Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ С УСПЕШНОСТЬЮ В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ

Работа №44057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ С
УСПЕШНОСТЬЮ В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в современной психологической литературе 7
1.2. Понятие взаимосвязи эмпатии и успешности в коммуникативной
среде у подростков 11
1.3. Изучение степени взаимосвязи эмпатии и успешности в
коммуникативной среде у подростков 15
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ 24
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что эмпатию рассматривают как результат социализации личности и регулятор взаимоотношений между людьми. Так как эмпатия сопровождает личностный рост подростка и становится одним из главных признаков развития гуманистических ценностей личности, следует рассмотреть данный феномен как основу подростковой коммуникации.
В современной психологии выделяется несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.
В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые, вспоминаемые, воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов.
Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, «мозаичный» характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т.П. Гавриловой о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [9, с. 147-156].
Подростковый возраст является критическим в становлении личности, не составляет исключения и феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно выраженного уровня в подростковом периоде, она стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни.
Как объект психологической работы подростки нуждаются в помощи -социальной адаптации, создании условий для социализации. Усвоение социального опыта, готовность к его обогащению формируется через включение подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством. Одновременно подростки являются и субъектами социальной работы, что предполагает реализацию возможностей решения ребенком своих социальных проблем.
Изучение данной темы позволит внести определенный вклад не только в теоретический аспект, но и в прикладной.
Объектом исследования: обучающиеся подростки от возраста 14-15 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь степени развитии эмпатии у подростков с успешностью в коммуникативной среде.
Целью данной исследовательской работы явилось выявление взаимосвязи эмпатии с успешностью в коммуникативной среде.
Гипотеза исследования:обучающиеся подростки с низким уровнем эмпатии имеют более низкое статусное положение в группе сверстников, чем обучающие подростки имеющие высокий уровень эмпатии.
Исходя из цели исследования, целесообразно поставить следующие задачи:
1) Рассмотреть состояние научной разработанности исследуемой пробемы в психоло-педагогической литературе;
2) Изучить понятие взаимосвязи эмпатии и успешности в коммуникативной среде у подростков;
3) Рассмотреть степень взаимосвязи эмпатии и успешности в коммуникативной среде у подростков;
4) Провести эмпирическое исследование по теме работы;
5) Анализ и интерпретация результатов исследования.
Методы исследования: методика «Шкала эмоционального отклика» по А. Мехрабиена и Н.Эпштейну, диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и социометрический тест Дж.Морено.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 4" Бавлинского муниципального района РТ.
Эмпирическая выборка составила всего 36 человек, из них 18 девочек и 16 мальчиков, в возрасте от 14 до 15 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе,заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 50 наименований и приложения.Общий объем работы 50 страницы без Приложения. В тексте работы 6 таблиц и 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Общение - это одно из самых важных аспектов для подростка. Общение включает в себя такую способность как коммуникативность, благодаря которой подросток легко находит общий язык с собеседником. А для того, чтобы данный процесс развивался быстрее, коммуникативность также включает в себя способности, одной из которых является эмпатия. Однако крайне часто влияет отсутствие опыта подростка, из-за чего возникают различные трудности во взаимодействии с социумом. Все эти трудности ограничивают общение и взаимопонимание среди молодых людей, следственно, влияют на развитие опыта в межличностном взаимодействии.
Вследствие этого подростки, у которых способность к эмпатийному пониманию выше, а коммуникативные способности более развиты - быстрее могут добиться взаимопонимания в общении.
Диагностировать эмпатию у детей подросткового возраста можно с помощью теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс- диагностики эмпатии), разработанного И.М. Юсуповым ,теста «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, опросник А.Мехрабиена и Н.Эпштейна. Принцип построения методик основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Выбор неэффективных поведенческих стратегий может быть следствием личностных особенностей человека или свидетельством незнания им деятельных форм участия в жизни других людей. Для развития эмпатических способностей нужно совершенствовать коммуникативные навыки, особенно умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции.
Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на в чувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации.
В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.
Эмпатийный человек (подросток) характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружаюших, у него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения.
В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.
Для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. Предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его.
Подростки с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум.



1. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС. 2009. - 456 с.
2. Бенеш Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. 2007. - №1. С. 49 - 51.
3. Бодалев А.А. Психология общения. М.:Издательство «Институт практической психологии». 1996. - 256 с.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. 1996.
- 93 с.
5. Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ». 1996. - 472 с.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.М.: издательство Московского университета. 1996. - 162 с.
7. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии. Владивосток: ДВГМА. 2000. - 457 с.
8. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы.//Вопросы психологии. 1995. - №2 - С. 147- 156.
9. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. канд. дис. М. 1997. - 120 с.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение. 1999. - 256 с.
11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия
- М.:Совершенство. 1997. - 254 с.
12. Григорьева Т. Основы конструктивного общения: практикум Новосибирск: изд-во Новосиб. Ун-та;М.:Совершенство.1997. - 116 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1998. - №4. С. 13
14. Ефимкина Р.П. Методические указания. М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ. 1995. - 29 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2004. 384 с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб: Питер. 2001. - 752 с.
17. Казаринова Н.В. Межличностное общение: конспект лекций.
СПб.: Михайлова. 2000. - 64 с.
18. Казаринова Н.В. Межличностное общение: конспект лекций.
СПб.: Михайлова. 2000. - 64 с.
19. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер. 2006. - 752 с.
20. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельност ь : популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития. 1996. - 240 с.
21. Крылов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: учеб. Пособие. СПб.: Питер. 2002. - 560 с.
22. Крайг Г. Психология развития . СПб.: Питер. 2000. - 992 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: ЭСМО. 2001. - с.356.
24. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера». 2001. - 464 с.
25. Лабунская В.А. Психология затруднённого общения. Теория, методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для вузов. - М: Академия. 2001. - 286 с.
26. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: учеб. Пособие - Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. - 608 с.
27. Медникова А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков . Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. - Выпуск 2 (80). С. 120 - 123.
28. Мид Дж. Интернализированные другие и самость. Американская
социологическая мысль: - М.: Международный институт бизнеса и
управления. 2006. - 292 с.
29. Моторная С.Е. Ключевой фактор эволюции человечества и его формирование в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. № 3 (14).Серия «Педагогика, психология».
- Тольятти. 2013. - С .292.
30. Мудрик А.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов. 2-е изд., испр. и доп.
- М.: Институт практической психологии. 1996. - 268 с.
31. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология :учеб. Пособие. М.:Флинта ; МПСИ. 2008. - 280 с.
32. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка: 18+ : пер. с англ. 8-е изд.- СПб. : Питер. 2003.- 640 с.
33. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. М.: Сфера. 1997. - 220 с.
34. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 288 с.
35. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. Пособие. Самара: Бахрах. 1998. - 672 с.
36. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком. 1999. - 416 с.
37. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 2004. - 288 с.
38. Семенюк Л. М.Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов.М.: Институт практической психологии. 1996. - 304 с.
39. Ситяева С.М. Психологические особенности эмпатии подростков // Амурский научный вестник. 2013. - №3. - С. 151-15.
40. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. - 736 с.
41. Фетискин Н.П. Социально¬психологическая диагностика развития личности и малых групп . М.:
Институт Психотерапии. 2002. - 490 с.
42. Фельдштейна Д.И. Психология современного. М.: Педагогика, 1997. - 240 с.
43. Хазова С.А. Коммуникативные трудности подростков с признака ми игровой компьютерной аддикции. // науч.статья., Изд: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. 2013. - №3.С. 70 - 73.
44. Холмогорова А.Б. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств. М.: Московский психотерапевтический журнал. 1999. - №2,
С. 6.
45. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). Спб.: 1995. - 252 с.
46. Якунин В.А. Психология учебной деятельности подростков.
М.: Логос. 1994. - 156 с.
47. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно - ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. - № 2. С. 31- 42.
48. Рудыкина А.А., Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Экспериментальное исследование эмпатических способностей студентов медицинского колледжа - будущих медицинских сестер. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36872.
49. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //scorcher.ru/neuro/neuro sys/empaty/empaty.php
50. Бодалев А.А. Коммуникативные способности // Психология общения: энциклопедический словарь [электронный ресурс] Москва: Когито-Центр.2011. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/komunikativnye-sposobnosti.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ