. 425 .
10. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2012. - 656 с
11. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности Издание 2-е
Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2012.-448с
12. Климченя Л.С. Электронная коммерция: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк. - 2012. -с. 191
13. Колодник Д., Подольский Д. Розничный магазин. Как удвоить продажи. СПб., - 2012. - с. 121.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.: Питер Ком, 2014. - 896с
15. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга. М.,
2007. С. 946.
16. Крючков, М.Ю. Перспективы внедрения электронной коммерции в России / М.Ю. Крючков. - М.: Экспресс, 2012. -с. 236.
17. Минаев Д.В., Немчин А.М. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса»,
2013. - 512 с.
18. Минько Э.В., Минько А.Э. Основы коммерции: учеб. пособие для студентов вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-512с
19. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М., - 2013. - с. 316.
20. Пирогов С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова М.: Издательский Дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива». - 2012 - с. 428.
21. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. -М.:ИНФРАМ, 2012.-248с
22. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/Майкл Портер; Пер с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 453с.
23. Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции//Юридический мир. - 2014. - с. 136.
24. Уайт С. Основы маркетинга. М., 2004. С. 319
25. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менеджмента.
- М., 2012 год
26. Федько В. П., Бондаренко В. А. Мерчандайзинг и сэмплинг. М., 2006.
С.133.
Печатная периодика
27. Агаркова А.А Экономическое обоснование эффективности рекламной кампании / Бизнес Информ № 10 / 2012 - С.1-3
28. Айрапетов О. Р. Проблемы организации и планирования сбытовой деятельности предприятия / Современные проблемы науки и образования № 5 / 2013 - С.1-7
29. Айрапетов О. Р. Тенденции развития сбытовой деятельности на предприятии / Современные проблемы науки и образования № 4 / 2013
- С.1-8
30. Акулич М.В. Способы повышения эффективности использования глобальных стратегий бизнеса и маркетинга // "Маркетинг в России и за рубежом" 2014 - №6
31. Алехин С. А. Новый метод стимулирования сбыта товаров/услуг в системе маркетинга - метод "форсированного", "спекулятивного" маркетинга // ОНВ. 1998. №5.
32. Багрин, Ю. А. Интернет как новый маркетинговый канал / Ю.А. Багрин // Маркетинг и реклама. - 2013. - № 11, с. 114.
33. Барамыко Л.В. Методические подходы к формированию и оценке эффективности товарной политики предприятия / Управление экономическими системами: электронный научный журнал № 48 (12) / 2012 - С.1-33
34. Брюханов В.В. Взаимосвязь маркетинга и управления проектами / Актуальные проблемы авиации и космонавтики № 7 / 2013 - С.1-2
35. Бурцев В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №6. - с.20-25.
36. Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М.Годин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2014. - 656 с.
37. Григорьев, М.Н. Маркетинг / М.Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2014. - 464 с.
38. Гусарова О. М. Моделирование как способ планирования и управления результатами бизнеса / Успехи современного естествознания № 11-3 / 2014 - С.1-4
39. Денисюк С. Мультимедийные технологии как инструмент Интернетмаркетинга / С. Денисюк, М. Иванова // Интернет-маркетинг. - 2013. - №2. - с. 87.
40. Е.С. Современная модель системы стимулирования сбыта продукции предприятия / Социально-экономические явления и процессы №2 5 (051) / 2013 - С.1-5
41. Кузнецова Татьяна Евгеньевна Стимулирование сбыта как элемент комплекса продвижения товара // Вестник ВУиТ. 2013. №1 (27).
42. Лапшин В. Ю., Лапшина И. М. Генезис инфраструктурного комплекса рынка труда в России: от работных домов к маркетингу рабочей силы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 6(110). С. 60-62
43. Лысакова И. Управление каналами сбыта товаров промышленного назначения. // Маркетинг. - 2012. - № 2. - с. 144.
44. Нещадимов Антон Александрович Мобильный маркетинг как эффективное средство стимулирования сбыта товаров и услуг // Kant. 2013. №3 (9).
45. Пьянченков В. П. Электронная коммерция - дорога в завтрашний день. - М.: «Мир Интернет», № 1. - 2014. - с. 68.